СУББОТНЯЯ ШКОЛА (программа для детей 5,5 -6,5 лет)
методическая разработка по теме
Пояснительная записка
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает всё большую актуальность. Очень важно подойти к школьным занятиям гармонично. Занятия по подготовке к школе для детей проводятся в игровой форме и направлены на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся общаться, сотрудничать друг с другом, расширяют кругозор, знакомятся с миром эмоции.
Детям в этом возрасте свойственно активное речевое развитие. У них так же стремительно развивается фантазия. Поэтому в программе есть ролевые игры, направленные на развитие важных умений и навыков. В ходе игры дети учатся самостоятельно размышлять, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, получают целостное представление об окружающем мире.
Обучение превращается в увлекательный процесс и формирует у детей желание учиться.
Возраст 5,5 лет это время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе. В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, поэтому в программе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.
Цель программы:
развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачами программы подготовки к школе являются:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
subbotnyaya_shkola.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
СУББОТНЯЯ ШКОЛА
(программа для детей 5,5 -6,5 лет)
Учитель:
Лагута Елена Васильевна
Первая квалификационная категория
Субботняя школа
(Программа для детей 5,5 - 6,5 лет)
Пояснительная записка
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает всё большую актуальность. Очень важно подойти к школьным занятиям гармонично. Занятия по подготовке к школе для детей проводятся в игровой форме и направлены на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся общаться, сотрудничать друг с другом, расширяют кругозор, знакомятся с миром эмоции.
Детям в этом возрасте свойственно активное речевое развитие. У них так же стремительно развивается фантазия. Поэтому в программе есть ролевые игры, направленные на развитие важных умений и навыков. В ходе игры дети учатся самостоятельно размышлять, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, получают целостное представление об окружающем мире.
Обучение превращается в увлекательный процесс и формирует у детей желание учиться.
Возраст 5,5 лет это время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе. В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, поэтому в программе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.
Цель программы:
развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачами программы подготовки к школе являются:
- - формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- - развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- - развитие фантазии и творческих способностей;
- - развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- - развитие памяти и внимания;
- - развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Рабочая программа по дошкольному образованию разработана на основе Комплексной образовательно-развивающей программы, автором которой является Безруких М.М.
Цель программы:
- - успешная психологическая адаптация детей к условиям школы;
- - обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
- - расширение форм дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад (так называемых неорганизованных детей), которые испытывают дефицит детского общения и не всегда получают необходимую подготовку к школе.
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребёнка и его психологического становления, личностно-ориентированные и развивающиеся технологии.
Особенностью программы является ее компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединить знания из различных областей в единое целое.
Основные задачи программы:
- Обеспечить возможность единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ.
- Формировать готовность детей к школьному обучению.
- Создавать условия для интеллектуального развития ребёнка.
- Формировать внутреннюю учебную мотивацию, другие мотивы учения.
- Научить ребёнка активно использовать свой опыт в приобретении основных навыков речевого развития, грамоты, чтения и математического восприятия в сжатые сроки.
- Научить ребёнка слышать и видеть учителя, сознательно воспринимать информацию на уроке и выполнять его требования.
- Помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребёнку в процессе обучения.
Программа базируется на следующих принципах:
- непрерывности развития ребёнка;
- общего развития ребёнка на основе его индивидуальных возможностей и
способностей;
- развития творческих способностей у детей.
Содержание программы « Субботняя школа »
Программа занятий включает в себя разделы:
Формирование навыков общения.
На данном этапе дети-дошкольники ненавязчиво для себя учатся воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищем, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное.
Подготовка кисти к письму.
Выполняя задания, малыши не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Математические ступеньки.
Интересные сюжеты превращают занятия в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: математика - это занимательная страна. Дошкольник овладеет устойчивыми навыками счёта, простейшими математическими действиями.
Тренировка звукобуквенного восприятия.
Занятия направлены на развитие речи и осознание ребёнком такого непростого для него алгоритма «образ – звук - буква»
Тренировка логического мышления.
Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументировано отстаивая своё мнение.
Расширение кругозора.
Посредством разнообразных форм работы дети знакомятся с явлениями окружающего мира, узнают о труде людей, о важнейших технических достижениях и т.д., расширяя тем самым кругозор и пополняя словарный запас.
Условия реализации программы
Программа подготовки детей к школе составлена для ребят 5,5- 6,5 лет и рассчитана на 7 месяцев обучения. Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей. Материал отбирается от простого к сложному, его границы постепенно расширяются по мере овладения детьми необходимых умений и навыков.
Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном начальном образовании, даёт базовые знания и равные стартовые возможности для каждого дошкольника перед обучением в школе, а также психологически подготавливает детей к началу обучения.
Программа подготовки к школе представлена занятиями по рабочим тетрадям из комплекта «Ступеньки к школе» под редакцией М.М. Безруких и предназначена для работы с детьми 5- 6 лет в период подготовки к школе. Комплект состоит из 5 рабочих тетрадей, каждая из которых имеет своё назначение: развивает определённые школьно- значимые функции ребёнка. Программа подготовки к школе представлена следующими тетрадями:
« Учимся рисовать фигуры» (№2)
Тетрадь поможет подготовить ребёнка к письму. Задания в тетради направлены на развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций. Задания научат ребёнка узнавать и различать предметы разной конфигурации, правильно держать нужную посадку.
В результате работы дети могут:
- - обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции;
- - рисовать фигуры заданной величины и формы;
- - срисовывать и раскрашивать фигуры;
« Учимся рассказывать по картинкам» (№4)
Основная задача тетради - развитие речи.
В результате работы дети могут:
- - отвечать на вопросы;
- - самостоятельно и грамматически правильно строить предложения;
- - формулировать свои мысли;
- - описывать героев прочитанных сказок и рассказов, их действия, поступки, давать им оценку, описывать явления природы;
- - самостоятельно строить рассказ по последовательным картинкам.
« Азбука письма» (№5)
Тетрадь поможет подготовить ребёнка к письму и чтению. Задания в тетради направлены развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, фонематического слуха.
В результате работы дети могут:
- - видеть и различать очертания фигур;
- - различать буквы и находить их среди других;
- - правильно писать печатные буквы;
- - правильно держать ручку;
- - формировать правильную посадку.
« Азбука счёта» (№6)
Тетрадь поможет познакомить ребёнка с цифрами и простыми математическими действиями. Задания в тетради сформируют умения сравнивать предметы. Дети получат устойчивые навыки счёта, познакомятся с процессом сложения и вычитания, составлением и решением простейших задач.
В результате работы дети могут:
- - называть и записывать числа от 1 до 10;
- - продолжить заданную закономерность;
- - производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- - устанавливать пространственно - временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко;
- - составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный вопрос: Сколько было? Сколько осталось? Сколько стало?
« Мир вокруг меня» (№9)
Эта тетрадь поможет дошкольнику лучше узнать себя, глубже понять окружающий мир и осознать своё место в нём. выполняя задания, ребёнок сможет осознать свои умения и подумать о том, чему он хочет научиться.
В результате работы дети:
- - знакомятся с явлениями окружающего мира;
- - узнают о труде людей, о важнейших технических достижениях;
- - осознают своё место в окружающем мире.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
После занятий проводятся родительские собрания с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей.
В конце подготовки проводится диагностика готовности ребёнка к обучению в школе и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения.
Опыт показывает, что у детей улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе. Адаптационный период, о котором так много сейчас говорят, у наших малышей проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника.
Итоги реализации программы
Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. занимаясь в школе подготовки, дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимым в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.
Методическое обеспечение программы
Тематическое планирование, составляющее основу программы «Субботняя школа» для дошкольников, классифицировано по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна. Использование на занятиях развивающих игр и упражнений оказывает благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы детей. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Время проведения занятий:
СУББОТА
1 урок: 9.00 – 9.25
2 урок: 9.35 – 10.00
3 урок: 10.10 – 10.35
Расписание занятий
октябрь | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рисовать фигуры | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Мир вокруг меня | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам |
ноябрь | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рисовать фигуры | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Мир вокруг меня | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам | |
декабрь | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рисовать фигуры | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Мир вокруг меня | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рисовать фигуры |
январь | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Мир вокруг меня | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рисовать фигуры | |
февраль | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Мир вокруг меня | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рисовать фигуры | |
март | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Мир вокруг меня | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рисовать фигуры | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Мир вокруг меня |
апрель | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рисовать фигуры | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Мир вокруг меня | 1.Азбука письма 2.Азбука счёта 3.Учимся рассказывать по картинкам |
Количество учебных дней в неделю - 1
Количество занятий в неделю - 3
Итого: 25 учебных недель
Количество занятий:
Азбука письма- 25
Азбука счёта- 25
Учимся рисовать фигуры- 8
Учимся рассказывать по картинкам- 9
Мир вокруг меня- 8
Используемая литература:
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 8-е изд.,-М.: Дрофа, 2011.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 8-е изд.,-М.: Дрофа, 2011.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 8-е изд.,-М.: Дрофа, 2011.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука счёта: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 8-е изд.,-М.: Дрофа, 2011.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 8-е изд.,-М.: Дрофа, 2011.
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе.-М.: АСТ, 2000.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок.- М.: Знание,1994.
- Хрестоматия по детской литературе.- М.: Просвещение, 1994.
- Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Знание,1994.
- Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.- М.,. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воскресная школа. Программа по развитию моторики руки.
В материале представлена программа занятий по развитию моторики руки у дошколят перед поступлением в школу....
«Введение в проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе» Программа кружка «Следопыт»
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Развивающая среда начальной школы. Программа курса Лего - конструирование.
Развивающая среда начальной школы.Программа курсаЛего - конструирование.Ни для кого не секрет, что использование конструктора лего дает прекрасный развивающий эффект для общего психического развития р...
Здоровьесберегающее пространство школы. Программа Здоровье учителя
Здоровье учителя всё чаще оказывается в фокусе внимания общественности.Какие проблемы возникают в области здоровьесбережения сотрудников школы? Каковы пути их решения? Поможет нам ответить на эти вопр...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»...
Программы за курс начальной школы Программа "Школа России"
В папке собраны рабочие программы за курс начальной школы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству и технологии. Программа "Школа России&q...