Технологическая карта по литературному чтению на тему: "Отражение темы «Материнская любовь» в стихотворении С. Есенина «Лебёдушка»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта по литературному чтению на тему: Отражение темы «Материнская любовь» в стихотворении С. Есенина «Лебёдушка»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 4 | |
Предмет: | Литературное чтение |
Тема: | Отражение темы «Материнская любовь» в стихотворении С. Есенина «Лебёдушка» |
Тип урока: | Открытие нового знания |
Прогнозируемые результаты: | Предметные: прогнозируют содержание текста, читают вслух, воспринимают на слух поэтическое произведение Личностные: понимают особенностей поэтического текста, выражают свои чувства, проявляют эмпатию (понимают чувства живых существ и сопереживают им) Метапредметные: формулируют учебную задачу урока, планируют вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивают свою работу на уроке, анализируют художественный текст, выделяют в нем основную мысль, осуществляют поиск необходимой информации в книге, умеют отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, принимают правила взаимодействия в паре и группе. |
Дидактические средства: | портрет С. Есенина, аудиозапись стихотворения «Лебедушка», видеоряд к стихотворению, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, 4 класс, карточки с заданиями. |
Оборудование: | компьютер, проектор, экран |
Ход урока
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
І. Организационный момент. Психологический настрой на урок Словесн.: слово учителя | 1 мин | Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные УУД (далее РУУД): нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные УУД (далее КУУД): формирование умения слушать и слышать. |
II.Актуализации знаний и мотивация Словес.: учебный диалог | 4 мин | Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. (Белая береза) Поёт зима – аукает Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. (Воробышки) Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. (Черёмуха) - Ребята, вам знакомы эти строки? - О чем все эти стихотворения? - Кто автор этих замечательных строк? - Совершенно верно, это стихотворения Сергея Есенина. | Вспоминают стихотворения «Белая берёза», «Воробышки», «Черемуха» и его автора | РУУД: формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности. ЛУУД: самоопределение. |
ІІІ. Постановка учебной задачи Словес.: учебный диалог, формулирование цели и темы урока | 4 мин | Есенин – нежное имя, соловьиный звон. Кудрями золотыми звенел весёлый клён. Из солнечного ливня весеннее лицо Овеял ветер нивный цветочною пыльцой. - Ребята, как вы уже догадались, мы сегодня прикоснемся к творчеству С. Есенина. - Сформулируем задачи урока. 1. Вспомнить факты из биографии поэта. 2. Познакомиться с новым произведением С. Есенина 3. Научиться анализировать стихотворение, находить в нем средства художественной выразительности. 4. Определить главную мысль стихотворения. | Определяют тему урока. Ставят перед собой цель урока. | Познавательные УУД (далее ПУУД): самостоятельное формулирование познавательной цели. РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. КУУД: формирование умения четко излагать свое мнение, принимать участие в обсуждении. |
ІV. Первичное восприятие текста Метод самостоят. работы: изучение текста Метод самоконтроля: сверка с образцом Словесн.: прослушивание аудиозаписи Наглядн.: просмотр видеоряда | 8 мин: | - Ребята, с биографией поэта мы знакомились ранее. Сегодня лишь освежим в памяти наши знания. У вас на партах лежит карточка № 1 для работы в паре. Вам необходимо изучить биографию и совместно с соседом по парте записать основные моменты из жизни С. Есенина (Приложение 1)
- Сверьтесь с ответами на слайде. Оцените свою работу. Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. Сегодня мы познакомимся с новым прекрасным и очень глубоким стихотворением поэта. А вот о ком это стихотворение, вы узнаете. Если отгадаете загадку. Длинношеяя та птица Грациозна, как царица, Гладью водной проплывает, Чудно шею извивает (Лебедь) - Откройте учебник, прочитайте название стихотворения. - Как вы думаете, почему именно «Лебедушка» С. Есенин назвал свое стихотворение? - Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди. - Послушайте стихотворение и подумайте какие чувства у вас вызывает это произведение, а видеоряд поможет ярче представить эту картину. | Ищут ключевую информацию в биографии. Работают в паре. Сверяются с ответами, оценивают себя Отгадывают загадку. Высказывают свои предположения (наверное, хотел показать свои нежные чувства по отношению к лебеди) Прослушивают аудиозапись стихотворения. | ПУУД: формирование умения извлекать информацию из текста; КУУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формирование умения работать в паре. РУУД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Динамическая пауза | 1 мин | Давайте встанем и отдохнем. Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Вниз опустили и увидали - Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад. | Выполняют физминутку | РУУД: действовать с учетом выделенных ориентиров |
V. Работа с текстом Словес.: учебный диалог, работа со стихотворением. Метод самоконтроля: сверка с образцом | 5 мин | - Какие чувства, настроение вызвало у вас это стихотворение? - Автор использует слова: лебёдушка, лебежатушки. Как вы думаете, какие чувства он испытывает к этим героям? -Не напоминает ли вам стихотворение народную песню или сказку, былину? - Это произведение написано в жанре древне-русской былины. Словарная работа - Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясним значение некоторых словосочетаний. Возьмите карточку № 2 и соедините выражения и их объяснения. (Приложение2) - гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением; - молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки; - трава шелковая – нежная; - тихозвонные ручейки - спокойно протекающие; - росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро; - цветы лазоревые - светло-синий тон; - волны пряные - издающие запах; - златотканый - сотканный из золотых нитей; вышитый золотыми нитями; -жемчужный - блеском, формой, белизной напоминающий жемчуг; -изумрудный - прозрачно зеленый, цвета изумруда; -распластанный - лежащий пластом; -помертвелый – неподвижный, омертвевший, застывший, закоченевший. - Сверьтесь с ответами на слайде. Оцените свою работу. | Делятся впечатлениями, настроением после прослушанного. Работают в паре Сверяются с ответами, оценивают себя | ПУУД: формирование умения ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы; КУУД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения работать в паре; ЛУУД: формирование умения выказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции; РУУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. |
VII. Анализ произведения Словес.: учебный диалог, работа со стихотворением, анализ стихотворения Словес.: чтение выразительное | 8 мин | Анализ первой части стихотворения. 1-14 строфа - Найдите эпитеты. (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.) - Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»? - Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие»? Как этот приём называют в литературе? (Метафора). -Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте. -Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей? -Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная). -Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.) -Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.) -Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей. -Кто оберегал малых деток в минуты опасности? -Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро? -Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное). -Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы). Анализ второй части. 15-28 строфа -Какие чувства у вас возникли? -Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла) -С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему? -Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу. -Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности? -О ком она думает в тот момент? -Что можно о ней сказать, как о матери своих детей? - Как вы думаете, ребята, могла ли лебедушка спастись? - Почему она этого не сделала? - Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки? (Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей) - Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.) - Какова главная мысль стихотворения? Главная мысль - Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям. Выразительное чтение стихотворения. 1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. 28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле. | Отвечают на вопросы учителя, работают с текстом Учащиеся по желанию выразительно читают стихотворение, оценивают одноклассников (получилось/не получилось передать интонацией чувства) | ЛУУД: формирование умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать, высказывать своё отношение к героям произведения, к их поступкам. ПУУД: формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. КУУД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, выразительно читать текст. РУУД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Закрепление (интерпретация) Метод критич. мышления: прием 6 шляп | 5 мин | 1 группа. Белая шляпа. Подумайте и ответьте на вопрос: почему произошла такая трагическая ситуация? 2 группа. Желтая шляпа. Постарайтесь найти положительные моменты. 3 группа. Красная шляпа. Как бы вы поступили на месте Лебедушки и почему? 4 группа. Зеленая шляпа. Вы волшебники. Если бы вы могли, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки? | Работают в группе, договариваются о том, кто будет представлять мнение группы. | КУУД: формирование умения работать в паре РУУД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию ЛУУД: формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. ПУУД: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; |
Домашнее задание | 1 мин | Выразительно читать стихотворение, составить синквейн «Лебедушка» | Записывают домашнее задание. | РУУД: умение сохранять учебную задачу. КУУД: постановка вопросов. |
VIII. Рефлексия деятельности Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ | 3 мин | - Закончить урок мне хочется словами из стихотворения. Друзья, учитесь верности у Лебедей! Любите так, Как любят эти птицы! Ведь если взять вселенную, Ни с чем... Любовь такая не сравнится. Они не люди, Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду! - Ребята, если урок задел ваши самые трепетные чувства по отношению к матери-лебеди, напишите на лебежатушках самое ласковое слово, которое вы говорите своей маме и приклейте на доску рядом с белой лебедушкой. | Подводят итог урока. Получают позитивный настрой от урока. | РУУД: осознание того, что усвоено на уроке ЛУУД: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач. |
Приложение 1
Биография С. Есенина
С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.
Родители Есенина были бедные крестьяне.
У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.
Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять, и он писал стихи, подражая частушкам. Некоторые были с плохим концом, он их переделывал на свой лад.
Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.
Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Приложение 2
- гладь зеркальная водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая нежная;
- тихозвонные ручейки спокойно протекающие;
- росинки серебристые роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые светло-синий тон;
- волны пряные издающие запах;
- златотканый сотканный из золотых нитей; вышитый золотыми нитями;
-жемчужный блеском, формой, белизной напоминающий жемчуг;
-изумрудный прозрачно зеленый, цвета изумруда;
-распластанный лежащий пластом;
-помертвелый – неподвижный, омертвевший, застывший, закоченевший.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"
Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе. Тема : Русская народная сказка "Марья и ведьмы"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе Тема: Звук [щ`]. буква Щ щ. Буквосочетания « ча-ща», «чу-щу».
На данном уроке учащиеся знакомятся с новым звуком, её характеристикой, узнают о правописании буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Используя ИКТ закрепляют полученные знания....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе. Тема "Анализ стихотворений Елены Благининой. Кукушка.Котенок"
Разработка урока в форме технолгической карты по литературному чтения для обучающихся 3-х классов...
