«Формирование предпосылок для поисковой деятельной, интеллектуальной инициативы»
статья (1 класс) на тему

 

 

           Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него всё является новым, неизвестным, но интересным. Каждый день ребёнок узнаёт для себя что- то новое, что и рождает новые вопросы. Для всестороннего развития ребёнка педагогами используются различные методы и приёмы. 

            Всем хорошо известно, что 6-7 детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте  высокая. Но ребёнок  не может самостоятельно найти ответы на все свои вопросы – ему в этом помогают педагоги и родители.

         Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых является технология проектирования. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие школьника. Прежде всего расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:


«Формирование предпосылок для поисковой деятельной, интеллектуальной инициативы»

           Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него всё является новым, неизвестным, но интересным. Каждый день ребёнок узнаёт для себя что- то новое, что и рождает новые вопросы. Для всестороннего развития ребёнка педагогами используются различные методы и приёмы.  

            Всем хорошо известно, что 6-7 детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте  высокая. Но ребёнок  не может самостоятельно найти ответы на все свои вопросы – ему в этом помогают педагоги и родители.

         Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых является технология проектирования. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие школьника. Прежде всего расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.        

            Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

           Учитель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребёнка в его саморазвитии. Мотивация усиливается, благодаря творческому характеру детской деятельности. Ребёнок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать своё мнение.

    Основной целью проектного метода  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • Развитие познавательных способностей
  • Развитие творческого воображения
  • Развитие творческого мышления
  • Развитие коммуникативных навыков

Задачи исследовательской деятельности в школьном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ( вместе с педагогом)
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности( практические опыты)
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения примерять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

При разработке проекта можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудования)
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели

3. Выполнение проекта – практическая часть

4.Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

       Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

  • внутриклассными
  • внутришкольными
  • региональными
  • межрегиональными
  • международными

По продолжительности они бывают:

  • мини – проекты (укладываются в 1 урок)
  • краткосрочные проекты (4 -6 уроков)

Уроки используются для координации деятельности участников; основная работа по сбору информации, изготовление продукта и подготовка презентации осуществляется во внеклассной работе и дома.

  • Недельные проекты (целиком проходит при участии руководителя проекта
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Если мы говорим о выборе формы продукта проектной деятельности, то надо сказать, что от её решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным и полезным.

Выбор продукта – непростая творческая задача. Вот некоторые примеры продуктов проектной деятельности младших школьников:

  • Выставка рисунков
  • Кроссворд
  • Модель
  • Макет
  • Доклад
  • Сочинение
  • Сказка
  • Игра
  • Инсценировка
  • Костюм
  • Кукольный театр
  • Сценарий
  • Экскурсии
  • Оформление определённой зоны кабинета и мн.др.

Проект моет завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную игру. Здесь многое зависит от учителя, как руководителя проекта.

                           Критерии оценки проектных работ 

      Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

       В младшей школе сделанные детьми творческие работы «открывают» их образовательное пространство: дети больше читают, причём не только учебную литературу, учатся планировать своё время.

       Несложность  проектов в начальной школе обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

      В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, технологии. И тогда уже в 3 – 4 классах учащиеся с большим интересом смогут выполнить довольно сложные проекты, в которые могут быть включены результаты проектно – исследовательской работы каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников на примере занятия по математике «Таблицы»

Занятие в школе будущего первоклассника.Тема: ТАБЛИЦЫЦель: Формировать у детей предпосылки УУДЗадачи:1) сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в...

Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

Формирование предпосылок познавательной активности у детей со сложной структурой дефекта

Современная система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и дети со сложной структурой дефе...

Формирование предпосылок УУД дошкольника как важного условия готовности к обучению в школе

Зачастую, устраивая ребенка в школу, родители гордятся тем, что он умеет читать и считать. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка, но этих умений и навыков недостаточно. Потому что...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...