Волшебница-вода
план-конспект урока (2 класс) по теме

Мир вокруг нас удивителен! Сколько интересного, необычного, таинственного приготовил нам этот удивительный мир!

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Предмет: окружающий мир

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: исследовательская работа.

Тема: Волшебница – вода.

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Класс: 2

Технологии: демонстрация презентации по окружающему миру во втором классе, используя пакет прикладных программ Microsoft Office (Power Point), графический редактор Paint, табличный редактор Excel, Photoshop 9 для редактирования и создания картинок, а  также программа Wnamp media file для создания музыкальных отрывков.

Описание методики использования ИКТ на уроке «Волшебница – вода»:

Компьютер используется во время урока как средство обучения и источник информации.

Имеется компьютер и мультимедийный проектор.

      Урок с ИКТ значительно актуализирует резервные возможности учеников. Смена функций, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей.        

Аннотация: данное мероприятие  относится к разделу «Окружающий мир». В ходе работы использовались следующие методы и приемы - наблюдения, сравнения аналогии, практические, лабораторные исследования, частично-поисковые. На данном уроке использовались: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход.

   На уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся, работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся.

    На уроке развивались общеучебные умения ребёнка: способность анализировать, обобщать, сравнивать, рефлексировать собственную деятельность и деятельность класса, работать в группе.

Оборудование:

1. Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир 2 класс».  

  1. Мультимедийный проектор и компьютер
  1. Презентация «Волшебница – вода»
  2. Материалы для лабораторной работы для каждого ученика: по 2 стакана с водой, блюдце, ложка, тряпка, цветные полоски, кусок сахара.
  3. Сказочные ворота.
  4. Карта путешествия.
  5. Карточки

 

Конспект открытого урока

на тему:

«Волшебница – вода».

Цели:

  • В процессе опытов и практических работ выявить с  учащимися  некоторые свойства воды;
  • Формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения;
  • Учить детей делать выводы по результатам наблюдений;
  • Учить понимать роль воды в жизни человека.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, юные исследователи!

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На важные вопросы нам предстоит найти ответы.

 Мы отправимся путешествовать по волшебному царству через эти ворота.

  1. Сообщение темы, цели урока.

Мы откроем секреты вещества, без которого жизнь невозможна. Назовите это вещество, отгадав загадку (2-ой слайд).

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

Я снежинка вырезная,

Я по травке разлита

Догадайся, кто же я? (Вода)

По каким признакам догадались?

Все слыхали о воде? (4-ый слайд)

Говорят, она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Давайте мы с вами отправимся  в путешествие по царству Волшебницы – воды и познакомимся с «наиболее драгоценным ископаемым нашей планеты» - так считают ученые – водой.

Кажется, что проще воды? И все же. Так ли мы хорошо знакомы с водой – героиней нашего урока? С ее обычными и необычными проявлениями в природе.

А вот карта для нашего путешествия.

  1. Новый материал.

1)Первый пункт: «Водные явления» (5 слайд)

«Водные явления».

1.Над рекой и над долиной

Повисла белая перина.

(Туман).

  1. Ледяной горох

Поскакала на порог.

Если землю покрыл –

Урожай погубил.

(Град).

Через речку прыг да скок –

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга.

(Радуга).

- Ребята, какие еще водные явления вы хотели бы добавить? (Дождь, облако, снег, град, роса, иней, рисунок на стекле…)

- Назовите водные явления, изображенные на экране,(6 слайд)

- Какой вывод можно сделать?  (Вода встречается везде)

2) Давайте заглянем в исследовательский центр.

  1. Лабораторная  работа «Свойства воды» (7 слайд)

 К нам в лабораторию поступило вещество неизвестного происхождения.

Цель:

  • Установить его свойства и определить, что это за вещество;
  • Научиться делать выводы.

  1. Техника безопасности при проведении лабораторной работы.(8 слайд)
  • Подготовить рабочее место, книги, тетради убрать на угол парты.
  • Выполнять все, что говорит учитель.
  • Без разрешения учителя не выполнять самостоятельно никаких работ.

Опыт №1.   (9 слайд)

Переливание воды из одного стакана в другой.

Что произошло с водой.

Какое свойство вы обнаружили?

Вывод: вода текуча, находится в жидком состоянии.  

Опыт №2.   (10 слайд)

Попробуйте воду на вкус.

Какой вкус имеет вещество?

Вывод: вода не имеет вкуса.  

Опыт № 3.  (11 слайд)

Возьмите стакан с водой.

Опустите в него ложку?

Видна ли ложка?

Вывод: вещество прозрачно.  

Опыт № 4.   (12 слайд)

Определите цвет воды при помощи цветных полосок.

Имеет ли вода цвет?

Вывод : вода бесцветна.  

Опыт № 5.   (13 слайд)

Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности.

Сосуд находится в некотором расстоянии, рукой совершаем волнообразные движения (как бы «подгоняя» к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд).

Имеет ли вода запах?

Вывод: вещество не имеет запаха.  

Опыт №6.   (14 слайд)

Наливаем одну и ту же воду в сосуды разной формы.

Имеет ли вода собственную форму, или она принимает форму сосуда?

Вывод: вода не имеет формы.  

Опыт №7.   (15 слайд)

Вода – растворитель

Нельзя пробовать незнакомое вещество, а если очень нужно, то капельку, чтобы убедиться, что это не опасно.

В стакан положите сахар.

Что произошло?

Попробуйте на вкус. Какой вкус стал у воды?

Вывод: вода – растворитель.

Опыт №8.   (16 слайд)

Представьте, что это вода из реки.

Можно ли ее пить прямо из реки?

Что же надо сделать так, чтобы воду можно было пить?

Воду надо очистить. Для этого существуют специальные фильтры. Фильтр – это устройство для очищения жидкости.

Это интересно…

Фильтр очищает воду от нерасворимых веществ. Следует помнить, что микробы тоже намного меньше расстояний между частицами фильтра, поэтому отфильтрованная вода не может считаться полностью очищенной и безопасной для питья.

Вывод: вода фильтруется – очищается с помощью фильтра от нерастворимых частиц.    

  1. Итог лабораторной работы.   (17 слайд)

Рассмотрите заполненную таблицу.

Какие свойства нашей жидкости установили? Прочитаем.

Выводы.

Вода

1.Текуча, находится в жидком состоянии.

2. Не имеет вкуса.

3. Прозрачна.

4. Бесцветна.

5. Не имеет запаха.

6. Не имеет формы.

7. Растворитель.

8. Очищается с помощью фильтра.

3) Вопросы магистра.   (18 слайд)

Разбор ситуаций.

Куда исчезает вода из чайника, долго стоящего на плите?

Может ли вода иметь постоянную форму?

Сделаем вывод: Вода бывает в трех состояниях: газообразном, твердом, жидком.   ((19 слайд)

Физминутка (20 слайд)

  1. Игра «Угадай – ка».

– Как вы думаете много или мало воды на Земле?

Воды на Земле одновременно и много и мало. Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого.  (диаграмма - 21 слайд)

Юные исследователи! Можно ли пить воду из моря?

Морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало(диаграмма -22 слайд ).Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.

Назовите источники питьевой воды, разгадав загадки.  (23 слайд).

  1. Все на свете отражает…

Напоит и освежит.

И все время убегает,

Да никак не убежит. (Река).

  1. Из земли пробился,  

Как сердце, бьется.

Ты в жару напился,

И другой напьется. (Родник).

  1. Дом узнаешь без труда:  

В четырех стенах – вода.

И журавль у входа

Раздает всем воду. (Колодец).

Сделаем вывод: какие источники питьевой воды бывают?

5) «Берегите воды».   (24 слайд)

Жила-была Река.(Слайд 25 ) Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Слайд 26) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Слайд 27)

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Слайд 28) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. (Слайд 29 ) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”(Слайд 30)

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, (Слайд 31) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Слайд 32) Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Слайд 33)

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Слайд 34)

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы?

6) Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной поработаем в группах. (Слайд 36)

1. Кому нужна вода?

           2. Зачем нам нужно охранять воду?                                            

3. Как беречь воду?

6.1 Кому нужна вода?   (37 слайд)

Назовите, кому нужна вода? (Деревьям, насекомым, земноводным, диким животным, птицам, домашним животным, человеку, травам, кустарникам, грибам, ракообразным, рыбам).  

Какой вывод можно сделать?  (Вода нужна всему живому миру)

 Где используется вода человеком?   (38 слайд)

В быту, для питья, для приготовления пищи, удобная дорога, дает электроэнергию, основа живых организмов, для личной гигиены, оказывает лечебное действие, в разных отраслях народного хозяйства, в жизни растений и животных (для орошения).

Сделаем вывод: вода человеком используется везде.

6.2 Зачем нам нужно охранять воду? (Слайд 40)

Мы привыкли, что вода –

 Наша спутница всегда.

Смею смело доложить:  

Без воды нам не прожить.

Какой вывод можно сделать?  (Без воды нам не прожить)

6.3 Как беречь воды?   (Слайд 42)

Умоляю, берегите эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Посмотрите внимательно на эти картины и скажите, как можно сберечь воды? (Слайд 43)

  • 1. Строить очистительные сооружения.
  • 2.Экономно использовать воду.
  • 3. Следить за тем, чтобы были исправны краны.
  • 4. Следить за тем, чтобы по рекам плавали исправные суда, чтобы не выливалась нефть, мазут.
  • 5. Не выбрасывать мусор в реку и на берег.

И наши природоохранные знаки подтверждают эти слова (показать).

8) Знаете ли вы?

В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг,

сердце – 80 % воды,

кровь – 83 % воды.

Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек выпивает 50 т воды.

Человек может прожить без еды больше месяца, а без воды – несколько дней.

Сколько расходует воды человек в день?

Умываться и туалет – 55 л

Купаться – от 40 до 190 л

Готовить еду – 5 л

Мыть посуду – 10 л

Стирать – 15 л

Мыть полы и окна – 15 л

Поливать цветы (огород) – 50 л

 

Ежедневно каждый человек потребляет более 300 л воды.

Я подсчитал, что из плохо закрытого крана

За 1 минуту накапает 1 стопка воды

За 1 час – 1 кувшин,

За 1 день – 1 большое ведро.

Я буду экономить воду.

9) Красота воды. (Слайд 44)

1) О красоте воды можно говорить много и бесконечно. Мы попробуем увидеть и почувствовать ее красоту.

(Слайды, музыка).

Гимн воде.

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть.

Антуан де Сент Экзюпери.

2) А теперь открываем учебники и прочитаем о красоте воды. (с.44)

10) Чтение стихотворений о воде

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не на питься!

Смею смело доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы меня в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

11) – Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Приложение 1. Слайд 45) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Приложение 1. Слайд 46) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)

IV Подведение итогов.

- Что вы узнали на уроке о воде?

Вставьте в текст нужные слова, пользуясь таблицей. (Слайд 47)

Вода не имеет … ,… . Она … и …. Вода - … . Вода - … многих веществ. Очистить воду от некоторых  примесей  можно с помощью … .

Слова для справок: запаха, цвета, прозрачна, текуча, растворитель, фильтр.

Проверим себя.

Вода не имеет запаха, цвета. Она прозрачна и текуча . Вода – жидкость. Вода – растворитель многих веществ. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью фильтра.

Помни! Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Воду нужно беречь и охранять! (Слайд 48)

  1. Домашнее задание. (Слайд 49)

  1. Учебник (с. 42 – 45)
  2. Превратиться в исследователей и открыть тайну:

Почему сахар растворяется в воде?

Если вода имеет вкус, о чем это говорит?

А теперь посмотрите на экран, оцените свою работу на уроке и поставьте карандашом себе отметку.     (Слайд 50)

Вода открыла сегодня нам немало своих секретов, потому что вы были любознательны, внимательны и помогали друг другу.

Спасибо за урок!   (51 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Волшебница - вода"

Классный  час посвящён воде значению воды в нашей жизни,где и в каком виде существует вода в окружающей среде...

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Внеклассное мероприятие «Волшебница-вода»

Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.Задачи:-расширение и углубление информации о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека;-развитие наблю...

Конспект НОД "В мире Волшебницы Воды"

Тема:  В мире «Волшебницы воды»Возраст: средняя  группаВедущая образовательная область: Познавательное развитиеЦель: Создать условия для формирования представлений о воде, ее сво...

Внеклассное занятие по экологии для 1-4 классов «Волшебница Вода»

Внеклассное занятие по экологии для 1-4 классов «Волшебница Вода» нацелено на  обобщение знаний детей о воде, её свойствах; формирование умения бережного отношения к воде....

Воспитательное занятие «Волшебница-Вода»

- обратить внимание детей на значение воды в жизниЧеловека;- показать где, в каком виде существует вода в окружающейсреде;- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, чтотакое объект как вода,таи...

"Волшебница-вода"

Развивать познавательную активность в ходе познавательно-исследовательской деятельности, расширять знания детей о воде....