Технологическая карта по литературному чтению на тему: "Отражение темы «Материнская любовь» в стихотворении С. Есенина «Лебёдушка»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мусалеева Анна Анатольевна

Технологическая карта по литературному чтению на тему: Отражение темы «Материнская любовь» в стихотворении С. Есенина «Лебёдушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_esenin_lebedushka.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 4

Предмет:

Литературное чтение

Тема:

Отражение темы «Материнская любовь» в стихотворении С. Есенина «Лебёдушка»

Тип урока:

 Открытие нового знания

Прогнозируемые результаты:

Предметные: прогнозируют содержание текста, читают вслух, воспринимают на слух поэтическое произведение 

Личностные: понимают особенностей поэтического текста, выражают свои чувства, проявляют эмпатию (понимают чувства живых существ и сопереживают им)

Метапредметные: формулируют учебную задачу урока, планируют вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивают свою работу на уроке, анализируют художественный текст, выделяют в нем основную мысль, осуществляют поиск необходимой информации в книге, умеют отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, принимают правила взаимодействия в паре и группе.

Дидактические средства:

портрет С. Есенина, аудиозапись стихотворения «Лебедушка», видеоряд к стихотворению, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, 4 класс, карточки с заданиями.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран

Ход урока

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Организационный момент. Психологический настрой на урок

Словесн.: слово учителя

 1 мин

Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя и друг друга.    Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные УУД (далее РУУД): нацеливание на успешную деятельность.                         Коммуникативные УУД (далее КУУД): формирование умения слушать и слышать.

II.Актуализации знаний  и мотивация

Словес.: учебный диалог

4 мин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой. (Белая береза)

Поёт зима – аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (Воробышки)    

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре. (Черёмуха)            

- Ребята, вам знакомы эти строки?

- О чем все эти стихотворения?

- Кто автор этих замечательных строк?

- Совершенно верно, это стихотворения Сергея Есенина.

Вспоминают стихотворения «Белая берёза», «Воробышки», «Черемуха» и его автора

РУУД: формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

ЛУУД: самоопределение.

ІІІ. Постановка учебной задачи

Словес.: учебный диалог, формулирование цели и темы урока

4 мин

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

 Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

- Ребята, как вы уже догадались, мы сегодня прикоснемся к творчеству С. Есенина.

- Сформулируем задачи урока.

1. Вспомнить факты из биографии поэта.

2. Познакомиться с новым произведением С. Есенина

3. Научиться анализировать стихотворение, находить в нем средства художественной выразительности.

4. Определить главную мысль стихотворения.

Определяют тему урока.  Ставят перед собой цель урока.

Познавательные УУД (далее ПУУД): самостоятельное формулирование познавательной цели.                                      РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

КУУД: формирование умения четко излагать свое мнение, принимать участие в обсуждении.

ІV. Первичное восприятие текста

Метод самостоят. работы: изучение текста

Метод самоконтроля: сверка с образцом

Словесн.: прослушивание аудиозаписи

Наглядн.: просмотр видеоряда

8

мин:

- Ребята, с биографией поэта мы знакомились ранее. Сегодня лишь освежим в памяти наши знания. У вас на партах лежит карточка № 1 для работы в паре. Вам необходимо изучить биографию и совместно с соседом по парте записать основные моменты из жизни С. Есенина (Приложение 1)

  1. Дата рождения - ….
  2. Родители - ….
  3. В 9 лет - ….
  4. В 21 год - ….
  5. Дата смерти – ….

- Сверьтесь с ответами на слайде. Оцените свою работу.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Сегодня мы познакомимся с новым прекрасным и очень глубоким стихотворением поэта. А вот о ком это стихотворение, вы узнаете. Если отгадаете загадку.

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает (Лебедь)

- Откройте учебник, прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете, почему именно «Лебедушка» С. Есенин назвал свое стихотворение?

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди.

- Послушайте стихотворение и подумайте какие чувства у вас вызывает это произведение, а видеоряд поможет ярче представить эту картину.

Ищут ключевую информацию в биографии. Работают в паре.

Сверяются с ответами, оценивают себя

Отгадывают загадку.

Высказывают свои предположения (наверное, хотел показать свои нежные чувства по отношению к лебеди)

Прослушивают аудиозапись стихотворения.

ПУУД: формирование умения извлекать информацию из текста;

КУУД: оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других; формирование умения работать в паре.

РУУД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Динамическая пауза

1 мин

 Давайте встанем и отдохнем.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Вниз опустили и увидали -

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.

Выполняют физминутку

РУУД: действовать с учетом выделенных ориентиров

V. Работа с текстом

Словес.: учебный диалог,

работа со стихотворением.

Метод самоконтроля: сверка с образцом

5 мин

- Какие чувства, настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Автор использует слова: лебёдушка, лебежатушки.  Как вы думаете, какие чувства он испытывает к этим героям?

-Не напоминает ли вам стихотворение народную песню или сказку, былину?

- Это произведение написано в жанре древне-русской былины.

Словарная работа

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясним значение некоторых словосочетаний. Возьмите карточку № 2 и соедините выражения и их объяснения. (Приложение2)

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- златотканый - сотканный из золотых нитей; вышитый золотыми нитями;

-жемчужный - блеском, формой, белизной напоминающий жемчуг;

-изумрудный - прозрачно зеленый, цвета изумруда;

-распластанный - лежащий пластом;

-помертвелый – неподвижный, омертвевший, застывший, закоченевший.

- Сверьтесь с ответами на слайде. Оцените свою работу.

Делятся впечатлениями, настроением после прослушанного.

Работают в паре

Сверяются с ответами, оценивают себя

ПУУД: формирование умения ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы;

КУУД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения работать в паре;

ЛУУД: формирование умения выказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции;

РУУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

VII. Анализ произведения

Словес.: учебный диалог,

работа со стихотворением, анализ стихотворения

Словес.: чтение выразительное

8 мин

Анализ первой части стихотворения.

1-14 строфа

- Найдите эпитеты. (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.)

- Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

- Как понимаете выражение

«Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие»?

Как этот приём называют в литературе? (Метафора).

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

-Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

-Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

-Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

-Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей.

-Кто оберегал малых деток в минуты опасности?

-Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

-Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

-Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).

Анализ второй части.

15-28 строфа

-Какие чувства у вас возникли?

-Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

-С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

-Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

-Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

-О ком она думает в тот момент?

-Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?

- Как вы думаете, ребята, могла ли лебедушка спастись?

- Почему она этого не сделала?

- Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

(Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей)

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Какова главная мысль стихотворения?

Главная мысль - Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

Выразительное чтение стихотворения.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

Отвечают на вопросы учителя, работают с текстом

Учащиеся по желанию выразительно читают стихотворение, оценивают одноклассников (получилось/не получилось передать интонацией чувства)

ЛУУД: формирование умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать, высказывать своё отношение к героям произведения, к их поступкам.

ПУУД: формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

КУУД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, выразительно читать текст.

РУУД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Закрепление (интерпретация)

Метод критич. мышления:

прием 6 шляп

5 мин

1 группа. Белая шляпа. Подумайте и ответьте на вопрос: почему произошла такая трагическая ситуация?

2 группа. Желтая шляпа. Постарайтесь найти положительные моменты.

3 группа. Красная шляпа. Как бы вы поступили на месте Лебедушки и почему?

4 группа. Зеленая шляпа. Вы волшебники. Если бы вы могли, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?

Работают в группе, договариваются о том, кто будет представлять мнение группы.

КУУД: формирование умения работать в паре

РУУД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

ЛУУД: формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ПУУД: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

Домашнее задание

 1 мин

Выразительно читать стихотворение, составить синквейн «Лебедушка»

Записывают домашнее задание.

РУУД: умение сохранять учебную задачу.

КУУД: постановка вопросов.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

3 мин

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!

Любите так,

Как любят эти птицы!

Ведь если взять вселенную,

Ни с чем...

Любовь такая не сравнится.

Они не люди,

Но какая стать,

Какая нежность,

Преданность друг другу.

Их чувство невозможно передать,

Оно подобно истинному чуду!

- Ребята, если урок задел ваши самые трепетные чувства по отношению к матери-лебеди, напишите на лебежатушках самое ласковое слово, которое вы говорите своей маме и приклейте на доску рядом с белой лебедушкой.

Подводят итог урока.

Получают позитивный настрой от урока.

РУУД: осознание того, что усвоено на уроке ЛУУД: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.

Приложение 1

Биография С. Есенина

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

 Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять, и он писал стихи, подражая частушкам. Некоторые были с плохим концом, он их переделывал на свой лад.

Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Приложение 2

- гладь зеркальная                                         водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь                                                небольшой залив в реке с замедленным течением;

- молчаливый затон                                       длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая                                           нежная;

- тихозвонные ручейки                                 спокойно протекающие;

- росинки серебристые                                  роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые                                          светло-синий тон;

- волны пряные                                               издающие запах;

- златотканый                                                  сотканный из золотых нитей; вышитый золотыми нитями;

-жемчужный                                                   блеском, формой, белизной напоминающий жемчуг;

-изумрудный                                                    прозрачно зеленый, цвета изумруда;

-распластанный                                               лежащий пластом;

-помертвелый – неподвижный, омертвевший, застывший, закоченевший.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе Тема: Звук [щ`]. буква Щ щ. Буквосочетания « ча-ща», «чу-щу».

На данном уроке учащиеся знакомятся с новым звуком, её характеристикой, узнают о правописании буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Используя ИКТ закрепляют полученные знания....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе. Тема "Анализ стихотворений Елены Благининой. Кукушка.Котенок"

Разработка урока в форме технолгической карты по литературному чтения для обучающихся 3-х классов...