Главные вкладки

    Урок русского языка "Правописание парных согласных" (2 класс)
    план-конспект урока (2 класс) на тему

    Киселева Ольга Вячеславовна

    Урок русского языка направлен на формирование умения видеть орфограмму,применять  знания об особенностях проверки и проверочных слов;развивать мышление,внимание,речь;умение выдвигать гипотезы,правильно формулировать свои мысли,ставить вопросы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx50.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по теме:

     «Правописание парных согласных на конце слова и перед  согласными»

    подготовила

    учитель начальных классов

    Киселёва  Ольга Вячеславовна

    Разработка урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»

    Предмет:  Русский язык

    Класс: 2

    Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»

    Цель: формировать умения УУД        

    Предметные:

    • формировать умение видеть орфограмму;
    • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
    • развивать орфографическую зоркость;

    Метапредметные:

    • развивать внимание, мышление, речь;
    • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
    • уметь контролировать и корректировать свою работу;

    Коммуникативные:

    • уметь строить работу с партнёрами;
    • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

    Личностные:

    • уметь оценить свою работу и работу товарища;
    • уметь находить причину успеха работы.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Оборудование:

    • схема с основными вопросами урока;
    • алгоритм проверки парной согласной;
    • карточки с заданиями;
    • сигнальные карточки;
    • карточки для самооценки.

    Ход урока.

    1. Мобилизующий этап.

    Цель: мотивировать к учебной деятельности

    Прозвенел для нас звонок  -

    Начинается урок.

    К нам без опоздания  

    Приходи, старание.  

    Помоги нам потрудиться:

    Мы пришли сюда  учиться.

    -   На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

    - Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)

    -  Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.

    Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности  по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

    • Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

    Орфографическая зарядка.

     - Итак, в путь.

     - Остановка в городе Слов.

     - Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.

    Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.

    -Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).

    Постановка проблемы урока

    - Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

    - Все ли написали правильно эти слова?

    -Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).

    • Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

    -Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).

    -Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова). 

    - В течение урока мы ответим на вопросы:

    Что

    Где                                надо проверять?

    Как

    Чем

    3. Выявление места и причин затруднения.

    Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.

    Работа в группах.

    Тетра.., арбу…, сне…, сапог…, гри.., сле…

    Вывод.

     - Встаньте те, у кого нет ошибок.

     - Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

    Правило.

    Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

    4. Построение проекта выхода из  затруднения.

    Цель: построить проект выхода из затруднений.

    На доске образец написания слов с парной согласной.

    ГРИБ                 ГОЛУБКА

    ЗУБ                        ЗАКЛАДКА

     ГЛАЗ                 РЕДКИЙ

    - Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова).

    -Давайте составим схему слов к первому столбику.

            

    -Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

    -Давайте составим схему слов ко второму столбику.

            

    -Что общего у  слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

    - Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?

     (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

     Вывод: - Ответим на вопросы:

    - Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)

    -Где надо проверять? (в корне, на конце слова)

    -Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

    - Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

    Что                                                          б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с        

    Где                                надо проверять?          в корне, на конце слова

    Как                                                        подбирать однок. слова, изменение формы сл.

    Чем                                                        после согласного слышался гласный звук

    Физминутка.

    - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.

    Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.

    5. Реализация построенного проекта.

    Цель: реализовать проект.

    - Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.

    Спор согласных.

     - В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

     - В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

     - Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

     Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

     - Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

     Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.

     И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

     - Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?

    Правило-вывод.

    Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).

    -Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

    Алгоритм

    • Прочитать слово
    • Выделить корень
    • Определить парную согласную
    • Подобрать проверочное слово

    - Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

    -Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.

    - Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..

     - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

     - Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.

     1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).

     2. Всё перетрут терпение и … (труд).

     3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).

     4. Что за чудо – синий дом!

     Ребятишек много в нём.

     Носит обувь из резины

     И питается бензином! (Автобус)

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

    Цель: организовать самопроверку по эталону.

    Работа в группах.

    - А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово  (приложение №1).

    Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием  цели задания).

    8.Включение в систему знаний и повторений.

    Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

    Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

    Игра «Будь внимательным»

    -Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

    Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.

    Самостоятельная работа. Исправить ошибки.

    Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки,         лёгкие сапожки. блиский друк .

    - Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)

     - Где находится парная согласная? (В середине слова.)

     - Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

    Работа с текстом.

     - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь.

     - Жители этого города составили для вас текст.

     - Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)

     - А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)

     - Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.

    Лёд стал крепким.

    Был сильный мороз.

    Пруд замёрз.

    - Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)

     - Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

     - Какой частью речи они являются?

     - Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.

     - Запишите это предложение под диктовку.

    9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

    - Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.

    - С чем вы сегодня познакомились?

    - Вернёмся к целям нашего урока?

    - Почему мы достигли поставленных целей?

    - А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

    Задание:  - вставить пропущенные буквы,

                   - записать рассказ

    Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …

     Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …

    Карточка 2 (работа с осложнённым текстом)

    Задание: - вставить пропущенные буквы

                  - составить предложение из слов,

                   - записать рассказ

    1.Девоч..ки, на, пришли, огоро.. .

    2.На, в..сели, ветках, ни..ких, помидоры.

    3.И, гря..ках, на, росли, морко..ка, ре..ка.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

    Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

    Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"

    Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями...

    урок русского языка "Парные согласные"

    урок русского языка по теме "Парные согласные" с применением ИКТ...

    Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....

    Урок русского языка "Парные согласные" 2 класс

    Цель и задачи урока:-  Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; - Отработать   способы  проверки парных согласных на конце слов,  правильны...

    Урок русского языка "Парные согласные"

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Парные согласные"...

    Урок русского языка "Парные согласные.Дифференциация д-т"

    Урок русского языка во 2 классе коррекционной школы....