Презентация
план-конспект урока (3 класс)

Лютова  Зоя Владимировна

Загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 урок из цикла «Устное народное творчество»

Тема : Загадки –жанр устного народного творчества. Составление загадок.

Цели : познакомить с загадками , как жанром устного народного творчества; учить составлять загадки, зная их строение; воспитывать любовь к устному народному творчеству

Оборудование : сборник русских народных загадок, рисунки бочки и дятла, у каждого на парте тексты

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель : В каком доме побывали на прошлом уроке? С какими жанрами устного народного творчества познакомились ? Давайте послушаем, какие произведения вы  выучили дома и  попробуем определить их жанр.

  1. Знакомство с загадками как жанром народного творчества

Учитель : К какому жанру принадлежит эта фраза: Белая морковка зимой растёт. Как вы догадались, что это загадка? (не сказано, о чём говорится) Какая отгадка ?(сосулька)

         Остроумны и разнообразны народные загадки. Есть загадки о природе, о доме, о людях, о животных, о растениях, о предметах, которые окружаю человека. Одним словом, обо всём, что мы видим , слышим, знаем.

- К какой теме отнесёте загадку про сосульку ? (о природе)

- К какой природе она относится ивой или неживой ? (неживой )

-Давайте попробуем отгадать загадки. Подчеркнём слова, которые помогли отгадать загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

       Кто говорит молча?

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка ,

Где носом ведёт, там заметку кладёт.

        Инструменты

Железный нос в землю врос,

Роет, копает, землю разрыхляет.

        Кланяется, кланяется,

Придёт домой-  растянется.

      Животные

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

      Пришла из лесу птичница   в рыжей шубке   кур посчитать.

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

     Среди двора стоит копна: спереди вилы, позади метла.

        Сад и огород

Без счёту одёжек, и все без застёжек.

       Не огонь, а жжётся.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

      Золотое решето чёрных домиков полно.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

             Явления природы

Крашеное коромысло через реку повисло.

        Без рук, без ног, а ворота отворяет.

Один льёт, другой пьёт,  третий зеленеет да растёт.

- Весёлые песенки, замысловатые загадки, потешки, прибаутки, небылицы сочинил русский народ давным- давно. Те люди, которые впервые спели эти песни , придумали загадки, рассказали небылицы не умели ни читать , ни писать. Но их песни, загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались из уст в уста,  от родителей к детям. Потому и название- устное народное творчество. Позже эти произведения стали собирать и записывать в книги – сборники загадок, например, в такую…(показ сборника русских народных загадок)

3. Составление загадки

Учитель : Кто любит отгадывать загадки ? А хотите сами попробовать их сочинять? Может быть загадки, которые вы сочините станут народными и попадут в эту книгу. Давайте попробуем. Но сначала посмотрим на готовую загадку:                       На зелёной тонкой ножке,

                                   Вырос шарик у дорожки.

                                   Ветерочек прошуршал,

                                   И растаял этот шар. (Одуванчик)

- Что это за шар?(одуванчик)

- Назван ли в загадке одуванчик ? (нет)

- Название какого предмета его заменяет? (шар)

- А почему такое сравнение ? (одуванчик похож на шар)

- Какие важные признаки этого шарика указаны ? ( на зелёной тонкой ножке, от ветерочка шар растаял, растёт у дорожки)

- Есть ли рифма ?( есть, ножка- дорожка)

Сделаем вывод, какие признаки указывают на то, что это загадка.

а) предмет не назван.

б) назван другой предмет, похожий на него

в) показаны важные признаки

г) иногда есть рифма

На доске рисунок бочки. Про что составим загадку?

- Можно ли в загадке использовать слово «бочка» ?(нет)

- На что похожа бочка? ( на дом, на самовар, на толстую женщину в широком платье)

- Выберите подходящее сравнение из слов на доске:

бочка, кадка, малышка, толстушка.

- Почему  нужно взять слово «толстушка»? Почему другие не подходят ?

На доске запись первой строчки загадки: Стоит толстушка.

- Из чего сделана бочка ? (из дерева)

- Значит, какой живот у толстушки? ( деревянный живот)

На доске запись второй строчки загадки : Деревянный живот.

- А для чего нужна бочка ?( Для хранения воды, капусты, огурцов)

На доске запись третьей строчки загадки : Воду хранит.

- Все ли признаки загадки учли ? (нет рифмы )

- Давайте подберём рифму к слову ЖИВОТ. (бережёт)

На доске меняем запись третьей строчки загадки : Воду бережёт.

  1. Составление загадки на основе готового художественного описания.

Учитель : Посмотрите на запись и скажите загадка ли это .

Дятел в чёрном жилете.

На голове красная шапочка.

Носом, как топором постукивает.

За дерево держится, на хвосте сидит.

Дети совещаются, затем доказывают, что это не загадка, т.к. слово «дятел» не нужно было использовать.

- Давайте превратим в загадку. Слово в загадке нужно ? (нет) Тогда его убираем.

 - В чёрном жилете и в красной шапочке- это важные признаки ? (да)

- Нос , как топор- это важный признак ? (да, т.к. только дятел может постукивать носом)

- А слово постукивать обязательно использовать ?(нет) Слово убираем.

-Только ли дятел может держаться за дерево ? (нет) Значит, это важный признак ? (нет) Слова убираем.

- Когда дятел долбит, он хвостом упирается в дерево, на хвосте сидит. Это важный признак ? (да)

- Посмотрим на картинку дятла. Какой у него хвост? (чёрный )

Какая шапочка? (красная)

ЧЁРНЫЙ ЖИЛЕТ

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

НОС КАК ТОПОР

-Подберите рифму к слову «топор». (упор)

ХВОСТ КАК УПОР.

- Скажите, рифма ли жилет- шапочка? (нет) Сделайте рифму .ЖИЛЕТ- БЕРЕТ

ЧЁРНЫЙ ЖИЛЕТ

КРАСНЫЙ БЕРЕТ.

- Давайте прочитаем, какая загадка у нас получилась. Дома попробуйте загадать её своим родителям.

Домашнее задание :Придумать 1 загадку ( на выбор про звёзды, лед, расчёску, молнию, пуговицу, лампу, телевизор, светофор) или найти в сборниках загадок 3 загадки и сделать к ним иллюстрации отгадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)

Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями;  учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...