Презентация "Родственные слова"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов.

Ход урока:

Учитель

Учащиеся

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

 

Слайд № 2-3

- Повторение пройденного. Тема: синонимы, антонимы.   

Учащиеся называют и записывают слова:

Доктор, путь, товарищ.

Черный, маленький, холодный

 

 

 

 

 

 

 

Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

Антонимы-слова противоположные по значению.

 

А кто мне напомнит тему урока? Родственные слова. А кто такие родственники, кто знает?

 

Это люди, кого связывают кровные узы, у них общие родители, братья, сестры, так же, кстати, как и животные, птицы и растения. Оказывается у слов тоже есть родственники. Посмотрите на слайд 4 , как вы думаете, есть ли здесь такие слова, которые являются родственниками?

 

- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

- Прочитайте текст упражнения 77.

 

 

Прочитайте выделенные слова. Выскажите мнение что их роднит, объединяет?

 Назовите два признака родственных слов.

 

- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

 

- Какая общая часть в этих словах?

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд 5)

 

 

 

 

Вывод: какие слова записали? Почему?

 

 

- В упражнении 79 на стр. 59. (Слайд 6)  Прочитайте родственные слова. Что обозначает каждое из них? Что общего в этих словах? Запишите слова в строку. Выделите в них общую часть гриб.

 

 

Что такое родственные слова?

 

 

 

 

Общая часть и близкое значение.

 

 

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-гус

Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина

 

Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.

 

Есть общая часть, и эти слова близки по значению.

 

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) 
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) 
Раз, два, три! 
Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) 
И немного подержали. 
Головою покачали (Движения головой.) 
И все дружно вместе встали. (Встали.) 
Будем прыгать, как лягушка 
Будем прыгать, как лягушка, 
Чемпионка-попрыгушка. 
За прыжком — другой прыжок, 
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.) 
Ванька-встанька 
Ванька-встанька, (Прыжки на месте) 
Приседай-ка. (Приседания.) 
Непослушный ты какой! 
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.) 
Вверх рука и вниз рука 
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 
Крутим-вертим головой, 
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) 

 

Работа у доски. Три ученика выполняют наперегонки. Остальные самостоятельно в тетради.

Вам даны карточки на доске.

- В каждой группе  зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Зачеркивают лететь, горевать, сырость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что нового узнали на уроке?

 

 

Что такое родственные слова.

Есть общая часть и близкое значение.

 

 

 

Д.з. Выполнить упражнение 83 страница 60.

 

 

 

 

Карточки.

1. Лето, лететь, летний, летом.

 

2. Гора, горевать, горка, гористый.

 

3. Сыр, сырость, сырок, сырник.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rodstvennye_slova.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое родственные слова? Подготовила: учитель начальных классов Белозерова Анна Игоревна МБОУ ХСОШ № 5

Слайд 2

Вставьте синонимы и антонимы: Синонимы. Врач- Дорога- Друг- Антонимы. Белый- Большой- Горячий-

Слайд 3

Вставьте синонимы и антонимы: Синонимы. Врач-Доктор Дорога-Путь Друг-Товарищ Антонимы. Белый-Черный Большой-Маленький Горячий-Холодный

Слайд 4

Гусь, гусыня, гусята Гусенница

Слайд 5

Гусь, гусыня, гусята, гусак, гусиный, гуськом, гусятина

Слайд 6

Гриб, грибок, Грибник, Грибной

Слайд 7

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....