План-конспект урока литературного чтеия по теме: "К. Д. Ушинский "Четыре желания"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Соломатина Лилия Романовна

Данный конспект представляет собой подробный план проведения урока литературного чтения по теме: "К. Д. Ушинский "Четыре желания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._d._ushinskiy_chetyre_zhelaniya.docx91.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «К. Д. Ушинский  «Четыре желания».

Цель: развитие выразительного чтения через рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Задачи:

Дидактические: вспомнить биографию К. Д. Ушинского; познакомить учащихся с рассказом К. Ушинского «Четыре желания»; научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное.

Развивающие: совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе родного края; воспитывать в учащихся отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку.

Ресурсы: «Литературное чтение» 4 кл., 1 ч., Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

  1. Организационный этап (фронтальная работа)

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Давайте постараемся усердно поработать на уроке! Желаю всем продуктивной работы.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (фронтальная работа)

- Ребята, посмотрите на доску. Разгадайте ребус, чтобы узнать тему урока (Четыре желания).

- А кто же автор этого рассказа? Это мы с вами узнаем, если вставим пропущенные буквы.

Конста…тин Дмитри…вич Уши…ский

- Ребята, какую цель мы поставим перед собой на уроке? или Предположите, что мы узнаем на уроке?

- А как мы сможем добиться цели?

  1. Актуализация знаний (индивидуальная работа, фронтальная работа)

- Ребята, мы с вами узнали, что тема нашего урока – «К. Д. Ушинский «Четыре желания».

- Знаем ли мы К. Д. Ушинского?

- Давайте вспомним биографию этого автора. Я вам предлагаю выполнить задание. Перед вами на столах лежат карточки. В них написана биография Ушинского, но там есть пропуски. Вам нужно внимательно меня слушать, чтобы вставить пропущенные слова или словосочетания после моего рассказа.

Биография

 Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871) — русский писатель и педагог, основоположник народной школы в России. Он родился в городе Туле в 1823 году. С детства он любил учиться и читать. Ушинский получил домашнее образование, затем учился в гимназии, а после поступил в университет. Он работал учителем и сумел улучшить строгое воспитание в Гатчинском сиротском приюте, где убрал жестокость и плохие привычки. Также Константин был инспектором Смольного института для благородных девиц, где заменил скучную зубрёжку на интересные уроки, ввёл обучение естественным наукам и учил девочек думать самостоятельно. За свои нововведения нажил врагов и ушёл с этой работы. По поручению императрицы Константин Дмитриевич изучал образование в Европе, чтобы улучшать школу в России. Он создал первые детские учебники — «Родное слово» и «Детский мир», которые помогли сделать обучение легче и интереснее для детей. Ушинский верил, что обучение должно быть интересным и понятным для детей, поэтому писал книги, которые помогали детям учиться с удовольствием. Погиб Константин Дмитриевич в 1871 году, но его идеи и учебники остаются важной частью русской педагогики и до сих пор используются в качестве примеров гуманного и эффективного обучения детей.

- Давайте проверим, что вы вставили в пропуски. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по образцу.

- Что мы узнали о К. Д. Ушинском?

  1. Первичное усвоение новых знаний (фронтальная работа)

- Сейчас я вам предлагаю приступить к знакомству с его рассказом «Четыре желания».

- Предположите, почему автор так назвал своё произведение.

- Теперь я вам предлагаю прочитать рассказ «по цепочке», т.е. по предложению друг за другом.

Рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

  1. Первичная проверка понимания (фронтальная работа)

- Ребята, вы молодцы! Итак, теперь мы с вами можем ответить, почему автор назвал так своё произведение? Давайте ответим.

- О ком говорится в рассказе?

- Что делал Митя в каждый сезон года?

- Что ему говорил делать отец?

- Для чего отец показал Мите свою записную книжку?

- Что хотел сказать автор своим произведением?

- Должны ли мы любить и ценить каждый сезон года?

- Что вы делаете в каждый сезон года? Например, летом.

  1. Первичное закрепление знаний (фронтальная работа, индивидуальная работа)

- Сейчас я вам предлагаю выполнить творческое задание. Вам необходимо нарисовать, что вы любите делать в ваше любимое время года. На это задание у вас 7 минут.

- Кто хочет показать свой рисунок и поделиться тем, что он любит делать  в любимое время года?

- Отлично, ребята! Вы хорошо постарались. Наш урок подходит к концу.

  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению (фронтальная работа)

- Сейчас я вам сообщу домашнее задание.

- Вам необходимо найти по 3 пословицы про ваше любимое время года и написать их в тетрадь.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока (фронтальная работа)

- Итак, ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке: если вы считаете, что работали активно, вам было все понятно, то  поднимите большой палец вверх, если же наоборот – то опустите большой палец вниз.

- Ребята, что мы с вами сегодня узнали?

- Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

План- конспект открытого урока по технологии на тему "Изба"

Планируемые образовательные результаты Предметные умения: узнают из какого материала строили дома в старину; из каких частей состоит изба; познакомятся с профессиями: строитель, плотник, кровельщик, с...