Презентация "Технология развития критического мышления"
презентация к уроку на тему

Манешина Лариса Николаевна

В презентации раскрываются приемы работы по технологии развития критического мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы технологии развития критического мышления (ТРКМЧП) Манешина Л.Н. МБОУ СОШ №1

Слайд 2

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии развития критического мышления.

Слайд 3

Что же такое критическое мышление? Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Слайд 4

История возникновения Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит , Ч.Темпл , Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?

Слайд 5

Приемы технологии развития критического мышления «Кластер », «Корзина идей», « Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» , «Верите ли вы, что…», « Инсерт », «Чтение с остановками», схема « Фишбоун »-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?», «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», « Синквейн », «Диаманта» , круги Вена, перепутанные логические цепочки, сбор ассоциаций, РАФТ, двойные дневники и др.

Слайд 6

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия (фаза) - вызов . Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания Вывод : информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Слайд 7

Возможные приёмы и методы: п рием «Верите ли вы, что…»; с бор ассоциаций; к орзина идей; кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; « Денотатный граф», «Дерево предсказаний »

Слайд 8

Верите ли вы, что … Ветер и дождь могут разрушать горы? Почва разрушается от вырубки лесов ? 20см почвы образуются за 5 000 лет? Животные, живущие в почве, разрушают её? Растения и животные участвуют в образовании почвы? На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей П очва – наша кормилица?

Слайд 9

Сбор ассоциаций Холод Мороз снег Зима Лед метель вьюга

Слайд 10

Приём «Корзина идей» Что такое «Родина »? Отечество, отчий дом , мать , родители , страна , народ … Это групповая работа

Слайд 11

Кластер Имя прилагательное Часть речи Второстепен-ный член- определение Обозна-чает признак предмета Изменя-ется по числам, родам, паде-жам Отвечает на вопрос какой? чей?

Слайд 12

Перепутанные логические цепочки . Восстановите цепи питания: капуста → гусеница капустной белянки → ястреб → синица кузнечик → растение → еж → лягушка

Слайд 13

Верные и неверные утверждения: Разделительный ь пишется после согласных. Разделительный ь пишется перед согласными. Разделительный ь пишется после гласных. Разделительный ь пишется перед гласными е,ё,ю,я,и . Разделительный ь пишется в корне слова.

Слайд 14

Дерево предсказаний Тема – ствол дерева. Листья – это прогноз. Ветки – это аргументы, обоснования прогнозов.

Слайд 15

Таблица «ЗХУ» Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 16

Вторая стадия Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла ). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией . Вывод : происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах .

Слайд 17

Возможные приёмы и методы : методы активного чтения; маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Слайд 18

Инсерт «V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; «+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; « – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете; «?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Слайд 19

«Таблица-синтез » Ключевые моменты текста На чем останови-лось внимание? Почему именно на этом останови-лось внимание именно у меня? (анализ)

Слайд 20

Фишбоун

Слайд 21

« Фишбоун »-«Рыбий скелет » В голову «скелета» вписывается проблема . На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются факты, и нижние – для записи причины происходящих событий, подтверждающих наличие сформулированных причин . В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

Слайд 22

Бортовой журнал или двойной дневник Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в левую графу. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу, связывая факты со своим видением мира, со своим личным опытом.

Слайд 23

Сводная таблица (практическая работа в группах ) Назва-ние Основные свойства Использование Торф Коричневого цвета; рыхлый, легче воды. В качестве топлива и удобрения. Уголь Черного цвета. Горючий. Как топливо, для изготовления красок, Для медицины.

Слайд 24

Концептуальную таблицу Линии сравнения Тайга Смешан- ный лес Широко- листвен - ный лес Климатические условия Растительный мир Животный мир

Слайд 25

Третья стадия Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается . Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Слайд 26

Возможные приёмы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям ; написание творческих работ (РАФТ, эссе ). «Шесть шляп », «Ромашка вопросов», « Синквейн », «Диаманта »

Слайд 27

Круги Вена

Слайд 28

Шесть шляп М етод Эдварда де Боно Белая шляпа. (Факты ) Жёлтая. (Позитивное мышление) Черная . (Проблема ) Красная . (Эмоции) Зеленая . (Творчество) Синяя.(Философия) Обобщают высказывания каждой группы . (Эта работа может быть проведена, например, по теме «Охрана растений» или по сказке «Колобок» и др.)

Слайд 29

Ромашка Блума

Слайд 30

Воспроизведение Простые вопросы Кто? Когда? Где? Как? Понимание Уточняющие Правильно ли я понял..? Применение Практические Как можно применить..? Что можно сделать из..? Анализ Интерпретационные Почему? Синтез Творческие вопросы Что будет, если..? Оценка Оценочные Как вы относитесь ?

Слайд 31

Синквейн 1-я строка – тема 2-я строка – 2 прилагательных 3-я строка – 3 глагола 4-я строка – предложение (показывает отношение к теме) 5-я строка – синоним темы

Слайд 32

С инквейн Вода. Необходимая, вкусная. Оживляет, замерзает, испаряется Берегите воду! Жизнь.

Слайд 33

Синквейн Природа. Прекрасная, чувствительная. Живет, разрушается, украшает. Природа дает жизнь. Мать.

Слайд 34

ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Слайд 35

Иван из сказки «Сивка – бурка» антигерой глупый, ленивый помогающий, доверяющий, незлобивый доброта, находчивость, отвага, скромность мечтающий, надеющийся, верящий смелый, упорный герой

Слайд 36

РАФТ (Охрана почвы) Р – роль ( любое насекомое почвы) А – аудитория ( кому пишем – людям) Ф - форма – обращение Т – тема «Берегите почву»

Слайд 37

Рафт -Необходимо написать краткий текст о том, что вы узнали сегодня на уроке. Т екст должен быть написан от имени насекомого, обитающего в почве и является обращением к людям.

Слайд 38

Преимущества технологии: Повышается ответственность за качество собственного образования. Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию. Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств.

Слайд 39

Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Слайд 40

Приёмы и методы (ТРКМЧП) «Кластер», «Корзина идей», « Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» , «Верите ли вы, что…», « Инсерт », «Чтение с остановками», схема « Фишбоун »-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?», «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», « Синквейн », «Диаманта» , круги Вена, перепутанные логические цепочки, сбор ассоциаций, РАФТ, двойные дневники и др.

Слайд 41

Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа. Блез Паскаль

Слайд 42

Интернет ресурсы http://festival.1september.ru/articles/528850 / https:// docs.google.com/document/d/1FExnH0YZoT2EjKTEPbtnGRdE0CCyx32EasNxNHmh5b8/edit?pli=1 http:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-2 https:// docs.google.com/document/d/19SgL4nopHxIzca3rLz8Fcvj_mwV1PsKZ83grOSHk8RM/edit?pli=1 http:// www.kmspb.narod.ru/posobie/bortjur.htm http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=& esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CDMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fconstructorus.ru%2Fuspex%2Fmetod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html&ei=pyd-UpXNCuqc4wTWvYGQCg&usg=AFQjCNE3xc8DY4uBCgV34dXSBSvzZEspRw&sig2=Ejn-0KegwY1ef2EBiAYa-w&bvm=bv.56146854,d.bGE&cad=rjt http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&ved=0CEUQFjAG&url=http%3A%2F%2Fpervootkrivatel.ucoz.ru%2F11%2Fromashka_Bluma.doc&ei=4Sd-Uqv3H-GE4gTGoICADQ&usg=AFQjCNFneO87_-K3ABa-Bo2NNaOsI-hTgA&sig2=flIBY9NzE0cBvaRJwGyfVQ&bvm=bv.56146854,d.bGE&cad=rjt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...