Открытый урок по литературному чтению 3 класс И.З Суриков "Детсво"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сутормина Валерия Алексеевна

открытый урок по литературному чтению И.Суриков "Детство" 3 класс. УМК "Школа России". Содержится: презентация, конспект урока, тест, домашняя работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokrploprap.pptx2.77 МБ
Файл otkrytyy_urok.docx28.56 КБ
Файл dom.za_.docx254.29 КБ
Файл test.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение УМК «Школа России» Класс: 3 Учитель: Селиверстова В.А. С.Восток 2023 г. И.З. Суриков «Детство»

Слайд 2

Совята у совушки Умные головушки: На каждый совушкин совет Глазами хлопают в ответ . И.Котляр Совята, совушка , совушки

Слайд 4

Иван Захарович Суриков Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке Новосёлово в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. С восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте.

Слайд 5

Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Слайд 6

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Но не раз поэт возвращался в своем творчестве и к теме родной природы, крестьянской жизни. В родных местах он отдыхал душою, она давала ему силы для дальнейшего творчества. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. («Рябина», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова музыку писал сам П.И. Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Слайд 7

Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям: «Утро», «Детство», «В ночном», «Зима». А некоторые стихи стали народными песнями («Рябина», «Степь да степь кругом»).

Слайд 8

Моя деревня Мой дом Качусь я в санках Друзья – мальчишки

Слайд 9

Тема урока: И.З. Суриков «Детство»

Слайд 10

Лапти Светец Прялка Ветхий Смежить Омрачать Подставка для лучины, освещавший жильё, избу. Делать грустным Крестьянская обувь, сплетенная из бересты Приспособление для ручного прядения Сомкнуть, закрыть глаза Дряхлый, старый

Слайд 11

Лапти

Слайд 12

Светец

Слайд 13

Прялка

Слайд 14

Кубарем качуся – стремительно, быстро ( кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Слайд 15

В ьюга воет за окном Олицетворение

Слайд 17

Синквейн на тему «Вьюга» Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строчек, записанное с соблюдением следующих правил: 1-я строчка – тема (одно существительное); 2-я строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных); 3-я строчка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы); 4- я строчка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение); 5- я строчка – синоним из одного слова к теме, которая заявлена в 1-й строчке.

Слайд 18

1. Вьюга 2. Снежная , жгучая 3. Поднялась , воет 4. Воет вьюга за окном 5. Метель , пурга, снегопад, буран

Слайд 20

Домашнее задание Выучить наизусть любые три четверостишия. Выполнить задание на стр. 49 номер 5

Слайд 21

У – у меня многое получилось. Р – работал с удовольствием. О – одноклассники, доставили удовольствие своей работой. К – кое – что казалось сложным, но я старался найти ответ

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Стихотворение И.З. Сурикова «Детство»».

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа России»

Класс: 3

Учитель: Селиверстова В.А

Тема: Стихотворение И.З.Сурикова «Детство»

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.

. Учебные задачи:

  • учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;
  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
  • учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
  • называть стихотворение, определять тему;
  • выразительно читать отрывок из стихотворения.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование чувства гордости за свою Родину;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

-готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

-формирование представления о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание  и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.      

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации; выставка книг И.З. Сурикова,  рисунки, презентация, учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Покажите умные глазки, ровные спинки.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь и поприветствуйте, улыбнитесь.

- Дыхание ровное и спокойное.

- Глазки вверх, вниз, вправо, влево.

- Садитесь, придвинули стулья.

- Ребята, покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

- Давайте постараемся такое настроение сохранить на весь урок.

II. Речевая разминка (2 слайд)

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И. Котляр

- Прочитайте жужжащим способом.

- Найдите однокоренные слова (Совята, совушка, совушки)

- Какое слово нельзя отнести к группе слов с  корнем – сов -?  (Совет)

- Почему? (разное лексическое значение)

- Прочитайте, ставя ударение на каждое слово.

- Прочитайте с интонацией удивления (1 ученика спросить)

- Сейчас прочитайте выразительно (1 ученика спросить)

III. Проверка домашнего задания

- Какой раздел мы изучаем? (Поэтическая тетрадь) Слайд 3

- Что такое стихотворение? (Стихотворение – это то, что рифмуется)

- Стихотворный текст всегда имеет что? (ритм и рифму)

- Что такое ритм? (Равномерное чередование каких-нибудь элементов в звучании, в движении)

- Что такое рифма? (Созвучие концов стихотворных строк)

- Ребята, домашнее задание было по вариантам.

- 1 вариант нарисовал рисунки к стихотворению «Встреча зимы» (на доске)

- Соотнесите рисунок с текстом. Прочитайте выразительно.

- 2 вариант – рассказать любые три столбика наизусть.

- Вы все большие молодцы!

IV. Работа по новой теме урока.

Слайд 4. Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, с его стихотворением.

Иван Захарович Суриков  родился в Ярославской губернии в глухой деревушке Новосёлово в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил  в Москве, где у него была небольшая лавка. С восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились.  И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который  оценил талант Сурикова, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема  –  тяжелое   положение народа.  Но не раз поэт возвращался в своем творчестве и к теме родной  природы, крестьянской жизни. В родных местах он отдыхал душою, она давала ему силы для дальнейшего творчества.

Некоторые стихи стали популярными народными песнями. («Рябина»,  «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова музыку писал  сам    П.И.  Чайковский.

Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

- Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям: «Утро», «Детство», «В ночном», «Зима». А некоторые стихи стали народными песнями («Рябина», «Степь да степь кругом»). Давайте прослушаем одну из песен.

Слайд 8

- Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам:

Моя деревня

Мой дом

Качусь я в санках

Друзья – мальчишки

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (о детях, о зимних забавах)

- Какая задача встанет перед нами на уроке?

1. Поработать над содержанием стихотворения.

2. Познакомиться с детскими забавами того времени.

V. Физминутка

Раз – согнуться – разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

VI.Работа по теме урока

Слайд 9

- Открыли учебник с. 48. Стихотворение «Детство» в сокращении, написал Иван Захарович Суриков.

- Послушайте текст и скажите от чьего имени ведётся повествование?  (на доске)

(Включить видеоролик)

- Повествование ведется от имени автора. Он вспоминает свое детство.

- А сейчас мы поработаем над сложными словами в стихотворении.

Слайд 10. Соотнесите слова с лексическим значением.

Лапти

Подставка для лучины, освещавший жильё, избу.

Светец

Делать грустным

Прялка

Крестьянская обувь, сплетенная из бересты

Ветхий

Приспособление для ручного прядения

Смежить

Сомкнуть, закрыть глаза

Омрачать

Дряхлый, старый

- Ребята, а что означает «кубарем качуся»? слайд 14

- Читаем по четверостишию цепочкой, начинаем с 1 ряда

- Какие картинки вы себе представили при чтение этого отрывка?

- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- А как вы понимаете крестьянские дети? (крестьянские дети – это термина, который описывает детей, выросших в крестьянских семьях. Они были важной частью сельского хозяйства и внесли огромный вклад в его развитие).

- Прочитайте строки, в которых представлена семья зимним вечером.

- А давайте прочитаем, поставив ударение над каждым словом.

- Прочитать через слово.

- Прочитать выразительно.

- Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

- Прочитайте второе четверостишие про себя.

- Как вы объясните смысл строчки: «И я на бок – хлоп!» (упал на бок)

- Прочитайте выразительно эту строчку.

- Я читаю выразительно.

- Теперь прочитайте хором.

- Ребята, как поэт говорит о вьюге? (вьюга воет за окном) Слайд 15

- Какое изобразительное средство языка использует поэт? (Олицетворение)

- Что такое олицетворение? (выразить, представить в образе живого существа)

VII. Физминутка для глаз

- А сейчас мы сделаем физминутку для глаз. Чтобы наши глазки отдохнули

1. Быстро  поморгайте.

2. Теперь крепко зажмурьте глаза, а теперь широко откройте их.

Повторим несколько раз.

VIII. Работа в парах.

Слайд 16

- Вспомните, как нужно работать в парах.

- Сейчас мы с вами составим синквейн на тему «Вьюга»

Слайд 17 – структура синквейна.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строчек, записанное с соблюдением следующих правил:

1-я строчка – тема (одно существительное);

2-я строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных);

3-я строчка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы);

4- я строчка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);

5- я строчка – синоним из одного слова к теме, которая заявлена в 1-й строчке.

- Запишите синквейн в тетрадь по литературному чтению.

Слайд 18. Проверка

  1. Вьюга
  2. Снежная, жгучая
  3. Поднялась, воет
  4. Воет вьюга за окном
  5.  Метель, пурга, снегопад, буран

- Какова главная мысль произведения? (Детские годы проходят рядом со взрослыми, родными, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми).

IX. Работа в группах

Слайд 19

-  А сейчас мы поработаем в группах. У вас на столах житоны. По цвету проходим к большому кругу.

- Вспомните правила работы в группах.

- Задания для групп.  Нужно выполнить тест.

- А вы ребята, прочитайте про себя другие стихотворения Сурикова. (Прочитает и оценку)

- А теперь проверим.

X. Домашнее задание

Слайд 20

На парте лежит карточка с домашним заданием.

- У каждого оно свое. Прочитайте и выполните его дома.

У 1 варианта задание – выучить любые 3 четверостишия.

2 вариант – задание номер 5 на стр. 49.  Вам нужно найти, прочитать и принести полное стихотворение «Детство».

XI. Рефлексия

- Проанализируйте свою работу на уроке.

Слайд 21

- Выберите и напишите в своей тетрадке букву, если это утверждение к концу урока к вам относится.

У – у меня многое получилось.

Р – работал с удовольствием.

О – одноклассники, доставили удовольствие своей работой.

К – кое – что казалось сложным, но я старался найти ответ

- Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы познакомились со стихотворением «Детство» И. Сурикова.

А детство – это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей – остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наше село Восток.

- А теперь покажите смайлик, с каким настроением вы уйдете с урока. Отлично! Я очень рада, у меня такое же хорошее настроение.

- А я принесла вам такую шкатулку. Там спрятался тот, без кого бы этот урок не состоялся. Подойдите и загляните в неё. Кого видите?

Да, без вас не было бы этого урока. Значит, вы и есть самые главные, мои помощники!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выполнить задание на стр.49 № 5https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676403400_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-k-stikhotvoreniyu-surikova-25.jpghttps://sun9-2.userapi.com/impg/9uaB90J0DawLrsw0s1APcJoZY91pK5HT4t74DA/srQ5y-oJwJo.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=8fe64a3da37e8be1c5964f24ea144a00&c_uniq_tag=dw3XWRR4P9kCcU9lezRO2h3U6kHNnVlV5xZkVr2vdG4&type=album

        Выучить 3 любых четверостишия



Предварительный просмотр:

Тест И.З. Суриков «Детство»

  1. Определите тему стихотворения:

1). Молодость

2). Юность

3). Детство

  1. Выберите правильный ответ и подчеркните его.

Где происходило событие?

1). В городе

2). В деревне

3). В посёлке

  1. Объясните выражение «Кубарем качуся»?

Тест И.З. Суриков «Детство»

  1. Определите тему стихотворения:

1). Молодость

2). Юность

3). Детство

  1. Выберите правильный ответ и подчеркните его.

Где происходило событие?

1). В городе

2). В деревне

3). В посёлке

  1. Объясните выражение «Кубарем качуся»?

Тест И.З. Суриков «Детство»

  1. Определите тему стихотворения:

1). Молодость

2). Юность

3). Детство

  1. Выберите правильный ответ и подчеркните его.

Где происходило событие?

1). В городе

2). В деревне

3). В посёлке

  1. Объясните выражение «Кубарем качуся»?

Тест И.З. Суриков «Детство»

  1. Определите тему стихотворения:

1). Молодость

2). Юность

3). Детство

  1. Выберите правильный ответ и подчеркните его.

Где происходило событие?

1). В городе

2). В деревне

3). В посёлке

  1. Объясните выражение «Кубарем качуся»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....