Урок литературного чтения в 4 классе
учебно-методическое пособие (4 класс) по теме

Удельнова Людмила Николаевна

 

"Маршак – критик, поэт, редактар, переводчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Открытый урок литературного чтения

                                  в 4 классе

    Тема урока: «Маршак – критик, поэт, редактор,  

                          переводчик»

                                                          Учитель

                                                                      Удельнова Л.Н.

Цели:

  1. Пробудить интерес к творчеству С.Маршака. Желание открывать новые стороны творчества поэта.
  2. Познакомить с новым направлением творчества поэта – деятельностью переводчика, редактора.
  3. Развивать творческие способности учащихся путем вовлечения в процесс самостоятельного поиска информации.
  4. Формировать коммуникативные умения и чувство коллективизма.

Оборудование:

  1. портрет С.Я.Маршака;
  2. м/мед. оборудование;
  3. выставка книг поэта;
  4. рисунки учащихся к произведениям С.Я.Маршака.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы
  3. Биография поэта

  - Но сначала давайте вспомним биографию поэта (слайд №1)

  - Дополните слайд. Какие еще интересные факты из детства писателя вы знаете? (ответы детей)

4. Работа по актуализации знаний

  • Какое из этих понятий – критик, поэт, переводчик, редактор – вам наиболее знакомо? (поэт)
  • Кто же такой поэт? (Поэт – писатель, автор стихотворных, поэтических произведений)
  • Когда мы впервые встречаемся с Маршаком? (В раннем детстве)
  • Какие детские стихи Маршака вы знаете?
  • Узнайте, из каких произведений эти строки? (Слайд №2)  (Чтение отрывков стихотворений)
  • А что еще, кроме стихов, для детей писал Маршак? (загадки)
  • А теперь посмотрите и послушайте выступление ребят и вспомните произведения Маршака (Инсценирование отрывков из драматической сказки «12 месяцев», «Кошкин дом»)
  • А какие еще пьесы написал Маршак? (слайд №3) («Петрушка иностранец», «Горя бояться – счастья не видать»)
  • А как еще можно обозначить творчество Маршака? (Драматург) (слово вывешивается на доске)
  • Мы с вами отметили в творчестве Маршака стихи, загадки, пьесы. А что еще писал Маршак? (сказки)

   - Какие сказки Маршака вы знаете?

(Сказка о глупом мышонке, Сказка про короля и солдата, Старуха, дверь закрой! Сказка о глупости, Не так).

  • Какое слово можно добавить к определению Маршак? – (сказочник) (вывешивается на доске) (слайд №4)
  • Вспомните, как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем. (Путешествие Х. Вокруг Маршака).
  • О какой деятельности Самуила Яковлевича мы узнаем из этого раздела? (О Маршаке – редакторе) (слайд №4)
  • Расскажите, что вам известно о деятельности Самуила Яковлевича Маршака в должности редактора? Кто работал вместе с ним? Какая атмосфера царила в редакции? (Рассказы детей)
  • Что вам известно о «превращениях» писателей?

  - Мы сейчас с уверенностью можем сказать о том, что именно благодаря С.Я.Маршаку мы можем сейчас читать произведения этих замечательных писателей (М.Пришвина, Н.Тихонова, А.Толстого, Б.Житкова, В.Бианки, Е.Чарушина, Л.Кассиля). Он сумел объединить вокруг себя и направить в детскую литературу целую плеяду талантливых писателей. (Слайд №5)

5. Проверка домашнего задания

  • Творчеству, какого писателя посвящена статья, которую вы читали дома?
  • Прочитайте III абзаца статьи. Как понимаете эти строки?
  • Найдите, в чем была сила жизни Пришвина?

 - Что поражало Маршака в произведениях Пришвина?

  • С кем сравнивал Маршак талант Пришвина?

 - Какие черты привлекали Маршака в Пришвине?

  • Прочитайте следующий абзац. Объясните, как понимаете эти строчки?
  • К какому жанру творчества Маршака можно отнести эту статью? (Критическая)
  • Соотнесите это творчество с темой урока.

 - (Ответы детей) (Маршак – критик) (слайд №6)

6. Работа над новым материалом.

 - Сейчас мы с вами познакомимся еще с первой гранью деятельности С.Я.Маршака.

  • Прочитайте стихотворения с.99

 - Что объединяет эти стихотворения? (Их перевел на русский язык С.Маршак)

  • Обратимся к I статью.

 - Какая строка повторяется? Почему?

 - С кем прощается герой стихотворения? Почему?

 - Какую клятву дает?

 - Что можно сказать о герое?

 - Каким настроением проникнуто стихотворение? (стихотворение – прощание, клятва)

  • Обратимся ко II статье.

 - Что можно сказать о герое этого стихотворения?

 - О чем мечтает герой?

 - Чем привлекает его Бразилия?

 (стихотворение – мечта)

  • Сравните оба стихотворения.
  • Для кого переводил Маршака стихотворения разных поэтов? Какое из стихотворений адресовано детям? Почему?
  • О какой грани творчества Маршака мы еще узнали? (переводчик)

 - Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика?

  • Послушайте 2 статья в переводе С.Маршака и определите, какое из них написал Роберт Бернс, а какое - Редьярд Киплинг (слайд№7)
  • Какие интересные сведения вы узнали о Маршаке, как переводчике?

7. Обобщение и систематизация знаний

  - Мы сегодня говорили о многогранной деятельности талантливого человека С.Я.Маршака. Давайте обобщим наши знания.

Что нового узнали о Маршаке?

8. Итог урока.

 - Вспомним Маршака, которого знали раньше и сравните его с Маршаком, которого узнали сегодня. (Ответы детей)

     С.Я.Маршак написал:

                Я думал, чувствовал, я жил

                И все, что мог, постиг

                И этим право заслужил

                На свой бессмертный миг.

Действительно, творчество этого замечательного поэта бессмертно. И я думаю, мы сегодня с вами в этом убедились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...