Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Тищенко Светлана Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 4 класс, 34часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009).

Категория обучающихся

Учащиеся 4 класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

64 часа из них 32 часа индивидуальных

Форма обучения

очная

Режим занятий

  1. часа в неделю

2 Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2009. 160 с.).

Задачи курса:

Установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни.

Обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира.

Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.

На 4 класс ставятся следующие основные цели:

-Формирование первоначального представления о Земле, об условиях развития живой природы и особенностях жизнедеятельности различных организмов.

-Развитие умственных способностей школьников через систему разнообразных познавательных и обучающих заданий.

-Возможность осознанности через исторические события, как изменялся человек, его трудовая деятельность, быт, культура, отношение к окружающему.

Планирование обеспечивает выполнение теоретической и практической части курса, обеспечивает выполнение государственного стандарта. В 4 классе на изучение образовательного компонента «Окружающий мир» в вариативной части базисного плана выделяется 2 часа в неделю. Программа «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов, планирование составлено на 68 часов. Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

В авторскую программу изменения не внесены.

3. Содержание   учебного курса

Введение

Человек - часть природы. Природа - источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Универсальные учебные действия:

-объяснять значение природы как  источника существования   человеческого общества.

Человек - биологическое существо (организм)

Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие                        сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и                       физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце - главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего                        настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек и его здоровье. Знание своего организма - условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение.

Основы безопасной жизнедеятельности. Поведение при сигнале «Внимание всем!». Поведение во время пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения                   человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Универсальные учебные действия:

-характеризовать человека как живое существо, организм:

- раскрывать особенности деятельности различных органов;

-объяснять роль нервной системы в организме;

-рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

-конструировать в учебных и игровых ситуациях правила  безопасного поведения в среде обитания

-характеризовать человека как час ть природы: выделять общее и  отличное от организма животного;

-устанавливать последовательность возрастных этапов развития  человека;

-характеризовать условия роста и развития ребенка;

-различать положительные и отрицательные качества человека,

-приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты,  справедливости и др.

Человек и общество, в котором он живет

Человек - путешественник. Почему человек стал путешественником. Как славяне обживали Север. Освоение Сибири. Народы современной России.

Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры.

Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - солнце русской поэзии (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения советских художников (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты                      XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Человек - воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Гражданин и государство. Россия - наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Первые книги по истории России.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради.)

Универсальные учебные действия:

 описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

 моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

находить на карте равнины и горы России (своего края);

выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам  (достопримечательностям);

 составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

 ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его  характеристику конкретными примерами;

 составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

 называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов  разных исторических эпох;

называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и  России разных  исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие  общества и его культуры;

 узнавать символы царской власти;

знать имя Президента современной России;

 составлять рассказ-повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их   протекания.

        

        

        

4.Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата

Тип и вид

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности

учащихся

Вид

контроля

Элементы дополни

тельного содержания

Домашнее

Задание

1

Человек – живое существо
(организм). Как устроен и работает организм человека

Организм человека. Нервная система

01.09.

14г. Индивид.

Вводный

Повторение общих признаков живых существ Закрепление понятия «организм». Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме. Головной и спинной мозг: строение и функции

Знать:

– общее представление о строении организма человека;

– основные органы и системы органов человека и их функции.

Уметь:

– называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

– раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

– объяснять значение понятий «человек – живой организм».

Тематический

Основные функции органов человека. Защита спинного и головного мозга

Учебник,
с. 6–10.

Р. т. с. 4

2

Двигательная система организма

04.09.

14

Изучение нового материала

Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника

Текущий

Предупреждение искривления позвоночника

Учебник,
с. 10–13

3

Кости и мышцы необходимо укреплять

08.09.

14

Индивид.

Комбинированный

Текущий

Учебник,

с. 13–16

4

Пищеварительная система

11.09.

14

Комбинированный

Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами. Значение пищеварительной системы

Текущий

Учебник,
с. 16–17.

Р. т. с. 9

.

5

Берегите зубы с детства

15.09.

14

Индивид.

Комбинированный

Зубы. Правила ухода за зубами

Знать и уметь применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни

Текущий

Учебник,
с. 18–19

6

Дыхательная система

18.09.

14

Изучение нового материала

Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания

Текущий

Помощь при простудных заболеваниях

Учебник,
с. 19–21

7

Кровеносная система. Кровь и ее значение

22.09.

14

Индивид.

Комбинированный

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции

Уметь:

– называть основные органы кровеносной системы и их функции;

– раскрывать значение кровеносной системы человека

Текущий

Состав крови

Учебник,
с. 22–24

8

Сердце – главный орган кровеносной системы

25.09.

14

Комбинированный

Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов

Текущий

Транспортная система

Учебник,
с. 24–25

9

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

29.09.

14

Индивид.

Изучение нового материала

Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения

Иметь представление о строении кожи.

Уметь:

– называть органы выделения;

– раскрыть значение органов человека

Текущий

Выделительная система

Учебник,
с. 25–27

10

Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа

02.10.

14

Комбинированный

Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание

Проверочная работа

Первая помощь при легких травмах

Учебник, с. 27–29.

Р. т.
с. 15

11

Как человек воспринимает окружающий мир

Зрение. Береги глаза

06.10.

14

Индивид.

Изучение нового материала

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств

Знать правила гигиены органов зрения

Учебник,
с. 30–33

.

12

Слух. Береги слух

09.10.

14

Комбинированный

Представление об органах слуха

Знать правила гигиены органов слуха

Текущий

Строение органа слуха

Учебник, с. 33–35.

Р. т.
с. 18

13

Обоняние. Береги обоняние

13.10.

14

Индивид.

Комбинированный

Представление об органах обоняния

Знать о роли органов обоняния в жизни человека

Текущий

Учебник,
с. 35–37

14

Вкус

16.10.

14

Комбинированный

Представление об органах вкуса

Знать о роли органов вкуса в жизни человека

Текущий

Дегустация. Рецепторы

Учебник,
с. 37–39

15

Осязание. Обобщение по теме «Как человек воспринимает окружающий мир»

20.10.

14

Индивид.

Контрольный

Представление об органах осязания. Выполнение заданий по пройденному материалу

Знать о роли органов осязания в жизни человека.

Уметь самостоятельно применять знания

Самостоятельная работа

Учебник,
с. 39

16

Мир чувств

Эмоции

23.10.

14

Комбинированный

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев

Знать о значении эмоций в общении людей.

Уметь:

– различать эмоциональные состояния и чувства окружающих;

– видеть и понимать чувства в музыке, живописи, поэзии

Практикум. Фронтальный

Управление эмоциями «Учитесь властвовать собой» – правила

Учебник, с. 40–42.

Р. т.
с. 18

17

Чувства

27.10.

14

Индивид.

Комбинированный

Умение управлять своими чувствами. Настроение человека

Текущий

Учебник, с. 42–45.

Р. т.
с. 21

.

18

Обрати внимание на внимание

Что такое внимание?

  30.10.

14

Изучение нового

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития

Знать о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах.

Уметь выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти

Текущий

Учебник,
с. 37.
Р. т.
с. 21

19

Помни о памяти

Зачем человеку память

  10.11.

14

Индивид.

Изучение нового

Текущий

Развиваем память: 5 шагов

Р. т.
с 22

20

Ты и твое здоровье

Правила здоровой жизни

  13.11.

14

Комбинированный

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Режим дня школьника. Здоровый сон – здоровый человек. Закаливание организма. Как снять усталость?

Знать:

– что такое здоровье, компоненты, его составляющие,

– о влиянии вредных привычек на организм человека.

Уметь выполнять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности

Текущий

Учебник,
с. 50–53

21

О правильном питании

17.11

14

Индивид.

Комбинированный

Текущий

Учебник,
с. 53–56

22

Как закаливать свой организм

20.11.

14

Текущий

Учебник,
с. 56–62

23–
24

Поговорим о вредных привычках

24.11.

14

Индивид.

 27.11.

14

Комбинированный

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков.

Их вред для организма

Тематический

Учебник, с. 63–66; с. 65–66.

Р. т.
с. 25

.

25

Когда дом становится опасным

 01.12.

14

Индивид.

Комбинированный

Правила поведения при пожаре. Что такое ожог? Правила пользования бытовыми предметами

Знать и соблюдать правила поведения в доме и на улице.

Уметь составлять связный рассказ по теме

Учебник,
с. 66–72

26

Какие опасности подстерегают детей на дороге

 04.12.

14

Комбинированный

Учебник,
с. 72–75

27

Если случилась беда…

08 .12.

14

Индивид.

Комбинированный

Оказание помощи при травмах. Правила поведения во время грозы; обращения с домашними животными. Профилактика простудных заболеваний

Знать:

– правила поведения во время болезни;

– правила обращения с животными.

Уметь сост. связный рассказ по теме

Учебник,
с. 75–83

28

Что нужно знать о болезнях

 11.12.

14

Комбинированный

Учебник,
с. 83–88

29

Человек – часть природы

Чем человек отличается
от животных

 15.12.

14

Индивид.

Закрепление знаний

Отличие человека от животных: умение думать и говорить

Уметь:

– называть признаки живого организма, характерные для человека
(в отличие от животных);

– применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым);

Текущий

Учебник,
с. 90–91

30

От рождения до старости

 18.12.

14

Комбинированный

Развитие человека от рождения до старости.

Детство. Юность.

Зрелость. Старость.

Что необходимо для роста и развития человека. Как заботиться о старших?

Текущий

Учебник,
с. 93–98

31

Почему пожилым людям нужна твоя помощь

 22.12.

14

Индивид.

Комбинированный

Текущий

Учебник, с. 98–100

.

32

Человек среди людей

Поговорим
о доброте

 25.12.

14

Комбинированный

Кого называют добрым и справедливым. Качества человека: внимательность, неравнодушие, отзывчивость, правдивость и честность

– соблюдать правила безопасности жизнедеятельности

Текущий

Учебник,

с. 102–
105

33

Что такое справедливость

12.01.

15        

Индивид.

Комбинированный

Текущий

Учебник,
с. 105–
112

34

Умеешь ли ты общаться?

15.01.

15

Комбинированный

Культура речи. Общение с незнакомыми людьми

Текущий

Учебник,
с. 113–
122

35

Родная страна:
от края
до края

Природные зоны России. Арктика

 19.01

15

Индивид.

Комбинированный

Знакомство с природными зонами России. Климатические особенности Арктики, тундры. Животный и растительный мир. Занятия населения

Уметь:

– работать с географической картой;

– выполнять задания на контурной карте в рабочей тетради

Учебник
(ч. 2),
с. 6–9

36

Природные зоны России. Тундра

22.01.

15

Комбинированный

Учебник,
с. 9–14

37

Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса

26.01.

15

Индивид.

Комбинированный

Климатические и географические особенности тайги. Животный и растительный мир. Занятия населения

Иметь представление:

– о географических и климатических особенностях природных зон России;

– о растительном и животном мире зон;

– о труде населения;

Открытие земель за Уральскими горами. Е. П. Хабаров,
В. К. Арсеньев

Учебник, с. 14–23.

Р. т.
с. 11

.

38

Природные зоны России. Степь

  29.01

15

Комбинированный

Географическое положение зоны степей. Заповедники. Животный и растительный мир

– об открытиях и освоении новых земель.

Уметь:

– работать с географической картой;

– выполнять задания на контурной карте в рабочей тетради

Учебник,
с. 23–25

39

Природные зоны России. Пустыня

02.02.

15

Индивид.

Комбинированный

Особенности пустынь. Растения и животные пустынь

Учебник,
с. 25–27

40

Влажные субтропик

05.02.

15

Комбинированный

Зона влажных субтропиков. Растения и животные влажных субтропиков

Учебник, с. 27–28.

Р. т.
с. 13

41

Почва – среда обитания растений и животных

09.02.

15

Индивид.

Комбинированный

Значение почвы для растений и животных. Состав почвы. Охрана почв

Иметь представление и почве как среде обитания растений и животных

Перегной. Плодородие почвы

Учебник, с. 29–32.

Р. т.
с. 14

42

Рельеф России

12.02.

15

Комбинированный

Знакомство с особенностями поверхности территории России

Иметь представление об особенностях рельефа России

Учебник,
с. 32–38

43

Как возникали и строились города

16.02.

15

Индивид.

Комбинированный

Значение выбора места для строительства города. Названия улиц

Уметь составлять рассказ по данной теме

Кремлевские города России

Учебник, с. 38–46.

Р. т.
с. 20

.

44

Россия и ее соседи. Япония. Китай

19.02.

15

Комбинированный

Особенности географического положения, природы, труда и культуры народов

Иметь представление о «соседях» России, о географическом положении, об обычаях народов

Учебник,
с. 46–50

45

Финляндия. Королевство Дания

26.02.

15

Комбинированный

Учебник, с. 50–54. Р. т.
с. 23

46

Человек – творец культурных ценностей

Что такое культура. Как возникла письменность

02.03.

15

Индивид.

Комбинированный

Знакомство с понятиями «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Знакомство с деятельностью князя Владимира Мономаха и его «Поучением». Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Первые школы на Руси.

Уметь:

– называть основных правителей Российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

– различать год
и век;

– соотносить арабские и римские цифры;

– различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация)

Текущий. Проверочная работа

Историческое время

Учебник, с. 56–61.

Р. т.
с. 24

47–49

Образование – часть культуры общества

  05.03

  12 .03

  16 .03

Индивид.

Изучение нового материала

Первопечатник Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I. Знакомство с реформами в образовании. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке

Текущий

Учебник, с. 62–67;

с. 67–73;

с. 73–75.

Р. т.
с. 25, 28

.

50–52

Русское искусство до XVIII (18) века

 19 .03

  30.03

Индивид.

 02 .04.

15

Изучение нового материала

Художественные ремесла Древней Руси, история русского искусства и культуры, русские мастера. Знакомство с фольклорным творчеством русского народа. Русская народная песня и ее разновидности. Знакомство с народными артистами, театральным творчеством русского народа. Древнерусский театр

– узнавать по тексту, к какому времени относится данное событие;

– составлять связный рассказ на темы раздела;

– раскрывать причины отдельных событий в жизни страны

Творения
В. И. Баженова Иконопись Андрея Рублева. Духовная музыка.

Обрядовые праздники. Скоморохи-потешники → потешные хоромы → театр

Учебник, с. 75–79;

с. 80–85.

Р. т.
с. 30

53

Искусство России XVIII (18) века

  06.04.

15

Индивид.

Комбинированный

Знакомство с архитектурными сооружениями данного исторического периода, биографическими сведениями и творчеством выдающихся русских архитекторов. Выразительные особенности зодчества и градостроения. Художники XVIII века и их творчество. Появление первого театра в России

Иметь представление о театральном искусстве XVIII в.

Уметь:

– находить дополнительный материал к теме урока, используя разные источники;

– участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения

Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы

Бартоломео
(Варфоломей) Растрелли.

Василий Баженов. Парадный портрет

Учебник,
с. 85–92

.

54–55

«Золотой век» русской культуры XIX (19) века. Писатели и поэты XIX века

  09.04.

15

  13.04.

15

Индивид.

Комбинированный

«Солнце русской поэзии» – Александр Сергеевич Пушкин

Знать имена великих отечественных писателей и поэтов.

Иметь представление о «золотом веке» культуры

Текущий

Учебник,
с. 92–96

Творчество Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого

Учебник, с. 96–102.

Р. т.
с. 32, 34

56

Композиторы XIX (19) века. Михаил Иванович Глинка. Петр Ильич Чайковский

16.04.

15

Интегрированный

Знакомство с понятием «опера». Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка
и П. И. Чайковский

Знать имена выдающихся музыкантов и композиторов XIX в.

Уметь рассуждать о характере музыкальных произведений

Текущий

Оперная музыка.
М. И. Глинка;
П. И. Чайковский

Учебник,
с. 102–
106

57

Художники XIX века.
В. А. Тропинин, И. И. Левитан. И. Е. Репин

  20.04.

15

Индивид.

Интегрированный

Знакомство с творчеством художников В. А. Тропинина, И. И. Левитана, И. Е. Репина. История изобразительного искусства XIX–ХХ веков

Знать имена выдающихся художников, архитекторов, их произведения.

Уметь оценивать произведения изобразительного искусства, архитектурные памятники

Текущий

Учебник,
с. 106–
114.
Р. т.
с. 35

58

Искусство России ХХ (20) века

23.04

15

Интегрированный

Архитектура и изобразительное искусство ХХ века. Архитектурные памятники нашего города

Проверочная работа

.

59

Человек – защитник своего Отечества

Героические страницы истории нашей Родины

27 .04.

15

Индивид.

Вводный

Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими захватчиками. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской

Уметь:

– раскрывать причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;

– узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связный рассказ на темы раздела;

– работать с географической и исторической картами;

– выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради

Текущий

Историческое время

Учебник,
с. 112–
123

60

Как русские воины победили шведских захватчиков

30.04

15

Изучение нового материала

Текущий

Учебник,
с. 124–
125

61

Битва на Чудском озере

 04 .05

Индивид.

15

Изучение нового материала

Текущий

Учебник,
с. 125–
126

62

Куликовская битва

  07.05.

15

Изучение нового материала

Текущий

Учебник,
с. 126–
128

63

Отечественная война 1812 года

14.05.

15

Изучение нового материала

Отечественная война 1812 года, победа русских войск на Бородинском поле.

Знакомство с литературными произведениями, посвященными этому событию. М. И. Кутузов.

Партизанская война 1812 года

Знать:

– о героических фактах и примерах отечественной истории,

– о борьбе русского народа за независимость;

– литературные произведения, посвященные борьбе

Текущий

Учебник,
с. 128–
129

.

64

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. (Экскурсия в музей)

  18.05

15

Индивид.

Комбинированный.

(Экскурсия)

Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками. Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали Великой Отечественной войны

русского народа с иноземными захватчиками.

Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные исторические периоды

Текущий

Важные сведения из истории родного края

Учебник,
с. 130–
135

65

Все – для фронта, все для победы!

  21.05

15

Комбинированный

Текущий

Учебник,
с. 135–
138.

Р. т.
с. 41

66

Гражданин и государство

Мы живем в Российском государстве. Права и обязанности граждан

 25 .05.

15

Индивид.

Комбинированный

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России. Декларация прав человека (ознакомление)

Знать и выполнять права и обязанности граждан.

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России;

– составлять связный рассказ на темы раздела;

– работать с географической картой

Текущий

Права ребенка. События, происходящие в стране. Народы, населяющие Россию

Учебник,
с. 140–
143.

Р. т.
с. 42

67

Символы государства

 28 .05

15

Повторительно-обобщающий

Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны

Итоговая работа

Учебник,
с. 143–
146

68

Повторение
и обобщение. Россия XVII–XX веков

  .05

  .05

Повторительно-обобщающий

Повторение и систематизирование знаний по теме «Россия XVII–XX веков»

Уметь выполнить задания по теме

Итоговый

5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

  1. Печатные пособия

Демонстрационный материал:

- предметные картинки,

- таблицы

- карточки с заданиями.

2.Демонстрационные пособия:

- таблицы демонстрационные «Окружающий мир. 4 класс».

3.    Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

  • иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
  • Интернет-сайты:

– www festival. ru;

      -  www.it -n. ru

      -  www.openclass.ru

  • Электронные  ресурсы к урокам, созданные в среде Smart Notebook

6.Требования к уровню подготовки обучающихся

 К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):

называть (приводить примеры):

признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа жизни;

права гражданина и ребёнка в России;

основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

год и век, арабские и римские цифры;

искусственные тела (изделия) и тела природы;

полезные и вредные привычки;

эмоциональные  состояния  и  чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»

объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».
«государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической карт; выполнять задания  на контурной карте,  представленные в рабочей тетради.

7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Для контроля за освоением  программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.

Тестовые работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения.

Контрольные  работы проводятся за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В  содержание  контрольных работ входят задания, знакомые детям по текстам учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Поскольку это окружающий мир, проводятся и практические работы, составляются памятки.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

Практическая работа

-

2

-

-

2

Проверочная работа

1

1

1

1

4

8.Критерии и нормы оценки

 результатов освоения программы обучающимися

Для контроля и оценки знаний и умений по окружающему миру используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а так же самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

   Фронтальный опрос проводится как беседа – полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают конкретные обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставлять факты, выбрать альтернативу, сравнивать, проанализировать, найти причину явления.

   Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить индивидуального формы опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.

    При оценке рассказа – описания учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценке заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять дословно, а высказывать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем

   Рассказ – рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм. Это вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения.

Характеристика цифровой оценки

«5» -отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более одного недочета, логичность и полнота изложения;

«4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса. Наличие 2-3 ошибок или 4 -6 недочетов по текущему материалу ( не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу. Незначительные нарушения логики изложения материала. Использование нерациональных приемов решения учебной задачи. Отдельные неточности в изложении материала.

«3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований. Не более 4-6 ошибок по текущему материалу. Отдельные нарушения логики изложения материала. Неполнота раскрытия вопроса.

«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Наличие более 6 ошибок по текущему   материалу. Более 5 ошибок по  пройденному материалу. Нарушение логики, неполнота, нераскрытость  обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по окружающему миру.

    Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Оценка "5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Ошибки:

Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной.

Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной.

Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления.

Ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Незнание фактического материала, неумение провести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение.

Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом.

Ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату.

Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Монотонность чтения, отсутствие средства выразительности.

Недочеты:

Преобладание при описании объекта несущественных его признаков.

Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей.

Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату.

Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

Неточности при нахождении объекта на карте.

9.Список литературы

1.– Виноградова, Н. Ф.. Окружающий мир : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. : Вентана-Граф, 2013.

2.– Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: : 4 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. : Вентана-Граф, 2013.

Методическая литература

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. - – М. : Вентана-Граф, 2010

2.Поурочные планы по учебнику .– Виноградова, Н. Ф.. Окружающий мир : 4 класс Волгоград – «Учитель» 2012

10. Лист внесения изменений

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...