Конспект открытого урока литературного чтения по сказке С. Маршака "12 месяцев"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект открытого урока литературного чтения по пьесе "12 месяцев" На уроке использовалась технология театрализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_12_mesyatsev.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: С.Михалков. « 12 месяцев»

Цель:

  • Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака.
  • Знакомство со  сказкой- пьесой «Двенадцать месяцев»
  • Знакомство с атрибутами театральных постановок.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить с понятиями: пьеса , действующие лица, реплика, ремарка, импровизация, реквизит , программа
  • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака; 
  • дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть  жанровые особенности произведения.
  • развивать навыки осознанного выразительного чтения;
  • развивать творческие способности обучающихся.

развивающие:

  • учить обобщать и делать выводы,
  • развивать умение рассуждать;

воспитательные:

  • расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Предварительная работа : на уроке ИЗО дети на сложенном втрое листе рисуют ландыши в проталине. На уроке этот лист будет программой.

Ход урока

  1. Мотивация. Определение темы урока. Постановка целей.
  1. На доске слова:

Эпиграф

Аннотация

Предисловие

Содержание

Послесловие

 Знакомы ли вам эти слова? (ДА, мы изучали их на уроке, посвященном Книге) . Что такое эпиграф? (цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.)

  1. Эпиграф к нашему уроку такой:

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

Попробуйте объяснить, что я хотела сказать, почему я выбрала именно такой эпиграф.

  1. На другой части доски слова:

Пьеса                                          

Действие                                                      

Действующие лица

Реплика

Ремарка

Импровизация

Реквизит

Программа

Какие из этих слов вам знакомы? Где вы с ними встречались? ( мы изучаем пьесу С.Маршака « 12 месяцев» . Попробуйте объяснить их.

  1. Соответствие : (на  доске слова, нужно соединить подходящие)

 Пьеса – рассказ, повесть

Действие, картина  – глава, часть, раздел

Действующие лица – главные герои

Программка  – аннотация и ( или)  содержание

 Какие слова вам незнакомы?

А что такое программа ?

Театральная программка — это брошюра или буклет, предоставляемый зрителям перед началом театрального представления.

Это своеобразный путеводитель, который знакомит зрителя с предстоящим представлением, его создателями и исполнителями. В программке обычно содержатся краткие биографии актёров, информация о режиссёре, художнике-постановщике, композиторе и других участниках театральной постановки.

Как вы поняли, для чего зрителю нужна программка? (Чтобы понимать о чем будет спектакль, какой актер играет, тд) Что она вам напоминает? (Мы на уроке ИЗО сделали похожий буклет) Догадались, для чего мы его делали? ( Мы будем делать  программку к спектаклю по пьесе «12 месяцев»

А зачем нам нужно это делать?

  • Вспомним автора
  • Вспомним жанры
  • Вспомним главных героев
  • Узнаем новые слова

Можно сказать, что это цели нашего урока?

  1. Работа по теме.
  1. Открываем программку. Заполним первую часть: автор, название, жанр. Что такое – пьеса – сказка?

Чем пьеса отличается от других жанров литературы? 

( Пьеса — это произведение, написанное для постановки на сцене. То есть пьесу могут показать в театре, где актёры играют роли героев.)

герои разговаривают между собой.

В пьесе нет длинных описаний, как в рассказах. В основном она состоит из реплик — это то, что говорят герои, и ремарок — пояснений автора к тексту.

— Как вы думаете, зачем нужны ремарки? (Чтобы лучше понять, что делает герой. Ремарки очень помогают режиссёру и актёрам понять, как показать героя на сцене.)

А как вы думаете, что еще помогает актеру правильно сыграть роль? ( Они должны понимать характер героя)

  1. Действующие лица. Прочитайте имена действующих лиц. Где они указаны? Со всеми лицами мы уже познакомились?

Давайте охарактеризуем каждого героя, с которым мы познакомились. Какие они? Для чего нужно понимать характеры героев? (Чтобы прочитать с правильной интонацией).

Профессор ____________________

Принцесса ____________________

Старуха _______________________

Дочка _________________________

Падчерица _____________________

Какие из этих героев  главные, а какие – второстепенные?

Какие положительные, а какие- отрицательные? По каким поступкам мы это понимаем? Выборочное чтение.

  1. Импровизация.

Беру шляпу и  мантию  для профессора, корону для принцессы.

- Для чего нужны эти предметы? В театре предметы, необходимые актерам во время спектакля.  Попробуем поиграть в театр и разыграем сценку «Казнить,  помиловать» .

Мы готовились заранее к этой сценке? Это импровизация.

  1. Продолжение работы над текстом сказки.

На прошлом уроке мы прочитали ремарку о том , кого встретила Падчерица в лесу, как они выглядели. Давайте подумаем, что могло бы произойти дальше?

  • Дети по ролям читают отрывок «Гори, гори ясно».
  • Чтение ремарки. Почему  автор говорит, что она подошла, набравшись смелости? Как думаете, она сразу поняла, кто перед ней?
  • Чтение до слов «Значит, твоя гостья »

Как думаете, сможет ли она набрать подснежники? Пожалеют ли ее 12 месяцев?

  1. Рефлексия .
  1. Основная функция театральной программки — помочь зрителю лучше понять и оценить представление. Она предоставляет необходимую информацию о сюжете, персонажах и художественных особенностях спектакля.

Давайте коротко скажем, о чем это пьеса. Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

Вернемся к моему эпиграфу.

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» . Вы согласны с этими словами? Почему? (Автор может нам высказать свое мнение, в театре нам это показывают наглядно. И актер может одно и ту же роль сыграть по- разному,  и люди могут делать новые для себя выводы, к которым даже не всегда готовы. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»

Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...