Опыт работы ЧОУ Начальной школы - детского сада №64 ОАО "РЖД"
материал на тему

Трифонова Надежда Викторовна

Доклад на тему: " Преемственность программ дошкольного и начального общего образования в речевом развитии детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nou64_trifonova_posledniy.doc31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 Тема моего доклада

Преемственность дошкольного и начального общего образования  в речевом развитии детей

                 Н.В. Трифонова,

Соц.педагог, учитель начальных классов

Начальной школы - детского сада № 64 ОАО «РЖД»

     В настоящее время в нашей стране идет процесс становления новой системы образования.     Главной проблемой становится переустройство сферы образования на принципах, соответствующих утверждающимся социально-экономическим и политическим  отношениям, что и закреплено в законе «Об образовании в Российской Федерации».  

      Отличительной чертой создаваемой системы образования является непрерывность образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных уровней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

     Образовательная программа НОО нашего учреждения включает в себя программу по обеспечению преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Данная программа рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.

     При  переходе от дошкольного к начальному общему образованию мы должны учитывать физическую, психологическую, умственную готовность ребенка. Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения.

Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.

     В нашем учреждении реализуется две основные программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- программа дополнительного образования «Год до школы» Р.А. Кирьяновой.

     Программа «Год до школы» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы ни в области содержания, ни в методах и средствах достижения цели.   В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и практическая деятельность. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Слайд       Это, например, игры «Составь слово», «Продолжи рассказ»,  «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Найди букву и назови предмет» и др.       

     Подготовка к обучению, таким  образом, является тем мостиком, который позволяет обеспечить гуманный переход от одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи по развитию речи.

     Слайд   На слайде вы видите основные цели подготовки к обучению в школе

     В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:

- адаптация ребенка к школе;     

- развитие его эмоционально-волевой сферы;       

- развитие коммуникативных навыков;      

 - формирование и развитие психических функций и познавательной сферы ребенка;       

- сохранение здоровья.       

     Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.   

    Слайд      На слайде вы видите основные цели ДОО и НОО

     В области речевого развития программа дошкольного образования ставит перед собой цель - формирование устной речи,  навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

     Программа начального образования ставит одной из целей такую, как умение осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. 

      Сравнительный анализ  задач и предполагаемых результатов, используемых нами образовательных программ в области развития речи,  наглядно показывает их общность и последовательность.

      Мы сравнили задачи и предполагаемые результаты ДОО, НОО и программы «Год до школы», они представлены на следующих слайдах

Слайд  

Линии сравнения

Дошкольное образование

Начальное образование

Программа

«Год до школы»

Задачи

1.Овладение речью как средством общения и культуры.

2.Обогащение активного словаря.

3.Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.

4.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

1.Формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений. 2.Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в том числе умения работать с книгой, словарями, справочниками).

3.Обеспечение интереса к изучению родного языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

1.Способствовать формированию навыков учебной деятельности: умению слушать учителя, учиться работать по образцу, данному учителем.

2.Сформировать навыки чтения по слогам, учить слушать произведения писателя и кратко его анализировать, выделяя основную мысль, кратко пересказывать его,

3.Составлять предложения по схемам, познакомить с образцами устного народного творчества.

Предполагаемые результаты

Выпускник научится:

-правильно произносить все звуки родного языка;

-Грамматически правильно стоить предложения;

-уметь самостоятельно пересказать знакомую сказку;

-составлять рассказ по картинкам;

-отвечать на вопросы, свободно выражать свою мысль.

Выпускник научится:

-понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде;

-работать с несколькими источниками информации;

-осмысливать и сопоставлять различные точки зрения;

-различать звуки и буквы;

-характеризовать звуки;

-бегло читать;

-подробно пересказывать текст.

Дошкольники научатся:

-отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения;

-владеть понятиями «слово, звук, буква»;

-свободно читать слоги и трехбуквенные слова, плавно читать по слогам;

-правильно согласовывать слова в предложении;

-правильно произносить звуки.

     

     Из таблицы следует, что противоречий между целевыми ориентирами ФГОС ДОО и ФГОС НОО нет, то есть, дошкольное образование обеспечивает базисное развитие  способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольного воспитания, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Слайд    В этом учебном году одной из задач годового плана деятельности начальной школы – детского сада № 64 ОАО «РЖД» стало формирование единого образовательного пространства через осуществление преемственных связей между детским садом и школой и ориентацией участников образовательного процесса на общие ценностные основания образования – формирование у дошкольников и обучающихся умения учиться, взаимосвязь планируемых результатов на каждом уровне образования.           

      Уникальность нашего учреждения заключается в том, что мы можем объединять воспитанников и учащихся в одном образовательном пространстве

слайд            (спортивная площадка, физкультурный зал, мини-музеи, библиотека, оснащенные в соответствии с требованиями ФГОС) для проведения совместных мероприятий учебного и развлекательного характера, которое способствует  преемственности в коммуникативном развитии и тех и других.

     В работе по обновлению школьной библиотеки участвовали все: и дети и взрослые. Приведен  в порядок  библиотечный фонд, составлены каталог детской художественной и учебной литературы,  формуляры для учащихся, библиотека функционирует соответственно годовому плану. Слайд     В январе была проведена акция «Книжный доктор»: учащиеся и  воспитанники «ремонтировали» книги из групповой библиотеки, школьники рассказывали о пользе книг и необходимости бережного отношения, а дошкольники в благодарность исполнили любимые стихи А. Барто и К. Чуковского. Слайд     В феврале  учащиеся были инициаторами акции «Подари школе книгу», в рамках которой дети участвовали в импровизированном конкурсе «Самый интересный рассказ о любимой книге», где каждый презентовал свой подарок.    

В этом учебном году функционируют несколько кружков, которые совместно ведут учителя и воспитатели: слайд  «Истоки народной русской культуры» (учитель Моисеенко Л.А. и воспитатель Юдина Н.А.),слайд     театрально-хоровой кружок «Ручейки» (муз. руководитель Дементьева Н.С., воспитатель Пивоварова Е.А.), слайд   «В здоровом теле - здоровый дух» (учитель Трифонова Н.В., воспитатель ГПД Жеребило А.П.). Педагоги планируют мероприятия, объединяющие воспитанников и обучающихся, а также их родителей, создавая форумы непроизвольного общения детей и взрослых, проводят интеллектуальные игры, литературные  чтения, диспуты, конкурсы, презентации творчества великих русских, донских и зарубежных писателей и поэтов, выставки продуктов словесного творчества,  включая устное народное творчество (фольклор) и т.д.

Среди них, например: слайд

 - КВН семейных команд «Моя железнодорожная семья!», в котором участвовали команды детей и родителей. Интеллектуальные конкурсы были насыщены дискуссиями о профессиях, видах железнодорожного транспорта, его назначении. Домашнее задание предполагало инсценировку собственного сочинения «Семейная династия»;

Слайд    - тематическое мероприятие ко Дню матери «Осеннее кафе для мамы», где дети, воспитанники и школьники, поздравляли мам и бабушек через видеообращение, записанное вместе с педагогами, представляли театрализацию «В осеннем лесу»   читали в ролях стихи, пели песни и играли в игры.

Слайд    - в рамках военно-патриотического месячника «Славим защитников Отечества» собраны материалы из семейных летописей военных лет, дети, педагоги и члены семей готовили репортажи, статьи, боевые листы о героях защитниках Отечества, проводили конкурсы (стихов, рисунков, сочинений), классные часы, встречи и  презентации, посвященные теме «Освобождение г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков».

Так как наше учреждение является единственным островком культуры в поселке. Члены семей воспитанников и учащихся – активные участники всех событий и мероприятий. Наши дети посещают сверстников малокомплектной начальной школы в поселке Еремеево и Азовского социального центра для детей сирот, и наоборот приглашают их на совместные тематические мероприятия, классные часы, уроки, спортивные соревнования.

Все выше перечисленное способствует формированию коммуникационных связей с ближайшим социумом в образовательном процессе, осуществлению преемственности коммуникативного развития воспитанников и учащихся Начальной школы – детского сада № 64 ОАО «РЖД» как партнеров в общении и совместной деятельности (умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений и др.). Это обеспечивает положительную перспективность формирования универсальных учебных действий  и обучения в  школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с родительскими и детским коллективами в начальной школе.

Материал о том, как лучше строить свои отношения с родителями и детьми , начиная с начальной школы, чтобы они стали общей школьной семьёй....

Опыт работы в начальной школе

Как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться? Каждая эпоха в силу социокультурных особенностей предлагает свой путь решения. В нашем стремлении построить демократическое общество мы опираемся на убежд...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

План работы по преемственности между детским садом и школой

Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...

Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"

«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателя...