Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Тищенко Светлана Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 1 класс, 2 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

        Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Окружающий  мир».

        Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

/ Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века» - М.: Вентана-Граф, 2010./

       Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить отношение часов на их изучение.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:

  • человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя; это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье»;
  • человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и  охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».
  • человек и общество: чем богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семью как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна»

     Основная цель предмета:  формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»,  воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.


   
Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу, к своей Родине,
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
  • развитие интереса к познанию самого себя (осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни) и познанию  окружающего мира,
  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

         При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.


Объем программы:

 На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  66  ч. ( 33 учебные  недели  по  2  часа  в  неделю)

Учебно-методический комплект:

1.Учебник:

Н.Ф.  Виноградова   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  Вентана – Граф,  2009.

2. Рабочие  тетради:

Н.Ф.  Виноградова  Учимся  думать  и  фантазировать  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений  -  М. :  Вентана – Граф,  2010.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

       (тест)

1-4

Ты-первоклассник

5

1 экскурсия

5-7

12-15

26-29

33-34

38-40

45-47

51,

55-57

59-62

Родная природа

27

4 экскурсии

20-25

52-54

63-64

Ты и здоровье

7

18-19

Мы и вещи

6

35-37

49-50

Твои друзья – взрослые и дети

5

8-11

16-17

30-32

41-44

48, 58

Родная страна

13

1 экскурсия

65-66

Повторение

3

Итого:

66

6

1

Содержание программы

Ты – первоклассник (5 ч)

        Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа.

        Домашний адрес. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.

        Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено», и др. Светофор.

        ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

        Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твои друзья  (5 ч)

        Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям: радоваться успехам, справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою.

Ты и здоровье (7 ч)

        Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.

        Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Мы и вещи (6 ч)

        Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

        ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (27 ч)

        Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).

        Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

        Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

        ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Родная страна (13 ч)

        Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

        Название города, в котором мы живем. Главная улица (площадь).памятные места нашего города. Труд людей родного города, профессии (например, строитель, врач и др.). машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

        Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

        Народное творчество: питание, танцы, сказки, игрушки.

        Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом.

        Практические работы. Уход ха комнатными растениями.

Резервные уроки – 3 часа

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

  • свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
  • основные условия благополучной жизни растений и животных;
  • профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  • основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):

  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  • основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
  • различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  • времена года;
  • животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • выполнять режим своего дня;
  • определять время по часам с точностью до часа;
  • подготавливать свое учебное место к работе;
  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  • выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения;
  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
  1. Перечень обязательных лабораторных, практических,
  2. контрольных и других видов работ
  3. 1 класс

Экскурсии:

Знакомство со школой.

Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами?

Практические работы:

Знакомство с комнатными растениями.

Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

Распознавание листьев различных деревьев.

Сравнительное исследование сосны и ели.

Что общего у разных растений?

Изучение свойств снега и льда.

Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.

Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Простейшие правила гигиены.

  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

            Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

             Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Список литературы:

для учащихся:  -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010 Рабочая тетрадь «Окружающий мир»

                          -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2009 Учебник «Окружающий мир»

               для учителя:  -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010   Сборник программ «Начальная школа XXI»

                          -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010 Рабочая тетрадь «Окружающий мир»

                          -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2009 Учебник «Окружающий мир»

                          -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010 «Окружающий мир» Методика обучения

                           

 

 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Основное содержание

Методы и приемы

Кол-во

часов

Дата

Дата корр.

                         Тема "Нас окружает удивительный мир" (урок № 1)                                                                 I полугодие

                                                                            Ты - первоклассник  (4  ч)

 

1

Вводный урок. Нас окружает удивительный мир (4-5)

Что такое окружающий мир.

Как можно объединить разные

предметы и объекты

окружающего мира

Речевая разминка. Закончи предложе-ние.  Работа с иллюстративным  материалом и беседа "Что нас окружает" (фото природных  явлений, знаменитых

архитектурных соо-ружений (шедевров мировой архитекту-ры), портретов вели-ких людей).Задания на классифика-цию"Объединим предметы в группы",   дидактическая   игра  "Назовем   объекты природы".Выполне-ние   заданий в рабочей тетради.

1

Тема "Знакомимся друг с другом и со школой" ( уроки № 2-4)

2

Давай познакомимся

(6-7)

Знакомимся с  одноклассниками,

рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю  (любит) заниматься, чем  особенно интере-суюсь  (интересует-ся). Развитие речи:  составление опи-сательного   расска-за по картинкам.

Речевая разминка. "Назови, кто (что) где находится". Рисование"Варежки"

Рассказывание "Расскажу вам о

себе". Работа с иллюстративным

материалом: "Придумаем детям

имена", "Кто чем занимается".

Логическое упраж-нение на сравнение: "Сравним портреты

двух девочек".

1

3

Мы – школьники. Экскурсия по школе (8-11)

Какие помещения есть в

нашей школе? Для чего они

предназначаются?

Речевая разминка .

Игра: "Кто быстрее назовет школьные помещения". Рассказывание:«По-знакомимся: расска-жу вам о себе» Работа с текстом стихотворения "Первоклассник"(учебник, с. 12). Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в сто-ловой, в раздевалке. Работа с текстом стихотворения "Первый урок" (учебник, с.13).

1

4

Правила поведения в школе (12-14)

Первоклассник должен знать

и выполнять правила

поведения в школе.

1

Родная природа (3 ч)

Тема "Родная природа. Сентябрь" (уроки № 5-7)

5

Сентябрь – первый месяц осени (15-17)

Изменения, кото-рые  происходят осенью в период  золотой осени: лис-топад, состояние неба, погода,цвете-ние растений в осенних цветниках.

Развитие умения наблюдать: заме-чать изменения в  природе, опреде-лять причину  и следствие отдель-ного  явления, отве-чать на вопросы  по теме наблюдения.

Рассматривание различных  деревьев (цвета листьев, их  формы), сравнение внешнего вида разных деревьев. Работа с иллюстра-тивным материалом:

сравнение наблюде-ний с пейзажами осеннего леса на фо-то и репродукциях.

Наблюдения за пти-цами.  Рассматрива-ние паутинок и поле-тов лесных паучков.

Речевая разминка: деревья и кустарни-ки.

Речевая разминка: дидактическая игра   "Что нам осень пода-рила" (с использова-нием натуральных объектов).

Работа с таблицами и текстом учебника

 (с. 18 – 22).

Ролевая игра: "Узнай по описанию".

Выполнение заданий в рабочей  тетради.

1

6

Что нам осень подарила

(18-20)

Сад, огород, цвет-ник осенью.

Особенности внеш-него вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусо-вые  качества, спо-соб  употребления в пищу, польза.

Развитие описа-тельной речи, уме-ния составлять опи-ательный рассказ. Формирование уме-ния  работать с таблицей.

1

7

Грибная пора

(21-22)

Богат осенний лес: грибы, орехи, яго-ды рябины, кали-ны, брусники.

Формирование умения сравнивать и различать грибы,  плоды разных рас-тений.

Формирование умения  работать с таблицей.

Формирование умения классифи-цировать объекты по  разным призна-кам.

Речевая разминка: см. рабочую тетрадь. Упражнения: сравне-ние и описание внешнего вида грибов (подосино-вик, лисички, белый, опята) и плодов раз-ных  кустарников и деревьев (орехи,  ря-бина, брусника, ка-лина).

Работа с таблицей и текстом учебника: календарь сбора  грибов.

1

Родная страна (2 ч)

Тема "Семья" (уроки № 8-9)

8

Семья (23)

О маме и бабушке поговорим … (24-25)

Что такое семья? Моя семья:  ее члены, их труд, семейные обязан-ности. Как мы понимаем слова «Семья  крепка ладом»?

Речевая разминка "Придумай, как кого зовут". Рассказывание"Семья Миши" (по рисун-кам) и"Моя семья".

Обсуждение крыла-того выражения "Семья крепка ла-дом". Работа с тек-стами стихотворений "Простое слово"

И.Мазнина и "Ба-бушка" Е.Трутневой (учебник, с. 24 –25).

Речевая разминка "Придумаем имена". Дидактическая игра "Узнай сказку по ил-люстрации".Ролевая игра (на выбранную детьми тему).Расска-зывание "Люблю ли я кукольный театр?"

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

1

9

Любимые занятия (26-28)

Воскресный день (29-30)

Чем любят заниматься члены

семьи в свободное время?

Театр, музеи, концерты,

загородные поездки –

любимый досуг многих семей.

Чтение книг и рассказывание

любимых сказок – часть

досуга.

Хозяйственный труд в семье.

1

Мы и вещи

       (2 ч)

Тема "Труд людей" (уроки № 10 – 11)

10

Как из зерна получилась булка (31-32)

Народная мудрость гласит: "Худ обед, когда хлеба нет".

Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий.

Речевая разминка "Хлебобулочные изделия".Обсужде-ние поговорки "Худ обед, когда хлеба нет". Описание натуральных объек-тов. Дидактическая игра с иллюстратив- ным материалом. Выполнение заданий в рабочей  тетради.

Речевая разминка "Кто больше назовет домашних живот-ных?" Решение про-блемной ситуации "Кого называют до-машним животным?" (работа с иллюстра-тивным материа-лом). Выполнение заданий в рабочей тетради. Словесная дидактическая игра "Угадай, кто я?"

1

11

Человек и домашние животные (33-34)

Домашние и дикие животные:

различия. Профессии людей,

ухаживающих за животными.

Как заботиться о домашних

животных.

1

Родная природа (3 ч)

Тема "Середина осени"(уроки № 12 – 14)

12

Октябрь уж наступил. Экскурсия в природу (35-39)

Лес (парк) изменился. Листопад почти закончился.  Небо непривет-ливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме

водоплавающих) уже улетели  в теплые страны. Животные укры-лись в своих зимних  жилищах.

 

Экскурсия в парк (лес). Наблюдения: какие изменения произошли в парке (лесу); закончился ли листопад, какого

цвета небо, каких птиц можно встре- тить в парке (лесу). Какие из них перелетные, какие – оседлые. Поиск зимних убежищ животных: насеко-мых, белок, ежей.

1

13

Птицы осенью (35-39)

В октябре улетают дрозды, скворцы, трясогузки. На водоемах еще мож-но  встретить лебедей, гусей, уток.

Речевая разминка (по  наблюдению): "Опиши птицу  так, чтобы ее можно было  узнать".Реше-ние проблемной за-дачи. Работа с иллю-стративным мате-риалом и текстом учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради

1

14

Явления природы (40-43)

Все, что происходит вокруг  нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) - явления природы. Они зависят от вре-мени года, погоды,

особенностей той или иной

местности.

Речевая разминка "Спрашивай отвечай". Работа с иллюстративным материалом  учеб-ника – выделение

характерных осо-бенностей  разных явлений природы.

Дифференцированная работа.

1

Ты  - первоклассник (2 ч)

Тема "Наша Родина. Родной край"(уроки №15 — 16)

15

Где ты живешь? Что такое дорога (44-45)

Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движе-ния…

Речевая разминка "Где ты живешь?"

Работа с иллюстративным материалом учебника. Игра "Имя улицы" (игра с

пиктограммами). Выполнение заданий,

помещенных в учебнике и  рабочей тетради.

1

16

Правила поведения на дорогах (46-49)

Мы должны обязательно знать знаки ДД: "Движе-ние пешеходов за-прещено","Пешеходный переход","Ве-лосипедная дорож-ка" и др.

Чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выпол-нять правила пове-дения на улицах, перекрестках,

дорогах.

Речевая разминка "Спрашивай –

отвечай".

Моделирование "Улица города"

Игра с пазлами "Знаки  дорожного движения".

Игра «Мой адрес»

1

Тема "Труд людей"(уроки №17 -18)

Мы и вещи (2 ч)

17

Ты и вещи (50-53)

Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по задан-ному признаку.

Правила отноше-ния к вещам и ок-ружающим предме-там.

Понятия-антонимы: аккуратный-неаккуратный, бережливый-расточительный (небережливый).

Речевая разминка: "Спрашивай – отвечай".Игра на классификацию "К чему относятся эти предметы?"

Беседа по стихотворению «Федорино горе» и работа с текстами учебника.

Дидактическая игра «Я - аккуратный».

1

18

Кто работает ночью (54-55)

Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества.

Речевая разминка "Кто что делает"

Ролевая игра «Я работаю ночью»

1

Тема "Органы чувств человека"(уроки №19 -22)

Ты и здоровье (2 ч)

19

Что такое здоровье (56)

Твои помощники – органы чувств (57-58)

Что такое здоровье. Хорошее состоя-ние органов чувств – показатель здо-ровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств.

Правила охраны зрения, слуха, вкуса.

Речевая разминка "Назови  предмет определенного  цве-та". Рассказ учителя с использованием

иллюстративного материала «Что такое здоровье».

Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по

форме и цвету».

Упражнения: демон-страция правильной позы при чтении,

просмотре телевизо-ра, приеме пищи.

1

20

Правила гигиены (59-60)

Зачем нужны правила  гигиены. Почему человек  должен их соблю-дать. Уточнение понятий: аккурат-ный – неаккурат-ный, чистоплотный - нечистоплотный (чистюля грязну-ля).

Речевая разминка "Назовем

предметы гигиены"

Работа с текстами и заданиями

учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

1

Ты и здоровье (2 ч)

21

О режиме дня (61)

О времени и часах (62)

Что такое режим дня и зачем  он нужен. Умение определять время по часам как усло-вие  правильной организации  труда и отдыха. Понятия:  организованный –

неорганизованный.

Речевая разминка "Мой режим  дня"

Упражнения с часа-ми:«Определи время на часах»,«Закончи предложение».

Дидактическая игра «Угадай,  что за часы?»

1

22

Урок в спортивном зале (63-65)

Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила

закаливания

Игры-соревнования на ловкость

и быстроту.

1

Тема "Родная природа. Ноябрь"(уроки № 23 -26)

Родная природа (4 ч)

23

Ноябрь – зиме родной брат

(66-67)

Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: приз-наки ненастной погоды,завершение листопада, исчезно-вение насекомых, мелких зверьков.

Речевая разминка: "Закончи (допиши) предложение".

1

24

Дикие животные (68)

Жизнь диких  жи-вотных поздней осенью. Различение животных по внеш-ним  характеристи-кам. Названия жи-вотных и их дете-нышей.

Речевая разминка: «Дети и их детены-ши»Дидактическая игра «О ком расска-зали?»Минутка любознательных: «О чем я хочу узнать?»

1

25

Звери – млекопитающие (69-71)

Звери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей -млекопитающих: кормление моло-ком  детенышей. Различные предста-вители этого клас-са: медведь, заяц,

лиса, летучая мышь, дельфин,кит и др. Классификация: домашние – дикие животные»

Речевая разминка: «Опиши животное» (с. 74).

Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Классификация «Домашние и дикие животные»

1

26

Что мы знаем о птицах (72-76)

Классификация птиц по признаку «перелетные – зи-мующие», отличи-тельные особен-ности этих птиц.

Установление зависимостей насту пающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц:

отсутствие пищи, холода.

Речевая разминка: «Зимующие и перелетные птицы» Ролевая игра «Расскажу вам о себе». Работа с днев- ником наблюдений.

Обсуждение рассказа «Воробьи» (учебник, с. 74).

1

Тема "Родной край"(уроки № 27 – 29)

Родная страна (3 ч)

27

Родной край

(77-79)

Характерные осо-бенности разных населенных пун-ктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть на-шей страны России.

Речевая разминка. "Закончи предло-жение" Творческий рассказ по образцу

«Где ты живешь».

Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина»

1

28

Дом, в котором ты живешь (80-83)

Описание зданий разных функцио-нальных значений: учреждение, жи-лой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске.

Речевая разминка. "А что у вас?"

Работа с иллюстративным материалом учебника. Беседа «О чем рассказывают

вывески?»

1

29

Зачем люди трудятся? (84-86)

Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описа-тельного рассказа.

Экскурсия в школь-ную библиотеку

Речевая разминка "Спрашивай-отве-чай" Чтение и анализ рассказа «Для чего руки нужны?» Е.Пермяка

Рассказ детей «Как я тружусь дома?»

1

Тема "Родная природа. Декабрь"(уроки № 30 -31)

Родная природа (2 ч)

30

В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в природу (87)

Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания.

Экскурсия в парк

1

31

Какая бывает вода? (88-89)

Вода – вещество. Свойства  воды: текучесть, прозрач-ность,бесцветность. Вода –раствори-тель; различные состояния воды.

Понятия: тело, вещество.

Речевая разминка: игра "Да -нет".

Опыты с водой: определение свойств воды как вещества.

Работа с учебником и рабочей тетрадью

1

Ты –первоклас-сник  

          (3 ч)

Тема "Мы и другие люди"(уроки №32 – 34)

32

О дружбе (90-91)

Кого называют друзьями.

Правила дружбы

Речевая разминка: "Расскажи о своем друге"Беседа с использованием литературного материала.

1

33

Идем в гости (92)

Правила поведения в гостях.

Как выбирать подарок.

Развитие письменной речи: письмо другу.

Речевая разминка: "Идем в гости"

Обсуждение вообра-жаемой ситуации «Подарок».Упражнение «Письмо

заболевшему другу»

1

34

С Новым годом (93)

Развитие речевого творчества.

Речевая разминка: "Сказка о старых вещах".Обсуждение сценария классного

праздника на Новый год

1

                       Тема "Родная природа. Январь" (уроки № 35 – 37)                                                    II полугодие

Родная природа (3 ч)

35

Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в природу (94-96)

Изменения в при-роде в январе. Оп-ределение деревьев по силуэту.Уточне-ние понятий: лис-твенные, хвойные деревья (по резуль-атам наблюдений).

Экскурсия в парк или урок в классе

Речевая разминка: "В январе, в янва-ре…" Наблюдение из окна  Работа с иллюстративным материалом

1

36

Хвойные деревья (97-98)

Хвойные деревья: особенности, отли-чия от лиственных. Ель, сосна,кедр и др. – вечнозеленые деревья.Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (си-бирская  листвен-ница).

Речевая разминка: "Объясни, почему так говорят"

Практическая работа с гербарием.

Работа с текстами учебника

1

37

Жизнь птиц (99-102)

Птицы в зимнем лесу: названия, осо-бенности внешнего вида, голосов.

Зависимость питания птицы от строения  клюва.

Речевая разминка: "Кто чем питается"

Беседа с иллюстра-тивным материалом «Что умеет делать клюв?»Работа с руб-рикой«Соображал-ки»

1

Тема "Родная страна" (уроки № 38 – 41)

Родная страна (4 ч)

38

Наша страна – Россия (103-107)

Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ.

Символика России: гимн, флаг, герб.

Речевая разминка: "Составим рассказ о нашей Родине" Рассказ учителя о гимне России. Знакомство со столицей России (с использованием иллюстративного материала).

1

39

Богата природа России (108-114)

Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентиров-ка по карте: значение цвета, оп- ределение по сим-волам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.

Речевая разминка: "Что такое природа" Путешествие по карте России.

Рассказ учителя о лесах России.

Беседа «Цветы России»

1

40

Мы – россияне (115-118)

Россия – страна многонациональ-ная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи.

Речевая разминка: "Спрашивай –

отвечай"

Ролевая игра «Магазин "Российский

сувенир"»

1

41

Народная сказка (119)

Прикладное искусство  народов России:  сравнение, различия,

общие черты.

Речевая разминка: "Опиши  игрушку", "Узнай сказку".  Выполнение задания «Сравним  народные сказки».

1

Тема "Родная природа. Февраль" (уроки № 42 - 45)

Родная природа (4 ч)

42

Февраль – месяц метелей и вьюг (120-121)

Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега  много, стоят моро-зы.Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь.

Речевая разминка "Назови по порядку"

Ролевая игра «Лесные картинки»

1

43

Звери. Млекопитающие (122-125)

Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависи-мости от условий жизни. Среди зве-рей есть насекомо-ядные, раститель-ноядные, хищные и всеядные.

Речевая разминка: "Сочиним рассказ"

Беседа с иллюстративным материалом «Как звери живут»

1

44

45

Наш уголок природы (126-132)

Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно жи-вет в естественных условиях, чем пита-ется, кто его враги. Уголок природы – место обитания комнатных  расте-ний. Можно вырас-тить растение из черенка, листа, семени, луковицы.

Речевая разминка: "Угадай-ка"

Наблюдения за обитателями живого уголка

Работа с учебником

Речевая разминка: "Узнай растение".

Практическая работа: «Как вырастить растение»

1

1

Родная страна (3ч)

Тема "Родная страна" (уроки № 46 - 48)

46

Мы – граждане России (133-138)

Граждане России имеют права и обя-занности. Почему человек должен вы-полнять  свои обя-занности

Речевая разминка: "Спрашивай -

отвечай". Рассказ учителя о правах

гражданина России.

Обсуждение стихот-ворения С. Маршака «Кот и лодыри» (с. 136 -137 учебника).

Речевая разминка. "Разговор по теле-фону"  Обсуждение воображаемых

ситуаций

1

47

О правилах поведения (139-141)

Развитие диалоги-ческой речи: куль-тура разговора по телефону. Правила дружбы(повторе-ние). Как разре-шать  споры и ссоры

1

48

8 Марта – праздник всех женщин (142-144)

Как можно встретить праздник

8 марта в семье, как проявить

внимание к родным и близким.

Речевая разминка. "Поздравляем с

праздником"

Практическая работа: приготовле-ние салата из фрук-тов

1

Тема "Родная природа. Март" (уроки № 49 – 50)

Родная природа (2 ч)

49

Март- капельник (145-148)

Изменения в жизни природы ранней весной. Характе-ристика марта: народное название месяца - «капель-ник»; появление проталин, таяние

снега, птичьи «разговоры».

Речевая разминка: "Закончи предложе-ние". Наблюдения за весенними измене-ниями в природе. Чтение рассказа Ю. Дмитриева "Пушистый незнако-мец".

1

50

Птичьи

разговоры (149-150)

Жизнь птиц вес-ной: прилет,гнездо-вание, птичьи «разговоры».

Правила  отноше-ния к птичьи гнездам

Речевая разминка: "Узнай птицу

по описанию"

Обсуждение текста «Птичьи разгово-ры» ( учебник, с. 147 –148).

Практическая работа: "Жаворонки" (учебник, с. 149 - 150)

1

Тема"Твое здоровье" (уроки № 51 - 53)

Ты и здоровье (3 ч)

51

Здоровая пища (151-152)

Какая пища полезна. Как правильно питаться.

Речевая разминка. "Спрашивай– отве-чай"Анализ вообра-жаемых ситуаций

«Кто правильно пи-тается».Коллектив-ная изобразительная

деятельность – подготовка плаката: «Будем питаться  правильно!»

1

52

Если хочешь быть здоров, закаляйся (153-154)

Для того, чтобы быть  здоровым, нужно правильно  организовывать свой день, много времени прово-дить на свежем воздухе, закалять-ся. Занятие спор-том  тоже закаляет человека.

Речевая разминка ."Спрашивай

– отвечай" Беседа с иллюстративным

материалом «Как можно закаляться».

Дидактическая игра: « Какие виды спорта мы знаем?»

1

53

Какое бывает настроение (155)

От чего зависит настроение чело-века. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение

было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радост-но, весело, грустно, плакать хочется и др.

Речевая разминка: "Закончи предложе-ние".Работа с иллюстративным материалом учебни-ка.

Упражнение "Раскрась шарики".

1

Тема "Родная природа. Апрель" (уроки № 54 - 55)

Родная природа

(2 ч)

54

Апрель – водолей (156-158)

Сезонные изменения в разгар весны: что проис-ходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава.

Речевая разминка: "Сочиним

потешку"

1

55

Жизнь насекомых (158-161)

Календарь появле-ния насекомых пос-ле зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообра-зие. Развитие речи:

Описание насеко-мых.

Речевая разминка "Кто знает больше насекомых"

Наблюдение разви-тия личинки комара

Работа с текстом учебника «Лесные картинки» (с. 158 – 159)

1

Тема "Труд людей" (уроки № 56 - 58)

Мы и  вещи (2 ч)

56

Весенние работы (162-164)

Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начина-ются весенние ра-боты: убирают прошлогоднюю листву, белят де-ревья, сажают ово-щи, разбивают цветники.

Сравнение: выде-ление сходства  и различия разных видов транспорта – воздушный, вод-ный, наземный;пас-сажирский, лич-ный; электричес-кий и работающий на бензине (кероси-не); грузовой, легковой.

Речевая разминка: "Будем трудиться".

Практическая работа «Огород на

окне»; «Цветник нашего  класса».

1

57

Кто работает на транспорте (165-167)

Речевая разминка: "Спрашивай

– отвечай".

Создание плаката «Транспорт».

Работа с учебником.

1

Род.страна (1 ч)

58

День космонавтики (168-169)

Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый  спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт.

Речевая разминка "Расскажу вам

о космонавтах"  Беседа «Как все начиналось»

Работа с учебником и рабочей тетрадью.

1

Тема "Родная природа. Май" (уроки № 59 - 63)

Родная природа

(4 ч)

59

Май весну завершает, лето начинает. Экскурсия в природу (170-172)

«Май весну завер-шает, лето начина-ет» – говорят в на-роде. Изменения в природе в конце весны - начале ле-та: состояние деревьев, цветение разных  растений (фруктовых деревь-ев, кустарников и трав). Лесные картинки.

Экскурсии в парк

Речевая разминка: "Вспомним

месяцы года и сравним их"

Беседа с иллюстративным материалом «Повсюду цветущие сады»

1

60

Жизнь земноводных весной

(173-174)

Лягушки и жабы – земноводные: об-щие черты и раз-личие. Жизнь зем-новодных весной. Развитие лягушки.  Понятия: земновод-ные, головастики, развитие.

Обобщение полу-ченных  представ-лений: любое жи-вотное  живет (су-ществует) – дышит,

питается, передви-гается, спит, строит жилище, дает потомство.

Природа – среда обитания всех жи-вых существ на Земле, ее нужно беречь. Красная книга  России.

Речевая разминка: "Объясним

свой ответ"

Сравнение лягушки и жабы.

Рассматривание и обсуждение

схемы «Развитие лягушки».

1

61

Животное – живое существо

(175-180)

Речевая разминка: "Закончим

предложение"

Работа с иллюстративным

материалом. Составление

плаката «Что умеют животные».

1

62

Скоро лето (181)

Речевая разминка. Игра  "Животные, полезные для чело-века" Работа с ил- люстративным мате- риалом. Сочинение рассказа «Как семья

лесника спасла оле-ненка»

Речевая разминка: "Почему ты любишь (не любишь) лето?

1

Ты-перв

63

Ты – пешеход (182-184)

1

Резервные уроки

64

Повторение изученного

1

65

Урок-экзамен (185)

1

66

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...