Конспект открытого урока литературного чтения по сказке С. Маршака "12 месяцев"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект открытого урока литературного чтения по пьесе "12 месяцев" На уроке использовалась технология театрализация.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема: С.Михалков. « 12 месяцев»
Цель:
- Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака.
- Знакомство со сказкой- пьесой «Двенадцать месяцев»
- Знакомство с атрибутами театральных постановок.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить с понятиями: пьеса , действующие лица, реплика, ремарка, импровизация, реквизит , программа
- раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
- дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения.
- развивать навыки осознанного выразительного чтения;
- развивать творческие способности обучающихся.
развивающие:
- учить обобщать и делать выводы,
- развивать умение рассуждать;
воспитательные:
- расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Предварительная работа : на уроке ИЗО дети на сложенном втрое листе рисуют ландыши в проталине. На уроке этот лист будет программой.
Ход урока
- Мотивация. Определение темы урока. Постановка целей.
- На доске слова:
Эпиграф
Аннотация
Предисловие
Содержание
Послесловие
Знакомы ли вам эти слова? (ДА, мы изучали их на уроке, посвященном Книге) . Что такое эпиграф? (цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.)
- Эпиграф к нашему уроку такой:
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
Попробуйте объяснить, что я хотела сказать, почему я выбрала именно такой эпиграф.
- На другой части доски слова:
Пьеса
Действие
Действующие лица
Реплика
Ремарка
Импровизация
Реквизит
Программа
Какие из этих слов вам знакомы? Где вы с ними встречались? ( мы изучаем пьесу С.Маршака « 12 месяцев» . Попробуйте объяснить их.
- Соответствие : (на доске слова, нужно соединить подходящие)
Пьеса – рассказ, повесть
Действие, картина – глава, часть, раздел
Действующие лица – главные герои
Программка – аннотация и ( или) содержание
Какие слова вам незнакомы?
А что такое программа ?
Театральная программка — это брошюра или буклет, предоставляемый зрителям перед началом театрального представления.
Это своеобразный путеводитель, который знакомит зрителя с предстоящим представлением, его создателями и исполнителями. В программке обычно содержатся краткие биографии актёров, информация о режиссёре, художнике-постановщике, композиторе и других участниках театральной постановки.
Как вы поняли, для чего зрителю нужна программка? (Чтобы понимать о чем будет спектакль, какой актер играет, тд) Что она вам напоминает? (Мы на уроке ИЗО сделали похожий буклет) Догадались, для чего мы его делали? ( Мы будем делать программку к спектаклю по пьесе «12 месяцев»
А зачем нам нужно это делать?
- Вспомним автора
- Вспомним жанры
- Вспомним главных героев
- Узнаем новые слова
Можно сказать, что это цели нашего урока?
- Работа по теме.
- Открываем программку. Заполним первую часть: автор, название, жанр. Что такое – пьеса – сказка?
Чем пьеса отличается от других жанров литературы?
( Пьеса — это произведение, написанное для постановки на сцене. То есть пьесу могут показать в театре, где актёры играют роли героев.)
герои разговаривают между собой.
В пьесе нет длинных описаний, как в рассказах. В основном она состоит из реплик — это то, что говорят герои, и ремарок — пояснений автора к тексту.
— Как вы думаете, зачем нужны ремарки? (Чтобы лучше понять, что делает герой. Ремарки очень помогают режиссёру и актёрам понять, как показать героя на сцене.)
А как вы думаете, что еще помогает актеру правильно сыграть роль? ( Они должны понимать характер героя)
- Действующие лица. Прочитайте имена действующих лиц. Где они указаны? Со всеми лицами мы уже познакомились?
Давайте охарактеризуем каждого героя, с которым мы познакомились. Какие они? Для чего нужно понимать характеры героев? (Чтобы прочитать с правильной интонацией).
Профессор ____________________
Принцесса ____________________
Старуха _______________________
Дочка _________________________
Падчерица _____________________
Какие из этих героев главные, а какие – второстепенные?
Какие положительные, а какие- отрицательные? По каким поступкам мы это понимаем? Выборочное чтение.
- Импровизация.
Беру шляпу и мантию для профессора, корону для принцессы.
- Для чего нужны эти предметы? В театре предметы, необходимые актерам во время спектакля. Попробуем поиграть в театр и разыграем сценку «Казнить, помиловать» .
Мы готовились заранее к этой сценке? Это импровизация.
- Продолжение работы над текстом сказки.
На прошлом уроке мы прочитали ремарку о том , кого встретила Падчерица в лесу, как они выглядели. Давайте подумаем, что могло бы произойти дальше?
- Дети по ролям читают отрывок «Гори, гори ясно».
- Чтение ремарки. Почему автор говорит, что она подошла, набравшись смелости? Как думаете, она сразу поняла, кто перед ней?
- Чтение до слов «Значит, твоя гостья »
Как думаете, сможет ли она набрать подснежники? Пожалеют ли ее 12 месяцев?
- Рефлексия .
- Основная функция театральной программки — помочь зрителю лучше понять и оценить представление. Она предоставляет необходимую информацию о сюжете, персонажах и художественных особенностях спектакля.
Давайте коротко скажем, о чем это пьеса. Какую главную мысль хотел донести до нас автор?
Вернемся к моему эпиграфу.
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» . Вы согласны с этими словами? Почему? (Автор может нам высказать свое мнение, в театре нам это показывают наглядно. И актер может одно и ту же роль сыграть по- разному, и люди могут делать новые для себя выводы, к которым даже не всегда готовы. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"
Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.
Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления...

Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»
Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...