Конспект "Звук и буква ж", ФГОС ИН (1 вариант), 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Епифанова Светлана Викторовна

Конспект урока по чтению для учащихся 1 класса с интеллектуальной недостаточностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekta_zvuk_i_bukva_zh.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Чтение

Класс: 1

ФИО учителя: Епифанова Светлана Викторовна

Тема урока: Звук и буква Ж

Цели урока:

Коррекционно – образовательные: познакомить с буквой Ж и звуком [ж], учить давать характеристику звукам, учить читать слоги, слова, предложения с данной буквой;

Коррекционно – развивающие: коррегировать и развивать память, фонематический слух, внимание, наглядно – действенное мышление, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

Коррекционно – воспитывающие: Формировать  положительную мотивацию к обучению. Воспитывать интерес к чтению. Воспитывать  у детей умение слушать учителя, выполнять инструкции.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: познакомить со звуком и буквой ж; научить читать слоги, слова, предложения с буквой ж; дать понятия словам жар, жарит;

Глоссарий по теме: Звук, буква, гласные и согласные звуки и буквы, слова жар, жарит.

Цифровой образовательный контент: ЦОС Моя школа, https://resh.edu.ru/,  Современный учительский портал; https://uchitelya.com/; https://infourok.ru/(инфоурок);

Оборудование: учебник «Букварь» Аксёнова А.К. ч.2; карточки с изученными буквами; карточка с буквой ж; кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы; компьютер, мультимедийный проектор; презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint$

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент

а) Настрой на урок

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Тихо сели, ноги вместе,

Руки замерли у всех,

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

б) Временные представления

- Назовите день недели?

- Какое время года сейчас? Назовите зимние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Число, месяц

в) Мотивация

- Какой по счету урок?

- Какой у нас урок?

- Чему учимся на уроке чтения?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы учителя

2 Речевая разминка

а) Артикуляционная гимнастика.

- Что мы должны сделать, чтобы правильно говорить и читать?

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков:

«Улыбочка», «Бублик», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка», «Качели».

б) Дыхательная гимнастика

Упр «Ветерок», «Надуваем воздушный шарик»

в) Пропевание гласных звуков

https://www.yandex.ru/video/preview/10631439963303916418

Выполняют гимнастику

3 Актуализация знаний учащихся

Сегодня на уроке у нас будет таинственный гость. Кто он, узнаете позже. А пока он приготовил нам задания.

а) Повторение изученных букв. Игра «Четвертый лишний». Слайд 2

- Посмотрите на доску, назовите спрятанные буквы.

- Какая буква лишняя? Почему?

- Назовите только правильно написанные буквы. Слайд 3

- - Какая буква лишняя? Почему?

- Какие бывают звуки и буквы.

- Чем отличаются гласные от согласных?

Называют, буквы, выделяют лишнюю. Отвечают на вопросы.

- Потому что она согласная, все гласные.

Потому что она гласные, все согласные

Гласные, согласные

Гласные – поются, согласные – встречают преграду.

Физминутка

 Найти по классу развешанные буквы

Ищут по классу развешанные буквы.

3 Актуализация знаний учащихся

 б) Чтение слогов с изученными буквами. Слайд 4

- Наш таинственный гость умеет летать. Любит летать с цветка на цветок. Вот и мы полетаем с цветка на цветок и прочитаем слоги.

в) Чтение слов с изученными буквами.

- Наш гость никак не хочет открывать тайну кто же он. Посмотрите, как решил с нами поиграть.

Нам нужно прочитать слова и подумать, какие буквы исчезли. (Вставить букву, прочитать слово)

л . к     со  .       ла . -ка

с . к     сы  .      ма . - ка

с . п     хо  .      за . - ка

Чтение слогов хором, по цепочке

Читают по цепочке, индивидуально

Гимнастика для глаз

Проводится по тренажеру

Выполняют по тренажёру

4 Сообщение темы и целей урока

Гость решил открыть тайну. Отгадайте загадку, узнаете, кто же наш гость.

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

 И звук Ж твержу.

- Кто это?

-Да, это жук.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3831/start/179018/

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся?

- Будем учиться читать слоги и слова с новой буквой. Жук Женя приготовил нам ещё много интересных заданий.

Отгадывают загадку.

Ответы учащихся

5 Изучение нового материала

а) Характеристика звука Ж. - Как мы произносим этот звук? Внимательно смотрим  и слушаем Жука Женю.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3831/main/179022/

( смотреть с 46с., смотрим с остановками, до 2мин.37с.)

- Давайте произнесем звук ж и понаблюдаем, как ведут себя губы, зубы, язык.

- Закроем ушки и пожужжим (произнесем этот звук). Что наблюдаете? А теперь пожужжим шёпотом.

Вывод: звук ж – согласный, звонкий, твердый.

б) Коррекция и развитие Фонематического слуха.  *Игра «Ловишки».

- Хлопните в ладошки, если услышите звук Ж.

 *Повторить за учителем серию слогов:

жа-жо, жа-жо-жу, жу-жи, жи-жу-жа, жу-жо и т.п.

в) Знакомство с буквой.

- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

Вот и буква Ж.

На что похожа буква?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3831/main/179022/

(смотреть с 22с.)  

- Эта буква широка и похожа на жука. 
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

г) Анализ буквы.

- Из каких элементов состоит буква? Сколько элементов?

На что ещё похожа буква ж? Слайд 5

Конструирование буквы ж.

- Выложите букву ж из палочек (самостоятельно, по образцу).

Упражнение на коррекцию развитие внимания.

Выберите среди других букв, только буквы ж.

д) Чтение слогов с буквой ж. Слайд 6, 7

- Подружим Букву ж с гласными буквами. Прочитаем вместе жуком Женей слоги.

Жа  жо  жу  жи  

Произносят вместе с жуком.

- Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами

- Есть шум, значит звук громкий (звонкий).

Привлечение внимания детей к развитию умения распознавать звук ж

Повторяют по цепочке.

- Нет, мы видим и пишем буквы

(Вместе с детьми произносим стихотворение)

Ответы детей

Выкладывают букву.

учащиеся ищут буквы Ж, среди других букв (Ж, К, Х).

Читают слоги хором, индивидуально.

Физминутка

В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел,

Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Жужжа, закружился:

Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел
И на потолок присел.

На носочки мы привстали -
Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе -
Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

Дети складывают ладони рук под углом - крыша «домика».

Указывают рукой направление и прослеживают взглядом. Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

Правой рукой выполняется движение к носу со стороны. Направление движения вниз и приседание. Делают вращательное движение руками типа волчка и встают. Поочередно протягивают руки и смотрят на них. Поднимают руки вверх и смотрят на них. Приподнимаются на носочки и прыгают на двух ногах.

Хлопки над головой,

Имитируют полет жука

Закрепление изученного материала.

а) Работа по учебнику.

- Откройте «Букварь» по закладке. Перевернем страничку. Будем работать на с.10    

- Найдите букву, с которой познакомились. Сколько таких букв?

- Назовите картинки, где есть звук ж.

- Прочитаем слоги, слова на этой же странице.

- Рассмотрите картинку в Букваре.

- Кто изображен? Что делает мама?

- Прочитаем слова жар – жара – жарит Слайд 8

Объяснение слова жарит (приготовление еды). Выложить из кассы букв. Составить предложение с помощью учителя.

Учатся открывать учебник по закладке, находить нужную страницу.

Жж, две (большая и маленькая), в синем квадрате.

Жук, жаба

Читают совместно с учителем, по цепочке

Отвечают на вопросы.

Выполняют работу по инструкции.

Итог урока

- Какой звук мы изучали на уроке?  Какой это звук? Почему? Кружком какого цвета мы будем его обозначать? Найдите в кассе букв и покажите букву, которой обозначают звук Ж.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями жука Жени.

Самооценка учащихся. - Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на СМАЙЛИКАХ.

- Урок окончен.

Отвечают на вопросы

Оценка своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Звук и буква Р", ФГОС ИН (1 вариант), 1 класс

Цели урока:Коррекционно – образовательные: познакомить с буквой р и звуком [р], учить давать характеристику звукам, учить читать слоги, слова с данной буквой;Коррекционно – развивающие: ко...

Буква "Х". ФГОС ИН (2 вариант) 1 класс

Презентация для знакомства с буквой "Х" и упражнения для закрепления в 1 классе для обучающихся с УО (2 вариант)...

Буква "А". ФГОС ИН (2 вариант) 1 класс

Презентация для знакомства с буквой "А" и упражнения для закрепления 1 класс для детей с УО (2 вариант)...

Буква "М". ФГОС ИН (2 вариант) 1 класс

Презентация и упражнения для знакомства с буквой "М". 1 класс. Для детей с УО (2 вариант)...

Буква "О". ФГОС ИН (2 вариант) 1 класс

Презентация и упражнения для ознакомления с буквой "О"...

Конспект "Звук и буква т", ФГОС ИН (1 вариант), 1 класс

Цели урока: Коррекционно – образовательные: познакомить с буквой т и звуком [т], учить давать характеристику звукам, учить читать слоги, слова с данной буквой; Коррекционно – развивающие: коррегиров...