Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «А.П. Чехов «Мальчики» (УМК «ШКОЛА РОССИИ») учитель: Лебедева Л.С.
методическая разработка по чтению (4 класс)

Методическая разработка урока

по литературному чтению в 4 классе

по теме: «А.П. Чехов «Мальчики»

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

 

 

 

 

                                                                                                        учитель: Лебедева Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_klass.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по литературному чтению в 4 классе

по теме: «А.П. Чехов «Мальчики» 

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

                                                                                                        учитель: Лебедева Л.С.

2024 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Мир детства в произведении А.П. Чехова «Мальчики»

Тип урока: открытие новых знаний

Формы        организации        учебно-познавательной        деятельности:        индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель: продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова, способствовать отработке навыка правильного, выразительного чтения, учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев, способствовать воспитанию чувства ответственности перед окружающими людьми.

Задачи урока:

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  2. Способствовать пониманию основной мысли произведения, осуществлять поиск необходимой информации в тексте.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  1. Формировать умение формулировать учебную задачу урока;
  2. Формировать умение планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  1. Развивать умение находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
  2. Развивать умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учебника, понимать главную мысль.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать        умение        высказывать        свою        точку        зрения        по        прочитанному произведению;
  2. Развивать умение выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Способствовать        формированию        системы        нравственных        ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие);
  2. Формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Оснащение урока:

Материалы для учителя: методическое пособие по литературному чтению УМК

«Школа России», учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой и др. 4 класс, 1 часть УМК «Школа России», презентация, технологическая карта.

Материалы для учащихся: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой и др. 4 класс, 1 часть «Школа России».

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Приветствую детей,

проверяю готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее время, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Р:соотнести свои действия с поставленной целью.

Л: создание положительно го эмоционально го настроя

Актуализац ия опорных знаний

-Ребята, какое произведение мы открыли для себя на прошлом уроке? Кто его написал?

- Почему Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»?

- Мы познакомились с произведением А.П. Чехова «Мальчики»

-Это рассказ о двух мальчиках.

Р: контроль

Целеполага ние

-Ребята, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

-Замечательно!

Будем перечитывать рассказ, попытаемся

понять поступки героев.

-Нам нужно проанализировать, понять поступки героев, попытаться их объяснить.

Р: умение формулироват ь учебную

задачу урока

Открытие нового знания

-Ребята, что нам нужно очень хорошо знать, чтобы проанализировать поступки героев?

- Нужно знать содержание рассказа, знать

последовательность событий.

П: поиск

информации в тетксте;

Р: умение

  • Верно! На столе у вас карточки с пунктами плана.

Вам необходимо

восстановить порядок событий. Что вам поможет это сделать?

Работаем в группе.

  • Проверяем работу. Каждая группа зачитывает по одному пункту плана. Обсуждаем.

Подтверждаем ответ текстом.

- Учебник! Рассказ!

Дети работают в группе, составляют план произведения.

Проверка и самопроверка.

принимать и сохранять учебную

задачу;

К: умение работать в группе, выражать своё мнение, приводя аргументы

- Молодцы! Очень хорошая работа!

Физ.минутк а

Ребята, что-то мы засиделись, и вы устали. Давайте

отдохнем.

Выполняют физ.минутку

Открытие нового знания

  • Как зовут главных героев произведения?
  • Кто они? Чем занимаются в повседневной жизни?

  • Найдем описание внешности Чечевицына. Обратите внимание, автор не называет имени мальчика.

Как думаете, почему?

  • Володя и Чечевицын
  • Мальчики являются гимназистами второго класса

Находят описание внешности в учебнике, зачитывают. (Он важничает, делает

загадочный вид)

П: умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов, выявлять основную

мысль произведения

  • Найдите описание внешности Володи.
  • Составим в тетради сравнительную таблицу описания мальчиков.

Находят в учебнике

В тетради в виде таблицы обобщают материал.

П: умение находить необходимую информацию в тексте литературного произведения

  • Что можете сказать о семье Володи? О семье Чечевицина?
  • Сравните взаимоотношения близких людей в этих семьях.
  • Повлияло ли это на формирование характеров

Сравнивают        семьи, рассуждают об отношениях в этих семьях, о таких качествах как любовь, поддержка, доброта и т.д.

П: обобщение, сравнение

мальчиков?

-Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?

-Как вы думаете, кто из мальчиков        испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

  • Что же тогда объединяет этих разных мальчиков?

  • А ещё? Подумайте, почему такие        разные люди притягиваются друг к другу?

  • Как вы думаете, раскаялись ли ребята в своём поступке. Как автор говорит об этом?
  • В чём главная мысль автора?

Выражают своё мнение (постыдный поступок, необдуманный и т.д.)

  • Володя. Он любит свою семью и знает, что его любят.

  • Они одного возраста, гимназисты…
  • Они дополняют друг друга. Володе не хватает твёрдости Чечевицына, а тому доброты и умения любить, как Володя.

Выражают своё мнение (Володя        раскаялся, Чечевицын – скорее нет).

Мнение детей

Выразитель ное        чтение разыгрыван ие ситуации

  • Давайте попробуем

разыграть диалог мальчиков.

  • О чём важно помнить при чтении?

  • Читаем перед классом по ролям. Но сначала три минуты на подготовку.

- Нужно помнить о настроении мальчиков, об их характере, об интонации…

Читают по ролям / слушают выразительное чтение

П: умение читать в соответствии с целью чтения – выразительно

К: умение

высказывать свою точку зрения на прочитанное

произведение

Рефлексия, подведение итогов

Подведём итог урока.

- Какое произведение изучали сегодня на уроке? Кто автор?

- Изучали произведение А.П. Чехова «Мальчики»

  • Какая цель стояла перед нами? Достигли ли мы её?

  • Чему нас учит рассказ А.П. Чехова « Мальчики»?

  • Как бы вы поступили, если бы оказались на месте мальчиков?
  • Оцените свою работу на уроке. За что можете себя похвалить? Что у вас получилось сегодня лучше всего? Над чем еще можно поработать?
  • Спасибо за такую замечательную работу!
  • Проанализировать поступки героев, попытаться их объяснить.
  • Да, достигли
  • Ставить перед собой реальные, выполнимые

цели. Беречь родителей и близких людей. Не

подвергать свою жизнь опасности. Уметь отвечать за свои поступки.

Рассуждения детей.

Оценивают свою работу на уроке.

Л: умение ориентировать ся на моральные ценности.

Р: умение оценивать свою деятельность

Приложение:

Пункты плана:

  1. Первый приезд Володи.
  2. Действие в столовой.
  3. Действие в детской.
  4. Диалог Чечевицына с Катей.
  5. Девочки подслушивают разговор.
  6. Прощание с родными.
  7. Диалог Чечевицына с Володей.
  8. Поиск мальчиков.
  9. Второй приезд Володи.
  10. Отъезд Чечевицына.

Сравнительная таблица Володи и Чечевицына:

А.П. Чехов «Мальчики»

Володя

Чечевицын

пухлый (толстый)

худой

белая кожа

веснушчатый

«бледнолицый брат мой»

гимназическая куртка

чувствительный

«сын кухарки»

любимый и любящий

отстранённый

управляемый

уверенный

взрослый и наивный

нелюбимый, одинокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс.Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…"

Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать ...

Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа) по теме «А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова »  проводится в 4 классе во второй четверти.Урок разработан на основании ...

Урок литературного чтения в 4 классе. А. П. Чехов "Мальчики" (УМК "Школа России").

Урок литературного чтения включает в себя разработку урока, презентацию и задания группам. Интерактивные приёмы обучения активизируют работу на уроке, позволяют "вжиться" в тему, раскрыть мо...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь  отвечать на вопросы п...