Звуки [с] и [с']
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Конспект логопедического занятия с первоклассниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_sss_yule.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: Звуки [с] и [с']

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить детей различать звуки [с] и [с'];
  • Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
  • Продолжать  обучать детей  звуковому анализу слов;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • развивать артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, слоги,шарики.

Ход занятия:

Организационный момент. Артикуляционная гимнастика ( «Заборчик», «Трубочка», «Улыбочка»,«Почистим  нижние зубки»).

Актуализация имеющих знаний

Доскажи словечко.

Ходит длинный , пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он,

Ты узнал, кто это? (слон)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое? (самолет)

Какой звук вы услышали в начале слова? [ с ]

Сообщение темы занятия

Сегодня на занятии мы будем правильно произносить звуки и [с] и [с']   и искать слова, в которых  эти звуки  встречаются

Ребята, давайте послушаем, как воздух выходит из шарика(ссссс)-

А теперь накачиваем колесо насосом, какой слышите звук? (ссссс)

Логопед  предлагает ,смотря в зеркало  , произносить звук с-с-с

При артикуляции твердого звука [с] Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
Зубы сближены или сомкнуты
Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
Голосовые складки разомкнуты.
Звук с глухой.

А теперь отгадайте , о ком говорится?

Птица с желтой грудкой (синица)

 Отгадайте ребус- 7я (семья) 

Какой вы слышите звук в начале этих слов?- [ с’ ] -дети произносят звук с’- с’- с’

При артикуляции мягкого звука[ с’ ]губы слегка растянуты в улыбку, зубы видны;
зубы раскрыты на 1-2 мм;

 широкий кончик языка упирается в нижние резцы;.

 передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; средняя часть спинки языка поднята к твердому небу;
боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок; 
посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
II. Основная часть

   Прослушайте стишок « Про Степана и сметану», если услышите звуки[с] и [с']).,то хлопните.   Старайтесь правильно произносить звуки[с] и [с']).  

Приснился сладкий сон Степану:

Он видел свежую сметану

В любимой миске голубой,

Но ложки не было с собой.

Он с ложкой спать улегся рано-

Не снилась вкусная сметана

Составить схему слова (Степан)

Скороговорка (выучить наизусть ,четко произносить звуки)

Береги нос

В сильный мороз

Произношение звука[с]  в связной речи.

Сочиним скороговорку.

Са-са-са - к нам летит оса.

Су-су-су - я ловлю осу.

Сы-сы-сы- уже нет осы.

Теперь хором произнесем. - Какой это звук – гласный или согласный? /Согласный/ Почему? /Воздух встречает преграду из зубов/

- Он звонкий или глухой? /Глухой

"Придумай слово".

К словам добавьте звук[с] ,чтобы получились новые слова:

Мех- смех

Мел –смел

Наряд – снаряд

Тройка - стройка

характеристику звука [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)

 Игра «Кто быстрее». Выберите картинки, где есть звуки [с] и [с']

(персик, апельсин яблоки ,грибы. сливы, груши. сыр, вишня .помидор, огурец)-где расположен звук[с] ,какой он мягкий или твердый?

Работа в тетрадях

Упражнение Поварёнок. Помогите маме приготовить первое, второе и третье блюдо.. Соедини линиями продукты и посуду с соответствующим блюдом. (компот, блины, гороховый суп ),тетрадь логопедические задания( стр. 4 ) В каких продуктах вы услышали звук с – с' ,произносим хором за логопедом выделяя звуки

Итог занятия  Дети , чем мы сегодня занимались на занятии ?

Молодцы!  Вы сегодня на занятии были все очень внимательными, давали правильные ответы Вы очень мне понравились . Возьмите  те наклейки , в которых есть звук[с]

                                                                                          Учитель – логопед    Бурлуцкая Ю.М.                                                                                                            

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...