Формирование ключевой компетенции социального взаимодействия у дошкольников
методическая разработка по теме

Смирнова Евгения Федоровна

Современный мир влияет на социальное развитие детей не лучшим образом. Увлечение компьютером и просмотром ТВ передач нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Да и сам по себе опыт посещения дошкольного учреждения не дает существенной "прибавки" к социальному развитию детей. Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними необходима целенаправленная организация социального взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ:

из опыта работы школы «0» ступени НОУ гимназии «Школа бизнеса» (г.Сочи)

Современный мир влияет на социальное развитие детей не лучшим образом. Увлечение компьютером и просмотром ТВ передач нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. В подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в социальном взаимодействии собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Или, несмотря на стремление играть вместе с другими, некоторые дошкольники с трудом  налаживают дружеские и игровые отношения,  вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве. Обычно причину этого родители видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле она кроется в несформированности навыков социального взаимодействия. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а следственный характер.

Сам по себе опыт посещения дошкольного учреждения не дает существенной "прибавки" к социальному развитию детей. Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними необходима целенаправленная организация социального взаимодействия.

Формирование компетенции социального взаимодействия обучающихся школы «0» ступени (предшколы) предполагает следующую структуру:

  1. владение базовыми этикетными нормами (приветствие, прощание, благодарность, установление контакта, поведение в разговоре, способность слушать и слышать собеседника, способность контролировать собеседника в контакте с ним);
  2. развитие у ребенка осознания себя как субъекта социального взаимодействия  и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе, развитие делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.

Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности  является тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

  1. формирование у детей нравственных представлений. Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими, овладение умением распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Основой формирования отношений дошкольников должны быть не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.
  1. овладение невербальными (неречевыми) средствами общения:  мимикой, пантомимикой, жестами, использование их в практике;
  2. развитие связной речи. Монологическая, связная речь формируется на основе диалога. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи – диалогической.

Таким образом,  содержание работы по формированию социального взаимодействия дошкольников включает ряд проблем – от восприятия ребенком себя самого и «открытия» сверстника до овладения коммуникативными средствами.

Основным методом активного обучения в школе «0» ступени, естественно, является игровой метод.

Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений:  ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами.  Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве. Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры. Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают детей к организованности, ответственности, самоограничению,  воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. Например, чтобы всем вместе изобразить сороконожку, дети должны действовать с учетом потребностей и поведения других детей. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные хороводные игры. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий  создают особую атмосферу единства со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие межличностных отношений.

В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим.

И, наконец, нами используются игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

В процессе проведения таких игр дошкольники становятся все более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Кроме того, заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, а замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.

Наша диагностика – это скрытое наблюдение за разнообразными проявлениями социального взаимодействия детей и поиск новообразований, которые могут появится в результате таких игр.

Сформированность умений межличностного взаимодействия, в частности владение этикетными нормами (приветствие, прощание, благодарность, установление контакта, поведение в разговоре, способность слушать и слышать собеседника), оценивается с помощью «Карты наблюдений». 

Таблица.  Использование этикетных норм

Этикетные нормы

Фамилия, имя ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Приветствие

  1. по инициативе взрослого

  1. по инициативе ребенка

Прощание

  1. по инициативе взрослого

  1. по инициативе ребенка

Благодарность

  1. по инициативе взрослого

  1. по инициативе ребенка

2.

Установление контакта:

  1. по имени

  1. по фамилии

  1. по другим словам

тактильный контакт:

  1. доброжелательный

  1. недоброжелательный

зрительный контакт:

  1. смотрит в глаза

  1. отводит взгляд

3.

Выражение своего настроения

  1.  при помощи слов        

  1. не выражает

4.

Поведение в разговоре        

жесты и мимика:        

  1. скудные

  1. адекватные

  1. развязные

тон общения:

  1. доброжелательный

  1. недоброжелательный

размещение партнеров:

  1. лицом друг к другу

  1. отвернут от партнера

5.

Способность слушать и слышать собеседника:

  1. внимательный

  1. не внимательный

  1. перебивает

  1. не перебивает

6.

Способность контролировать собеседника в контакте с ним

  1. самостоятельно делает замечания

  1. не замечает ошибок        

  1. обращается за помощью к взрослым

7.

Отношение к неэтичным выражениям собеседника        

  1. комфортное        

  1. неприятие

Сформированность этикетных норм оценивается по следующим критериям:

  1. устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза;
  2. обращается к сверстнику по имени;
  3. использует доброжелательный тон;
  4. в собственной речи не употребляет жаргонных слов;
  5. по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним;
  6. в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью к взрослым);
  7. не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться,
  8. неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.

        

        С помощью методики «Изучение коммуникативных умений» анализируют  взаимодействие детей в реальной практической ситуации по следующим критериям:

  1. умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
  2. как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  3. как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
  4. осуществляют ли взаимопомощь, в чем это выражается;
  5. умеют ли рационально использовать средства деятельности.

                                                                

Тест тревожности  Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен помогает исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него ситуаций социального взаимодействия, моделирующих отношения ребенок-ребенок, ребенок-взрослый.  Тест дает возможность получить информацию об эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Цветовой тест отношений  предназначен для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. С помощью цветных карточек ребенку нужно оценить такие нравственные качества, как: добрый, ленивый, злой, щедрый, честный, лживый, трудолюбивый. При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета.

Все описанные методики планируется использовать дважды: в начале учебного года и по завершению формирующей работы. Результаты могут свидетельствовать об эффективности формирования ключевой компетенции социального взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо

Использование  педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр...

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Педагогический проект – средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся.

Обобщение опыта работы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по теме : "Педагогический проект - средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся"....