Конспект по литературному чтению, 3 класс. Тема: В. П. Астафьев рассказ «Капалуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект по литературному чтению, 3 класс. Тема: В. П. Астафьев рассказ «Капалуха».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 161.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Образовательная система: Школа России
Тема: В. П. Астафьев рассказ «Капалуха».
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство с жанровыми особенностями рассказа и с содержанием произведения «Капалуха».
Деятельностная: формирование умения определять главную идею произведения.
Предметные задачи:
- Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного(прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.
- Овладеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.
- Характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).
- Осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение).
Воспитательные задачи:
- Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы.
- Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
- Проявлять бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами.
Развивающие задачи:
- Учиться анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя.
- Исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (чувства персонажей, описание природы).
- Учиться подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности.
- Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
- Учиться формулировать вопросы по основным событиям текста.
- Учиться принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Понимает жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного(прочитанного) произведения: отвечает и формулирует вопросы к учебным и художественным текстам.
- Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулирует тему и главную мысль, определяет последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста.
- Характеризует героев, описывает характер героя, дает оценку поступкам героев, составляет портретные характеристики персонажей; выявляет взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивает героев одного произведения и сопоставляет их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).
- Осознанно применяет изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение).
Личностные:
- Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы.
- Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитие средствами литературы, развитие познавательного интереса, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
- Проявляет бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами.
Метапредметные:
Познавательные:
- Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определяет композицию произведения, характеризует героя.
- Исследует текст: находит описания в произведениях разных жанров (чувства персонажей, описание природы).
- Подбирает иллюстрации к тексту, соотносит произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности.
Регулятивные:
- Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
- Формулирует вопросы по основным событиям текста.
Коммуникативные:
- Принимает цель чтения, удерживает её в памяти, использует в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролирует реализацию поставленной задачи чтения.
Оборудование: учебник, портрет писателя, схема «Жанры художественной литературы», слайды презентации.
Образовательные ресурсы: 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Л64 организаций. В 2 ч. Ч 2. \ (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). -8-е изд.- М.: Просвещение, 2018. -С.98-102 ил.-(Школа России).
План урока
1. Этап мотивации (1-2 мин.).
- Приветствие.
- Проверка готовности.
- Работа с пословицей.
- Этап актуализации и пробного учебного действия (5-7 мин.).
2.1. Литературная викторина по рассказу Б. Житкова «Про обезьянку».
2.2. Работа со схемой «Жанры художественной литературы».
2.3. Беседа о В. П. Астафьеве.
2.4. Рассказ о В. П. Астафьеве.
3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.).
3.1. Отгадывание загадке о глухаре.
3.2. Словарная работа.
3.3. Антиципация по названию и иллюстрации.
3.4. Формулирование проблемы урока.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (1 мин.).
4.1. Формулирование темы урока.
4.2. Формулирование цели урока.
4.3. Формулирование задач урока.
5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.).
5.1. Чтения текста с остановками.
5.2. Проверка первичного восприятия.
6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)
6.1. Беседа по содержанию.
6.2. Работа с иллюстрацией (стр. 98).
6.3. Характеристика главного героя рассказа.
7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.).
7.1. Обобщающая беседа.
7.2. Работа с половицами.
7.3. Творческая работа.
8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.).
8.1. Подведение итогов.
8.2. Рефлексия учебной деятельности.
8.3. Комментирование домашнего задания.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД | 1.1. Приветствие. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Николаевна. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь улыбка всем дарит счастье и радость! 1.2. Проверка готовности. -Ребята, проверьте, чтобы на ваших партах лежало всё необходимое для урока. 1.3. Работа с пословицей. -Ребята, обратите внимание на слайд. Вслух прочитает…
-Как вы думаете, какой это жанр устного народного творчества? Почему? -Как вы понимаете смысл данной пословицы? -Ребята, как вы думаете, почему эта пословица начинает наш урок? -В конце урока мы проверим ваши предположения. | -Это пословица, потому что учит нас народной мудрости. -Пословица означает, что птицы, как люди любят и ухаживают за своим домом, создают теплую и уютную обстановку внутри него, также стараются сохранить и защитить свое пространство и свою семью от любых внешних угроз. | Фронтальная | Пр2 Пр3 П1 К1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Литературная викторина по рассказу Б. Житкова «Про обезьянку». -Ребята, давайте проверим на сколько вы были внимательны на прошлом уроке: 1. Какой рассказ вы читали? 2.Как звали обезьянку? 3. Какой породы была обезьянка? 4.Куда прыгнула обезьянка, когда её впервые принесли домой? 5.Как обезьянка мстила отцу за то, что он «…вздул его накануне»? 6. Что могло примерить обезьянку с отцом? 7.Чему научил вас этот рассказ? -Молодцы, вы хорошо усвоили рассказ «Про обезьянку»! 2.2. Работа со схемой «Жанры художественной литературы». - Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Что вы видите? -Как мы можем назвать эту схему? -С какими жанрами вы уже знакомы? -Какие сказки вы знаете? -Какие стихотворения вам известны? Назовите авторов. -Какие басни вы знаете? Назовите авторов. -Какие рассказы вы знаете? Назовите авторов. -Сформулируйте, что такое рассказ? -Вы правы! 2.3. Беседа о В.П. Астафьеве. -Ребята, посмотрите на слайд кто изображён на портрете? -Это портрет Виктора Петровича Астафьев. -Что вы знаете о нём? 2.4. Рассказ о В. П. Астафьеве. -Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая оставила в его душе светлые воспоминания, после он рассказал о ней в первой части автобиографии «Последний поклон». В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши». После Победы, в 1945 году, уехал на Урал. Там работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. Однажды он попал на заседание литературного кружка. После этого он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек». Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. П. Астафьева. Как сотрудник газеты он много разъезжает по краю, много видит. За четыре года работы В. Астафьев пишет более сотни статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, за это время издает две книги для детей «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». Его литературные заслуги были отмечены государственными наградами. Писателю была присуждена Международная Пушкинская премия, премия «За честь и достоинство таланта» Международного литературного фонда. Рассказы Виктора Петровича Астафьева помогают увидеть и услышать красоту природы. Прочитав их, читатель открывает для себя то, что раньше не знал и не замечал. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. -Что нового вы узнали? | -Рассказ Б. Житкова «Про обезьянку». -Яшка. -Макака. - Маме на голову. -Измазала папе шляпу побелкой. -Конфеты. - Рассказ научил нас по-доброму относиться к животным. Если животное появляется в доме, то нужно сначала узнать все его повадки, узнать условия его содержания, чтобы не навредить здоровью животного, уметь с ним общаться и, конечно, любить его. -Схему. -Жанры художественной литературы. Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени. Слушают учителя. | Индивидуальная Фронтальная | Пр2 Пр3 Пр5 Пр3 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Отгадывание загадки о глухаре. -Ребята, послушайте стихотворение, как вы думаете о какой птице, идет речь? Его не встретишь в поле, Место выбрал он глухое, Там, где сосны великаны, Там, где синие туманы, Где в тиши лесных болот Клюква красная растёт. -Да, вы правы, а какие интересные факты вы знаете о глухарях? 3.2. Словарная работа. -Ребята, а я знаю, то что сибирские охотники называют самочку глухаря- капалуха! -Давайте посмотрим, как выглядит капалуха. Обратите, внимание на слайд. 3.3. Антиципация по названию и иллюстрации. - Откройте учебник на 98-ой странице. Прочитайте название рассказа. -Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, что будет происходить в рассказе «Капалуха»? 3.4. Формулирование проблемы урока. -Ребята, мы знаем автора и очень много, о нём. Мы знаем, что такое рассказ, знаем, название нашего рассказа. -На какой вопрос вы хотите получить ответ? -На эти вопросы мы попытаемся ответить. | -Глухарь. -Я думаю, что в рассказе произойдет очень интересная история с капалухой. -Какой урок преподаст нам этот рассказ? | Фронтальная | Пр3 Л2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока. -Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. 4.2. Формулирование цели урока. - Ребята, а какую же мы с вами поставим цель? Что мы должны узнать? -Правильно, я скорректировала ваши ответы. -Цель: знакомство с содержанием рассказа и узнать, чему учит произведение. 4.3. Формулирование задач урока. - Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? -Молодцы! Вы самостоятельно спланировали свою деятельность | -Рассказ В.П. Астафьева «Капалуха». -Знакомство с содержанием рассказа, определение главной идеи произведения. -Знакомиться с содержанием, читать, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы. | Фронтальная | Л2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Чтения текста с остановками. -Давайте, познакомимся с содержанием нашего рассказа! Будем читать по цепочки с остановками. 1 остановка (до слов: на летнюю пастьбу.) -Какое слово вызвало у вас затруднение? -Ребята, пастьба- это луг, где пасут скот. Слайд 2 остановка (до слов: северной стужей.) -Какое слово вызвало у вас затруднение? -Покоробленные-кривые. 3 остановка (до слов: деревьями просеку.) -Как вы думаете, что такое просека? Просека - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев. Слайд 4 остановка (до слов: сучковатый валежник.) -Ребята, слово «валежник» выделено синим цветом. Давайте, найдем его в словарике. Откройте, страницу 217-ю и прочитайте значение этого слова. Слайд Валежник-сухие сучья, деревья, упавшие на землю. 5 остановка (до слов: поднялся шум.) -Как вы думаете, что будет дальше? -Давайте проверим ваши предложения. 6 остановка (до слова: капалуха.) -Ребята, вы были правы! 7 остановка (до слов: черничного бугорка.) -Какие слова вызвали затруднения? -Космы- взлохмаченные пряди волос. -Хатка-дом. 8 остановка (до слова: зачем?) -Какой вопрос у вас возник? -Попробуйте ответить сами на этот вопрос. - Давайте проверим наши предположения. 9 остановка (до слов: билось птичье сердце.) -Какой вопрос у вас возник? -Попробуйте ответить сами на этот вопрос. - Давайте проверим наши предположения. 10 остановка (до слов: сказал подошедший учитель.) -Мы были правы или нет? -Ребята, строки об её голом животе нам говорят о самоотверженной материнской любви капалухи. Она делала все, чтобы тепло доставалось яйцам. Вот какая замечательная мама! - Давайте, дочитаем рассказ. 5.2. Проверка первичного восприятия. -Какое настроение передаёт произведение? \Какие чувства вы испытали, читая произведение? ФИЗКУЛЬМИНУТКА -Предлагаю немного отдохнуть. Повторяйте движения за мной. | -Пастьба. -Покоробленные. -Космами, хатка. -Почему так билось сердце? -Чего испугалась капалуха? -Почему у нее голый живот? -Грустное, тревожное. | Фронтальная | Пр1 Пр2 Пр3 Л1 Л2 Р1 Р2 К1 Л1 |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Беседа по содержанию. - Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? - Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? - Найдите из текста эпизод, где описывается как мечется капалуха. -Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? - Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? -Как вы думаете, изменится ли их отношение мальчиков к природе после этого случая или нет? 6.2. Работа с иллюстрацией (стр. 98). -Посмотрите на иллюстрацию на страничке 98-й. Какой эпизод изображен на иллюстрации? -Давайте, найдите слова в тексте, которые подходят к иллюстрации. -Сумел ли художник передать чувства героев? 6.3. Характеристика главного героя рассказа. -Ребята, назовите героев рассказа «Капалуха». -Кто главный герой нашего рассказа? - Выберите качества, описывающие капалуху, объясните свой выбор. Любящая Добрая Рассудительная Самоотверженная Бесстрашная Наблюдательная Преданная Безответственная -Ребята, какой стала перед нами капалуха в рассказе? | -Гнездо капалухи ребята обнаружили у черничного бугорка, посреди просики, у корня дерева. -Испуг, за то, что мог нечаянно наступить на гнездо капалухи, в котором находились яйца. -«Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. - После встречи с капалухой мальчики не стали причинять вред будущим птенцам, разорять гнездо, которое она согревала своим телом. Они поняли, как это нехорошо - наносить вред природе. - Я уверен, что мальчишек здорово остудило поведение капалухи, они поняли главное - даже птица способна любить и жертвовать собой ради потомства, ради дорогих существ. -Гнездо! Гнездо…. - Капалуха, мальчишки, рассказчик, учитель. -Капалуха. -Капалуха-настоящая мать, не думает о своей жизни, не бросает птенцов в минуту опасности, а борется до конца. | Фронтальная | Пр2 Пр3 Пр5 Л1 П1 П2 Р1 К1 Пр1 П3 Р1 Пр4 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции. | 7.1. Обобщающая беседа. -Почему рассказ В.П. Астафьев назвал «Капалуха»? -Можно ли дать рассказу другое название? Какое? -Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? -Да, ребята, вы правы. 7.2. Работа с половицами. -Ребята, посмотрите на пословицы, с одной из них мы начали наш урок. Скажите подходят ли пословицы к рассказу? Слайд
7.3. Творческая работа. -Ребята, я предлагаю вам стать авторами и придумать своё продолжение рассказала «Капалуха». | -Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших. -Да, первая пословица подходит, потому что капалуха, любит и ухаживает за своим домом, также стараются сохранить и защитить своих птенцов от любых внешних угроз. Вторая пословицы подходит, потому что капалуха защищала своих будущих птенцов. -Прошло две недели, и мы с друзьями отправились… | Фронтальная Парная | Пр2 Пр3 Пр5 К1 Пр2 Пр3 П1 К1 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 8.1. Подведение итогов. -Какая тема была нашего урока? -Какую цель мы поставили? -Какова была идея? Какой вы урок извлекли из прочитанного рассказа? -Да, ребята, вы правы. Земля- наш дом и нам нужно беречь природу, а также заботиться о братьях наших меньших! 8.2. Рефлексия учебной деятельности. -Ребята, на ваших столах лежат карточки. Поверните, пожалуйста, карточки лицевой стороной к себе, ответьте на вопросы. 8.3. Комментирование домашнего задания. Ученик: задание 7-ой страница 102-я. - Спасибо за урок. До свидания! | - В. П. Астафьев рассказ «Капалуха». -Знакомство с содержанием рассказа и узнать, чему учит произведение. -Всегда нужно беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших. | Фронтальная | К1 Л3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"
Класс: 3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"
Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока литературного чтения на тему: "В.П. Астафьев «Капалуха" ". 3 класс
Конспект урока литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».
Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева и его произведением "Капалуха".В разработке урока даны все этапы работы с текстом; речевая разминка,подготовка к восприятию нового материала, ...

Конспект по литературному чтению на тему: «Капалуха» Виктор Петрович Астафьев.
Конспект по литературному чтению на тему: ...

Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение». Класс - 3. В.П. Астафьев «Капалуха»
Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь обучающихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, п...

