Рабочая программа Литературное чтение 1- 4 класс
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа Литературное чтение 1- 4 класс СРО Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1-4_klassy.docx86.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературному чтению

Классы: 1-4

Содержание

  1. Планируемые результаты учебного предмета… 3

  1. Личностные УУД 3
  2. Регулятивные УУД 4
  3. Познавательные УУД 5
  4. Коммуникативные УУД 7
  5. Предметные результаты 9
  1. Содержание учебного предмета… 17

  1. 1 класс 17
  2. 2 класс 20
  3. 3 класс 21
  4. 4 класс 24

Планируемые результаты учебного предмета

1 класс

2 класс

3 класс

4 классс

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

- положительное отно-

– положительное

- интерес к содержанию и

  • понимание, что отноше-

шение к уроку литера-

отношение к освоению

форме художественных

ние к Родине начинается с

турного чтения;

содержания предмета

произведений;

отношений к семье и к ма-

- эмоциональное во-

«Литературное чтение»;

- интерес к некоторым ви-

лой родине, находить приме-

сприятие поступков ге-

– основы для эмоцио-

дам творческой деятель-

ры самоотверженной любви

роев литературных про-

нального переживания

ности на основе литератур-

к малой родине среди героев

изведений доступных

художественного текста;

ных произведений;

прочитанных произведений;

жанров и форм;

– начальные представле-

- интерес к миру чувств и

  • умение собирать матери-

- способность отклика-

ния о нравственных

мыслей человека, отраже-

ал для проведения заочных

ться на добрые чувства

понятиях, отраженных в

нных в литературе;

экскурсий по любимым мес-

при восприятии образов

литературных текстах

- основы эмоционального

там своей Родины, местам,

героев сказок, рассказов

(родной дом, родители,

сопереживания прочитан-

воспетым в произведениях

и других литературных

малая Родина, ответ-

ному или услышанному

писателей и поэтов, доно-

произведений;

ственность за родных,

художественному произве-

сить эту информацию до

- первоначальные пред-

свое дело; забота о

дению;

слушателей, используя

ставления о нравствен-

других, смелость как

- эмоциональное отноше-

художественные формы

ных понятиях (доброта

преодоление страха,

ние к чертам характера и

изложения (литературный

и сострадание, взаимо-

верность в дружбе);

поступкам людей на при-

журнал, уроки-концерты,

помощь и забота о сла-

– эстетические чувства

мере героев литературных

уроки-праздники, уроки-

бом, смелость, чест-

при восприятии красоты

произведений;

конкурсы и пр.);

ность), отражённых в

родной природы,

- чувство сопричастности

  • составлять сборники

литературных текстах;

отраженной в худо-

своему народу;

стихов и рассказов о Родине,

- восприятие семейных

жественных произведе-

- понимание моральных

включать в них и произве-

традиций, в т.ч. в семей-

ниях;

норм при оценке поступков

дения собственного сочине-

ном чтении;

– понимание своих чувств

героев литературных

ния;

- чувство любви к при-

на основе восприятия

произведений;

  • принимать участие в

роде родного края;

чувств героев литера-

- общее представление о

проекте на тему «Моя

- основы для развития

турных произведений.

мире разных профессий, их

Родина в произведениях

творческого вообра-

значении и содержании.

великих художников, поэтов

жения.

и музыкантов».

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к чтению;

– интереса к чтению как

-понимание необходимости

  • необходимости позна-

мотивации обращения к

особому способу изобра-

учения, важности чтения

вать национальные тради-

книге;

жения действитель-

для современного человека;

ции своего народа, сохра-

- основы для эмоцио-

ности;

- чувства сопричастности

нять их;

нального переживания

– мотивации к самовыра-

к сохранению чистоты

  • умения рассказывать о

художественного текс-

жению в выразительном

родного языка;

своей Родине, об авторах и

та;

чтении, творческой и иг-

- понятия об ответствен-

их произведениях о Родине, о

- способности выра-

ровой деятельности;

ности человека за себя и

памятных местах своей

жать свои эмоции в

– основы для эмоциональ-

близких, о высших чув-

малой родины;

выразительном чтении;

ного переживания и

ствах любви, внимания, за-

  • находить в Интернете, в

- понимания смысла

осознания основной мыс-

боты;

библиотеке произведения о

нравственного урока

ли художественного

- понимания своей семей-

Родине, о людях, совершив-

произведения;

текста;

ной и этнической идентич-

ших подвиг во имя своей

способности испыты-

– эмоционального отно-

ности;

Родины;

вать высшие нравст-

шения к поступкам геро-

- любви к Родине, пред-

  • создавать свои собс-

венные чувства – гор-

ев литературных про-

ставлений о героическом

твенные проекты о Родине,

дость, стыд, вина;

изведений доступных

прошлом нашего народа;

писать собственные

- умения оценивать

жанров и форм;

- чувства ответствен-

произведения о Родине.

поведение героев

– любви к родному дому,

ности за мир природы;

произведения с точки

малой Родине;

- умения оценивать свои

зрения морали и этики под руководством учи- теля;

– представлений об оцен- ке литературного героя произведения по его по-

ступкам;

поступки на основе сопо- ставления с героями лите- ратурных произведений;

  • стремления к взаимо- пониманию детей и взрослых;
  • ориентации на здоро- вый образ жизни;
  • стремление к успеш- ности в учебной дея- тельности.
  • первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки;
  • стремления к успеш- ности учебной деятель- ности.
  • первоначальной ориен- тации учащегося в сис- теме личностных смыслов;
  • понятий о дружбе, со- трудничестве вколлекти- ве, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
  • принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
  • менять позиции слуша- теля и читателя в зави- симости от учебной задачи;
  • участвовать в обсужде- нии плана выполнения заданий;
  • работать со словарем и с материалом предвари- тельного чтения;
  • выполнять учебные дей- ствия в устной, пись-

менной речи и оценивать их;

  • ориентироваться в при- нятой системе значков.
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • планировать, контроли- ровать и оценивать учеб- ные действия в соответ- ствии с поставленной зада- чей и условиями ее реали- зации;
  • определять наиболее эф- фективные способы дости- жения результата;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соот- ветствии с принятой ролью.
  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе раз- говорной речи, без искаже- ний, выразительно, выбо- рочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, вырабо- танный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план ра- боты (возможно, альтерна- тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эф- фективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и конт- ролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выра- ботанными критериями и

выбранными формами оце- нивания;

  • определять границы соб- ственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу уро- ка и в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке.

Обучающийся получит возможность

  • понимать цель и смысл выполняемых заданий;
  • понимать важность планирования своей деятельности:
  • выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
  • участвовать в оценке результатов деятельности.
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку;
  • самостоятельно работать с учебником во внеурочное время;
  • корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
  • выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению;
  • выбирать книги для внеклассного чтения.
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку;
  • самостоятельно работать с учебником во внеурочное время;
  • корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
  • выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению;
  • выбирать книги для внеклассного чтения.
  • самостоятельно обнару- живать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выби- рать возможный путь для достижения данного резуль- тата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достиже- ний;
  • самостоятельно интер- претировать полученную информацию в процессе ра- боты на уроке и преобразо- вывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, ис- пользовать различные виды чтения;
  • пользоваться компью- терными технологиями как инструментом для дости-

жения своих учебных целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
  • понимать фактическое содержание текста;
  • выделять события, видеть их последовательность в произведении;
  • выделять в тексте основные части;
  • выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
  • работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;
  • пользоваться словарными пояснениями учебника.
  • читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;
  • пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии;
  • воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предваритель- ного чтения;
  • понимать вопросы к тексту;
  • ориентироваться в со- держании учебника, осу- ществлять поиск произ- ведений;
  • анализировать доступ- ные по содержанию ху- дожественные тексты;
  • сравнивать худо- жественный и научно- популярный тексты.
  • отличать художественный текст от научного и науч- но-популярного;
  • пересказывать текст по плану;
  • структурировать знания при сопоставлении текстов;
  • применять схемы, таб- лицы как способ пред- ставления, осмысления и обобщения информации;
  • применять известные по- нятия к новому материалу, формулировать выводы;
  • искать информацию, представлять найденную информацию;
  • уметь различать сущест- венную и дополнительную информацию, выделять главное;
  • знать разные виды сло- варей, справочников, энциклопедий.
  • находить необходимую информацию в тексте лите- ратурного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литера- турный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ- ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпи- теты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантас- тическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное

произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название вы- ставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • понимать смысл и значе- ние создания летописей, бы- лин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литера- туры (Пушкина, Лермон- това, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуаль- ные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и

выполнении проектных зада- ний;

  • предлагать вариант реше- ния нравственной проблемы исходя из своих нравствен- ных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произве- дения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разно- образных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического сти- хотворения), осознавать

смысл изобразительно-

выразительных средств язы- ка произведения, выявлять отношение автора к описы-

ваемым событиям и героям произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять и формулировать

– проводить аналогии между изучаемым

- пересказывать близко к тексту небольшие по объ-

  • самостоятельно анали- зировать художественные

познавательную цель;

  • структуировать знания;
  • группировать тексты по заданному основанию;
  • различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
  • работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.

материалом и собственным опытом;

  • видеть особенности народного и автор- ского текста, в том числе с учетом пред- ставления о подроб- ности в художествен- ном изображении;
  • осознавать роль на- звания произведения;
  • понимать информа- цию, заложенную в вы- разительных средствах произведения;
  • сочинять небольшие тексты на заданную тему.

ему и разные по жанру тексты;

  • понимать структуру по- строения рассуждения;
  • воспринимать целостную информацию благодаря ин- теграции с другими пред- метами и видами искус- ства;
  • проявлять инициативу в поиске дополнительной ин- формации, ориентиро- ваться в словарях и

справо-чниках, в контролируемом пространстве Интернета;

  • проводить аналогии меж-ду изучаемым мате- риалом и собственным опытом;
  • создавать художествен- ные тексты разных жан-

ров в устной и письменной форме.

произведения разных жан- ров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие на- строения; выразительно чи- тать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои соб- ственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью исполь- зования различных вырази- тельных средств.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
  • воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
  • понимать содержание вопросов и

высказываний учителя и сверстников;

  • принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
  • участвовать в

выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;
  • проявлять интерес к общению и групповой работе;
  • воспринимать мнение собеседников;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
  • действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
  • участвовать в

выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;
  • проявлять интерес к общению и групповой работе;
  • воспринимать мнение собеседников;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
  • действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произве- дение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:

«Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элемен- тарными приёмами убежде- ния, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно форму- лировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочи- танному произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно

фиксируя основные положения устного

высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимо- действия между участни- ками диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных выска- зываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведе- нию;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполне- нии заданий, при чтении по ролям, при подготовке ин- сценировки, проекта, выпол- нении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятель- но критерии оценивания

выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критери- ям;

  • оценивать своёповедение по критериям, выработан- ным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализи- ровать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечиты- ванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликт- ные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, пере- рабатывать, систематизиро- вать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9-10 слай- дов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презента- ции не только текст, но и изображения;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на кото- рых представлены цель и

план выступления.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
  • проявлять интерес к общению на уроке;
  • уважать мнение собеседников;
  • преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
  • входить в коммуникативную

игровую и учебную ситуацию.

  • корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
  • ориентироваться в нравственном содержа- нии понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
  • понимать и учитывать коммуникативную пози- цию взрослых собеседни- ков;
  • понимать контекстную речь взрослых;
  • эмоционально восприни- мать содержание выска- зываний собеседника.
  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, ис- пользовать доступные ре- чевые средства в соответ- ствии с задачей высказы- вания;
  • проявлять устойчивый интерес к общению и груп- повой работе;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • принимать участие в кол- лективном выполнении за- даний, в т.ч. творческих;
  • участвовать в проектах, инсценировках, cпектаклях
  • видеть ошибку и исправ- лять ее с помощью взрослого.
  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказы- вать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать ли- тературное произведение в соответствии с поставлен- ными задачами, оценивать самостоятельно по создан- ным критериям уровень выполненной работы.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
  • читать наизусть стихотворения разных

авторов по

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
  • читать наизусть стихотворения разных

авторов по собственному

  • ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
  • пересказывать текст кратко, отвечать на

вопросы по тексту и формулировать свои

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного,

познавательного опыта; понимать цель чтения:

собственному выбору;

  • понимать содержание прочитанного;
  • пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
  • эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
  • находить и

придумывать рифмы;

  • определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
  • отличать монолог от диалога;
  • уметь работать со

всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

выбору;

  • понимать содержание прочитанного;
  • пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
  • эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
  • находить и придумывать рифмы;
  • делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
  • выделять главную мысль прочитанного произведения;
  • определять тему произведения;
  • отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
  • составлять описание природы, предметов;
  • выразительно читать диалоги, читать по ролям;
  • овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;
  • определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
  • отличать монолог от диалога;
  • уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • пересказывать небольшие по объему тексты;
  • оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

вопросы;

  • при чтении и аудирова- нии распознавать по харак- терным особенностям текс- та миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;
  • понимать и показывать на примерах особенности

малых фольклорных жанров: пословицы, загад- ки, скороговорки, считал- ки;

  • соотносить главную

мысль и название произве- дения;

  • определять роль портрета и пейзажа в произведении;
  • видеть особенности

юмористических текстов;

  • соотносить основное содержание литературного произведения и разнооб- разный иллюстративный материал;
  • самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной инфор- мации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух)

выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное

ознакомительное,

выборочное поисковое,

выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям

произведения; определять

основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ

примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ

примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями,

чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать

взаимосвязь между отдельными фактами,

событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы,

основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую,

например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,

основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую,

например, объяснять явления природы, пояснять

описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,

самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

(только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно- популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание

прочитанного или прослушанного с учетом

специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанног о текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять смысловые части текста, сопо- ставлять их содержа- ние;
  • определять главную мысль литературного произведения;
  • соотносить иллю- стративный материал и основное содержание литературного произве- дения;
  • строить высказыва- ния по образцу;
  • формулировать не- сложные выводы;
  • читать тексты, пони- мать фактическое содержание текста, выделять в них основ- ные части;
  • находить в тексте по подсказке учителя про- стые средства изобра- жения и выражения чувств героя;
  • осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текс- та;
  • понимать изобрази- тельную природу худо- жественного текста,

«рисующие» слова,

«картинный» план.

-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, развитие чувства;

-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

-определять роль портре- та и пейзажа в произве- дениях;

-находить в юмористи- ческих текстах прием неожиданности в создании комического;

-понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов нацио- нальными особенностями и представлениями народов о счастье, спра- ведливости, добре и зле;

-создавать свои неболь- шие художественные тексты.

  • находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
  • пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
  • понимать возможности литературы в передаче сложного настроения, изображении развития чувства;
  • находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании комического;
  • понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями о счастье, справедливости, добре и зле;
  • оценивать поступки героя и отношение автора к нему;
  • создавать свои небольшие художественные тексты.

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

- читать осознанно и правильно вслух

– пользоваться в учебнике словарем;

– самостоятельно ориентироваться в

- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в

небольшой текст плавным слоговым чтением и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка;

- отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного.

  • ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника;
  • осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;
  • находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора;
  • находить произведения в Хрестоматии.

содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

  • самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
  • осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике

«Прочитай эти книги»;

  • осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
  • готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
  • понимать назначение аннотации на литературное произведение;
  • называть одно периодическое

литературно- художественное издание.

контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
  • орфоэпическому чтению (при чтении целыми словами);
  • безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для чтения.
  • осознавать значение книги в жизни человека;
  • находить произведения определенной тематики в дополнительной литера- туре;
  • создавать свои иллю- страции к литературным произведениям;
  • сравнивать иллюстра- ции и содержание произ- ведений;
  • иметь представление о справочной, периоди- ческой литературе; осуществлять поиск тематических журналов.
  • находить стихотворения по теме в других книгах;
  • находить произведения, с фрагментами которых знакомились в учебнике;
  • определять любимые произведения,
  • понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
  • составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
  • писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
  • создавать презентации книг различной тематики;
  • сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
  • участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
  • ориентироваться в мире

детской литературы на основе знакомства с

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

помещенные в учебнике.

произведениями отечественной и

зарубежной детской литературы разных эпох.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

- сопоставлять неболь- шие по объему тексты: поэтический и прозаи- ческий; сказочный и реалистический;

  • понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;
  • различать диалогичес- кий и монологический характер произведения;
  • различать рассказ ав- тора и рассказ героя о событии;
  • воспринимать разви- тие действия и случай- ность как одно из средств развития сю- жета.
  • понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;
  • различать диалогичес- кий и монологический характер произведения;
  • различать рассказ ав- тора и рассказ героя о со- бытии;
  • воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств раз- вития сюжета.
  • различать миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;
  • понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет;
  • сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и

комические;

  • находить признаки литературных сказок, определять позицию автора сказки;
  • определять события рассказа;

- понимать сюжет как цепь событий;

– приводить примеры многозначности поэтического слова.

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной

выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной

выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочита нного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • находить в тексте изобразительные сред- ства: подробность, срав- нение;
  • выделять поступок как проявление характера ге- роя;
  • воспринимать и оцени- вать выразительное на- чало художественного текста, используя поня- тия: смена картин, изо- бражение чувств, стихи веселые, смешные, юмор;
  • воспринимать изобра- зительные возможности ритма в замедлении и ускорении действия;
  • пользоваться поняти- ями: речь, поступок, по- ртрет героя;
  • определять особеннос- ти народной сказки.
  • выявлять особенности построения сюжета, спо- собы создания образа героя в волшебных, бытовых сказках; в былинах и мифах разных народов;
  • эмоционально восприни- мать и определять язык, напевность, ритм былин;
  • понимать диалогическую природу басни, определять мораль как ее главную мысль;
  • понимать возможность эволюции характера героя литературного произве- дения;
  • видеть единство вырази- тельного и изобразитель- ного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настро- ения.
  • воспринимать художест- венную литературу как вид искусства, приводить при- меры проявления художест- венного вымысла в произве- дениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный ана- лиз различных текстов, ис- пользуя ряд литературовед- ческих понятий (фольклор- ная и авторская литерату- ра, структура текста, ге- рой, автор) и средств худо- жественной выразитель- ности (иносказание, мета- фора, олицетворение, срав- нение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художест- венного текста.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • подбирать иллюстра- ции к литературному произведению;
  • создавать рисунки- иллюстрации к произве- дениям;
  • выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

–воспринимать эмоцио- нальное содержание ху- дожественных текстов;

–читать по ролям, пере- давая основное настрое- ние произведения;

–подбирать и (или) созда- вать иллюстрации к литературному произведению.

  • пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;
  • находить в текстах спо- собы создания характера героя;
  • читать по ролям, инсце- нировать, передавая основ- ное настроение произве- дения;
  • подбирать иллюстрации к литературному произве- дению.
  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, до- полняя его начало или окон- чание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом

коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать эмоци- ональное содержание художественных текс- тов;

  • выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать ее в чте- нии;
  • выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
  • инсценировать не- сложные произведения.
  • использовать при чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;
  • находить точное и выразительное слово;
  • читать диалоги, пересказывать небольшие тексты;
  • сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану.
  • менять темп и способ чтения в зависимости от учебных задач;
  • передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором;
  • читать диалоги, пересказывать тексты;
  • сочинять небольшие тексты, используя предусмотренные программой средства создания произведений небольших жанров.
  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой ипояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание учебного предмета 1 класс

СРО Л.В. Занкова

Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно- познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно- следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или

прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно- популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на

основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Подготовительный период

20 ч

Букварный период

64 ч

Послебукварный период

12 ч

2.

Систематический курс

40 ч

Жили, были буквы

6 ч

Сказки, загадки, небылицы

5 ч

Апрель, апрель, звенит капель

6 ч

И в шутку, и всерьез

5 ч

Я и мои друзья

8 ч

Повторение

10 ч

Всего:

132 ч

Содержание учебного предмета 2 класс

СРО Л.В. Занкова

Глава 1. Вступление, или Детективное начало... (10 часов)

Характер литературного героя: по рассказам В. Драгунского «Что я люблю», «... И чего не люблю!», «Что любит Мишка», стихотворению И. Токмаковой «Мне грустно.». Прием контраста в литературе: по стихотворениям Б. Заходера, Дж. Чиарди, Д. Кедрина. Образ ночи в поэзии, живописи и музыке: А. Пушкин «Тиха украинская ночь...», фрагмент рассказа В. Драгунского, картина А. Куинджи «Ночь на Днепре». Сравниваем научный и художественный текст: по статье из «Энциклопедического словаря», по рассказу М. Пришвина, стихотворению В. Друка. Понятие о видах искусства (литература, живопись, музыка).

Глава 2. Завязка, тайны искусства...(12 часов)

Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья». Песни осени: по стихотворению Д. Кедрина «Осенняя песня», О. Дриза «Кончилось лето». Олицетворение как поэтический прием: по стихотворениям М. Лермонтова «Утес», Ф. Тютчева «Что ты клонишь над водами...». Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы.» и на полотне И. Левитана «Золотая осень». Чудесный дар - видеть красоту мира: по сказкам С. Козлова «Ежик в тумане», «Красота», стихотворению М. Цветаевой «Одна половинка окна.». Картины мира, созданные писателями и поэтами: Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», И. Пивоварова «Песня зарянки». Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога». Как смотрят на мир поэт и ученый: по стихотворениям И. Пивоваровой «Как я считал», Н. Орловой «Самолет», рассказам Г. Корниловой «Про бабочку», «Вертолет», К. Арона, С. Сахарнова «Воздушный богатырь».

Глава 3. Погоня за секретами литературы (17 часов)

Что такое образ? Мир литературы - мир образов. Ироническое отношение автора к герою (по произведениям К. Чуковского, Е. Чеповецкого, С. Маршака, Э. Мошковской, С. Михалкова). Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия в рассказе: Л. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка». Приемы, помогающие автору создать художественный образ (В. Даль «Старик-годовик», П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане...»). Фантазия и неправда - это одно и то же? Юмористические произведения: Ю. Мориц «Сто фантазий», Н. Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот». Наедине с книгой. Авторская сказка (В. Катаев «Цветик-семицветик»). Автопортрет читателя (Э. Мошковская «Я сперва была сосною...», Е. Чеповецкий «Кто как ходит»).

Глава 4. Идем по невиданным следам...(18 часов)

Исследуем волшебную сказку (Ю. Мориц «Песенка про сказку», вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»). Особенности авторской сказки (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый», сказка Ш. Перро «Кот в сапогах». Зимняя страничка (стихотворение А. Пушкина «Опрятней модного паркета.»). Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И. Сурикова «Все темней, темней и тише.» и фрагменте сказки П. Ершова «Конек-горбунок». Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Бытовая сказка (русская народная сказка «Мужик и медведь», эвенкийская сказка «Медведь и охотник»).

Глава 5. Кульминация! Вершина воображения... (26 часов)

Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах (С. Есенин «Зима», Е. Благинина). Наедине с книгой. Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Нравственные уроки сказок (татарская народная сказка «Три дочери»). Разгадываем загадки сказок (русская народная сказка «Снегурочка», стихотворение О. Вацетиса «Подснежник»). Следы сказочного жанра в стихотворениях И. Сурикова, Д. Хармса. Особенности авторского взгляда: М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», фрагмент сказки О. Пройслера «Маленькая Баба-яга». Мир авторской сказки (фрагмент сказки А. Толстого «Золотой ключик.»). Исследуем законы рассказа (Л. Толстой «Акула»).

Глава 6. Вперед по дороге открытий (23 часа)

Наедине с книгой. Уроки добра: Э. Мошковская «Дедушка Дерево», Г. Скребицкий «Передышка». Следы волшебных сказок в авторских текстах (Ф. Тютчев «Зима недаром злится.»). В. Бианки - писатель и ученый (сказка «Как Муравьишка домой спешил»). Научный и художественный текст (В. Бианки «Муравейник зашевелился», С. Махотин «Жук»). «Точка зрения» художника в литературе и живописи. Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного (Саша Черный «Песня мухи»). Уроки этики в авторском произведении: К. Ушинский «Играющие собаки», Л. Муур «Крошка Енот». Исследуем жанры устного народного творчества (потешки, сказки, загадки). Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца.»). Колыбельные в авторской поэзии (Саша Черный «Колыбельная», А. Барто «Старший брат сестру баюкал.»). Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах (Э. Успенский, А. Усачев, И. Пивоварова). Современная авторская сказка: Л. Петрушевская «Кот, который умел петь», «Все непонятливые».

Глава 7. Развязка. Раскрытые тайны...(15 часов)

Исследуем научные и художественные тексты: Дж. Родари «Отчего идет дождь?». Юмор в литературном произведении: Э. Успенский «Разгром», Н. Носов «Мишкина каша», «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер». Что это такое - быть настоящим поэтом: Н. Носов «Как Незнайка сочинил стихи», О. Дриз «Как сделать утро волшебным», Н. Рыленков «После дождя». Сергей Козлов - сказочник и поэт («В небе туча хмурится.»). Понятие о видах искусства (театр, архитектура, скульптура).

Глава 8. Заключение, или Счастливые минуты с книгой (15 часов)

Поэтические и живописные образы детей: С. Маршак, В. Лунин, Э. Успенский, картина З. Серебряковой «За завтраком». Как смотрят на мир поэт и ребенок (А. Барто «В пустой квартире»). Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах». Сопричастность миру семьи, Родины: А. Смирнов «Кто был на войне», В. Берестов «Мир», М. Матусовский «С чего начинается Родина?». Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек».

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Вступление, или Детективное начало...

10

2

Завязка, тайны искусства

12

3

Погоня за секретами литературы

17

4

Идем по невиданным следам

18

5

Кульминация! Вершина воображения...

26

6

Вперед по дороге открытий (23 часа)

23

7

Развязка. Раскрытые тайны...

15

8

Заключение, или Счастливые минуты с книгой

15

Всего:

136 ч

Содержание учебного предмета 3 класс

СРО Л.В. Занкова

1. Народные сказки

Волшебные сказки. Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки — представлений о неодолимости добра, возмездии за зло.

Бытовые сказки. Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. «Простой» непростой герой, здравый смысл, смекалка, хитрость — основы его непобедимости; самоирония народа как основа оптимизма и нравственного здоровья. Утверждение жизненной активности как залога удачи, счастье как награда герою. Победа «простых» и бедных над «умными» и богатыми. Сказки разных народов. Общее и различное в темах, сюжетах и образах сказок, причины различий. Характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле. Русская народная сказка «Дочь — семилетка». «Каша из топора». «Бой на Калиновом мосту». «Сивка — Бурка». «Баба Яга».

Японская сказка «Земляника под снегом». Узбекская сказка «Ох» и «Ах». Ненецкая сказка «Кукушка». Литовская сказка «Бедняк и богач».

2. Былины

Отражение в былинах народных представлений. Язык, напевность, ритм. Особенности былинного жанра.

Идея служения Отечеству, героический характер. Идея служения Отечеству в произведениях русского народа.

Былина « Алёша Попович и Тугарин Змеевич». Былина «Илья Муромец и Соловей — разбойник». Былина «Добрыня Никитич и Змей».

3. Мифы

Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей. Мифы разных народов о взаимоотношениях людей и богов, героях и их подвигах, о самых дурных и самых лучших качествах человека. Древние славяне.

Мифы и легенды Древней Греции. Знакомство с мифическими древнегреческими богами. Древнегреческий миф «Лернейская гидра». Изучение славянской мифологии.

4. Сказки, написанные авторами

Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. Автор — рассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской воли в сюжете сказки, финале и названии. Подробность как признак литературной сказки; возможность стихотворной формы. Способность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир неживой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

5. Басни

Басня как сценка из жизни, диалогическая природа басни. Мораль — сформулированная автором главная мысль. Эзоп «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса». Эзоп «Пчёлы и Зевс». И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»., «Квартет», С.В. Михалков «Дальновидная Сорока».

6. Сказы

Двойственная природа сказа: реальная основа и сказочные мотивы. Особенность сказового слова, народность сказа.

7. Рассказы

Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. Композиция как проявление авторской позиции. Автор и рассказчик. Герой — движущая сила сюжета, возможность эволюции характера героя. Поступок как способ проявления характера героя. Портрет и пейзаж в произведении. Правда жизни и вымысел. К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». С.Г. Георгиев «Дедушка». В.К. Железников «Рыцарь». Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка». . В.К. Железников «Три ветки мимозы». К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

8. Поэзия, поэтические странички (по временам года)

Единство выразительного и изобразительного начал. Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многозначность. Главная мысль стихотворения. Эффект неожиданности. Необычное в обычном, тайны смешных стихов. Э.Н. Успенский «Неудачник». Изучение юмористических стихотворений. О.Е. Григорьева, Ф.Д. Кривина, Ю.Д. Владимирова. Ю.И. Коваль «Сундук», Э. Лир «Лимерики». Н.Н. Матвеева «Грустный заяц». Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин». . Н.М. Рубцов «Хлеб». С.А. Есенин «С добрым утром!». «Черёмуха». «Береза». В.В. Маяковский «Тучкины штучки». Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я готов...». И.А. Бунин «Детство». С.П. Щипачёв «Подсолнух». Э.Н. Успенский «Память» С. Я. Маршак «Пожелания друзьям». «Как поработала зима…» А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...» А.А. Фет «Ещё светлело перед окном...» «Печальная береза». И.С. Никитин «Утро». А.А. Блок «Ворона». Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится...» А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами...» «В тот год осенняя погода…» Б.А. Пастернак «Снег идет…». Н.А. Некрасов «Славная осень…» А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...». Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Г.А. Ладонщикова «Верная примета», А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...», Ф.И. Тютчева «Сентябрь холодный бушевал...»

9. Пьесы

Коллективная творческая работа. Работа над сочинениями-описаниями и сочинениями- рассуждениями. Сочинение небольших сказок и рассказов по самостоятельно разработанному плану. Краткий пересказ. Пересказ текста с его творческой обработкой. Составление рассказа по картине художника. Пьесса Е.Л. Шварца «Красная Шапочка»

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Осенние странички

9

2

Народные сказки

22

3

Преданье старины глубокой

20

4

Зимние странички

5

5

Авторские сказки

16

6

Весенние странички

6

7

Рассказы

20

8

Басни

6

9

Поэзия

15

10

Пьесы

8

11

Летние странички

3

12

Резервные часы

6

Всего

136 ч

Модуль «Школьный урок»

Библиографическая культура. Знакомство с правилами работы с детской книгой и справочной литературой ( духовно- нравственное воспитание). Знакомство с фольклором русского народа ( духовно – нравственное) Идея служения Отечеству в произведениях русского народа. Русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту» (гражданско – патриотическое). Знакомство с русскими богатырями. (гражданско- патриотическое). Значимость профессий в современном мире ( трудовое воспитание) . Знакомство с трудом людей осенью (трудовое воспитание). Понятие о мифе. (ценность научного познания). Греция – Родина Олимпийских игр. (физическое воспитание). Знакомство с представлениями наших предком об устройстве мира. (ценность научного познания). Сказки других народов мира. (духовно-нравственое воспитание). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХVIII - ХIХ века ( эстетическое воспитание). Сказки народов России и народов мира. (духовно-нравственное воспитание). Значимость разных видов искусства в современном мире. Связь музыки, литературы и живописи (эстетическое воспитание). Изображение зимы в творчестве писателей. (эстетическое воспитание). Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). Связь авторских и народных сказок. (ценность научного познания). Звуки и краски родной природы в разные времена года (эстетическое воспитание). Работа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели ». Знакомство с правилами бережного отношения к природе (экологическое воспитание). В.К. Железников «Три ветки мимозы». Герои рассказа и их поступки. (духовно-нравственное воспитание). Г.Б. Остер «Очень страшная история». Изучение юмористических произведений.(эстетическое воспитание). Знакомство с понятием «пьеса». Театр. Правила поведения в театре. (эстетическое воспитание). Анализ пьесы Е.Л. Шварца «Красная Шапочка». Правила поведения с незнакомыми людьми. ( физическое воспитание). И.А. Бунин «Детство». Картины семьи и детства в произведениях писателей. (духовно-нравственное воспитание). Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке и кинематографии. (гражданско-патриотическое). Правила поведения летом на природе. (экологическое воспитание).

Содержание учебного предмета 4 класс

СРО Л.В. Занкова

  1. В школе жизни

А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; В.Д. Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».

  1. «Мы в ответе...»

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (стихотворение); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; Д.М. Шагиахметов «В синем лесу»; А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  1. «Сто фантазий»

Ю.П. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон»; К. Россетти «Есть у булавки головка»; Д.С. Самойлов «Сказка»,

«Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; В.Д. Берестов «Честное гусеничное»; Ф.Д. Кривин «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок).

  1. Каждый выбирает по себе

В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев

«Зачем шумит трава глухая...»; А. Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н. Матвеева «Кораблик».

  1. «Россия, Родина моя»

М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А. Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов

«Звезда полей»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...».

В рубрике «Проверь себя»: А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя»; А.К. Передре-ев «Качались ели.»; Ф.Д. Кривин «Подсолнух»; А.А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной.»; Н.М. Языков «Пловец»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Н.М. Рубцов «Утро».

В рубрике «Музейная страничка»:

Д.С. Самойлов «Вечером»; В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане».

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

«В школе жизни»

13

2.

«Мы в ответе...»

14

3.

«Сто фантазий»

7

4.

«Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам»

25

5.

«Россия, Родина моя»

8

6.

Резервное время

1

Всего:

68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...

Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России

Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...