Программа "Лесная сказка"
рабочая программа (1 класс)

Хакимова Алсу Хамзовна

Курс психологической адаптации будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_lesnaya_skazka.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к курсу психологической адаптации первоклассников.

Данная программа разработана для работы с детьми 5,5-7 лет (будущими первоклассниками)

 Анализ подготовки детей к школе свидетельствует о наличии педагогических, психологических и физиологических проблем в организации обучения, воспитания и развития детей, поступающих в первый класс.

 В обществе наметились две устойчивые группы детей: «организованных» (посещающих детский сад) и «неорганизованных» (не посещающих детский сад). При этом часть детей, как «организованных», так и «неорганизованных», могут посещать подготовительные классы (на базе школы).  Такое «расслоение» в отношении к подготовке к школе создаёт проблему для самих детей, их родителей, так и учителей начальной школы. Учителю, принимающему детей разной степени подготовленности в первый класс, приходиться осуществлять корректировку уровней подготовки. Чаще всего это выравнивание ограничивается образовательной стороной, тогда как специфика возраста детей предполагает подготовку их к осуществлению в школьной жизни широкого спектра деятельностей.  

            Педагогу в период подготовки детей к школе необходимо решать задачу поддержки и усиления познавательной мотивации, творческого потенциала во всех видах деятельностей в соответствии с сензитивностью периода, тем самым создавая базу плавного перехода в школьный период детства и успешной социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям жизнедеятельности. Переходный период к школе, по данным медицинских исследований, связан со значительными потерями физического и психического здоровья детей в силу резкого повышения умственных и физических нагрузок. Поэтому важно осуществлять плавный переход к школе с постепенным освоением её требований на основе здоровьесберегающих технологий.

        В условиях проводимой политики в области образования, направленной на обеспечение доступности, повышения качества и обеспечения равных стартовых возможностей обучения в начальной школе, нельзя не обратить внимания на расхождения в программе обучения детей в детском саду и требованиями предъявляемыми школой. Поэтому возникает необходимость в программе занятий, в которой будут учтены наиболее часто встречающиеся трудности у детей, решение которых позволит всесторонне подготовить ребенка к обучению в школе. Для многих родителей готовность к школе означает умение ребенка писать, считать и читать, но этих умений явно недостаточно для успешного усвоения школьной программы. Понятие «готовность к школьному обучению» намного шире и включает в себя:

  • Социальное развитие, т.е. умение управлять своим поведением, владение конструктивными способами общения.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  • Мотивационная готовность.
  • Развитие познавательной активности.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Достаточный уровень произвольной саморегуляции.

Таким образом, цель данной программы – всесторонняя подготовка детей к школьному обучению в игровой форме.

 Задачи  программы.

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие навыков социального общения.

3. Развитие функций внимания, мышления и речи, памяти, зрительно - пространственного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки, зрительно-моторной координации  и произвольной саморегуляции.

Психологические занятия  с дошкольниками можно разделить на 3 этапа.

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью  или паузой.

Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитие познавательных процессов  - восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы  - мыслительных умений.

Третий этап (эмоционально – эстетический).  Предусматривает смысловую законченность (начало и конец  занятия  должны быть взаимосвязанными). Цель работы на этом этапе вызвать у детей интерес к определенной проблеме, Эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать личный опыт.

         Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. 30 «лесных» сказок раскрывают 5 основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

Тематическое планирование

Содержание занятия

Дата

план

факт

1

Занятие № 1

Сказка «Создание лесной школы»

Игра «Ветер дует на…»

Упражнение «Раскрась ёжика»

«Найди всех зверей»

Игра «Доброе животное»

06.10

06.10

2

Занятие № 2

Сказка «Букет для учителя»

Приветствие игра «Делай, как я»

Упражнение «Букет»

Игра «Составь картинку»

Игра «Подари мне свою улыбку»

13.10

13.10

3

Занятие № 3

Сказка «Смешные страхи»

Приветствие игра «Все кого зовут…»

Упражнение «Помоги зайчикам встретиться»

Игра «На что похоже настроение»

Игра «Бывает, не бывает»

20.10

20.10

4

Занятие № 4

Сказка «Игры в школе»

Приветствие игра «Незнайка»

Упражнение «Раскрась всех рыб»

Упражнение «Лабиринт»

Упражнение «Время года»

27.10

27.10

5

Занятие № 5

Сказка «Школьные правила»

Приветствие игра «Пропой своё имя»

Упражнение  «Что такое хорошо и что такое плохо»

03.11

03.11

6

Занятие № 6

Сказка «Собирание портфеля»

Приветствие игра «Ветерок»

Упражнение «Раскрась филина»

Игра  «Школьные принадлежности»

Игра «Доскажи словечко»

10.11

10.11

7

Занятие № 7

Сказка «Белочкин сон»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Закономерности»

Игра «Воздушный шар»

17.11

17.11

8

Занятие № 8

Сказка «Госпожа Аккуратность»

Приветствие игра «Пёрышко»

Упражнение «Четвёртый лишний»

Упражнение «Цветочки»

Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»

24.11

24.11

9

Занятие № 9

Сказка «Жадность»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Мостик дружбы»

Упражнение «Цепочка»

Игра «Угадай, кто мой друг»

01.12

01.12

10

Занятие № 10

Сказка «Волшебное яблоко»

Приветствие игра «Подари мне свою улыбку»

Упражнение «Составь картинку»

Игра «Право – лево»

Игра «Передай мяч»

08.12

08.12

11

Занятие № 11

Сказка «Подарки в день рождения»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Запоминайка»

Упражнение «Раскраска»

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Игра «Подарки»

15.12

15.12

12

Занятие №12

Сказка «Домашнее задание»

Приветствие игра «Колокольчик»

Упражнение «Листочки»

Упражнение «Четвёртый лишний»

Игра «Доброе животное»

22.12

22.12

13

Занятие № 13

Сказка «Школьные оценки»

Приветствие игра «Мячик»

Упражнение «Парные картинки»

Упражнение «Последовательность»

Игра «Найди свой цветочек»

12.01

12.01

14

Занятие № 14

Сказка «Ленивец»

Приветствие игра «Ладошки»

Упражнение «Листочки»

Упражнение «Прятки с картинками»

Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»

19.01

19.01

15

Занятие № 15

Сказка «Списывание»

Приветствие игра «Колокольчик»

Упражнение «Продолжи ряд»

Упражнение «Определения»

Игра «»

26.01

26.01

16

Занятие № 16

Сказка «Подсказка»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Запоминайка»

Упражнение «Угощенье»

Упражнение «Диктант»

Игра «Противоположность»

02.02

02.02

17

Занятие № 17

Сказка «Обманный отдых»

Приветствие игра «Поймай взгляд»

Упражнение «Диктант»

Игра «Найди отличие»

Игра «Волшебный лес»

09.02

09.02

18

Занятие № 18

Сказка «Бабушкин помощник»

Приветствие игра

Упражнение «Лабиринт»

Игра «Зеваки»

16.02

16.02

19

Занятие № 19

Сказка «Прививка»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Говорящие рисунки»

 Игра «Составь картинку»

Игра «Замри»

02.03

02.03

20

Занятие № 20

Сказка «больной друг»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Снеговик

Упражнение «Диктант»

Игра «Подарки»

09.03

09.03

21

Занятие № 21

Сказка «Ябеда»

Приветствие игра «Доброе утро»

Упражнение «Что лишнее в ряду»

Упражнение  «Одинаковые»

Игра «Составь картинку»

Игра «Комплименты»

16.03

16.03

22

Занятие № 22

Сказка «Шапка-невидимка»

Приветствие игра «Ладошки»

Упражнение «Цветочные закономерности»

Упражнение «Осенние листья»

Игра  со шляпой

23.03

23.03

23

Занятие №  23

Задача для Лисенка»

Приветствие игра «Здравствуйте»

Упражнение «Продолжи ряд»

Упражнение «Выполни по образцу»

Игра  «Запрещённое движение»

30.03

30.03

24

Занятие № 24

Сказка «Спорщик»

Приветствие игра «Наши помощники»

Упражнение «Парные фигуры»

Упражнение «Закономерности»

Игра  «Топ – хлоп»

06.04

06.04

25

Занятие № 25

Сказка «Обида»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Лишнее животное»

Упражнени  «Дорисуй-ка»

Игра «Слушай хлопки»

13.04

13.04

26

Занятие № 26

Сказка «Хвосты»

Приветствие игра «Наши помощники»

Упражнение  «Что неверно»

Упражнение «Диктант»

Игра   «Доброе животное»

20.04

20.04

27

Занятие № 27

 Сказка «Драки»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Дотронься до…»

Упражнение  «Продолжи ряд»

Упражнение «Кораблики»

Игра «Воздушный шар»

27.04

27.04

28

Занятие № 28

Сказка «Грубые слова»

Приветствие игра «Я рад вас видеть»

Упражнение «Ругаемся овощами»

Упражнени  «Мимика и жесты»

Игра «Слушай хлопки»

04.05

04.05

29

Занятие № 29

Сказка «Дружная страна»

Приветствие игра «Давайте поздороваемся»

Упражнение «Ковер»

Упражнени  «Найди лишнее»

Игра «Дружный паровозик»

11.05

11.05

30

Занятие № 30

Сказка «Гордость школы»

Приветствие игра «Давайте поздороваемся»

Упражнение  «Найди отличие»

Упражнени  «Дорисуй-ка»

Игра «Дуэт»

18.05

18.05

Литература

  1. Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей 4-6 лет. М., 1991.
  2. Аксенова А.К. Дидактические игры. М., 1991.
  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития  личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.  СПб.: Речь , 2001.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.;Генезис, 1999.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. СПб.; Речь, 2002.
  6. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.; «Сфера», 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...