Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по теме: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказ В.Осеевой «Хорошее» (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)
методическая разработка по чтению (2 класс)

Методическая разработка урока

по литературному чтению во 2 классе

по теме: «Лучше хорошо поступить,

чем хорошо говорить.

Рассказ В.Осеевой «Хорошее»

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_klass.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по литературному чтению во 2 классе

по теме: «Лучше хорошо поступить,

чем хорошо говорить.

Рассказ В.Осеевой «Хорошее»

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

        Учитель: Лебедева Л.С.

        

        2022 г.

        

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказ В.Осеевой «Хорошее»

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности.

Планируемые предметные результаты: учащиеся должны уметь читать выразительно по ролям,

передавая настроение, отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте, работать в паре и группе, соотносить основную мысль рассказа с пословицей, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать авторское отношение к героям.

Личностные УУД: 

-ценить и уважать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг»;

-оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: 

-определять цель учебной деятельности и план выполнения заданий под руководством учителя;

- контролировать свои действия и действия другого;

-оценка своего задания и самоконтроль.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- выполнять различные роли в группе;

- работать в паре.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами;

- умение анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов

I.Организацион-

ный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: 

-  выработка внутренней готовности к учебной деятельности

Доброе утро! Придумано кем-то

 Просто и мудро при встрече здороваться!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро улыбчивым лицам!

 И каждый становится добрым, доверчивым,

 Пусть доброе утро длится до вечера!

- Садитесь!

- Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку?

- Поднимите руку, кто считает себя настоящим другом, готовым прийти на выручку.

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

 Регулятивные: самоконтроль.

Личностные: правильно идентифицируют себя с позиции друга, товарища

II. Актуализация знаний

Цель: 

 - речевая разминка;

 - общая установка на урок;

 - создание ситуации успеха

- Прочитайте пословицы:

1) Не мил и свет, когда друга нет.
2) Вежливости все двери открыты.

- К какому разделу учебника можно отнести данные пословицы?

Зачитывают пословицы.

 

- Я и мои друзья.

Предметные: развивать выразительное чтение;

III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности

Цель: создание проблемной ситуации

- Мы уже познакомились с несколькими рассказами из данного раздела. Где можно найти названия этих рассказов?

- Перечислите их.

- На какие качества человека обращают внимание авторы в своих произведениях?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг? Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока.

Прочитайте еще одну пословицу:

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением, которое поможет лучше понять смысл этой пословицы автора и название которого вы назовете сами.

-Прочитайте фамилию автора.

YNВАLЛRЕНJТWИНFА   ОNСUЕJRЕSВZА

- В содержании.

- «Анна, не грусти!»

- «Два пирожных»

- «Волшебное слово»

- Доброта, вежливость

- Умение прийти на помощь

- Умение сопереживать

Читают.

Высказывают свои предположения.

Убирая буквы английского алфавита, дети читают ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Регулятивные:

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

IV. Решение учебной задачи.

Цель: 

- знакомство с произведением,

- анализ содержания;

-формулирование выводов на основе прочитанного.

- С каким произведением Валентины Осеевой вы уже знакомы?

- Какого качества не доставало главному герою?

- Валентина Осеева написала много замечательных рассказов, главными героями которых являются ваши сверстники. Что еще вы знаете об этой писательнице?

- Тогда давайте расширим свой кругозор и найдём нужную информацию на листочках, которые лежат у вас на столах (работа в группах). Но сделать это не так-то просто. Среди нескольких предложений, которые вы сейчас прочитаете, лишь одно содержит нужную информацию. Прочитайте и выберите его, чтобы всем рассказать (Приложение 1).

-Название рассказа вы узнаете, если переставите слоги в этой записи местами ЕРОШЕХО

- Как выдумаете, о чем может идти речь в рассказе с таким названием?

Первичное чтение рассказа.

- Что же хорошего в рассказе?

- А что было не очень хорошим в рассказе?

- Найдите в тексте и зачитайте, о чем именно мечтал Юра?

- А как на самом деле поступал Юра?

- Надо ли ждать беду, чтоб совершить хороший поступок?

- Волшебное слово.

- Вежливости

Ребята делятся своими знаниями.

Работаю в группах, читают предложенный текст, выделяют предложение, относящееся к теме, зачитывают его.

Делят на слоги Е-РО-ШЕ-ХО

и читают название «Хорошее»

Высказывают свои предположения.

Читают, следят за чтением.

- Хорошие мысли, хорошие желания.

- Поступки героя.

Выборочное чтение.

- Оказывался помогать.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.  

Коммуникативные: понимать письменную речь других, общаться и работать в группе

Регулятивные:

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других. Высказывать свою точку зрения.

Познавательные: Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

V. Динамическая пауза

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и  восстановление физических сил ученика.

Отдохнуть пришла пора!

Поднимайся, детвора!!!

Быстро встанем по порядку –

Дружно сделаем зарядку!

Все готовы? Не зевай!

Упражненья начинай!

Выполняют комплекс упражнений.

Личностные:

Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.

VI. Закрепление знаний, применение их на практике.

Цель: - выразительное чтение по ролям;

- анализ произведения с точки зрения нравственности.

- Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям.

- Сколько действующих лиц в этом рассказе?

- Кто должен читать слова, после авторских: «Юра думает...»?

- Есть ли слова у Трезорки?

- Как нужно читать мысли Юры?

 

- А слова, обращенные к сестре, няне и собаке?

- Как выдумаете, почему Валентина Осеева назвала рассказ «Хорошее».

- Можно ли пословицу «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить» записать в названии рассказа? Почему?

- Можно ли Юру назвать настоящим другом? Почему?

- В начале урока был задан вопрос: какими качествами должен обладать настоящий друг?

У вас на партах лежат карточки, в которых перечислены различные качества человека. Вам нужно внимательно прочитать их и подчеркнуть качества настоящего друга зеленым цветом. (Приложение 3).

Подготовка к чтению по ролям.

- 5 действующих лиц, автор

- Юра

- Да, то, что он думает, как будто хочет сказать.

- Мечтательно.

- Грубо, резко.

Повторное чтение текста по ролям.

Высказывают свою точку зрения.

- Нет.

Выполняют задание в парах, зачитывают вслух и сравнивают результат.

Познавательные: читать по ролям произведение.

Регулятивные:

Контролировать свои действия и действия другого.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других. Высказывать свою точку зрения. Работать в паре.

VII. Домашнее задание

Цель:

- организация выполнения  домашней работы

Стр.93-95 выразительное чтение, иллюстрация к любому рассказу из раздела, кроссворд по прочитанным произведениям.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организация рефлексии собственной учебной деятельности.

Организация рефлексии учебной деятельности.

Перед вами три высказывания.

1. Я уважителен и доброжелателен к людям.

2. Я не всегда бываю уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь исправиться.

3. Мне трудно быть уважительным и вежливым.

Какое из предложенных высказываний вы отнесете к себе?

Каждый из вас готов всегда
Делать добрые дела?
Услышав правильный поступок говорите четко 
— да!

Будем старших уважать?

Будем дерево сажать?
Будем маме помогать?
А братишку одевать?
Позаботимся о кошке?
Птицам мы насыплем крошки? 

Позаботимся о друге?
И цветы польем на клумбе?

Будем добрыми всегда?

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Анализируют и оценивают свое поведение и поступки.

- Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

Личностные:

Способность к самооценке на основе нравственных норм.

Приложение 1.

Задания для групповой работы:

  1. Как быстро пролетело лето. Валентина Александровна Хмелёва родилась 15 апреля 1902 года в городе Киеве. На столе лежат книги, пенал, много тетрадей, краски.
  2. Очень ярко светит весеннее солнышко. Сергей Михалков написал много стихов для детей. В юные годы она мечтала стать актрисой.
  3. Жёлтый листочек упал с берёзки. Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Работала с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями.
  4. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Художник рисует осенние листья. Иван Шишкин – великий русский художник.
  5. Где цветок, там и медок. Не одежда красит человека, а добрые дела. Любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.
  6. Награждена государственной премией за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи». Москва – столица нашей Родины. Предложение состоит из слов.

Приложение 2.

Задание для работы в паре:

        Добрый, резкий, грубый, отзывчивый, верный, эгоистичный, сочувствующий, угрюмый, смелый, честный, дерзкий, вежливый, преданный, милосердный, равнодушный, заботливый.

Приложение 3.

Материал для учителя:

        Валентина Александровна Осеева (1902-1969) - детская писательница. Родилась в Киеве. Отец работал инспектором на элеваторе, мать — корректором в газете.

        В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института имени Н.В. Лысенко в Киеве.  Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

        В 21 год В. Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей Она отдала 16 лет этому делу, работая воспитательницей в детских учреждениях для беспризорников и малолетних правонарушителей. На досуге В. Осеева сочиняла для ребят сказки, писала пьесы, и сама ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937г. В. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

        Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», увлекательные истории которого повествуют о человеческих отношениях. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

        В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

        «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

        – Понравился тебе рассказ?

        Я ответила:

        – Не знаю. Я о нем не думала.

        Мама очень огорчилась.

        – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

        С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

Рассказ В.А. Осеевой «Просто Старушка».

        По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

        — Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

        —        Это твоя бабушка?

        —        Нет, - ответил мальчик.

        —        Мама? - удивилась подружка.

        —        Нет!

        —        Ну, тетя? Или знакомая?

        —        Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс.Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…"

Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».Задачи:1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: « Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с авторо...