Интегрированный урок ИЗО и литераутрного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Интегрированный урок ИЗО и литераутрного чтения в начальной школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Москвина Надежда Алексеевна
Учитель МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения
Тема урока литературного чтения «Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И.А. Бунина «Первый снег»».
Тема урока изобразительного искусства «Картина-пейзаж: рисуем пейзаж, отображаем состояние природы».
Обоснование интеграции урока - Интеграция урока литературного чтения и изобразительного искусства включает учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам. Программа по изобразительному искусству предполагает, что уже к концу второго класса дети смогут в своих собственных рисунках "композиционными приёмами выделять интересное в сюжете", передавать смысловую связь, эмоциональное отношение.
При правильно построенной работе на интегрированном уроке чтения и изобразительного искусства за счёт использования картин, рисунков, иллюстраций обогащается словарный запас детей, появляется смысл и значение многих новых слов, относящихся к истерическому быту или к области духовной жизни человека.
Эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью.
На интегрированных уроках чтения и изобразительного искусства стимулируется речевая деятельность на уроке, развивается и обогащается их словарный запас.
Интеграция изобразительного искусства с уроками литературного чтения, использование музыкальных, литературных и живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художественные образы, посредством слова и красок. Работа в этом направлении позволяет учителю начальных классов формировать интерес детей к художественному творчеству, развивать познавательную активность и творческую индивидуальность, воспитывать словесную культуру. В процессе интегрированных уроков, опираясь на яркие, запоминающиеся литературные и художественные образы, учим собирать и систематизировать материал, подбирать и правильно использовать эпитеты и определенные прилагательные, детально рассматривать и описывать предлагаемый образ, правильно выстраивать устную и письменную речь. Именно поэтому мне захотелось разработать интегрированный урок, и я взяла за основу литературное чтение и изобразительное искусство.
Технологическая карта урока
Структурные компоненты урока | Хронометраж | Учебный полилог | Образовательные результаты |
ЭУ Постановка целей и задач урока. ОДЗ: Формировать умение ставить цель урока, создать положительную мотивацию и активизировать познавательную деятельность. Вид работы: беседа. Учебная задача для учителя: Формировать умение ставить цель урока, создать положительную мотивацию и активизировать познавательную деятельность. Учебная задача для учащихся: Сегодня на уроке мы с вами потренируемся определять и формулировать цели урока. Практическая задача: Для этого побеседуем. Организация деятельности: Учитель: Будем работать в группах. Я буду задавать вам вопросы, один человек из команды отвечает, а все остальные внимательно слушают его ответ. Организация контроля: Учитель: Все группы контролируют по критериям. Учитель: Давайте вспомним критерии. Что является важным для выполнения этого задания? Ученики: Каждый ответ грамотно сформулирован. Учитель: Что это означает? Ученики: Что нет грамматических ошибок. Учитель: Хорошо. Какой еще критерий? Ученики: Цели связаны с темой урока Учитель: Отлично! Ученики: Еще одним критерием является оригинальность целей урока. Учитель: Как вы это понимаете? Ученики: Нужно сформулировать такие цели, чтобы они не повторялись, были интересными. Учитель: И назовите последний критерий. Ученики: Ответ четкий и достаточно громкий. Учитель: Вы все верно назвали. Молодцы. Учитель: Я прикреплю критерии на доску, чтобы вы не забывали о них. Учитель: Теперь можете приступать к работе. Удачи! | 5 мин. | Содержание: Учитель: Итак, ребята, все группы готовы к обсуждению? Если да, то поверните пирамидки с названиями групп той стороной, где написано, что «команда готова». Ученики: все ученики готовы к работе. Учитель: Тогда приступим. Каждая группа отвечает по очереди. Как вы думаете, чему мы сегодня сможем научиться? Отвечает 1 группа. Учитель записывает на доске все предположения учеников Ученики: 1 группа – Мы будем продолжать узнавать новое о жизни и творчестве русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Учитель: Хорошо, вы правы. Все критерии у 1 группы были соблюдены? Учащиеся: Да, по всем критериям - плюсы. Учитель: Теперь слушаем 2 группу. Ученики: 2 группа – Научимся анализировать произведение. Учитель: Так, как составлено данное предположение? Ученики: Мы умеем анализировать лирические произведения, значит, не научимся, а будем повторять. Учитель: Верно, поэтому один критерий не соблюден. Слушаем 3 группу. Ученики: 3 группа – Выделять языковые средства выразительности, при помощи которых создается художественный образ. Учитель: Ребята, как вам ответ 3 группы? Ученики: Все критерии соблюдены. Нам нравится это высказывание. Учитель: Отлично. Продолжаем дальше. Ученики: 4 группа – Узнаем, каким настроением проникнуто лирическое произведение. Учитель: С такой формулировкой мы с вами еще не встречались. Как вы думаете, мы сможем это узнать? Ученики: Да! Интересный – оригинальный ответ. И подходит по всем критериям. Учитель: Да. Мне тоже понравилось. Учитель: Отлично! Какие разные варианты мы с вами услышали. Вы все хорошо поработали. Контрольно-регулировочный компонент: - контроль со стороны учителя: учитель внимательно слушает ответы и предположения каждой группы и записывает варианты на доске. Далее помогает учащимся по критериям оценивать каждое высказывание все результаты, фиксируя на доске. - контроль со стороны учащихся: каждая группа выслушивает ответы и оценивает работы по критериям, также высказывая свое мнение. Оценочно-результативный компонент: Учитель: Ребята, посмотрите на мою таблицу с критериями на доске. У первой группы все критерии были соблюдены? Кто согласен, поднимите зеленую карточку, кто не согласен – красную. Ученики: все подняли зеленую карточку. Учитель: Теперь давайте посмотрим, как соблюдались критерии у 2 группы. Вы согласны? Ученики: Два ученика подняли красную карточку, остальные – зеленую. Учитель: Почему вы не согласны? Ученики: Мы не помним, как анализировать лирическое произведение. Учитель: Но мы с вами этому учились, поэтому мы будем вспоминать, а не учиться. Теперь всем все понятно? Ученики: Да! исправились и подняли зеленую карточку. Учитель: Переходим к 3 группе. Все согласны, что были соблюдены все критерии? Ученики: подняли зеленые карточки. Учитель: А что же с 4 группой? Мы поставили все плюсы по всем критериям. Высказывание оказалось очень лаконичным и содержательным? Ученики: Да. Нам очень понравился ответ 4 группы. подняли зеленые карточки. Учитель: Отлично! Мы с вами продуктивно поработали. Продолжаем наше знакомство с поэтом и лирическим произведением. | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста. Регулятивные: Регулятивные: формулируют тему, цели урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем, высказывают предположения. умение осуществлять личностную рефлексию |
ЭУ Первичное восприятие произведения Ивана Бунина. Первый снег. ОДЗ: Организовать целостное, нерасчленённое, эмоциональное восприятие нового произведения. Учебная задача для учителя: Показать учащимся образец выразительного чтения стихотворения Ивана Бунина «Первый снег». Учебная задача для учащихся: А сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением Ивана Бунина «Первый снег». Практическая задача: Для этого прослушайте стихотворение. Организация деятельности: Работать будем так, вы внимательно слушаете стихотворение, соблюдая дисциплину и размышляете над вопросом, который сейчас вам я задам. После прослушивания побеседуем. Организация контроля: Учитель: Ребята, давайте вспомним, по каким критериям мы будем контролировать свою работу? Ученики: Соблюдать дисциплину, то есть не отвлекаться сами и не отвлекать одноклассников. Учитель: Хорошо. Следующий критерий. Ученики: Внимательно слушать, пока читает учитель. Учитель: Верно. После прослушивания, мы с вами побеседуем. | 3 мин. 3 мин. | ВР: Чтение учителем лирического произведения Ивана Бунина «Первый снег». Содержание: Учитель: Размышляйте над вопросом: Какими красками вы бы нарисовали картину природы этого стихотворения? Учитель выразительно читает произведение Контрольно-регулировочный компонент: -контроль со стороны учителя: Учитель следит за дисциплиной в классе во время выразительного чтения произведения. -контроль со стороны учащихся: Учащиеся внимательно слушают выразительное чтение произведение учителем, контролируя себя и одноклассников. Оценочно-результативный компонент: Учитель: Ребята, я наблюдала, как вы внимательно слушали и не отвлекались во время прослушивания стихотворения. У нас появился нужный эмоциональный настрой, которой поможет ответить на вопрос. 2ВР: Беседа по целевому вопросу. Учебная задача для учителя: Выявить степень эмоционального, целостного, нерасчлененного восприятия лирического произведения учащимися с помощью целевого вопроса. Учебная задача для учащихся: Ребята, сейчас мы с вами побеседуем о произведении, которое я вам прочитала. Практическая задача: Для этого ответим на вопрос: Какими красками вы бы нарисовали картину природы этого стихотворения? Организация деятельности: Работать будем устно, отвечать по одному. Если вы готовы, то поднимите руку. Организация контроля: Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими критериям мы пользуемся во время беседы? Ученики: Внимательно слушать одноклассников. Учитель: Хорошо. Еще, какой критерий? Ученики: Не повторять ответы, которые уже прозвучали. Ученики: Ответ должен соответствовать вопросу. Учитель: Отлично. Назовите еще критерии. Ученики: Правильность высказывания, то есть предложения должны быть связаны по смыслу. Учитель: Хорошо, давайте вспомним следующий критерий. Ученики: Ответ должен быть четким и достаточно громким. Учитель: Отлично. Мы вспомнили все критерии. Чтобы показать, что вы согласны или не согласны с ответом, то поднимайте сигнальную карточку. Можем приступать к работе. Содержание: Учитель: Какими красками вы бы нарисовали картину природы этого стихотворения? Ученики: Я бы разделила лист бумаги на две части. Первую я бы рисовала акварельными красками – желтыми, голубыми с добавлением воды и белого цвета, показывая плавные переливы солнца на снегу. А на второй части использовала бы темно синий или фиолетовый цвет с добавлением алого, оранжевого и белого, чтобы передать свет, который отражает луна на темном небе. Все поднимают зеленые карточки. Ученики: А я бы рисовала картину с плавными переходами от светлых тонов к темным. Чтобы показать движение и передать чувства восхищения и наслаждения моментом. Все поднимают зеленые карточки. Ученики: Я бы сделал в картине акцент на одном светлом пятне. Оно бы показывало, что даже в печали и холоде есть место для чего-то теплого и нежного. Ученики: Я бы тоже нарисовал картину акварелью. Рисуя серыми и голубыми красками с добавлением воды, чтобы показать плавность переходов. А также делая акцент на том, как постепенно чернеет лес. Еще бы добавил немного желтого и оранжевого для блеска солнца. Он отражается в снегу. Учитель: Отлично. Вы так чутко передали свои впечатления и подробно описали цветовую гамму. Контрольно-регулировочный компонент: -контроль со стороны учителя: учитель контролирует дисциплину в классе, соответствие ответов учащихся критериям. -контроль со стороны учащихся: внимательно слушают ответы друг друга, следят по критериям. Оценочно-результативный компонент: Учитель: Ребята, мы провели беседу по вопросу. Молодцы, выдвинули много предположений и смогли их подробно описать. Все ответы были верными. Продолжаем нашу работу. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем, высказывают предположения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя. Личностные: высказывают свое эмоциональное отношение к стихотворению. Познавательные: извлекают информацию из стихотворного текста. Коммуникативные: высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя. Оформляют свои мысли в устной форме. Личностные: развивают эмоционально-чувственное отношение к природе. Регулятивные: овладевают навыками четкого произношения слов, работают над выразительным чтением. |
ЭУ Поисково-исследовательский этап ВР: Сообщение нового материала | 5 мин. | Кто услышал тему нашего урока? Учитель уточняет: - Правильно! Мы будем учиться рисовать пейзаж и посвятим наш урок лишь одному времени года. Конечно, мы с вами сегодня будем учиться изображать время, когда выпадает первый снег. Учитель: Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и.т.д. Учитель: - А как можно выразить настроение в пейзаже? Учитель: Приведите примеры. Учитель ставит задачу: -Перед вами непростая задача вам предстоит не только нарисовать пейзаж, но и выразить настроение в пейзаже. (радостное, грустное, весёлое, нежное и.т.д.) Учитель: Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы при изображении природы. - Вспомним правила. Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали) Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта. В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива. Перспектива от латинского – «ясно вижу». Смотря куда-либо мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние большими, поэтому на переднем плане предметы нежно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой. Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, поэтому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато. При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане. При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь. Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана потом заднего плана. Разработка в цвете. | Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничество со сверстниками и взрослыми. познавательные: -применять полученные знания в художественно-творческой деятельности; Личностные УУД: - использования различных художественных материалов для работы в разных техниках -стремление использовать художественные умения для создания пейзажа регулятивные: Выстраивание последовательности необходимых операций и их выполнение. |
Физкультминутка 2 мин. | |||
ЭУ Практический этап | 15 мин. | Во время практической работы звучит музыка, педагог держит в поле зрения весь класс, оказывает помощь детям, которые в ней нуждаются. Контрольно-регулировочный компонент: Со стороны учителя: • Следит за активностью всех учеников; | познавательные: -применять полученные знания в художественно-творческой деятельности; Личностные УУД: - использования различных художественных материалов для работы в разных техниках -стремление использовать художественные умения для создания пейзажа регулятивные: Выстраивание последовательности необходимых операций и их выполнение. Предметные: - умение рисовать пейзаж |
ЭУ Подведение итогов урока. ОДЗ: Придать уроку логическую завершенность. Вид работы: Итоговая беседа. Организация контроля: Учитель: Ребята, давайте вспомним, по каким критериям мы будем контролировать свою деятельность во время беседы? Ученики: Ответы должны быть полными и обоснованными. Ученики: Предложения должны быть связаны по смыслу. Учитель: Хорошо, давайте вспомним следующий Ученики: Ответ должен быть четким и достаточно громким. Учитель: Верно. Не забывайте, что ваша речь должна быть грамотной. | 4 мин. | Содержание: Учитель: С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке? Ученики: Со стихотворением Ивана Бунина «Первый снег». Учитель: Вспомните, какие цели урока мы ставили на сегодняшний урок? Ученики: продолжить знакомиться с жизнью и творчеством русского поэта Ивана Бунина, проанализировать произведение, выделить языковые средства выразительности, при помощи которых создается художественный образ, узнать, каким настроением проникнуто лирическое произведение, нарисовать пейзаж. Учитель: Как вы думаете, мы достигли этих целей? Ученики: Да! Мы познакомились с творчеством поэта, проанализировали стихотворение «Первый снег», выделили языковые средства выразительности, при помощи которых создается образ-пейзаж и описали чувства и эмоции, которое вызвало у нас стихотворение, определили настроение лирического произведения. Контрольно-регулировочный компонент: -контроль со стороны учителя: Учитель контролирует работу учеников, помогает осуществлять взаимоконтроль. -контроль со стороны учащихся: Ученики контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников по выделенным критериям, с помощью сигнальных карточек. Оценочно-результативный компонент: Учитель: Отлично! Я полностью с вами согласна. Мне очень понравилось, как вы работали и соблюдали дисциплину. Надеюсь на дальнейшую плодотворную работу на уроках. Всем спасибо! До новых встреч! | Регулятивные: формулируют тему урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем, высказывают предположения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя. Личностные: высказывают свое эмоциональное отношение к стихотворению. |
ЭУ Рефлексивно-оценочный этап | 3 мин. | ВР: Выставка работ Итак, ребята, я смотрю, вы все закончили создавать свои картины - пейзажи. Давайте оценим свои работы по критериям Критерии на доске: 1. Аккуратность 2. Сочетание цветов 3. Креативность 4. Название маски Ответьте на мои вопросы: Сегодня на уроке я ... Сегодня на уроке я узнал: Что вызвало у вас трудности? Ребята, вы довольны результатом своего труда? Что получилось лучше всего? Вы большие молодцы! У всех получились красочные, аккуратные и необычные маски. Молодцы! Спасибо всем за урок! Наводите порядок на своем рабочем месте. | Регулятивные: оценивают результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выражают свои мысли. |
Самоанализ урока
Данный урок был интегрированным уроком литературного чтения и изобразительного искусства и проведен 11 марта в 3 классе.
Тема урока литературного чтения «Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И.А. Бунина «Первый снег»».
Тема урока изобразительного искусства «Картина-пейзаж: рисуем пейзаж, отображаем состояние природы».
Учащимся понравился такой вид урока. Они с удовольствием анализировали лирическое произведение, размышляли над целевым вопросам, беседовали, подбирали нужные краски и цвета для написания пейзажа.
Также хочу отметить, что важно проводить в конце урока такой вид работы, как выставка работ учащихся. Так как мы анализировали все пейзажи по критериям, выделяли плюсы и минусы, что получилось, а что не очень и как избежать подобных ошибок.
Стиль взаимоотношений с детьми на уроке – демократичный. Речь была наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Речь не монотонная. Учащиеся быстро «схватывали» нужную информацию. Я не читала с листка, а рассказывала материал четко и уверенно, что придавало больше интереса к уроку.
Учитывала на уроке индивидуальные психологические особенности учащихся. Оказывала дифференцированную помощь детям.
Учащиеся остались довольны. У всех получились аккуратные работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"
Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...
Интегрированный урок музыки и литературного чтения "Музыка стиха"
урок - исследование...

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"
На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....
Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.
На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....

Интегрированный урок математики и литературного чтения "Сложение и вычитание двузначных чисел"
Закрепление пройденного материала на основе стихотворения К. И. Чуковского "Муха- Цокотуха".Презентация и конспект урока....

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".
Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...
Интегрированный урок математики и внеклассного чтения «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (урок – обобщение в 1 классе)
Урок математики построен в виде путешествия по русским народным сказкам....
