Рабочая программа подготовки первоклассников
рабочая программа (1 класс) на тему

Джумагулова Гульнара Ягшыгелдиевна

Рабочая программа подготовки  первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_pervoklassnikov.docx65.8 КБ

Предварительный просмотр:

     

Описание: Описание: Описание: http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=449473036-71-72&n=16

Управление образования администрации

Озинского муниципального района Саратовской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа р.п. Озинки

Озинского района Саратовской области

ул.8-ое Марта, д.9, р.п. Озинки, Саратовская область,413620

Тел.: (884576) 4-15-78, e-mail: ozin-oosh@yandex.ru

ОКПО 51418924, ОГРН 1026400706650, ИНН/КПП 6423004423 

                         

                         

 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

МОУ « ООШ р. п. Озинки»

протокол № __ от 27.08.2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «ООШ р. п. Озинки»    

_____________ Л.В. Кузнецова.

 Приказ № __ от 30.08.2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

дошкольной подготовки будущих первоклассников

                                           

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)   подготовительный   1класс   

 (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов       18        

Учитель      Джумагулова Гульнара Ягшыгелдиевна

Программа разработана на основе  программы

 «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет)

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

                                                         
Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012) 

                                                                                     2015-2016 учебный год

       

                                                              Пояснительная записка 

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ. 

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. 

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. 

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. 

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. 

Программа «Дошколята» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. 

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. 



                                                     Общая характеристика программы 

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. 

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. 

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). 

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. 



                                                  Место занятий в учебном плане 

Программа «Дошколята» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика и конструирование», «Декоративное рисование и лепка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 6 недель. Общее количество занятий – 18. 



                                                            Ценностные ориентиры 

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. 

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: 

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; 

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; 

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. 



                                                Результаты освоения программы 

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. 
Метапредметные результаты. 
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. 

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. 
Программа предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД (см. Приложение 2). 

Предметные результаты. 
Ребенок научится: 


распознавать первый звук в словах; 
внимательно слушать литературные произведения; 
называть персонажей, основные события; 
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; 
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; 
составлять элементарный рассказ по серии картинок; 
обсуждать нравственные стороны поступков людей; 
участвовать в коллективных разговорах; 
использовать принятые нормы вежливого речевого общения; 
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; 

считать от 0 до 9 и в обратном направлении; 
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; 
ориентироваться в пространстве; 
ориентироваться в тетради в клетку; 
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; 
правильно использовать кисть при рисовании; 
выполнять элементарный орнамент в полосе; 
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.). 

Ребенок получит возможность научиться: 

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); 
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; 
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); 
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; 
присчитывать и отсчитывать по одному, по два; 
использовать основные правила построения линейного орнамента; 
различать изделия хохломского промысла, гжельского, дымковского, филимоновского,

каргопольского, полхов-майданского. 



                                                                Содержание программы 

 Обучение грамоте и развитие речи (6 ч). 

Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем. 



Математика и конструирование (6 ч). 

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 9.количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 9 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Конструирование. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Решение задач на комбинаторику и преобразование. 



Декоративное рисование и лепка (6 ч). 

Орнамент как вид украшения, как вид искусства. Орнамент в полосе. Способы рисования орнамента в полосе. Хохломской, гжельский, дымковский, филимоновский, каргопольский, полхов-майданский промысел. Основные цвета, элементы и изделия промыслов. Матрешка как игрушка и сувенир и как вид искусства. 

                                                       Тематическое планирование 

Обучение грамоте и развитие речи – 6 занятий, из них 1 занятие используется для диагностики. 

Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух. 
Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки. 
Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи. 
Разучивание и составление загадок. 
Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации. 
Театр. Разыгрывание сказок по ролям. 
Составление рассказов по опорным картинкам. 
Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему. 
Диагностические исследования по показателям: «Здоровье и двигательная активность (методика 1)», «Коммуникативные способности (методика 1-4)», «Способность к построению речевого высказывания (методика 1)», «Осведомленность в основных областях знаний (методика 3-4,6)». 



Математика и конструирование – 6 занятий, из них 1 занятие используется для диагностики. 

Сравнение предметов (сюжетных картинок). 
Классификация предметов. 
Расположение в пространстве и на плоскости. 
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. 
Логические задания на развитие внимания, воображения. 
Логические задания на развитие памяти и мышления. 
Диагностические исследования по показателям: «Сенсорные способности (методика 1-2)», «Интеллектуальные способности (методика 1-4)», «Осведомленность в основных областях знаний (методика 1-2)». 



Декоративное рисование и лепка – 6 занятий, из них 1 занятие используется для диагностики. 

Орнамент. 
Золотая хохлома. 
Гжель. 
Русская матрешка. 
Дымковская игрушка. Барыня. 
Каргопольская игрушка. Конь. 
Богородская игрушка. Мишка. 
Филимоновская игрушка. Чудо - птицы. 
Диагностические исследования по показателям: «Творческие способности (методика 1-4)», «Регуляторные способности (методика 1-3)», «Осведомленность в основных областях знаний (методика 5,7)». 



                         Критерии и нормы оценки результатов освоения программы 

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. 

Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы (см. Приложение 1). 

Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик (см. Приложение 2). 



                                                                     Литература 

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012. 

Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011. 

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 



Материально-техническое обеспечение учебного предмета 

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс); 

К – полный комплект (на каждого ученика класса); 

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников); 

П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся). 



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 
Печатные пособия 
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв. 
Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку: толковый словарь. 
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме). 
...

                                                                                                                                             Приложение

Диагностические методики

«Здоровье и двигательная активность» Методика 1

 Методика направлена на выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями. Материал Листы бумаги в линейку (для каждого ребенка). Карандаши.

 Инструкция к проведению

 Педагог. Возьмите в руки карандаши и посмотрите на лежащие перед вами листы бумаги. На них нарисованы полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведите прямые линии. Когда я скажу «Начали!», возьмите в руки карандаши и начните рисовать прямые линии, а когда я скажу «Стоп!» — закончите выполнять задание и отложите карандаши в сторону. Работайте быстро и внимательно. На выполнение задания отводится 1 минута. Оценка 3 балла — ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк). 2 балла — ребенок заполнил 6-9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк). 1 балл — ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк). Интерпретация

Оценка 3 балла свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, требование быстроты (ограничение времени)) и точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка данно- го возраста, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Оценка 2 балла свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения. Оценка 1 балл свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

«Общие способности ребенка Умственные способности. Сенсорные способности.» 

Методика 1

 Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах формы и их использовании). Материал Лист бумаги (для каждого ребенка) с изображением 3 геометрических фигур (треугольника, прямоугольника, овала) и различных предметов (шар, слива, книга, окно, елка, лодка). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотрите фигуры. Соедините линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож. Оценка 3 балла — ребенок правильно соединил все шесть предметов с геометрическими фигурами. 2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно). 1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, имеющие представление об эталонах формы и владеющие действием соотнесения эталонов с реальными предметами. Они могут различать форму окружающих предметов, как правило, знают названия геометрических форм. Оценку 2 балла получают дети, имеющие нечеткие представления об эталонах формы (не о всех эталонах) и недостаточно владеющие действием соотнесения эталонов с реальными предметами. Они иногда не различают предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), могут не знать некоторые названия. Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие действием соотнесения эталонов формы с реальными предметами. Такие дети не знают многих названий геометрических форм, не различают их в окружающем мире.

Методика 2

 Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах величины и их использовании). Материал Картинки (для каждого ребенка) с изображением пяти домов, различных по высоте и длине. Карандаши.

 Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите картинку. Поставьте крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставьте галочку рядом с тем домом, который длиннее всех. Оценка 3 балла — ребенок не сделал ни одной ошибки. 2 балла — ребенок допустил одну ошибку. 1 балл — ребенок сделал более одной ошибки.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые имеют четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий). Дети называют и различают эти параметры в окружающих предметах. Оценку 2 балла получают дети, которые имеют нечеткие представления о параметрах величины, недостаточно четко выделяют отдельные параметры (например, длину) и затрудняются при сравнении предметов по величине. Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие соотнесением параметров величины с реальными предметами. Величину они обозначают словами «большой — маленький»

«Интеллектуальные способности» 

Методика 1

 Методика направлена на выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой. Материал Картинки (для каждого ребенка), на которых изображены три схемы грузовых машин и постройка конкретной машины (из строительного материала), соответствующая одной из схем. Карандаши.

 Инструкция к проведению Педагог.

 Посмотрите на машину в верхней части листа и рисунки под ней. Отметьте крестиком ту машину, которая больше всего похожа на машину, изображенную в верхней части листа. Оценка 3 балла — ребенок отметил первую машину. 2 балла — ребенок отметил третью машину. 1 балл — ребенок отметил вторую машину или все три машины.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием моделирования, то есть способны правильно выбрать среди нескольких схем одну, соответствующую реальному изображению предмета. Дети могут выделить в предмете или его изображении основные структурные компоненты (в данном случае, части машины — кузов, кабину, колеса и др.). Конструируя из реальных деталей, дошкольники могут по схеме создать постройку. Оценку 2 балла получают дети, которые недостаточно овладели действием соотнесения заданной схемы с реальным предметом. Дошкольники затрудняются в анализе изображения и схемы предмета, а также в выделении его частей. Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действием соотнесения заданной схемы с реальным предметом.

Методика 2

 Методика направлена на выявление способности ребенка использовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки. Материал Картинки (для каждого ребенка) с изображением грузовой машины и набора строительных деталей. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите грузовую машину, нарисованную на картинке. Отметьте крестиком те детали, которые необходимы для ее постройки. Оценка 3 балла — ребенок отметил большой и маленький куб, полукуб, полуцилиндр, пластину. 2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки, пропустил нужную деталь или отметил лишнюю. 1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием перцептивного моделирования: способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали. Оценку 2 балла получают дети, недостаточно владеющие действием перцептивного моделирования и допускающие ошибки при подборе деталей. Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действием перцептивного моделирования.

Методика 3

Методика направлена на выявление способности ребенка использовать схемы для ориентировки в пространстве. Материал Картинки (для каждого ребенка) с изображением дорожек, ведущих к двум домам, и схемы- ключа, указывающего путь к заданному дому. Картинки (для каждого ребенка) с изображением доро- жек, ведущих к нескольким домам, и схемы-ключа, указывающего путь к заданному дому. Карандаши.

Инструкция к проведению

 Задание 1. Это задание является тренировочным. Оно не оценивается. Педагог показывает детям дорожки, ведущие к домикам, и «письмо», которое рассказывает, как найти нужный дом. Педагог. В одном из домиков живет зайчик. Найдите этот домик и отметьте крестиком. Для того чтобы найти домик, надо «прочитать» письмо, в котором указано, как следует двигаться и в какую сторону поворачивать. Начинать движение надо с того места, где растет травка. Задание 2. Проводится аналогично с использованием. Оценка (задание 2) Ребенок правильно выполнил задание, если выбрал домик в правом верхнем секторе: 3 балла — ребенок правильно выбрал домик. 2 балла — ребенок выбрал домик, расположенный в правом верхнем секторе, по не тот, который нужен. 1 балл – любое другое решение.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые могут использовать схему при ориентировке в пространстве. Оценку 2 балла получают дети, которые при ориентировке в пространстве не в полной мере владеют действием моделирования. Дети в состоянии выбрать правильное направление при одном повороте, но они не способны пользоваться схемой долго, поэтому не могут решить задачу до конца. Оценку 1 балл получают дети, которые не могут ориентироваться в пространстве с помощью плана, схемы.

Методика 4

Методика направлена на выявление способности использовать модели для установления классификационных отношений. Материал Картинки (для каждого ребенка), на которых изображены домашние (кошка, собака, овца, коза) и дикие животные (заяц, еж, белка, лев), расположенные в хаотичном порядке, и круг с нарисованным в нем домиком. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Найдите на картинке всех домашних животных и от каждого из них проведите дорожки к домику. Оценка 3 балла — ребенок все сделал правильно. 2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки. 1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые могут устанавливать классификационные отношения с помощью модели, ориентируясь на признак «домашние животные». Оценку 2 балла получают дети, которые частично ориентируются на нужный признак при установлении классификационных отношений даже при наличии вспомогательного средства — изображения домика. Оценку 1 балл получают дети, которые затрудняются в использовании модели при решения задач на классификацию.

«Творческие способности» 

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию (определение начала и конца истории). Материал Картинки (для каждого ребенка), изображающие начало, середину и конец различных историй. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог предъявляет детям картинки в той последовательности, которая указана ниже при описании заданий, знакомит их с инструкцией, дает время для выполнения задания и переключает внимание на следующую картинку. Задание 1. Педагог показывает детям картинку, на которой изображены мальчик, молодой и пожилой человек, и говорит: «Посмотрите на картинки. Здесь нарисована история, которая про- изошла с одним человеком. Для того чтобы рассказать ее, нужно догадаться, где (обводит их рукой) начало истории, где — середина, а где — конец. Нужно определить, где первая, а где последняя картинка этой истории. Отметьте крестиком картинку, изображающую начало истории». Правильным считается выбор картинки с изображением ребенка. Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Для рассматривания используется картинка с изображением цыпленка. Правильным считается выбор картинки, на которой нарисовано треснувшее яйцо. Задание 3. Проводится так же, как задания 1 и 2. Для рассматривания используется картинка с изображением мальчика, надувающего шарик. Правильным считается выбор картинки, на которой нарисован ребенок с ненадутым шариком в руках. Оценка Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех заданий. 3 балла — ребенок правильно выполнил 3 задания. 2 балла — ребенок правильно выполнил 1-2 задания. 1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

 Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые видят динамику всех событий (историй), выделяют их начало, а также могут представить развитие события: его середину и конец. Оценку 2 балла получают дети, которые видят динамику некоторых событий, выделяя их начало. В основном дети ориентируются в тех событиях, о которых имеют конкретные представления. Оценка 1 балл получают дети, которые затрудняются в анализе динамики события, в установлении его начала.

Методика 2

Методика направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию (определение промежуточного состояния изменяющегося объекта). Материал Картинки (для каждого ребенка) с изображением разных геометрических фигур. В верхнем ряду расположены две картинки, передающие начальное и конечное состояния объекта (первая и третья). Вторая картинка, показывающая промежуточное состояние изменяющегося объекта, отсутствует. В нижнем ряду изображены геометрические фигуры, из которых нужно выбрать недостающую фигуру для верхнего ряда. Карандаши. Инструкция к проведению

 Педагог предъявляет детям картинки в той последовательности, которая указана ниже при описании заданий, знакомит их с инструкцией, дает время для выполнения задания и переключает внимание детей на следующую картинку.Педагог показывает детям картинки и говорит: «Посмотрите на фигуры. Они расположены в два ряда (обводит рукой сначала фигуры верхнего ряда, затем нижнего). Посмотрите на фигуры в верхнем ряду. Сначала фигура была такой (показывает на первую фигуру в верхнем ряду — самый большой кружок), а стала такой (показывает на третью фигуру в верхнем ряду — маленький кружок). Выберите из фигур нижнего ряда ту, которая подойдет на место пропущенной фигуры и отметьте ее крестиком». Правильным считается выбор второго круга в нижнем ряду. Задание 2. Проводится аналогично с использованием рисунка. Правильным считается выбор серого кружка. Задание 3. Проводится аналогично с использованием рисунка. Правильным считается выбор двух треугольников. Оценка Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех заданий. 3 балла — ребенок правильно выполнил 3 задания. 2 балла — ребенок правильно выполнил 1-2 задания. 1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

 Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые имеют дифференцированные представления о динамике событий, видят не только их начало, но и промежуточные состояния. Оценку 2 балла получают дети, имеющие недифференцированные представления о динамике некоторых событий, видят только их начало. Оценка 1 балл получают дети, которые не имеют представления о динамике событий, об их начале и промежуточных состояниях.

Методика 3

Методика направлена на выявление уровня развития способностей детей к преобразованию (отражение циклических изменений объектов). Материал Картинки (для каждого ребенка) с изображением стаканов с водой, в которой растворяется сахар. В верхнем ряду — две картинки, передающие начальное и конечное состояния изменяющегося объекта. Вторая картинка, передающая промежуточное состояние объекта, отсутствует. В нижнем ряду расположены картинки, из которых нужно выбрать недостающую картинку для  верхнего ряда. Карандаши.

 Инструкция к проведению

 Задание 1. Педагог показывает детям картинки и говорит: «Посмотрите на картинки. Они расположены в два ряда (обводит рукой сначала фигуры верхнего ряда, затем нижнего). Посмотрите на стаканы в верхнем ряду. Сначала сахар был таким (показывает на первый стакан в верхнем ряду — стакан с четырьмя кусками сахара), а стал таким (показывает на стакан без сахара в верхнем ряду). Выберите из картинок нижнего ряда ту, которая подойдет на место пропущенной картинки и отметьте ее крестиком». Правильным считается выбор картинки с изображением стакана, на дне которого видны следы растворяющегося сахара (первая или последняя картинка в нижнем ряду). Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Правильным считается выбор средней картинки с изображением стакана, на дне которого видны два куска сахара. Оценка Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов двух заданий. 3 балла — ребенок правильно выполнил 2 задания. 2 балла — ребенок правильно выполнил 1 задание. 1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления о том, что изменение событий может носить циклический характер. Они понимают, что движение события в одном направлении приводит к одному промежуточному состоянию, а движение в обратном направлении — к другому промежуточному состоянию. Например, дети знают, что между летом и зимой бывает осень, а между зимой и летом — весна. Оценку 2 балла получают дети, которые видят промежуточное состояние события, развивающегося только в одном направлении. Оценку 1 балл получают дети, которые не имеют представлений о цикличности событий и не выделяют промежуточные состояния.

Методика 4

Методика направлена на оценку уровня развития творческих способностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации). Материал Картинки (для каждого ребенка), которые позволяют ребенку выразить свое отношение к различным ситуациям. Карандаши.

 Инструкция к проведению

 Педагог. Поставьте крестик в кружке рядом с той картинкой, которая более всего подходит к тому, что я сейчас скажу. Задание 1. Какая картинка больше всего подходит для спорящих людей? Задание 2. Какая картинка больше всего подходит друзьям? Задание 3. Какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки? Задание 4. Какой предмет больше всего подходит первокласснику? Задание 5. Какая маска больше всего подходит Бармалею? Задание 6. Материал какого цвета больше всего подойдет для платья Бабы Яги? Задание 7. Какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного мальчика? Педагог не переходит к следующему заданию до тех мор, пока все дети не выполнят предыдущее. Оценка Все первые картинки на странице относятся к типу «а», вторые — к типу «б», третьи — к типу «в». 3 балла получает ребенок, отметивший только картинки типа «а». 2 балла получает ребенок, отметивший картинки типа «а» и «б». 1 балл получает ребенок, имеющий ответы всех типов.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые могут самостоятельно и безошибочно обозначить с помощью символов свое отношение к ситуации, персонажу, эмоциональное состояние. Оценку 2 балла получают дети, которые не всегда правильно обозначают свое эмоциональное состояние, отношение к жизненной ситуации, персонажу литературного произведения с помощью общепринятых символов. Оценка 1 балл получают дети, которые не имеют четкого представления о культурно принятом символическом обозначении перечисленных выше объектов. При обозначении своего отношения они ориентируются на отдельные внешние, второстепенные обстоятельства ситуации.

«Коммуникативные способности»

Методика 1

 Методика направлена на определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия). МатериалКартинки (для каждого ребенка) с изображением различных ситуаций общения и взаимодействия взрослого с детьми: занятие, игра, чтение книги. На каждой картинке представлены два варианта поведения детей — нормативное и ненормативное (кто-то из детей нарушает правило). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Вам нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить и выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ. Рядом с картинками есть пустые кружочки (показывает). Выбрав нужную картинку, в кружочке рядом с ней поставьте крестик. Каждый из вас должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно. Задание 1. Рассмотрите картинки (пауза). На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке. В ходе выполнения первого задания педагог проверяет, правильно крестиком. Детям, испытывающим затруднения, педагог повторяет инструкцию. Задание 2. Рассмотрите картинки (пауза). Отметьте, на какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке. Задание 3. Рассмотрите картинки (пауза). На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку? Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке. Каждый раз педагог ждет, пока все дети выполнят задание, и только потом переходит к следующему. Оценка 3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки. 2 балла — ребенок правильно выбрал 2 картинки. 1 балл — ребенок правильно выбрал 1 картинку.

 Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними. Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослым. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации. Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослым в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Методика 2

Эта методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника). Материал Картинки (для каждого ребенка), передающие различное эмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки, игра детей, ссора (драка) детей. Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционального состояния детей — веселое и грустное. Карандаши.

 Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на картинку и подумайте, что здесь происходит; вслух ничего не говорите (пауза). Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа) (пауза)». Затем дошкольникам дается задание в соответствии с изображенной ситуацией: Задание 1. Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке. Задание 2. Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке. Задание 3. Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.Задание 4. Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке. Задание 5. Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке. Задание 6. Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке. Оценка 3 балла — ребенок выбрал правильно 4 и более картинки. 2 балла — ребенок выбрал правильно 2-3 картинки. 1 балл — ребенок выбрал правильно 1 картинку.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения. Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении. Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении со сверстниками.

Методика 3

Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому). Материал Картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому в различных житейских ситуациях (бабушка с тяжелыми сумками, бабушка в транспорте, мама, забивающая гвоздь, болеющая мама).

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на верхнюю картинку (пауза). Как вы думаете, что происходит на картинке? Теперь рассмотрите остальные картинки (пауза)». Далее детям дается задание в соответствии с изображенной ситуацией: Задание 1. Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит. Задание 2. Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит. Задание 3. Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит. Задание 4. Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит. Оценка 3 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому (несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды). 2 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения взрослого, но не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому (предлагает взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т. д.). 1 балл — ребенок выбирает ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.

 Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Методика 4

 Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).Материал Картинки (для каждого ребенка) с изображением поступков детей по отношению к сверстникам в различных житейских ситуациях (девочка, поскользнувшаяся на льду; малыш, на которого замахивается мальчик-подросток; девочка, плачущая у сломанной постройки; мальчики, ссорящиеся из-за игрушки). Карандаши.

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите, что происходит на верхней картинке (пауза). Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза)». Далее детям задается вопрос в соответствии с изображенной ситуацией. Задание 1. Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит. Задание 2. Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит. Задание 3. Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке. Задание 4. Отметьте картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит. Оценка 3 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)). 2 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т. д.). 1 балл — ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку. Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми. Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

«Регуляторные способности» 

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием в школе, и определять правила поведения в них). Материал Пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе (по количеству детей). На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой все дети ведут себя правильно. Аналогичное задание дети выполняют со следующей парой картинок. Оценка 3 балла – ребенок правильно отметил обе картинки. 2 балла – ребенок правильно отметил одну картинку. 1 балл – ребенок неправильно отметил обе картинки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые хорошо распознают различные ситуации, вычленяют правило поведения в них, представляют, какое поведение связано с соблюдением правила, а какое – с его нарушением. Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации, предполагающие действие по определенным правилам. Они могут не замечать нарушение правила или не знать самого правила поведения в отдельных ситуациях. Оценку 3 балла получают дети, которые, как правило, не распознают ситуации, в которых следует действовать по определенным правилам, не вычленяют самого правила.

Методика 2

Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (эмоционального компонента). Материал Картинки (для каждого ребенка) с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе. Рядом с каждой из них расположены три картинки, изображающие радостное, спокойное и недовольное выражения лица. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и выполнить следующие задания: Задание 1. Рассмотрите внимательно картинку. На ней нарисован ребенок, который идет с мамой в школу. Подумайте, какое выражение лица из тех, что нарисованы рядом, может быть у ре- бенка. Отметьте крестиком соответствующую картинку. Задание 2. На этой картинке нарисован ребенок, который пришел в школу. Он переоделся и хочет войти в класс. Какое выражение лица может быть у ребенка? Отметьте крестиком соответст- вующую картинку. Задание 3. На этой картине дети обедают. Какое выражение лица может быть у ребенка, сидящего спиной? Отметьте крестиком соответствующую картинку. Задание 4. На этой картинке дети занимаются. Какое выражение лица может быть у ребенка? Отметьте крестиком соответствующую картинку. Задание 5. На этой картинке дети находятся в спальне. Какое выражение лица может быть у ребенка? Отметьте крестиком соответствующую картинку. Задание 6. За ребенком пришла мама. Какое выражение лица может быть у ребенка? Доставьте крестик под соответствующей картинкой. Оценка 3 балла — большинство (5-6) выбранных ребенком изображений соответствуют радостному или спокойному эмоциональному состоянию. 2 балла — ребенок выбрал 3-4 картинки со спокойным или радостным выражением лица и 2-3 — с недовольным. 1балл — большинство (5-6) выбранных ребенком изображений соответствует отрицательному эмоциональному состоянию.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, положительно относящиеся к пребыванию в школе, спокойно принимающие любые происходящие в жизни группы изменения, позитивно реагирующие на режим- ные требования. Оценку 2 балла получают дети, которые могут испытывать напряжение в некоторых ситуациях, связанных с пребыванием в школе, что затрудняет эмоциональное принятие ими этих ситуаций и мешает выполнению необходимых действий. Оценку 1 получают дети, которые эмоционально не принимают многие ситуации пребывания в школе, могут находиться в подавленном состоянии или проявлять агрессивные действия.

Методика 3

Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (произвольного компонента). МатериалЛист бумаги в клетку (для каждого ребенка), разделенный вертикальной линией на две части. В левой части листа схематически изображена машина, в правой — проведена короткая вертикальная линия, обозначающая начало рисунка, который должен сделать ребенок. Над машиной в левой части картинки показан способ, по которому ее следует закрасить. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Перед вами лист бумаги, в левой части которого нарисована машина. Нарисуйте такую же машину в правой части листа. Выполнять задание начинайте от той полоски, которая уже нарисована. Когда дети закончат работу, педагог снова привлекает их внимание и говорит: «А теперь раскрасьте машину в левой части листа так, к показано на образце (в верхней части листа). Закрасьте все части машины, включая колеса». Оценка 3 балла — ребенок правильно воспроизвел образец и раскрасил машину в соответствии с образцом. 2 балла — ребенок воспроизвел образец с некоторыми неточностями: начал рисовать не от заданной линии, не выдержал размер отдельных частей машины (капота, кабины, кузова, колес). При закрашивании образца не смог до конца выдержать шахматный порядок. 1 балл — ребенок создал изображение, значительно отличающее от образца и не похожее на машину. Образец раскрасил без учета принципа шахматного порядка.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, имеющие высокий уровень развития произвольного компонента регуляторных способностей. О могут вычленять правило и действовать в соответствии с ним в ситуациях, когда требуется выполнить сложное познавательное задание; способны анализировать образец, длительно концентрируя внимание на его особенностях. Оценку 2 балла получают дети, у которых начинает формироваться произвольный компонент в познавательной деятельности, однако они затрудняются самостоятельно выполнять необходимые действия. У них затруднено произвольное внимание при рассматривании образца и его воспроизведении, недостаточен контроль за точностью выполняемых действий. Правило раскрашивания машины они вычленяют либо частично (закрашивают некоторые не соприкасающиеся друг с другом клетки), либо полностью (закрашивают клетки, прикасающиеся уголками), но не могут выдержать его до конца (закрашивают не всю машину). Оценку 1 балл получают дети, как правило, не владеющие произвольной регуляцией сложной познавательной деятельности. Они не могут проследить взглядом за контуром машины и вычленить в ней части, соотнести свои действия с движениями глаза. Правило закрашивания образца они, как правило, не вычленяют: машину закрашивают либо целиком, либо вообще не закрашивают. Дети дошкольного возраста в начале обучения, как правило, не владеют произвольными действиями регуляции сложной познавательной деятельности. Уровень произвольной регуляции сложной познавательной деятельности, как правило, начинает складываться в начале обучения в подготовительной группе. При выполнении заданий дети часто набирают 2 балла.

«Способность к построению речевого высказывания»

 Методика 1

 Методика направлена на диагностику способности ребенка к построению высказывания. Материал Карточки (по 6 шт. для каждого ребенка), на каждой из которых изображены семь предметных картинок. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Сейчас мы с вами будем записывать предложения, но только не буквами, а при помощи картинок. Я произнесу фразу, а вы подумайте, какими картинками можно обозначить слова в ней. Рядом с нужной картинкой в кружке поставьте галочку. Надо отметить столько картинок, сколько слов в предложении.Первое задание является тренировочным и обсуждается вместе с детьми. Затем инструкция повторяется еще раз. Перед остальными заданиями она дается в сокращенном виде: «Отметьте картинки, обозначающие каждое слово этой фразы». Предложения педагог произносит медленно, делая паузы между словами. Каждое предложение, кроме вводного, повторяется дважды. Задание 1. Девочка шьет платье. Задание 2. Щенка повезут домой. Задание 3. Мальчик ловит рыбу. Задание 4. Мама поливает цветы. Задание 5. Девочка поймала бабочку. Задание 6. Художник рисует фрукты. Оценка Задание выполнено правильно, если каждому слову соответствуй отдельная картинка. Задание выполнено неправильно, если несколько слов обозначаются одной картинкой (например, высказывание «Мама поливает цветы» передается одной или двумя картинками); одно слово обозначается несколькими картинками. 3 балла — ребенок допустил ошибки только в одном задании. 2 балла — ребенок допустил ошибки в 2-3 заданиях. 1 балл — ребенок допустил ошибки в 4-5 заданиях.

 Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые способны построить развернутое связное повествование, используя союзы, отражающие причинно-следственные и иные связи; могут дать развернутый пересказ текста, правильно используют в речи грамматические формы; обладают значительным словарным запасом. Оценку 2 балла получают дети, которые способны построить высказывание, отражая в нем значимые моменты ситуации; передавать свои мысли; пересказывать текст, выделяя только ключевые моменты. Иногда они допускают неправильное согласование в роде, числе, падеже. Обладают достаточным словарным запасом. Оценку 1 балл получают дети, которые с трудом строят связное повествование о произошедших событиях; не всегда могут передать свои мысли; при пересказе текстов опускают ключевые моменты; часто допускают неправильное согласование в роде, числе, падеже; обладают скудным словарным запасом.

« Осведомленность в основных областях знаний»

Методика 1

 Методика направлена на выявление знания чисел числового ряда в пределах 10. Материал Карточки (для каждого ребенка) с изображенными на них точками (от 1 до 10) и цифрами: 2, 4, 5, 7. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Соедините цифры с соответствующим количеством точек. Оценка 3 балла — ребенок правильно соединил все цифры с карточками. 2 балла — ребенок допустил 1 ошибку. 1 балл — ребенок допустил 2 и более ошибки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые имеют четкие представления о числах. Оценку 2 балла получают дети, которые имеют недостаточно четкие представления о числах. Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие соотнесением числа и соответствующих ему объектов.

Методика 2

Методика направлена на выявление уровня освоения детьми предлогов, выражающих пространственные отношения. Материал Картинки (по 2 шт. для каждого ребенка) с изображением комнаты. Карандаши.

Инструкция к проведению

 Задание 1. Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и метить крестиком те предметы, которые находятся слева от стола. Задание 2. На второй картинке педагог предлагает детям отметить крестиком те предметы, которые находятся справа от стола. Оценка Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов двух заданий. 3 балла — ребенок правильно отметил 3-4 предмета. 2 балла — ребенок правильно отметил 2 предмета. 1 балл — ребенок правильно отметил 1 предмет или все обозначил неверно.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые имеют четкие представления о расположении предметов в пространстве. Оценку 2 балла получают дети, которые имеют недостаточно четкие представления о расположении предметов в пространстве. Оценку 1 балл получают дети, недостаточно ориентирующиеся в пространственных отношениях.

Методика 3

Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (выделение звуков в словах). Материал Карточки (для каждого ребенка) с изображением различных предметов: на одной нарисованы предметы, в названиях которых есть звук ж, на другой — предметы, в названиях которых есть звук ч. Карандаши.

Инструкция к проведению

Задание 1. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки и предлагает: «Отметьте крестиком только те картинки, которые обозначают слова со звуком ж». Задание 2. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки и предлагает: «Отметьте крестиком только те картинки, которые обозначают слова со звуком ч». Оценка Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов двух заданий. 3 балла — ребенок правильно отметил 6 и более картинок. 2 балла — ребенок правильно отметил 3-5 картинок. 1 балл — ребенок правильно отметил менее 3 картинок.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые могут четко провести звуковой анализ слова. Оценку 2 балла получают дети, которые неточно выполняют звуковой анализ слова. Оценку 1 балл получают дети, испытывающие значительные трудности при проведении звукового анализа.

Методика 4

 Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (различение коротких и длинных слов). Материал Карточки (для каждого ребенка), на которых изображены самолет, лук, дом, жук, автобус, барабан . Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог вместе с детьми рассматривает картинки. Затем предлагает отметить крестиком картинки, которые обозначают короткие слова.Оценка 3 балла — ребенок допустил не более 1 ошибки. 2 балла — ребенок сделал 2 ошибки. 1 балл – ребенок сделал более 3 ошибок.

 Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, которые могут четко провести звуковой анализ слова. Оценку 2 балла получают дети, которые неточно выполняют звуковой анализ слова. Оценку 1 балл получают дети, испытывающие значительные трудности при проведении звукового анализа.

Методика 5

Методика направлена на выявление уровня развития представлений о свойствах материалов, из которых сделаны предметы. Материал Карточки (для каждого ребенка), на которых в хаотичном порядке изображены следующие предметы: стакан, банка, ножницы, ключ мяч, резиновые сапоги, тетрадь, дрова, замок, клещи (рис. 61). Карандаши.

 Инструкция к проведению

 Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, изображенные на картинках. Затем предлагает: «Обведите кружочком все металлические предметы». Оценка 3 балла — ребенок правильно обвел 3-4 предмета. 2 балла – ребенок правильно обвел 2 предмета. 1 балл — ребенок правильно обвел 1 предмет или обвел неметаллические предметы.

Интерпретация

 Оценку 3 балла получают дети, у которых сформированы отчетливые представления о свойствах материала. Оценку 2 балла получают дети, у которых эти представления сформированы неполно. Оценку 1 балл получают дети, у которых недостаточно сформированы представления о свойствах материала.

Методика 6

Методика направлена на выявление уровня развития представлений о различных профессиях. Материал Карточки (для каждого ребенка) с изображением людей различных профессий (повар, врач, учитель, художник) и орудий труда (половник и кастрюля, шприц и фонендоскоп, тетрадь и указка, палитра и кисти). Карандаши.

 Инструкция к проведению

 Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, затем говорит: «Соедините картинки, изображающие людей разных профессий с предметами (орудиями труда), которые им необходимы». Оценка 3 балла — ребенок правильно соединил все орудия труда с cooтветствующими картинками. 2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки. 1 балл — ребенок сделал более 2 ошибок.

 Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, у которых сформированы отчетливые представления о различных профессиях. Оценку 2 балла получают дети, у которых эти представления сформированы неполно. Оценку 1 балл получают дети, у которых недостаточно сформированы представления о различных профессиях.

Методика 7

Методика направлена на выявление уровня развития представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Материал Карточка (для каждого ребенка) с изображением разных времен года и предметов, которые могут пригодиться в то или иное время (летнее платье, валенки, майка, сачок, лыжи, санки). Карандаши.

Инструкция к проведению

 Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, изображенные на картинках. Затем говорит: «Дети, подумайте и решите, в какое время года могут пригодиться эти вещи. Соедините каждый предмет с временем года, в которое он используется». Оценка Ребенок правильно выполнил задание, если соединил с картинкой «Зима» следующие предметы: санки, валенки, лыжи; с картинкой «Лето» — майку, платье, сачок. 3 балла — ребенок правильно соединил 5-6 картинок. 2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки; 1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

 Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, у которых сформированы отчетливые представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Оценку 2 балла получают дети, у которых эти представления сформированы неполно. Оценку 1 балл получают дети, у которых недостаточно сформированы пред


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...