Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Цель: формирование читательских умений на основе знакомства с пьесой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Образовательная: выделять качества героев произведения; читать выразительно по ролям.

Развивающая: развивать речь на основе чтения произведений литературы.

Воспитывающая: воспитывать отзывчивость, скромность на основе беседы о качествах девочки из произведения «Двенадцать месяцев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._konspekt_12_mesyatsev.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Класс 2

УМК «Перспектива»,

Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Цель: формирование читательских умений на основе знакомства с пьесой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Образовательная: выделять качества героев произведения; читать выразительно по ролям.

Развивающая: развивать речь на основе чтения произведений литературы.

Воспитывающая: воспитывать отзывчивость, скромность на основе беседы о качествах девочки из произведения «Двенадцать месяцев».

Тип: урок открытия нового знания

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:учебник, мультимедиа-презентация.

Проектируемые результаты:

- Личностные

Л1: ценить добро, природу, мир;

Л2: формирование личностного смысла учения, желания учиться;

- Предметные

Пр1: характеризовать героев;

Пр2: передавать характер и манеры героя при помощи голоса;

Пр3: сравнивать героев по их поступкам;

Пр4: выразительно читать;

Пр5: передавать характер героев при помощи интонации;

- Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

Р1: самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р2: определять цель учебной деятельности;

Р3: оценивать свою работу;

  • Коммуникативные УУД

К1: участвовать в диалоге;

К2: читать вслух и про себя тексты учебников;

К3: работать в группе;

  • Познавательные УУД

П1: ориентироваться в учебнике;

П2: отвечать на простые и сложные вопросы;


№ этапа, этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

#1052;отивационный этап

- Здравствуйте ребята, сначала садятся девочки, и еще тише мальчики.

- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

1) вдох носом, выдох через рот;

2) нюхаем цветок;

3) тушим свечу.

- А сейчас прочитаем слоги в таблице. Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем по строчке.

ба бе би бобу бы бюбя

ва в еви во ву вы вювя

бак без бидбоч бум бык бюрбяз

вар вес виз вод вуз высвют вял

- Читаем чистоговорки сначала шёпотом и медленно, затем громко и быстро.

ВА-ФА-ВА - в лесу живет сова.

ФЫ-ФЫ-ВЫ - в саду росли сливы.

ВА-ВА-ФА - платье новое из шкафа.

ФЕ-ВЕ-ФЕ - подушка на софе.

- Мы подготовились к чтению и переходим к проверке домашнего задания. Дома вы должны были подготовить выразительное чтение стихотворения Аполлона Майкова «Христос Воскрес» на странице 60.

Приветствуют учителя

Дыхательная гимнастика

Читают слоги

Читают чистоговорки

Читают стих выразительно

Пр2, Пр4, Р1, К1, К2, П1, Л1, Л2

2. Актуализация

- Ребята, посмотрите на слайд, что это изображено

- Верно, сегодня мы отправимся в театр, и побудем в роли актеров. В этом нам поможет одно произведение. А вот какое? Вам предстоит угадать.

- Посмотрите внимательно на слайд, на нем изображена иллюстрация. Кто уже догадался, из какого произведения она?

- Вам знакома эта сказка?

- Вы читали её сами, или вам читали взрослые?

- Кто видел мультфильм?

- А вы знаете, кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора

- Какие его произведения вы знаете еще?

- О чем эти произведения? (Монолог из опыта)

- Театр

- 12 месяцев

- Да

- Сами (взрослые)

- Самуил Яковлевич Маршак

- «Вот какой рассеянный», «Кошкин дом», «Теремок», «Робин - Бобин», «О глупом мышонке» и т.д.

Р1, Р2, К1, П2, Л1

3. Постановка учебной задачи

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Думаю, у нас все получится.

- Мы познакомимся с произведением С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Р2, К1, П2, Л2

4. Работа по теме урока

- Откройте учебник на странице 61, и посмотрите на запись произведения. Что вы заметили?

- Это не просто произведение, это пьеса-сказка. Чем отличается пьеса от других произведений?

- Верно, диалог (беседа, спор между двумя персонажами) составляет основу пьесы, поэтому ее персонажей называют действующими лицами. Важную роль в пьесе играют афиша – это список действующих лиц, часто характеризующих их, и ремарки – авторские пояснения, касающиеся обстановки, внешнего вида персонажей, их состояния, поведения, жестов, интонации. При чтении пьесы необходимо воображать, мысленно представлять себе в живом действии героев пьесы.

Прозаическая пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей выступают олицетворенные силы природы.

- Ребята, попробуйте назвать действующих лиц пьесы, не читая ее.

- Сейчас прослушаем эту сказку. Ваше задание следить за текстом, и запоминать те слова, которые вам непонятны.

Прослушивание аудиозаписи отрывка пьесы.

- Итак, какие чувства вы испытали при прослушивании?

- Мы хорошо поработали, теперь немного разомнемся. Поднимаемся со своих мест, и представим себя в роли актером в театре.

Физминутка

- Мальчики, покажите нам бравого солдата. Промаршируйте. Покажите, как отдают честь.

- Девочки, представьте себя придворными дамами. Покажите свою безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит королева. Изобразите реверанс.

- А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы ветра.

- Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или домашний камин. Изобразите это действие.

- Молодцы, присаживаемся, и продолжаем работать

- А сейчас обратимся к непонятным словам. Прочитаем их значение по толковому словарю Ожегова.

- Кто такая падчерица, прочитай со слайда?

- Кто такая мачеха?

- Что такое посох?

- Поземка?

- Валежник?

- Давайте вернемся к нашим героям.

- Что вы можете сказать здесь о девочке? Какая она?

- Что вы можете сказать о мачехе?

- Почему вы так решили?

- А какими показаны братья месяцы?

- Вам понравилась пьеса?

- А чем?

- Ребята, а чему этот отрывок может научить?

- Текст записан не как обычно, в нем реплики написаны по ролям.

- Пьеса предназначена для постановки на театральной сцене.

- Падчерица, январь, февраль, март, апрель, май, август, декабрь

Следят за текстом

Дети делятся своими впечатлениями

Проводят физминутку

- Падчерица – это неродная дочь одного из супругов

- Мачеха – это неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака

- Посох – это длинная трость

- Поземка – это вьюга, во время которой дует низовой ветер

- Валежник – это сухие сучья, деревья, упавшие на землю
- Девочка: добрая, отзывчивая, скромная, воспитанная

- Она делает все для своей выгоды, ей нужны лишь деньги и власть

- Потому что она отправила свою падчерицу в лес зимой одну за подснежниками для королевы, ради вознаграждения.

- Отзывчивыми, добрыми, готовыми помочь в беде

- Да

Ответы детей

- Доброте, отзывчивости, помощи в беде, скромности.

Пр1, Пр3, Пр4, Р1, Р2, К1, К2, П1, П2, Л1

5. Закрепление изученного материала

- А теперь мы с вами разделимся по рядам, и прочитаем по ролям эту пьесу, как настоящие актеры театра.

- Для начала вспомним правила работы в группе, как будем работать?

- Распределите роли в группе, не забудьте обратить внимание на слова в скобках и слова автора. Они помогут вам правильно сыграть роли.

- Итак, проверим, как вы подготовились. Начнем с 3 ряда.

- Теперь послушаем 1 ряд

- А сейчас, 2 ряд прочитает

- Молодцы, вы хорошо подготовились

- Придумайте свою концовку к пьесе, не менее 5 предложений.

- Дружно, не спорить, выслушивать мнение каждого

Объединяются в группы, распределяют роли, репетируют чтение по ролям.

Читают по ролям

Придумывают концовку

Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Р1, Р2, К1, К2, К3, П1, П2, Л1

6. Рефлексия

Подведение итогов урока

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

- Вы большие молодцы! Спасибо за активную работу! До свидания!

- С хорошим

- Потому что нам понравилось читать по ролям и другие варианты

Ответы детей

Р1, Р3, К1, П2, Л1, Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...