Методическое объединение учителей
методическая разработка на тему

Шабанова Ольга Ивановна

ИЗ опыта учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov_gs.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов ГС(К)ОУ для детей с ОВЗ «Петровск-Забайкальская школа-интернат»  

                             Развитие осязания и мелкой моторики рук.                            

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Известно, что дети вспомогательного класса имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.

Многие  ученые, дефектологи, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно–коррекционные мероприятия в данном направлении.

В начальном звене обучения  проводятся уроки коррекции по развитию мелкой моторики рук. Обследование учащихся вспомогательного класса показало, что почти у всех учащихся  низкие результаты развития познавательной деятельности, психических функций и речи. Поэтому возникла необходимость в проведении занятий по тренировке движений пальцев рук, так как, тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет не только на развитие детской речи, но и на исправление ее дефектов.

        Для успешного развития  ребёнка с ограниченными возможностями предлагается разработка данных занятий в форме игротерапии, на основе улучшения мелкой моторики пальцев рук.

           

   

Задачи занятий:

  • Развитие воображения, мышления, привитие способности к анализу и синтезу, тренировка логики;
  • Расширение кругозора о разнообразии окружающего мира, закрепление понятий «цвет», «форма», «размер».
  • Формирование общих речевых навыков детей, обогащение словарного запаса.
  • Развитие предметной деятельности (улучшение сенсорного развития ребенка), развитие тактильной (кожной) чувствительности;
  • Развитие глазомера, стимуляция зрительного внимания;
  • Развитие художественного вкуса, конструкторских навыков, формирование интереса к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур.
  • Развитие мелкой и крупной моторики, элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами, способности координировать свои движения;
  • Воспитание доброты, инициативы; воспитание усидчивости и терпения.

      Учебный материал систематизирован от простого к сложному. Занятия включают развитие речи, математику, рисование. В каждом занятии для детей содержатся задания на развитие слухового  внимания и связной речи, а также различные грамматические задания (игры «Один – много», «Назови ласково», «Кто лишний»). Выполняя их, дети учатся относить предметы к определенной группе, сравнивать различные предметы или явления природы, анализировать и обобщать.

       На всем протяжении занятий необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.

       Каждое занятие рассчитано на 30 минут 1 раз в неделю. Если дети устали, нужно провести небольшую физкультминутку, музыкальную паузу.

 Ожидаемый результат занятий:

Достичь хорошего развития мелкой моторики рук учащихся, что в свою очередь благотворно повлияет на развитие речи.

Годовой календарный план занятий

1 раз в неделю / 34 занятия

Тема занятия

                                   

                                Основные моменты занятия

Массаж

Пальцев

 рук

Пальчиковая

гимнастика

Игра на

 развитие

речи

Упражнение

с зерном

Упражнения с пуговицами

Упражнение с клеткой

1.Цветок.

Упражн.

№1-4

Одуванчик .

«Добавь словечко»

Красивый, душистый – цветок, светлое, голубое -…

Создать аппликацию «Цветок»

Упр.

№ 1,2

Дорисовать вторую половинку цветка.

2.Солнышко

№ 1 - 4

Солнышко

Назови слова похожие на солнце.

На подносе с зерном нарисуй солнышко и 8 лучиков.

Обведи самую большую пуговицу – это солнышко. «Оживи» солнышко.

Графический диктант: «Змейки», дорисуй все необходимое для их путешествия: солнышко, облака…

3.Флажок.

№5 - 8

Флажок

Выучи стихотворение «Флажок»

На подносе с зерном нарисуй флажки разной формы: треугольной, прямоугольной, квадратной.

Упр.№3.

Нарисовать флажок, выполнить штриховку.

4. Рыбы

(2 часа)

№5 - 8

«Рыбки», разыгры-вание сценки

Назови рыб, которые живут в реке или в озере (пресной воде), и рыбок, которые живут в море или океане (в соленой воде)

На подносе с зерном нарисуй свою любимую рыбку.

Обведи две пуговицы – одну побольше, другую поменьше, это будут рыбки.

Дорисуй им ротик, глазки, хвостик и плавники, чешую. Раскрась рыбок, вырежи их, разыграй сценку.

Нарисуй аквариум, вклей рыбок, назови аквариумных рыбок.

5.Утка с утятами.

№9 - 12

Утята.

Игра: «Кем раньше были?» петушок – цыпленком…

Упр №3

Нанизывай пуговицы на проволоку, выложи утенка.

В центре листа нарисуй маму утку так:

2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 2 кл вправо, 5 клеточек вниз,4 кл вправо, 2 кл вверх, 4 кл вправо…

Дорисуй глазик и лапки.

Вокруг утки нарисуй утят.

Тема занятия

                                   Основные моменты занятия

Массаж

пальцев

 рук

Пальчиковая

гимнастика

Игра на

 развитие

речи

Упражнение

с зерном

Упражнения с пуговицами

Упражнение с клеткой

6.Цыплята.

№9 - 12

Цыплята

Игра «Кто у кого»

«Назови ласково»

На подносе с крупой, нарисуй цыплят.

Обведи маленькую пуговицу – это голова цыпленка, большую – туловище, дорисуй.

Раскрась цыплят, соблюдая правила штриховки.

7.Котик и козлик.

№13 - 16

Котик и козлик.

Назови домашних животных, игра «Один – много» Отгадай загадку.

Приготовь поднос с крупой.  Котика рисуй так: нарисуй большой овал, затем сверху сбоку нарисуй кружок – это туловище с головой. Теперь пририсуй котику лапки, хвостик, ушки, носик и ротик.

Козлика нарисуй побольше – с длинными рогами, ногами, вытянутой головой и маленьким хвостиком.

Упр. №3

Нарисуй кошачью семью: обведи три пуговицы разного размера – это мордочки котов. Дорисуй ушки, глазки, ротик, носик, усы. Раскрась.

Упр №2

Массаж

пальцев

 рук

Пальчиковая

гимнастика

Игра на

 развитие

речи

Упражнение

с зерном

Упражнения с пуговицами

Упражнение с клеткой. Фигурки из палочек.

8.Детские

 игрушки.

      (2 часа)

№13 - 16

«Пальчики-друзья»

 Игра «Кто лишний»,

«Назови ласково свои игрушки»

Из чего сделаны игрушки: зайчик – поролоновый…

Нарисуй силуэт матрешки на картоне. Нанеси клей на силуэт. Поверхность присыпь крупой в один слой и плотно прижми ее так, чтобы крупа не отклеилась. Стряхни лишние крупинки. Раскрась матрешку способом примакивания кисти.

Пришить 2 пуговицы – это глазки, ниже еще одну – это носик.

На какую игрушку похожа?

Выложи с помощью палочек фигуру качели по образцу.

9.Ягода.

№17 - 20

«Ягодка»

Отгадайте загадку.

Какие еще  ягоды знаете?

УПР № 12

Волшебный мешочек: отобрать круглые пуговицы.

Выложить фигуру из палочек: корзинка под ягоду.

10. Грибы.

№17 - 20

«Грибы».

Назови съедобные грибы, ядовитые, игра «Назови ласково»

Упр. № 5

С помощью пуговиц нарисуй грибок.

Выложи фигурку гриба из палочек.

        

Массаж

пальцев

 рук

Пальчиковая

гимнастика

Игра на

 развитие

речи

Упражнение

с зерном

Упражнения с пуговицами

Упражнение с клеткой. Фигурки из палочек.

14. Фрукты.

№21 - 24

«Мы делили апельсин»

«Что лишнее»

Выложить грушу из фасоли.

Упр. № 11

Фигурки из палочек – банку с вареньем

15.Деревья и кустарники.

№25 - 28

«Зайка под сосной»

Игра: «Кто где живет?»

Послушай стихотворение и исправь ошибку.

Выложи аппликацию «Лес», с помощью крупы, зерна, бобовых.

Выложить осеннюю ветку (зерном), из цветной бумаги наклеить листочки.

Дорисуй узор.

16.Перелетные птицы.

№25 - 28

«Стая птичек», «Скворечник», «Птенчики в гнезде»

Назови птиц, которые остаются с нами зимовать, и птиц, которые улетают в теплые края.

Закрытыми глазами рассортировать бобы и горох.

«Волшебный мешочек»: найди среди различных мелких предметов игрушки птиц.

Возьми пуговицу, которая тебе больше всего нравится, обведи ее – это будет голова совы.

Фигурки из палочек: стая птиц летит на юг. Наложить на голубой картон, смазанный клеем, дополнить аппликацию тучками из риса…

17.Снежинка.

№29 - 32

Вот так загадка!

Глянешь-летает,

На нос присядет-

Сразу растает. (Снежинка)

выучить

Что можно сделать из снега, льда. Назови слова, похожие на слово «снежинка»

Приготовь поднос, рис. Выложи снежинку из риса. У снежинки шесть лучиков, все одинако-вые. Соедини все лучики, как сеточку, красивыми перемычками.

Обведи несколько пуговиц, нарисуй внутри каждой пуговицы снежинку.

Очень любят дети зимой кататься зимой на санках . сложите из палочек фигуру санок.

18.Варежки

№29 - 32

«Варежки»

Две сестрички,

Две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

 Игра «большой маленький»

Рука-ручка,нога-ножка, снег-снежок,

Выложи контур варежек из гречки. Укрась варежки узором из риса, гороха, фасоли.

Игры с пуговицами.

Упр. 5

Нарисуй варежки, веди линию, отсчитывая клеточки, так: 5к.вправо,6к. вниз, 1 к вправо, 3 вверх, 1 вправо, 8 вниз, 7 влево, 11 вверх, рядом нарисуй такую же. Укрась узором.

19 Барашек

№1-8

Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?

-не стриги меня пока.

Дам я шерсти три мешка:

Один мешок-

Хозяину,

Другой мешок-

Хозяйке,

А третий- детям маленьким

На теплые фуфайки.

Подбери слова: какой барашек

(маленький, пугливый,домашний…)

«Кто как кричит?»

Приготовь картон прямоугольной формы зеленого цвета, набор пластилина, гречневую крупу. В центре картона налепи два белых пластилиновых овала – один  большой, другой поменьше – это туловище и голова барашка. Долепи барашку четыре ножки с копытцами и ушки из пластилина коричневого цвета. На туловище налепи гречнев. Крупу- это шерсть.

Приложи друг к другу кучкой несколько пуговиц, расположи их в форме овала, обведи вокруг получившийся силуэт – это туловище. Дорисуй рога, ушки, ножки,хвостик.

Заштрихуй туловище барашка петельками или завитушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы межшкольного методического объединения учителей начальных классов

Тема: «Современные технологии обучения как условие реализации государствен-ных стандартов начального общего образования». Задачи: 1. Повышение качества обучения: • активное использование современных...

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...