Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и трудности их использования в новой модели управления познавательной самостоятельностью школьников
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мареева Ольга Ярославовна

    В настоящее время нельзя себе представить урок без использования цифровых образовательных ресурсов. Во время дистанционного обучения мы смогли увидеть  эффективность развития и формирования познавательной самостоятельности обучающихся через ЦОРы.  Если до дистанционного обучения компьютер  ассоциировался у обучающихся только с развлечением, то на дистанте он превратился в важнейший инструмент связи со школой, с учителем, с открытием новых знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»

Выступление на педагогическом совете 28 декабря 2020 г

по теме

«Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и трудности их использования в новой модели управления познавательной самостоятельностью школьников»

(педагогический совет-рефлексия)

                                                                         Выступление подготовили:

                                                               Весёлкина Н.А., учитель начальных классов

                                                                Мареева О.Я., учитель начальных классов

пос. им. Э. Тельмана

2020 г.

 В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность.

По каким  показателям можно судить об уровне сформированности самостоятельности?

Показателями познавательной активности и самостоятельности  обучающихся  начальной школы  является:

-прилежание

 -осознанность учения

 - творческие проявления

 -  самостоятельность при решении учебно-познавательных задач: 

1. Способность самому ставить цели и самому их достигать

2. Способность решать свои проблемы.

3. Внутреннее побуждение к новой деятельности.

4. Понимание, чего  хочешь достичь и как будешь это делать.

5. Способность к самостоятельным активным действиям.

    В настоящее время нельзя себе представить урок без использования цифровых образовательных ресурсов. Но только на дистанте мы смогли увидеть  эффективность развития и формирования познавательной самостоятельности обучающихся через ЦОРы.  Если до дистанционного обучения компьютер  ассоциировался у обучающихся только с развлечением, то на дистанте он превратился в важнейший инструмент связи со школой, с учителем, с открытием новых знаний.

Оказавшись на дистанте, нам предстояло решить непростую задачу:  как в сложившихся условиях сделать  уроки интересными, организовать обратную связь с учениками и организовать работу по развитию познавательной самостоятельности обучающихся?

Еще необходимо учитывать такой факт,  в старшей школе считается само собой разумеющимся -  владение компьютером и поиском информации. Дети начальной школы не имеют таких навыков.  

В прошлом году, оказавшись на дистанте с 4м классом особых трудностей в организации уроков не было. Дети владели первичными навыками владения компьютером, имели свои телефоны, необходимые для обратной связи, была создана группа, в которую входили дети. Четвероклассники легко переходили по ссылке в поисках информации, создавали презентации, снимали видео. А оказавшись с 1м классом на дистанционном обучении в ноябре месяце, стало понятно, что без помощи родителей не обойтись. Тем не менее, родители помогли в преодолении трудностей. Вы представляете, как можно научить первоклассника писать буквы и цифры по скайп? Мы работаем по очень своеобразным прописям. Каждая буква состоит из элементов, имеющие своё написание и название. Презентация, которая была использована мной на уроке, позволила проявить ребятам познавательную самостоятельность. Так как буква анализировалась самими ребятами и отрабатывался навык письма. На экране последовательно появлялись элементы, дети называли их и в дальнейшем складывалась буква. Например: письмо строчной буквы к. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,  опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной до середины, бугорком уходим вправо вверх, опускаемсяпо наклонной до 1/3, отрываем ручку, ставим на середину, выписываем стульчик, качалочку, крючок до середины. Строчная буква д: ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево вверх, опускаемся по наклонной линии вниз. Качалочка, крючок до середины, соединяем секретом, по секрету – длинная наклонная линия вниз, петелька, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.

На уроках дети учатся работать с разными источниками информации. Так например, в  надпредметном курсе «Мир деятельности» есть тема «Как найти информацию».  Чтобы найти информацию, дети отвечают на три важных вопроса: Где? Что? Как? Каждому вопросу соответствует свой шаг. В результате правильной последовательности шага и вопроса появляется  эталон «Учусь искать информацию». При тренировке применения нового знания заполняется Карта поиска информации. Для этого ребята последовательно отвечают на вопросы.  Затем организуется игра. Тем самым подводим учащихся к пониманию того, что при использовании информации необходимы разные источники. Их необходимо сравнить и выбрать наиболее достоверные.

В своей работе для развития и формирования  познавательной активности мы используем образовательную платформу   «Российская электронная школа».   Каждый урок состоит из 5 модулей, один из которых -мотивационный модуль («Начнём урок»), который мы используем при постановке проблемы. Главная задача этого модуля - активизация внимания обучающегося и пробуждения интереса к теме урока.

Тренировочный модуль («Тренировочные задания») направлен на закрепление основного содержания, главная задача которого– формирование умений применять полученные знания на практике, в том числе в исследовательской деятельности.  ПРИМЕР

Проектная деятельность

Метод проектов – один из способов организации самостоятельной деятельности обучающихся, он позволяет выводить педагогический процесс из стен школы в окружающий мир.

В начале года обучающиеся начальной школы выбрали темы индивидуальных и коллективных проектов. Направления очень разнообразны. Дети познакомились с историей создания автомата Калашникова, с испанской гитарой, с тайнами Космоса, с тем, как лечат дельфины. Интересными были проекты о семи чудесах света, об истории Российских денег, о катастрофах и их последствиях, о шахматах, о «ленивых» и «случайных» изобретениях. Некоторые проекты защищались уже на дистанционном обучении. НАЛОГИН видео

Проектная деятельность не прекращается и на уроках. Задания учебников подразумевают проведение экспериментов. Например, в 4 классе на уроке математики говорили о массе и вместимости. Ребята сняли видео экспериментов. В результате чего, был сделан вывод: масса предметов зависит не только от объема, но и от плотности вещества. ВИДЕО

Ученики 2 класса готовили проекты на тему «Мой домашний питомец». Много интересного узнали о питомцах одноклассников. А у Емельянова Семена у собаки даже есть своя страничка в инстаграм. Подписывайтесь. Ставьте лайки!

Оразовательная платформа uchi.ru позволяет в онлайн-режиме самостоятельно изучать в интерактивной форме отдельные темы.  Система дружелюбно реагирует на ошибки ученика, предлагая ему уточняющие вопросы, чтобы он смог самостоятельно прийти к верному решению, способна подстроиться под учеников, которым нужно больше времени для освоения материала. 

Главная особенность проекта Uchi.ru в том, что он даёт возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Это позволяет не только проверить свои знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Также здесь следует отметить тот факт, что оценку познавательной деятельности давала программа, а значит их способности были оценены объективно и справедливо. Еженедельно учитель получает уведомление об активности своих учеников, работающих на платформе.

Учитель имеет возможность проводить анализ выполненных обучающимися работ, обращая внимание на темы, вызывающие затруднения. Это хорощо видно на таких сводных таблицах.

Анализируя опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что это обеспечивает положительную мотивацию обучения, высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию), повышает  объем выполняемой работы в 1,5 – 2 раза, формирование навыков подлинно исследовательской деятельности.

        Кроме всего прочего, у обучающихся на дистанте появляется  больше возможностей подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Ведь знания, которые добыл сам, значительно прочнее тех, которые  получаешь в готовом виде.

С одной стороны, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках – это эффективный метод  развития и формирования познавательного интереса и  самостоятельности обучающихся.

Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ЦОР - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где ЦОР применить необходимо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...

Об использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Об использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ   ПЛАТФОРМ: «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК»  «РЭШ»  «GLOBALLAB&ra...

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе обучающимися с ТМНР

quot;Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе обучающимися с ТМНР»...