Рабочая программа
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Обутова Александра Васильевна

В условиях гуманизации, вариативности, демократизации образования всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности на разных ступенях обучения. При переходе на программу 1-4 и снижения возраста начала обучения – 6,5 лет – наиболее остро проявилась на практике необходимость решения проблемы преемственности дошкольного и начального обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 г. Якутска»

(с углубленным изучением отдельных предметов)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по НМР

___________ /Сивцева С.Г./

Зам директора по УВР

_____________ /Варламова М.Н./

Рабочая программа предшкольной подготовки

«Первая ступенька»

Срок реализации: 5 месяцев

Возраст детей: 6 лет.

Составитель:

Обутова Александра Васильевна,

 учитель начальных классов

высокой  квалификационной категории

г. Якутск - 2015 г.


Пояснительная записка

        В условиях гуманизации, вариативности, демократизации образования всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности на разных ступенях обучения. При переходе на программу 1-4 и снижения возраста начала обучения – 6,5 лет – наиболее остро проявилась на практике необходимость решения проблемы преемственности дошкольного и начального обучения.

        На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание классов предшкольной подготовки – это способ практического решения этой проблемы.

        За последние годы в педагогической практике дошкольного образования появилось множество программ, пособий, но не все они реализуют идеи личностно ориентированного образования, не все они позволяют сохранить единое образовательное пространство на дальнейших ступенях обучения.

        Часть детей вообще не посещают дошкольные образовательные учреждения и либо  не готовы к школьному обучению, либо проходили дошкольную подготовку в неспециализированных учреждениях.

        Предшкольная подготовка нами задумывается в рамках личностно-коммуникативной модели обучения. Программа предшкольной подготовки – это попытка, с одной стороны, преодолеть барьер между двумя ступенями образования; с другой стороны, подготовить ученика к обучению в рамках личностно-коммуникативной модели начального обучения. Программа занятий предшкольной подготовки основано на формах, методах, видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В то же время программа позволяет детям освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней. Программа реализует принципы личностно-коммуникативного образования, суть которых заключается в раскрытии и развитии индивидуальных возможностей и способностей детей; выявление его опыта жизнедеятельности; создание благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, формирования коммуникативных умений.

        Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности.

Предшкольная подготовка поможет учителю, детям и их родителям лучше узнать друг друга, а значит, сделать первые дни пребывания ребенка в школе более комфортными, сократить и сгладить всегда сложный адаптационный период.

Цели и задачи  предшкольной подготовки

        Работа с детьми в подготовительном классе основывается на ценностях личностно ориентированного образования, которые заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности

        Программа предшкольной подготовки направлена на формирование личностных качеств, которые позволяют детям быть успешными при обучении в современной школе. Стратегическая цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию ребенка, формировать первичную целостную картину мира.

        Для достижения целей предшкольного обучения необходимо формирование у детей умений необходимых для успешного обучения на начальной ступени общего обучения:

- самостоятельность;

- инициативность;

- ответственность;

- творчество;

- предметную компетентность;

- коммуникативность.

        Адаптация ребенка к школьному обучению пройдет более быстро и гладко, если у него:

  • Развиты познавательные интересы;
  • Развито умение произвольно управлять своим поведением;
  • Развита способность широко использовать основные мыслительные процессы;
  • Развиты коммуникативные компетенции;
  • Хорошо развиты внимание, память, фонематическое восприятие;
  • Развито умение контролировать свои действия.

Особенности программы

        Предшкольное обучение отвечает всем требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013г.№26.

        Реализация программы предшкольной подготовки базируется на комплексном подходе путем создания целостной образовательной среды. Программа включает 3 блока, тесно взаимосвязанных:

  • Учебная программа;

Учебная программа рассчитана на 80 часов обучения.  Учебная программа опирается на принципы личностно-коммуникативного обучения:

  • Принцип непрерывного общего развития и саморазвития каждого ребенка (эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуально и т.д.)
  • Принцип целостности картины мира
  • Принцип практической направленности
  • Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка (обучения ребенка в зоне ближайшего развития)
  • Принцип прочности через осознанное и пошаговое введение всех понятий и представлений
  • Принцип наглядности
  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка
  • Программа ведения наблюдения за развитием ребенка

Программа включает мониторинг развития личностного, психологического и педагогического развития ребенка, что позволит определить уровень его готовности к школьному обучения, определить содержание индивидуального образовательного маршрута на этапе начального обучения.

  • Программа работы с семьей

В период работы группы предшкольной подготовки для родителей будут предложены родительские лектории по темам:

1. Готов ли ваш ребенок к школе?

2. Режим первоклассника.

3. Адаптационный период в 1 классе.

Родители смогут получить индивидуальную консультацию логопеда, психолога, педагога.

Учебная программа занятий

        Программа предшкольной подготовки решает задачи по формированию речевых, организационных, познавательных, коммуникативных компетенций.

        Учитывая особенность детей 5-6 летнего возраста, весь образовательный процесс объединен игровой формой занятий.

Организация и проведение занятий

        Предшкольная подготовка организуется с февраля по май (17 недель), с каникулярным временем. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие по 30 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. В день проводится по 3 занятия. На занятиях чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы САНПиНов к образовательному процессу в дошкольном возрасте.

Учебный план

Название учебного занятия

Кол-во занятий в неделю

Всего часов

Педагог

Математический калейдоскоп

1

20

Учитель начальных классов

АБВГдейка

1

20

Учитель начальных классов

Мир вокруг меня

1

20

Учитель начальных классов

Обучение грамоте

1

20

Учитель начальных классов


Расписание учебных занятий

Время занятий

Суббота

12.30 – 13.00

Математический калейдоскоп

13.10 – 13.40

АБВГдейка

13.50 – 14.20

Мир вокруг меня

14.30 –15.00

Обучение грамоте

Календарный план

Сроки

Учебный период

07.10.15 – 28.05.16

Каникулы

21.03.15 – 01.04.15


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 г. Якутска»

(с углубленным изучением отдельных предметов)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по НМР

___________ /Сивцева С.Г./

Зам директора по УВР

_____________ /Варламова М.Н./

Рабочая программа предшкольной подготовки

«Математический калейдоскоп»

на 2015/2016 учебный год

Составитель:

Обутова Александра Васильевна,

 учитель начальных классов

высокой  квалификационной категории

г. Якутск - 2015 г.


ПРОГРАММА

«Математический калейдоскоп»

(подготовительный курс математики)  

Пояснительная записка

        Основная задача курса «Математический калейдоскоп» - помочь в развитии у детей 5-6-летнего возраста умений и способностей, связанных с формированием у них количественных, временных, пространственных представлений.  Программа рассчитана на 17 занятий, 1 занятие в неделю.

        Обучение детей 5-6 лет реализует деятельностный подход. Содержание программы не изолированно, а взаимосвязано с содержанием и видами деятельности других курсов программы предшкольной подготовки.

        Программа предполагает расширение представлений детей о свойствах объектов. Обучение начинается со сравнения единичных предметов по различным основаниям: форме, цвету, размеру, пространственному расположению. Это поможет в развитии сенсорных эталонов, являющихся основой для обучения математике в 1 классе. При работе с группами предметов педагог учит выделять группы предметов по определенному свойству, находить общие и отличительные признаки групп предметов. Первые шаги в этой деятельности опираются на практические действия без использования счета и постепенно приводят детей к способу пересчитывания. Программа поможет сделать первые шаги в познании мира чисел. Через число ребенок войдет в мир геометрических фигур, мир пространственных и временных представлений, мир количественных соотношений.

Содержание программы.

Пространственные и временные отношения.

Ориентирование в пространстве. Установление местоположения в пространстве с помощью отношений: выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, сверху-снизу, спереди-сзади, перед, после, между и их комбинаций. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Отличие в ориентировке относительно себя и относительно другого объекта. Ориентировка на клетчатой бумаге. Прохождение лабиринтов.

Ориентирование во времени. Определение времени суток и их следование друг за другом. Дни недели и их следование друг за другом. Сезоны (времена) года и их следование друг за другом. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года. Осознание идеи цикличности при смене частей суток, дней недели, времен года, месяцев года. Умение правильно применять термины:  вчера, сегодня, завтра.

Числа и величины.

Числа и действия над ними. Сравнение групп предметов по их численности с помощью отношений «много – мало» и «один – несколько». Осознание относительности понятий «много» и «мало». Установление отношений «больше», «меньше», «равно» на основе взаимно однозначного соответствия. Число как характеристика равночисленных групп предметов различной природы. Числа от 1 до 10, их названия. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, их печатное написание. Соседи числа. Количественный и порядковый счет в пределах изученных чисел. Сравнение изученных чисел между собой, их расположение в порядке возрастания и порядке убывания. Состав чисел от 1 – 5. Число 0, его математический смысл, название и обозначение на письме. Определение места числа 0 среди изученных чисел.

Величины и их измерение. Различные отношения, связанные с величиной «длина» (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, дальше – ближе). Различные способы сравнения предметов по длине («на глаз», «наложением», «приложением»).

Сравнение предметов по массе и установление отношения «тяжелее – легче» («на руках»).

Задачи. Составлять математический рассказ по картинке. Решать простые логические задачи.

Геометрические фигуры и их свойства.

Пространственные фигуры. Сравнение окружающих предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме  (шар и куб).

Плоские фигуры. Круг, треугольник, прямоугольник, овал.

Требования к знаниям умениям и навыкам.

1.Количество и счет:

  • Знакомство с числами и цифрами в пределах 10, овладение навыками прямого и обратного счета (начиная с любого);
  • Овладение навыками нахождения соседей числа, предшествующего и последующего числа;
  • Учить отсчитывать и присчитывать;
  • Понимать термин «столько же», отношение между числами натурального ряда чисел (больше на);
  • Овладеть навыками порядкового счета в пределах 10;
  • Отработать состав чисел до 5.

 2.Величина:

  • Учить раскладывать предметы по убыванию или возрастанию по длине, ширине, толщине;
  • Сравнивать предметы по размеру (шире – уже, длиннее – короче, выше – ниже), по возрасту (старше – моложе);

3.Геометрические фигуры:

  • Узнавать и называть плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
  • Учить выделять общие существенные признаки группы фигур.

4.Ориентировка в пространстве:

  • Ориентировка в специальных ситуациях, определение своего места по заданному условию;
  • Определение (словесно) положения предмета относительно другого  с использованием двух признаков;
  • Определение расположения предметов на листе;
  • Срисовывание фигур по клеточкам;
  • Обучение написанию графических диктантов.

5.Работа с задачей:

  • Обучить навыкам составления математического рассказа;
  • Решать логические задачи на сравнение, обобщение, классификацию

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Возможные виды

деятельности учащихся

Планируемые результаты

УУД

(коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Личностные

Вверху, внизу, между, выше, ниже.

Над, под, на, в, около, позади, перед, один – много - несколько.

Пространственное расположение предметов. Расположение предметов относительно друг друга. Ориентирование на листе бумаги. Пространственное расположение предметов. Расположение предметов относительно друг друга. Ориентирование на листе бумаги. Графический диктант.

Пространственное расположение предметов. Расположение предметов относительно друг друга. Ориентирование на листе бумаги. Различение и употребление слов много, один, несколько.

П: -умение ориентироваться в расположении предметов в пространстве и на плоскости;

-выполнять задания с использованием рисунков

К: учатся договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Формирование мотива изучать предмет.

Столько же, поровну.

Число и цифра 1.

Сравнение групп предметов по количеству.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из одного предмета. Знакомство с цифрой 1, её печатным изображением.

П: умение давать количественную характеристику множеству из нескольких предметов;

-умение сравнивать множества «больше», «меньше», «столько же»;

-умение сравнивать предметы по величине.

К: умение распределять роли в совместной деятельности.

Оценка своих поступков, действий, слов.

Большие и маленькие по размеру.

Ориентация в пространстве. Впереди, позади.

Сравнение предметов по размеру: большой, маленький, средний, самый большой или маленький.

Пространственное расположение предметов. Расположение предметов относительно друг друга. Ориентирование на листе бумаги. Графический диктант.

П: умение сравнивать предметы по величине без измерения.

Р: выполнение заданий по алгоритму из двух шагов.

К: учатся договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Развитие основ самоорганизации.

Число и цифра 2. Пара.

Шире, уже.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из двух предметов. Знакомство с цифрой 2, её печатным изображением.  Состав 2.

 Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету.

П: умение сравнивать предметов по цвету, размеру, ширине, цвету

Р: использование речи для регуляции своего действия;

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Число и цифра 3.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из трех предметов. Знакомство с цифрой 3, её печатным изображением. Состав числа 3.

П: умение дать характеристику паре предметов;

-умение работать в парах;

К: учатся договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Оценка своих поступков, действий, слов.

Геометрические фигуры (формы).

Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник). Больше, меньше, столько же. Выделение групп предметов, сходных по форме.

П: выполнять действия по заданному алгоритму;

- стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить изменения в свою работу.

К: выражатьсвои мысли с полнотой и точностью, быть терпимым к другим мнениям.

Соблюдение организованности, дисциплины на занятиях.

Длиннее, короче.

Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длине.

П: -измерение длины разными мерками.

Р: следование точной инструкции учителя;

К: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как поступить.

Число и цифра 4.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из четырех предметов. Знакомство с цифрой 4, её печатным изображением. Состав числа 4.

П: выполнение заданий с использованием рисунков;

- умение выделять среди знаков цифру 4.

Р: формирование приемов работы с учебником (местоположение номера задания, назначение знаков-помощников).

- моделирование (построение моделей из мягкой проволоки).

Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.

Этические нормы.

Число и цифра 5.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из пяти предметов. Знакомство с цифрой 5, её печатным изображением. Состав числа 5.

П: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков и схем;

-умение использовать знаково-символические средства (моделирование схем состава числа);

-выявление математических закономерностей на основе использования иллюстраций учебника и устного объяснения учителя (задания на прибавление по частям).

Р: самопроверка на основе использования образцов, схем и рисунков; взаимоконтроль;

- умение формулировать собственное мнение и позицию, в случае затруднения обращаться за помощью;

- развитие математической речи.

Стремление к овладению приемами творческого самовыражения.

Толще, тоньше.

1-5. Внутри, вне.

Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине.

Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению. Числа 1-5 их состав.

П: умение сравнивать предметы по величине без измерения.

Р: выполнение заданий по алгоритму из двух шагов.

К: учатся договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Развитие основ самоорганизации.

Математический рассказ.

Порядковый и количественный счет.

Порядковый и количественный состав. Соседи числа. Математический рассказ.

Порядковый и количественный счет. Соседи числа. Предшествующий и последующий.

П: представление об условии и требовании задачи;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Р: организовывать свое рабочее место и приводить в порядок по окончании работы;

К: рассуждать и анализировать.

Оценка своих поступков, диагностика сложившихся навыков.

Число и цифра 6.

Дальше, ближе.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из шести предметов. Знакомство с цифрой 6, её печатным изображением. Состав числа 6.

Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению. Числа 1-6, их состав.

П:- умение выделять среди знаков цифру 6

- умение сравнивать предметов по цвету, размеру, ширине, цвету

Р: формирование приемов работы с учебником (местоположение номера задания, назначение знаков-помощников).

- моделирование (построение моделей из мягкой проволоки).

Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.

Этические нормы.

Число 7.

Высокий, низкий.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из семи предметов. Знакомство с цифрой 7, её печатным изображением. Состав числа 7.

Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длине, толщине, месторасположению, высоте. Числа 1-7, их состав.

П: соотносить количество предметов на рисунке с числом ;

- владеть общими приемами выполнение заданий и вычислений, уметь работать с учебной книгой;

Р: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату;

К: осуществлять сою работу в паре, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Прямой и обратный счет

Числа 1-7. Прямой и обратный счет. Присчитывание и отсчитывание по 1. Порядок возрастания и убывания.

П: умение сопоставлять числа с цифрами;

-уметь пользоваться прямым и обратным счётом (в пределах 7);

Р: осуществлять контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Порядок возрастания и убывания.

Число 8

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из восьми предметов. Знакомство с цифрой 8, её печатным изображением. Состав числа 8.

П: выделять среди знаков цифры 8;

- соотносить количество предметов на рисунке с числом;

К: взаимоконтроль;

Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок;

- развитие математической речи (развернутые ответы на вопросы).

Проявление познавательного интереса, познавательных потребностей и учебных мотивов.

Сравнение по размеру. Сравнение по высоте.

Число 9.

Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению, высоте. Числа 1-8, их состав. Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению, высоте. Числа 1-8, их состав.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из девяти предметов. Знакомство с цифрой 9, её печатным изображением. Состав числа 9.

П: выделять среди знаков цифры 9;

- овладение общими приемами выполнения заданий с использованием материальных объектов и рисунков .

Р: следование точной инструкции учителя (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить).

К: развитие навыков сотрудничества со сверстниками; умение распределять работу с соседом по парте.

Развитие основ самоорганизации учебной деятельности.

Соседи числа. Больше, меньше, равно.

Числа 1-9. 10.

Установление отношений «больше», «меньше», «равно» на основе взаимно однозначного соответствия. Число как характеристика равночисленных групп предметов различной природы. Числа от 1 до 10, их названия. Соседи числа. Количественный и порядковый счет в пределах изученных чисел. Сравнение изученных чисел между собой, их расположение в порядке возрастания и порядке убывания. Состав чисел от 1-5.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из десяти предметов. Состав числа 10.

П: умение определять количество предметов в одном из множеств на основе сравнения его с равноэлементным множеством;

-умение ориентироваться в направлении движения.

Р: организовывать свое рабочее место и приводить в порядок по окончании работы;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (постановка проблемы, решение которой требует найти способ выполнения задания).

Число 0. Свойства предметов. Тяжелее, легче.

Знакомство с количественной характеристикой пустого множества. Знакомство с цифрой 0, её печатным и письменным изображением. Сравнение предметов.

П: поиск и выделение необходимой информации из рисунка;

- выделять и находить изученные цифры в цифровом узоре;

- проводить сравнение на основе выделения существенных признаков.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.

К: взаимоконтроль.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Сравнение предметов.

Сравнение предметов по разным признакам. Выделение лишнего предмета. Прямой и обратный счет. Диагностика готовности к школьному обучению

П: умение сравнивать предметы по разным признакам, выделять лишнее;

-уметь пользоваться прямым и обратным счётом (в пределах 10);

Р: осуществлять контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Итоговое занятие «Вот он какой математический калейдоскоп».

Занятие – игра.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывом о выполненной работе.

П: строить объяснения в устной форме по предложенному плану;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: рассуждать и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Проявление положительного отношения к школе и адекватных представлений о ней.

Используемая литература.

  1. Л.Г. Кудрова.  Программа предшкольной подготовки детей города Троицка.
  2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Азбука Счета», изд. «Дрофа», 2002 г.
  3. С.Е. Гаврина «Готовим руку к школе», изд. г. Ярославль «Академия развития», 2006 г.
  4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Учимся находить противоположности», изд. «Дрофа», 2002 г.
  5. Г.Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», изд. г. Москва ООО «Книголюб», 2006 г.


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 г. Якутска»

(с углубленным изучением отдельных предметов)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по НМР

___________ /Сивцева С.Г./

Зам директора по УВР

_____________ /Варламова М.Н./

Рабочая программа предшкольной подготовки

«АБВГДейка»

на 2015/2016 учебный год

Составитель:

Обутова Александра Васильевна,

 учитель начальных классов

высокой  квалификационной категории

г. Якутск - 2015 г.


Программа «АБВГДейка»

(развитие письма)

Пояснительная записка

Для успешного обучения письму в 1 классе в предшкольный период необходимо  тренировать мелкую моторику,  воспитывать аккуратность в работе. Так же необходимо развивать умение слушать, слышать, запоминать, понимать смысл сказанного и прочитанного, уметь выражать свои мысли, грамотно строить своё высказывание. Уметь ориентироваться на листе и планировать свою работу. К тому же систематические упражнения со звуками играет роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

        Проведения речевых групповых занятий данного курса рассчитано на 20 занятий, Каждое занятие построено таким образом, чтобы ребёнок одновременно учился и играл, так как игровые моменты в дошкольном возрасте поддерживают работоспособность детей.

        Межпредметная связь сюжетно-тематической организации занятий способствуют спонтанному развитию лексико-грамматического строя и связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Учитывая специфику детей старшего дошкольного возраста, предлагаемый материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры. Дети играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Не навязчиво происходит закрепление правильного произношения и употребления звуков в речи, идёт развитие лексико-грамматичского строя и связной речи во время участия ребёнка в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

    Занятия , проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

 - развитию всех компонентов развития мелкой маторики;

 - формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

 - развитию познавательных процессов;

- воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Содержание программы по разделам.

Занятия являются подготовительными к этапу школьного курса обучения грамоте. Педагог решает задачи:

- ввести понятия, связанные со звуковым анализом слова, фонематическим моделированием и делением на слоги;

- научить определять ударение в разных словах (двухсложных, трёхсложных);

- составлять новые слова из слогов;

- учить выделять слова в предложениях;

- готовить руку ребёнка к освоению навыков письма (обведение по контуру, закрашивание и штриховка в разных направлениях).

Основная задача обучения грамоте – развитие мелкой моторики с техникой рисования помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Самое пристальное внимание необходимо сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове, что является основой будущего грамотного, без пропусков письма. При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Они знакомятся с гласными звуками, узнают, что при произношении этих звуков воздух не встречает преграды. Воздух при произношении гласных звуков легко «выходит» изо рта.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произношению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык и воздух не всегда выходит через рот. Сравнение звуков по их произношению, проводимое в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.

Требования к знаниям и умениям.

  • Готовить к обучению письму: освоить правила штриховки, обводки по контору и трафарету, срисовывание с образца;
  • Начать наблюдение над существенными признаками основных значимых частей речи – слово-предмет, слово-признак, слово-действие;
  • Дать понятие числа имен существительных  (один предмет - много предметов)   (практическое овладение);
  • Узнавать род имен существительных;
  • Развести понятия одушевленные и неодушевленные предметы;
  • Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных
  • Овладение в активной речи детей формами Р.п. мн.ч. им.существительных ( много яблок, тетрадей и т.д.), формами мн.ч. таких им.существительных как уши, люди, стулья, книги, книжки;

Календарно - тематическое планирование

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Дата

Общеучебные

Метапредметные

Личностные

1.

 ПРОПИСЬ 1

Пропись — первая учебная тетрадь. Выполнение рисунка в прописи

С.3-4

Обучающийся научится

-обводить предметы по контуру,

-писать элементы букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия), узоры, бордюры.

Обучающийся получит

возможность

-писать короткие и длинные линии, -чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервал между ними.

-писать короткие и длинные наклонные линии с закруглением внизу вправо и влево.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

-  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

КоммуникативныеУУД:

- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школь-ника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

-Выполнять прави-ла личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи.

Ориентироваться в первой учебной тетради.

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи.

Обводить предметы по контуру.

Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи.

Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки.

Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами.

Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец.

Осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе.

Писать короткие и длинные линии, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервал между ними.

Писать короткие и длинные наклонные линии с закруглением внизу вправо и влево.

Обозначать условным знаком наиболее удавшийся элемент.

Сравнивать элементы письменных и печатных букв.

Находить знакомые графические элементы букв в изображении предметов.

Составлять связные рассказы по иллюстрациям, данным в прописи.

2.

Выполнение геометрических узоров по образцу.

С.5

3.

Обведение предметов по контуру.

С.6

4.

Знакомство с разлиновкой в прописи.

С.7

5.

Знакомство с основным алгоритмом.

С.8

6.

Знакомство с основным алгоритмом.

С.9

7.

Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов основного алгоритма.

С.10

8.

Деление рабочей строки на 2 и 3 части и дополнительных строк на 3 части

Нахождение и обозначение соответствующими значками мест соединения элементов в буквах и букв  в словах.

С.11

9.

Выполнение рисунка в прописи

Письмо элементов заглавных букв, схожих по написанию с элементами основного алгоритма письма- буквы  И.

Письмо основного алгоритма письма.

С.12-13

10.

Строчная буква а.

С.14

Обучающийся научится

-сравнивать строчную и заглавную буквы

-сравнивать печатную и письменную буквы.

Обучающийся научится

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [а].

Обучающийся получит возможность

 -воспроизвести форму изучаемой буквы,

-правильно записывать заглавную букву в именах собственных

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

-  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

КоммуникативныеУУД:

- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.        

- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школь-ника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

-Выполнять прави-ла личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы буквы А, а.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать буквы А, а из различных материалов.

Писать буквы А, а в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы А, а с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Правильно записывать имена собственные.

Воспроизводить и применять правила работы группе

11.

Заглавная букваА.

С.15

12.

Строчная буква о

С.16

Обучающийся научится :

-сравнивать строчную  и заглавную буквы О,

- сравнивать печатную и письменную буквы. Обучающийся научится

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обучающийся получит возможность

 -воспроизвести форму изучаемой буквы,

-правильно записывать заглавную букву в именах собственных,

-записывать предложения.

-  обозначать границы  предложения на письме.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы буквы О, о.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать буквы О, о из различных материалов.

Писать буквы О, о в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы О, о с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Правильно записывать имена собственные.

Читать предложение, анализировать его, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения.

Воспроизводить и применять правила работы группе

13.

Заглавная букваО

С.17

14.

Строчная буква и

С.18

Обучающийся научится

-сравнивать строчную и заглавную буквы

-сравнивать печатную и письменную буквы.

Обучающийся научится

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [и].

Обучающийся получит возможность

 -воспроизвести форму изучаемой буквы,

-правильно записывать заглавную букву в именах собственных.

-подбирать  слова со звуком [и], записывать некоторые из них,

-использовать комментированное письмо слов и предложений

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчной букве и.

Называть правильно элементы буквы и.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать букву и из различных материалов.

Писать букву и в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанную букву и с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова.

Осваивать приёмы комментированного письма.

Записывать слова с буквой и под руководством учителя с комментированием.

Воспроизводить и применять правила работы группе

15.

Заглавная букваИ

С.19

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы буквы И.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать букву И из различных материалов.

Писать букву И в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанную букву И с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Правильно записывать имена собственные.

Составлять устный рассказ по опорным словам, содержащим изученные звуки.

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Воспроизводить и применять правила работы в группе

16-17.

Письмо буквы  ы

Повторение написания изученных букв.

С.20-21

Обучающийся научится

-сравнивать печатную и письменную буквы.

Обучающийся научится

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ы].

Обучающийся получит возможность  

-воспроизвести форму изучаемой буквы,

-правильно записывать заглавную букву в именах собственных,

-подбирать слова со звуками [ы], [и],

-сравненивать произношения и написания слов с этими звуками/буквами.

-комментирован

ное письмо слов и предложений

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы буквы ы.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать букву ы из различных материалов.

Писать букву ы в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанную букву ы с образцом.

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Оценивать свою работу.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Записывать слова, содержащие буквы и, ы, с комментированием.

Воспроизводить и применять правила работы группе

18.

Строчная буква у

С.22

Обучающийся научится

-сравнивать строчную и заглавную буквы

-сравнивать печатную и письменную буквы.

Обучающийся научится

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [у].

Обучающийся получит возможность  

-воспроизвести форму изучаемой буквы,

-правильно записывать заглавную букву в именах собственных,

-подбирать слова со звуками [ы], [и],

- сравнивать произношения и написания слов с этими звуками/буквами,

 -комментирован

ное письмо слов и предложений

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы буквы У, у.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать буквы У, у из различных материалов.

Писать буквы У, у в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы У, у с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Правильно записывать имена собственные.

Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения.

Обводить по контуру орнамент, обводить и писать изученные буквы самостоятельно.

Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом.

Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках.

Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем

19.

Заглавная букваУ

С.23

20.

Строчная буква н

С.24

Заглавная букваН

С.25

Обучающийся научится

-сравнивать строчную и заглавную буквы

-сравнивать печатную и письменную буквы.

Обучающийся научится

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Обучающийся получит возможность  

писать  слоги  и слова с буквами Н, н.

-заглавную букву в именах собственных.

 -письмо предложений с комментированием,

-дополнять предложения словом, закодированным в предметном рисунке. –списывать  с письменного шрифта.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы буквы Н, н.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Обводить бордюрные рисунки по контуру.

Конструировать буквы Н, н из различных материалов.

Писать буквы Н, н в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы Н, н с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную (печатную и прописную).

Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения.

Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках.

Применять критерии оценивания выполненной работы.

Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам

Используемая литература.

  1. Л.Г. Кудрова.  Программа предшкольной подготовки детей города Троицка.
  2. В.С. Володина «Альбом по развитию речи», изд. ЗАО  «РОСМЭН _ ПРЕСС», 2005 г.
  3. Л.В. Управителева. «Подготовка к школе в детском саду», изд. г. Ярославль «Академия развития», 2007 г.
  4. Л.А. Костарева «35 занятий по подготовке детей к школе», изд. «Аквариум ЛТД», 2002 г.


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 г. Якутска»

(с углубленным изучением отдельных предметов)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по НМР

___________ /Сивцева С.Г./

Зам директора по УВР

_____________ /Варламова М.Н./

Рабочая программа предшкольной подготовки

«Мир вокруг меня»

на 2014/2015 учебный год

Составитель:

Обутова Александра Васильевна,

 учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

г. Якутск - 2014 г.


ПРОГРАММА

«Мир вокруг меня»

 (ознакомление с окружающим миром)

Пояснительная записка

        Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

        Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением – младшему. В тоже время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром  и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

        Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления гармонии человека и природы,  формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть  духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

        В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и сами с собой предлагается программа курса для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на 17 занятий (1 занятие в неделю).  

        Главная цель курса – пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы, воспитание чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, желания приносить пользу растениям,  животным, людям.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Формирование экологических знаний, умений, навыков.
  2. Обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.
  3.  Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной сферы.
  4. Способствовать формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его самореализации.

Содержание программы

Введение :

Знакомство с «Лесной школой». Узнавание животных, сказочных героев – учеников Лесной школы.

Золотая осень :

Изменения  окраски листьев. Узнавание деревьев по листьям. Грибы съедобные и несъедобные. Созревание плодов и семян. Узнавание плодов и семян разных растений Сад и огород. Погодные явления осенью.

Глубокая осень:

Заморозки. Появление первого льда на лужах. Замерзание рек, озер. Завершение листопада. Явления в жизни животных, их подготовка к зиме. .Подготовка животных к зиме. Отлет птиц. Прикочевка снегирей.

Предзимье:

Изменения, наблюдаемые в неживой природе. Изменения температуры воздуха. (холоднее, теплее) Осадки. Снегопад.

Начало зимы:

Снегопады, морозы, оттепели. Покой в жизни растений. Явления в жизни насекомых. Как зимуют насекомые. Игры детей зимой. Новый год.

Глубокая зима:

Жизнь животных зимой. Зима – голодное время для птиц. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Жизнь растений зимой. Зимние забавы.

Предвесенье:

Оседание снега. Появление наста. Оттепели. Первые проталины. Капель. Образование сосулек. День защитника Отечества.

Ранняя весна:

 Пробуждение растений. Появление травянистых растений. Сокодвижение у кленов и берез. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников. Первоцветы. Международный женский день.

Оживление весны :

Освобождение водоемов ото льда. Изменения в жизни животных.  Пробуждение водоемов. Прилет птиц. Гнездование. Помощь птицам в этот период. Явления в жизни животных. Пробуждение насекомых. Рождение детенышей у млекопитающих.

Занятие-игра:

Дорога в школу.

Ориентировка во времени:

Усвоение названий дней недели, месяцев, сезонов, частей суток;

Познакомить детей с часами.

Знакомство с профессиями людей:

Разнообразие профессий. Уважение к людям труда.

Требования к знаниям умениям и навыкам

  • Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.
  • Практически различать деревья, кустарники, травы.
  • Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.
  • Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).  
  • Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.
  • Знать названия распространенных профессий.
  • Познакомить детей с часами.
  • Знать своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и фамилию своих родителей;
  •  Знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома и квартиры;
  • Знать название своего государства, столицы;
  • Знать  государственную символику России (герб, флаг, гимн);
  • Знат ь правила поведения на дороге, правила поведения на кухне, в ванной комнате, правила поведения при появлении задымлённости или запаха газа;
  • Знать  правила гигиены;
  • Приводить  примеры домашних и диких животных, знать основные признаки, отличающие диких животных от домашних;
  • Называть  времена года.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название темы

Содержание

Планируемые результаты

УУД

(коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Личностные УУД

  1. 1

Урок знакомства.

Я и мои родители

знакомство детей, умение называть своё имя, фамилию, имена родителей.

 умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений: Как? Почему?

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (в процессе игры).

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

  1. 2

Москва - столица нашей Родины.

Знакомство с символами нашего государства, достопримечательностями нашей столицы. Карта России.

-способность обсуждать со взрослыми серьёзные темы, связанные с символами государства достопримечательностями столицы России;

-формирование нравственных основ патриотических чувств.

Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Осознание своей этнической принадлежности.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (прослушивание гимна).Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Моя малая Родина.

Достопримечательности  нашего города. Воспитывать любовь к своему родному городу

-способность обсуждать со взрослыми серьёзные темы, связанные с достопримечательностями своего города;

-воспитывать любовь к своему родному городу.

Начальные навыки социальной адаптации детей на улицах города.

Правила безопасного поведения в условиях города.

Знакомьтесь, моя семья…

Оформление  страниц тетради фотографиями и рисунками своей семьи

-умение рассказать о своей семье.

Мотивация учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний.

Моя семья

Взаимоотношения в семье.  Кем работают мои родители.

-умение оформлять страницы семейного альбома;

-способность обсуждать со взрослыми и сверстниками профессии родителей.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (в процессе игры).

Наш четвероногий друг

Проект «Мое домашнее животное».

-умение рассказать о своём любимом животном.

Мотивация учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний.

Дикие животные.

Явления в жизни животных. Название детенышей у млекопитающих.

-способность обсуждать со взрослыми и сверстниками план оформления своей тетради.

Мотивация учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний (игра, отгадывание животных)

Первоцветы (деревья и кустарники).

Пробуждение растений. Появление травянистых растений. Сокодвижение у кленов и берез. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников.

-умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений: Как? Почему?

-умение обсуждать со взрослыми и сверстниками результаты опытов.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Ориентация на их практическое применение

Сосульки

Первые проталины. Капель. Образование сосулек.

-умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений: Как? Почему?

-умение обсуждать со взрослыми и сверстниками результаты опытов.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Ориентация на их практическое применение

Что вокруг нас может быть опасным.

Правила безопасности на улице.

-способность обсуждать со взрослыми и выполнять в жизни правила безопасного поведения на улице;

-способность следовать инструкциям взрослых.

Соблюдать правила безопасного поведения

на улице.

Домашние опасности.

Правила безопасного поведения дома.

-способность обсуждать со взрослыми и выполнять в жизни правила безопасного поведения дома;

-способность следовать инструкциям взрослых.

Соблюдать правила безопасного поведения

дома.

Школа пешехода.

Правила дорожной безопасности.

-способность обсуждать со взрослыми правила безопасного поведения на улице, умение следовать им;

-соблюдение правил при переходе проезжей части улицы.

Соблюдать правила безопасного поведения на дорогах.

Чистота-залог здоровья.

Правила личной гигиены.

-способность обсуждать со взрослыми и сверстниками правила личной гигиены и следовать установленным требованиям личной гигиены.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Времена года

Времена года. Время суток. Связь между живой и неживой природой.

-умение ориентироваться во временах года;

-умение ориентироваться во времени суток.

-устанавливать связи между живой и неживой природой.

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

Знакомство с часами. Части суток

Слева направо. Знакомство с часами. Части суток и их следование друг за другом. Режим дня. Умение правильно применять термины: вчера, сегодня, завтра.

-знакомство с разнообразием часов.

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта. Соблюдать режим дня.

Транспорт

Виды транспорта. Правила поведения в транспорте.

-знакомство с разными видами транспорта

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

Профессии.

Разнообразие профессий. Уважение к людям труда.

- знакомство с разными видами профессий

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

Экскурсия в библиотеку.

Где живут книги. Как выбирать книгу.

-способность обсуждать со взрослыми и сверстниками правила поведения в библиотеке.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (в процессе игры).

Книжка-малышка

Проект «Мир вокруг меня»

-умение составлять рассказ по сюжетным картинкам с правильной последовательностью.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (в процессе работы).

Обобщение по курсу окружающего мира.

Что я узнал.

-изготовление изделий из различных материалов

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Используемая литература

  1. Л.Г. Кудрова.  Программа предшкольной подготовки детей города Троицка.
  2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Мир вокруг меня», изд. «Дрофа», 2007 г.
  3. А.А. Вахрушев «Здравствуй мир!».

Программа подготовки дошкольников к поступлению в школу.


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 г. Якутска»

(с углубленным изучением отдельных предметов)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по НМР

___________ /Сивцева С.Г./

Зам директора по УВР

_____________ /Варламова М.Н./

Рабочая программа предшкольной подготовки

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

на 2015/2016 учебный год

Составитель:

Обутова Александра Васильевна,

 учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

г. Якутск - 2015 г.


Программа по чтению

«Обучение грамоте»

     Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

     Задача, стоящая перед  педагогом: легко и весело ввести ребенка в письменность, сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

     Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное  звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.                                        


 Требования к уровню подготовки детей к концу года.

Обучающие должны уметь:

            ▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;

▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

▫ свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

▫ правильно согласовывать слова в предложении;

▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

▫ ориентироваться на странице книги;

▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;

▫ правильно использовать предлоги;

▫ правильно произносить звуки

                     


Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Игровая тема занятия

Языковое содержание

Планируемые результаты

УУД

(коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Личностные УУД

Формирование представлений о звуках

Знакомство со словом

Путешествие в городок «Звукинск». Звуки согласные и гласные.

Звуки образующие слово. Гласные и согласные звуки.

П: Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания при работе со сказкой.

Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Р: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой, работе с книгой.

К: Умение строить развёрнутый ответ на вопрос с опорой на заданный образец начала высказывания.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому. Уважительное

отношение к иному мнению.

Слог. Гласные звуки. Ударение.

Предложение. Гласные звуки.

Деление слов на слоги. Гласные звуки.

Знакомство с предложением. Гласные звуки. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения гласных звуков..

Р: Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

К: Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (проверка деления слов на слоги, обозначение ударения, составление схем предложения).

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Слог. Гласные звуки. Ударение.

Предложение. Гласные звуки.

Деление слов на слоги. Гласные звуки.

Знакомство с предложением. Гласные звуки. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения гласных звуков..

Р: Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

К: Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (проверка деления слов на слоги, обозначение ударения, составление схем предложения).

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Звуки   [а], [у],  [и],  [ы],  [э], [о]

Слово, слог, ударение, гласные звуки.

Слова, определяющие род существительного (он, она, оно).

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Умение работать с дидактическими иллюстрациями (определение по рисункам слов, из которых выделяется звук, обозначаемый новой буквой).

Р: Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка.

К: Предлагать помощь и сотрудничество.

Умение вести устный диалог при ответах на вопросы.

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Самоопределение.

Буквы я,е,ё,ю – показатель мягкости предшествующего согласного

Слово, слог, ударение, гласные звуки.

Слова, определяющие род существительного (он, она, оно).

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Р: Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

К: Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (проверка гласных звуков, обозначающих твердость предшествующих согласных в слоге, выставленных на наборном полотне).

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Звуки [н] – [н[’

Звуки [м] – [м]’

Согласные звуки. Единственное и множественное число предметов.

Согласные звуки. Четвертый лишний (лишний предмет в ряду).

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (какими звуками отличаются модели этих двух слов?).

Р: Формулирование и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать, что узнать?).

Взаимоконтроль

К: Умение строить монологическое высказывание. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Звуки [с] – [с]’

Звуки [з] – [з]’

Согласные звуки. Образование уменьшительно-ласкательных форм.

Согласные звуки. Согласование существительного с числительным.

П: Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Р: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

К: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Дифференциация звуков [с] – [з], [с]’- [з]’

Различие звуков [с] -  [з]. Понимание форм глаголов мужского и женского рода.

П: Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования).

Р: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (поиск слов со звуками [з][з,];

К: Умение строить монологическое высказывание.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Звук  [ц]

Согласный звук [ц]. Слова, обозначающие предмет и их признаки.

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков

Р: Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок

К: Умение слушать собеседника и строить понятные устные высказывания. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формирование ценностного отношения к природному миру

Звуки  [с] – [ш]

Звуки  [з] – [ж]

Различие согласных звуков. Слова, обозначающие предмет и их действия.

Согласные звуки. Родственные слова (похожие слова).

П: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: через анализ пар слов на цветном фоне.

Р: Ставить новые учебные задачи, адекватно использовать речь, выполнять учебные действия.

К: Умение строить монологическое высказывание (отвечают на вопросы).

Развитие навыков сотрудничества.

Звуки  [ш] – [ж]

Звук  [щ]

Различие звуков. Слова сложного слогового состава.

Согласный звук [щ]. Сходство и различие предметов (форма, цвет, размер).

П: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: через анализ пар слов на цветном фоне.

Р: Ставить новые учебные задачи, адекватно использовать речь, выполнять учебные действия.

К: Умение строить монологическое высказывание (отвечают на вопросы).

Развитие навыков сотрудничества.

Звуки  [б] – [б]’

Звуки  [п] – [п]’

Согласные звуки. Образование притяжательных местоимений.

. Слова – антонимы.

П: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: через анализ пар слов на цветном фоне.

Р: Ставить новые учебные задачи, адекватно использовать речь, выполнять учебные действия.

К: Умение строить монологическое высказывание (отвечают на вопросы).

Развитие навыков сотрудничества.

Звуки  [д] – [д]’

Звуки  [т] – [т]’

Согласные звуки. Возвратные глаголы (на тся, ться),

. Совершенный и несовершенный вид глаголов (что делает? что сделает?)

П: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: через анализ пар слов на цветном фоне.

Р: Ставить новые учебные задачи, адекватно использовать речь, выполнять учебные действия.

К: Умение строить монологическое высказывание (отвечают на вопросы).

Развитие навыков сотрудничества.

Звук  [ч]

Согласный звук [ч]. Образование новых глаголов с помощью приставок.

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых изучаемых новой буквой; выяснение общих черт непарных согласных.

Р: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании одного и того же текста, выполняя различные упражнения») и отвечая на вопросы.

К: Предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в группах и в парах

Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера, через отгадывание загадок.

Звуки  [в] – [в]’

Звуки  [ф] – [ф]’

Обучение составления предложения. Распространенное предложение.

Обучение подробному пересказу.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования).

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (сравнение звуков, слов, написанных на цветном фоне по звучанию и значению).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Р: Взаимоконтроль (при работе в парах)

К: Умение строить монологическое высказывание.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Звуки  [л] – [л]’

Звуки  [р] – [р]’

Составление рассказа по сюжетным картинкам или по серии картинок.

Обучение составлению текстов описаний (предметов).

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Р: Формулирование и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). Взаимоконтроль

К: Умение строить монологическое высказывание. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при работе в парах).

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Гласные и согласные звуки

Обучение составлению творческого рассказа (по началу, по концу).

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (сравнение текущей страницы с предыдущими).

Р: Формулирование и удержание учебной задачи.

К: Умение строить монологическое высказывание (составление рассказа по картинке).

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Дифференциация твердых и мягких согласных

Обобщение знаний, умений, навыков.

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Р: Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

К: Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (проверка гласных звуков, обозначающих твердость и мягкость предшествующих согласных в слоге).

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Дифференциация твердых и мягких согласных

Обобщение знаний, умений, навыков.

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Р: Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

К: Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (проверка гласных звуков, обозначающих твердость и мягкость предшествующих согласных в слоге).

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Спасибо тебе, АБВГДейка!

Заучивание наизусть.

П: Работа с алфавитом.

Р: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании одного и того же текста.

Взаимоконтроль при работе в парах и группах.

К: Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в группах и в парах).

Формирование внутренней позиции дошкольника на основе положительного отношения к чтению.

Используемая литература.

  1. Л.Г. Кудрова.  Программа предшкольной подготовки детей города Троицка.
  2. В.С. Володина «Альбом по развитию речи», изд. ЗАО  «РОСМЭН _ ПРЕСС», 2005 г.
  3. Л.В. Управителева. «Подготовка к школе в детском саду», изд. г. Ярославль «Академия развития», 2007 г.
  4. Л.А. Костарева «35 занятий по подготовке детей к школе», изд. «Аквариум ЛТД», 2002 г.
  5. Н.С. Жукова Букварь: учебное пособие М.: Эксмо, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...