Обучение грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок обучения грамоте

1класс «Школа России»

Тема:  « Согласные звуки [г], [г’], буква Г, г».                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

1класс «Школа России»

Тема:  « Согласные звуки [г], [г’], буква Г, г».                      

Цель: познакомить с согласными звуками [г] – [г] и  буквой Г.

Задачи:

1)  Образовательные: Познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.

2) Развивающие: Создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонематический слух,  мышление, речь.

3) Воспитательные: Воспитывать культуру учебного труда, умение применять  правила охраны своего здоровья.

Целепологание   (УУД):

- Личностные:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.

-Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

-Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:  деятельностный,   наглядно-словесный.

Пед. технологии: здоровье-сберегающая, информационная, игровая, дифференцированная, пед. сотрудничества.

Планируемые результаты: познакомить с согласными звуками [г] – [г] и  буквой Г г ,  уметь применять полученные знания  на практике.

  Учебные материалы:    звуковые схемы;   образцы печатных и письменных букв Г, г;  учебник «Азбука»; лента букв; тетрадь для печатания; презентация   

                                                 

Ход урока

I. Организация начала урока

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Сегодня такой чудесный день, у вас хорошее настроение,

улыбнитесь друг другу. К нам на урок пришли гости,

повернёмся к ним, поприветствуем их кивком головы.

2. Нацеливание

 Познакомимся…  (с буквами Г, г)

Учиться…  (характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)

Упражняться… (в чтении слов и слогов, текста с этой буквой)

II.Актуализация знаний(повторение пройденного)

1.Дыхательная гимнастика.

- Чтобы всё на уроке прошло хорошо, и вы смогли справиться со всеми заданиями, нужно подготовиться, выполним дыхательную гимнастику.

1упр. Ароматный цветок (2 раза)

Вдох через нос, на выдохе говорим «Какой ароматный цветок!»

2 Артикуляционная гимнастика

 : Потянули губочки.

Молодцы.

А теперь сделали бублик О.

Молодцы.

Почистили зубки.

-Укололи щёчки. 

3.Работа над дикцией

Чтобы наше путешествие было интересным, давайте повторим чистоговорку.

 Чистоговорка:

Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Га-га-га – зеленые луга.

Ги-ги-ги – нарисуем мы круги

Ге-ге-ге – отдыхаем мы на юге

Молодцы здорово получилось.

А теперь ваша установка

Я умею думать

Я умею слушать

Я умею рассуждать

Все что нужно для работы

Все я буду выполнять

- Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовил для вас наш гость. Кто он, отгадайте.

3.Отгадывание загадки.

Застучало, зашуршало,

Зашумело под столом…

В красной шапке, с бородою,

Скатерть отодвинул…(гном).

На доске появляется рисунок Гнома.

Учитель. Молодцы, правильно отгадали загадку.

Сегодня к нам в гости пришёл мудрый гном. Живут в подземном государстве маленькие человечки – гномы.  Ходят  они по узким коридорам,  фонарями  освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. Сегодня мы отправимся в путешествие с одним замечательным мудрым гномом. Он познакомит нас со своими друзьями и научит многим премудростям , а мы их соберем в свой багаж знаний.

- Вы должны точно так же , как гномы помогать  друг другу, быть внимательными.

( Слайд 1)

Гном поможет нам познакомиться с новыми звуками и буквами, а также он хочет узнать, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать и дружно работать. Давайте покажем Гномику, что мы уже знаем и умеем.

4.Работа над пословицей

Гном предлагает пословицу:

Прочитаем её

 «Не делай другим того, чего себе не желаешь.»

Как вы понимаете эту пословицу?

Как вы думаете, чего нельзя делать по отношению к другим людям?

(Нельзя их обижать, бить, обзывать плохими словами, толкать, когда что – то с ними случилось, например, упал, нельзя над ним смеяться…

Потому что так может случиться и со мной…)

Хорошо, а что огорчило бы вас в отношении с другими людьми?

Рассуждения детей:

«Меня бы огорчило, если бы я выручил друга в трудную минуту, например, он забыл дома краски, я с ним поделился, а когда я забыла дома клей, он меня не выручил», или «Когда он просто так меня ударил…» и т.д.

А как вы считаете, стоит ли отвечать грубостью на грубость?

Нет, т.к. ничего хорошего не будет: все будут только бить друг друга, обижать, называть плохими словами ,…»

А какие вы знаете вежливые слова? Гном немного призабыл, давайте напомним ему.

 «Спасибо», «здравствуйте» «пожалуйста», «извините», «простите», «до свидания»…

«Да», «иногда»…

III..Мотивация учебной деятельности

- Для чего мы с вами изучаем буквы?  (дети отвечают)

- Кому из вас хочется научиться читать для того, чтобы прочитать много интересных книг?

Чем мы занимаемся на уроках чтения?(Изучаем буквы и звуки)

3. Фронтальная работа.  работа по ленте букв

Учитель: А сейчас мы покажем нашему  другу Гному. как мы работаем  по ленте букв.

  Вспомним изученные буквы.

-На какие две группы можно разделить все звуки? (гласные , согласные)

-На какие две группы можно разделить гласные звуки? (ударные, безударные)

-Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.(гласные  И, Е, Я)

-Какие «хитрые» буквы знаем?(Я,Е)

-Почему они «хитрые»?

-Назовите буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков.

Молодцы! Правильно называли буквы.

Гном вами доволен .

2. Постановка целей , постановка проблемного вопроса.

1.А сейчас  гном приготовил еще одну  загадку. попробуйте отгадать

 (Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся        

 Это Гриб)

  • Назовите первый звук в этом слове.(Г)

      -   Какой это звук?( согласный)

  •       -   Докажите это.
  • Когда произносим этот звук, воздух, выходя изо рта встречает препятствие (мешает язык).
  • Дети подносят ладонь к горлу и произносят звук.
  • Звонкий, связки вибрируют, звенят. Значит этот звук звонкий.
  • Произносим твёрдо.
  • Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.
  • -Разделим слово грибы  на слоги.
  • -Сколько слогов в слове? (два)
  • - Назовите первый  слог (гри-).
  • - Назовите второй  слог (-бы).
  • Какой слог ударный ? (второй)
  • -Назовите первый звук первого слога?( Г)
  • -Произнесем этот звук 3 раза. Какой он? Гласный или согласный? (Согласный) Почему?
  • - Звонкий или глухой?
  • - Твердый или мягкий? (Твердый)
  •  Звук [Г] – Согласный, звонкий, твердый.
  • -А теперь узнаем ещё одно слово, которое Гном нам принес (рисунок КРУГИ)
    -Где мы чаще всего можем их встретить? (-На уроке математике)
  • -Произнесем слово круги  еще раз.
  • -Сколько слогов в слове? (два)
  • - Назовите первый  слог (кру-).
  • - Назовите второй  слог (-ги).
  • -Какой слог ударный ? (второй-ги-)
  • -Назовите первый звук второго слога?( Г»)
  • -Произнесем этот звук 3 раза. Какой он? Гласный или согласный? (Согласный) Почему?
  • - Звонкий или глухой?
  • - Твердый или мягкий? (мягкий )-Почему?
  •  Звук [Г] – Согласный,  звонкий, мягкий.
  • -Составьте схему к слову Круги. ( 1 ученик у доски)
  •  Вывод:   - Что можем сказать о  новых звуках?
  • Звук [г']

Дети произносят звук [г'].

Это согласный звук.

Когда произносим этот звук, воздух, выходя изо рта встречает препятствие (мешает язык).

Дети подносят ладонь к горлу и произносят звук.

Звонкий, связки вибрируют, звенят. Значит этот звук звонкий.

Произносим мягко.

Звук [г'] – согласный, звонкий, мягкий.

Оба этих звука согласные и звонкие.

  Звук [г] – твёрдый, а [г'] – мягкий., обозначаются буквой Г. Буквой «Гэ». 

На что она похожа?

                    Рисунок                  

Букву на плечах носил,

На лугу траву косил.

Г- крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

  1. Наш друг гном попросил сыграть с вами в Игру «Определи, есть ли здесь звук…»

     Учитель произносит слова, если в слове есть изучаемые на уроке звуки, то учащиеся хлопают в ладоши. Называют, какой это звук и где он находится в слове.

 Город   ,стук   ,стог   ,лягушка, книга, круги.      

 

 

 

Молодцы!!!

Гимнастика для глаз

1. Чтение слогов с буквой г.

Слоги выведены на экран. Чтение сначала хором, затем по цепочке.

Слоги: ГА ГО ГЫ ГУ ГИ ГЕ АГ ОГ ЫГ УГ ИГ ЕГ

2Печатание букв Г, г.

    Выкладывание букв из счётных палочек на парте.

    Печатание букв по образцу: в воздухе, на ладошке.

           Молодцы!!!

Учитель: А сейчас, наш друг Гном снова хочет поиграть с вами .Игра называется

 « Твёрдый - мягкий» . У вас на столах лежат листочки с картинками. .

 ( Картинки: глаз, гриб, груша , снеговик, гиря, гитара, круги)

Учитель Картинки, в названиях которых звук [г -твердый]-обведите синим карандашом, со звуком [Г- мягкий ] – зелёным. Как только вы сделаете поднимите руку..

         Учитель:   Итак   , готовы, а теперь обменяйтесь листочками в паре. Сейчас Гном покажет правильные ответы. Если неправильно поставьте минус ,Если правильно поставьте плюс

                                       (  слайд    правильного ответа     )            

. ( Картинки: глаз, гриб, груша , снеговик, гиря, гитара, круги)

Учитель -Какую картинку не обвели? (барабан)

-Почему? ( нет звука г)

  1. Чтение слов с буквой г с доски

ГОРА    ГОД    УГОЛ    ИГРА    ГАЗОН    НОГА   ГРОМ    ГНОМ ГРАД    ВРАГ    РОГА   ТИГР

 2. Наш друг Гном снова предлагает нам Логическое упражнение «Доскажи предложение».

- Закончите предложение словом, где первый звук [г ]  или звук [г,].

Машина стоит в … (гараже).

Брат хорошо играет на … (гитаре).

Мама купила сочные, сладкие … (груши).

Под берёзой нашли … (гриб).

Папа любит читать … (газеты).

Физминутка

Первичное закрепление

Б) Чтение слов в азбуке на странице 119.

   Галя     Гена     гриб     грибы      корзина     корзинка

 

 Чтение текста. Азбука с.119 Жужжащим чтением, вполголоса.

Галя и Гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики.

А у Гены – поганки.

      Работа с текстом.

      - Кто ходил за грибами? (За грибами ходили Гена и Галя)

      - Сколько грибов набрали Гена и Галя? (Галя и Гена набрали много грибов)

      - Какие грибы в корзинке у Гали?( В корзинке у Гали одни боровики.)

      - Каких грибов набрал Гена? (Гена набрал поганок. В корзинке у гены мухоморы.)

   - Чьи грибы нельзя употреблять в пищу и почему?( Генины. Мухоморами можно отравиться.)

    - А какие грибы можно кушать? (Боровики.)

       Боровик (или белый гриб) – мечта любого грибника. Это очень вкусный гриб.

        Прочитаем стихотворение про этот гриб в азбуке.

        Вот он, гриб-боровик!

              И красив он, и велик!

!!!!!!!! ( если останется время)Фонематическая игра «Хлопни, если слышишь г , г»

Груздь, лисичка, поганка, дети, берёза, галка, лукошко, трава

6.Итог урока. Почему именно Гном пришёл к нам на урок?

-Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу.

-Что нового, интересного узнали на уроке? Чему учились?

-Что особенно понравилось? 

Гном очень доволен вами.

 -В чём испытывали трудности? Как думаете, почему?

- Оцените свою работу на уроке, если все было понятно, то покажите улыбающегося смайлика. Если было трудно - то грустного.(Дети с помощью смайликов показывают своё настроение).

Школьный прозвенел звонок

Завершился наш урок.

Отдохнуть всех непременно

Приглашает …(перемена).

 Вы все, ребята, молодцы.

Спасибо всем за урок

(Если останется время)

Работа в группах

№1  Обведи согласные буквы.  Б   А    И   С  У    Н   О  Г   Д  

№2  Подчеркни хитрые гласные.   А   О   Е   Ы   И   Я

№3  Найди ошибку.        гена   грибы   Галя

                                                   http://deti.cbs-angarsk.ru/images/stories/kids/znaete_li_vy_chto/snegovik.jpg

        

http://numberfive.ru/assets/resource/product/1865a.jpeg                 http://verro.ru/img/3/6c/9f/Hohner-HC-02-gitara-dlya-detey-l83521.jpg

        

                                                   http://deti.cbs-angarsk.ru/images/stories/kids/znaete_li_vy_chto/snegovik.jpg

        

http://numberfive.ru/assets/resource/product/1865a.jpeg                 

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Г.8676_html_40bd3f56

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Г.8676_html_40bd3f56Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Г.8676_html_40bd3f56

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

    гГгГ   ггГГ   ГгГг  ГГгг   ггГГ   ГгГг   ГГгг

 

 [ ]ород

  [ ]иря

  [ ]риб

ГА

   ГО

      ГУ

         ГИ

            ГЕ

                ГЫ 

№1.  Обведите согласные буквы.

            Б   А    И   С   У    Н   О  Г   Д  

№2.  Подчеркните  хитрые гласные.

             

                 А   О   Е   Ы   И   Я

№3.  Найдите ошибку.

              гена   грибы   Галя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...