Проект "Путешествие в сказку"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Столярова Мария Юрьевна

Учитывая психофизические особенности школьников младшего возраста, я постаралась разработать программу для работы на уроках, используя нетрадиционный метод в обучении воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, «Сказкотерапия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_skazku.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)  школа

Проект

«Путешествие в сказку».

Автор проекта: Столярова М.Ю

 учитель начальных классов

2016-2017 учебный год

Выкса

Учитывая психофизические особенности школьников младшего возраста, я постаралась разработать программу для работы на уроках, используя нетрадиционный метод в обучении воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, «Сказкотерапия».

 Проект «Путешествие в сказку» , состоит из трех этапов. Каждый этап  включает в себя  разнообразные формы и методы работы: метод экспертной оценки, игры- драматизации, коррекционно-развивающие упражнения, упражнения направленные на релаксацию, определение эффективности в работе с применением «сказкотерапии».

Занятия по «сказкотерапии» формируют учебную мотивацию, тем самым способствуют развитию речи, эмоционально-волевой сферы, а также активизируют мыслительные процессы. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия с использованием арт-терапевтических средств, помогут ему не потерять способность к  активному развитию.

Актуальность проекта

В последнее время количество детей младшего школьного возраста  с речевым недоразвитием продолжает увеличиваться, а недоразвитие речевой сферы затрудняет полноценное формирование мышления младших школьников.

Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Но для многих умственно отсталых в младшем школьном  возрасте игровая деятельность продолжает оставаться ведущей. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития. Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом познавательная активность, пространственные и временные представления, что затрудняет овладение ими частью учебных предметов.

В исследованиях учёных отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования. Сохраняемые в памяти представления детей с нарушением интеллекта значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников. Наиболее страдают процессы мышления, отмечается недоразвитие умения обобщать, сравнивать, классифицировать. Школьники с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении логической последовательности событий.  У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

Растущая личность, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, в большей степени нуждается в помощи и психолого-педагогической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность и взаимодействие субъектов. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки мы рассматриваем сказкотерапию, как одну из составляющих арт-терапии.

Цель: разработка проекта по коррекции познавательной деятельности и э-в сферы у школьников младшего возраста с особенностями в развитии.

Задачи: 

-развитие активизации мыслительных процессов

-оптимизация эмоционального фона

-развитие коммуникативных навыков

Существуют разные подходы в арт-терапии при работе с детьми младшего школьного возраста. Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. Сказка для ребенка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями в доступной для понимания ребенка форме. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии формируют учебную мотивацию (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят родителей почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь хочется восстановить пережитые эмоции и ощущения.

Развитие мышления у младших школьников является одной из предпосылок к осуществлению успешной учебной деятельности детей. Недоразвитие процессов мышления и отставание в развитии познавательных способностей детей представляет собой одну из наиболее важных, но недостаточно разработанных проблем в психологии. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия с использованием арт-терапевтических средств, помогут ему не потерять способность к  активному развитию.

Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий. И самое главное, занятия по этой методике можно построить на принципе мультисенсорности, т. е. вести работу со всеми органами чувств. И это очень важный фактор при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У каждого ребёнка свой ведущий канал восприятия информации – зрительный, слуховой или тактильный, поэтому он воспринимает мир с позиции своей ведущей модальности. Ребёнок с ведущим зрительным анализатором ориентируется в основном на то, что видит и может вас «не услышать», это касается и слабослышащих детей, а ребёнку с ведущим слуховым каналом восприятия необходимо всю зрительную информацию озвучивать. Ребёнок с ведущими тактильными ощущениями или ребёнок с ограничением по зрению хочет до всего дотронуться. Поэтому занятие нужно разработать так, чтобы шла мультисенсорная работа – слуховая информация подкреплялась зрительной и тактильной и наоборот. Все свои ощущения и образы дети не только оговаривают и озвучивают, но и рисуют их, лепят, делают пантомиму ощущений, поют и т.д. Если говорим с детьми о чувствах, которые присутствуют в сказках, то можно «попробовать» их на вкус, запах, а также определить его цвет, звук и т. д. В восприятии детей доброта становится мягкой, сладкой, розовой, с запахом вкусного торта, а грубость – твёрдой, горькой и чёрной и т. п.

Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего или потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном. 

        Эффективным методом в реализации проекта явились игры-драматизации с элементами сказкотерапии. Для проведения игр-занятий подобраны различные произведения, но чаще использовались рассказы и сказки о животных, их взаимоотношениях, о месте их обитания, о характерных особенностях. Это обусловлено тем, что детям легче соотносить их со своим жизненным опытом. Содержание игр-занятий построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Сюжет сказки помогает детям расслабляться: учит навыкам правильного дыхания, умению выражать свои чувства вербально и невербально, преодолевать барьеры общения; развивает речь детей; расширяет коммуникативные навыки и эмоциональную сферу. Дети достаточно быстро привыкают к перемещению во время игр-занятий, к смене места действия и смены позы, не отвлекались, не мешали друг другу. Приобретенные навыки поведения они закрепляли в дальнейшем самостоятельно дома.

        Каждое занятие начиналось и оканчивалось определенным ритуалом. Дети с удовольствием выполняли в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию: передачу по кругу «волшебного» огонька свечи, «волшебного» клубочка, цветка или звездочки с добрыми пожеланиями друг другу. Заканчивалось каждое занятие релаксационной паузой, что позволяло усвоить полученную информацию, снять возбуждение от активной деятельности. Соблюдение этих ритуалов доставляло радость детям, облегчало их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.

Таким образом, мной создан проект "Путешествие в сказку" - это активизация познавательных процессов детей младшего школьного возраста. Я поставила перед собой задачу создать такой проект, который, с одной стороны, помогал детям с особенностями в развитии научиться общаться и взаимодействовать друг с другом; с другой - обеспечивал развитие основных движений, пространственной ориентации, моторики, расширение словарного запаса и увеличение объема общей осведомленности детей; развивал и активизировал мыслительные процессы. Четкая структура занятий и постепенное усложнение заданий, не меняющихся по сути, позволил подобрать уровень заданий, максимально соответствующий зоне ближайшего развития детей, и отслеживать результативность коррекционно-развивающей работы.

        В основу проекта легли сказки В.Г. Сутеева. Веселые и одновременно простые для понимания и усвоения детьми сказки стали основой для создания системы коррекционно-развивающих занятий "Путешествие в сказку". Логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, повторы сюжетных ходов, небольшое количество героев стали главными критериями при выборе сказок для "Путешествия в сказку". Каждый шаг в сказке можно проиграть, всех героев изобразить; каждому действию соответствует картинка, что дает наглядность, так необходимую для детей. В сказках В.Г. Сутеева нет агрессии, которая может ранить детей со слабой нервной системой, и скрытого, непонятного для детей смысла.

Материально-техническое обеспечение мультимедиа, наглядные пособия, информационные ресурсы.

В ходе реализации проекта «Путешествие в сказку», нашими партнерами были:

Благотворительный фонд ОМК-Участие, соц.защита, общественная организация родителей детей-инвалидов « Созвездие».

Участники проекта

Целевая аудитория определяется не только хронологическим возрастом детей (7-11лет), а также учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, необходимостью оказания психолого-педагогической помощи ребенку с момента выявления речевых и интеллектуальных проблем - в этом заключается принципиальная новизна подхода к работе с детьми, не ограничивающаяся только рамками специального образования.

Этапы реализации проекта

 Проект включает в себя 3 этапа:

 Этап №1 Подготовительный:

- Диагностирование детей;

-Изучение методической литературы

-подбор художественной литературы для детей;

-Разработка методического материала к проекту Октябрь –ноябрь 2016 год

Этап №2 Практический:

познавательный, игровой, творческий Ноябрь- апрель2016 – 2017 год

Этап №3 Завершающий:

Контрольно-оценочный Апрель – май 2017 год

План работы над проектом.

Мероприятия Сроки

Работа с детьми.

 Программа проекта включает в себя 9 блоков - 9 сказок В.Г. Сутеева. Работа с каждой сказкой включает в себя три этапа.

        1. Чтение.

        2. Игры.

        Игровые задания состоят из нескольких частей: фрагмент сказки, который поможет вспомнить сюжет, вопросы, касающиеся содержания, непосредственно развивающее игровое задание и подвижная игра. Все игровые задания представлены в порядке возрастания сложности и связаны с сюжетом сказки. Многие игровые задания повторяются, что связано с особенностями развития данной группы детей.

        3. Пересказ или разыгрывание сказки по ролям.

        После того как дети выполняли все игровые задания, им предлагалось самостоятельно пересказать или разыграть сказку. Для этого использовались иллюстрации, которые помогали детям вспомнить сюжет. Если им трудно было справиться с этим заданием, предлагалось смотреть на картинки и договаривать последние слова в предложении (например: три котенка - черный, серый и .... - увидели мышь и бросились за ней, мышь прыгнула в банку с... и т.д.). Дети с общим недоразвитием речи, неразвитой речевой функцией наоборот, в ходе рассказа педагога показывали последовательность картинок (например: педагог рассказывает сказку "Три котенка": Три котенка черный, серый и белый (ребенок  показывает первую карточку)  -  увидели мышь и бросились за ней (ребенок показывает вторую карточку) и т.д.

Представленная система коррекционно-развивающей работы учитывает особые образовательные потребности и специфику деятельности детей младшего школьного возраста. Использование разноуровневых комплексных заданий позволяет спланировать и организовать коррекционно-развивающую работу с учетом личных и типологических особенностей ребенка, обеспечить его индивидуальный образовательный маршрут.

При условии реализации данного проекта предполагается получение

следующих результатов:

1. Стабилизация эмоционального состояния детей.

2. Формирование у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств; проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

3. активизации познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

Оценка результатов:

Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики.

По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.

Реализация нашего проекта "Путешествие в сказку" с использованием арт-терапевтических методов является средством активизации познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

Обследование детей после реализации  проекта позволит определить эффективность реализации данного проекта положительную динамику в развитии мышления и других познавательных процессов детей.

Данная работа имеет практическую значимость и может быть использована логопедами, психологами и педагогами образовательных учреждений. Необходимость данного проекта обусловлена тем, что использование арт-терапевтических методов в педагогической работе  позволяет добиться положительных результатов в формировании мышления детей младшего школьного возраста.

       Сказкотерапия – это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который, благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение ребёнка к своему «Я».

«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас с тобой учит сказка? », соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций» (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева.)

                                            Список литературы

  1. .Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: Психотерапевтические истории для детей. Пер. с английского Г.А. Павлова. - М., 1996.
  2. .Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2010.
  3. .Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 2006.
  4. .Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2002.
  5. .Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2003.
  6. .Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2009. - 146с.
  7. .Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2002.
  8.  Сутеев В.Г. Сказки-М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...