Методическая разработка обучение грамоте и развитие речи "Звуки "Г-К" и "Гь-Кь", буквы Г и К + математика "Числовой отрезок"
методическая разработка (1 класс)

Торопина Анастасия Сергеевна
Тема: Звуки "Г-К", "Гь-Кь". Буквы "Г", "К" "Числовой отрезок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx10.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: обучение грамоте и развитие речи  Звуки «Г-К», «ГЬ-КЬ». Буквы «Г», «К»

математика «Числовой отрезок»

Цели и задачи занятия: 

  Формировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу.

Обучение грамоте

Способствовать развитию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа,. Закреплять умение использовать цветовые обозначения для характеристики  согласных звуков ( на примере пар звуков Г-ГЬ, К-КЬ).

Познакомить с буквами Г,К как письменными знаками согласных звуков. Учить читать слоги.

Математика

Закрепить пространственные  представления влево, вправо, формировать представление о числовом отрезке, познакомить со способами сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке

Тренировать умение печатать цифры 1-4

Ход занятия

Мотивационный этап

У нас сегодня песенное начало. Послушайте слова песенки и скажите, из  какой они сказки?  (из сказки «Колобок»)

Правда ли, что и в начале и в конце этого слова мы слышим одинаковые звуки?  

Слушаем  орфоэпическое произношение: ка-ла-бок.

 Какой звук услышали в начале слова? В конце?  

Игра « Угадай мелодию»  (по «минусовке» без слов)  Споём первый куплет?

Кто герои этой песенки? Ещё раз - хором. Каждый сам, шепотом (Гуси)

Попробуем определить, что  за звуки в начале слов..

Ставим опыт:  произносим  К/ Г  – каждый ребенок сам. Есть преграда во рту, в горле?  что мешает проходить воздуху?  Значит, какой это звук?  (согласный)

Поиграем?  Услышите звук  К в имени сказочного героя хлопните в ладоши.

Карлсон, Кот в сапогах, Коза Дереза, Крошка Енот,

Попугай Кеша, Крокодил Гена

А здесь надо ли делать хлопок? Кто напомнит, какое правило было в игре ( К- это твёрдый, а тут Кь- мягкий, значит не надо)

 Мы с вами делаем вывод : К Г Кь Гь- согласные звуки, в горле есть преграда!

Ориентировочный этап

Откроем тетради по обучению грамоте, с.36 внизу.

 Что вы видите? Под каждой картинкой квадратик.  Нам предлагают закрасить квадрат по первому звуку в слове. Как можно закрасить?

Игра: Подскажи словечко « Красим синим, если согласный ______. Красим зелёным, если согласный_______)

Первый звук  в слове КИТ?  (Хором)    Этот звук согласный _________( мягкий)

Каким цветом закрасим квадрат под картинкой кита? Почему?

Первый звук в слове ГОРОХ?   (Вместе хором)   Каким цветом закрасим квадрат под картинкой гороха? Почему?

КОТ. Первый звук в слове КОТ?   Согласный, твердый?  Каким цветом закрасили? Почему?

Последняя картинка:  узнали предмет?  (Гиря)  доделайте самостоятельно.

 закрасьте квадрат нужным цветом.

Проверяем.    Как закрасили звук Гь в слове ГИРЯ?

Физминутка ( с показом движений)

Скок, скок,скок, скок,

Покатился колобок. ( наклоны туловища вправо-влево)

Раз – поднялся, потянулся, (руки через стороны вверх)

Два – согнулся, разогнулся, ( наклон, руками до пола)

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. (одновременно хлопок- кивок)

На четыре – руки шире. ( руки в стороны, потянулись)

Пять – руками помахать,( встряхнуть плечи и локти)

Шесть – на место тихо сесть.

                                    Исполнительный этап

 Тут записаны два  слова - это названия наших сегодняшних  песенных  героев.

 Где записано имя  этого героя ( картинку): справа или слева? Как догадал/ася?

Вы согласны? Кто думал по-другому? Чего не хватает в записи слова?

 Значит, надо нам познакомится и научиться писать эту букву.

                          -УСИ                                     _ОЛОБО_              

На стр.37 в правом верхнем углу найдите портрет буквы по описанию

«Буква Г, совсем другая: она стройная, прямая,

Нос свой держит впереди, чтобы знать куда идти».

В какое слово надо вписать эту букву? ГУСИ

  ( Показ на доске) Пишем- раз- палочку вниз. Оторвали руку. Поставили в начало. Два- вправо. Красивая буква получилась, Правильная? Читаем слово (по указке ГУ СИ)

 А если так написать ( вертикальная и  горизонталььная линии одной длины)?

Значит, вниз- палочка длинная, вправо-покороче. ( прописывают в воздухе), обводят по пунктиру в рабочей тетрадке все буквы Г .

Читают столбики слогов (по цепочке), по возможности  договаривая до целого слова ( например, га-раж, го-рка, гуси, гюрза-змея, гиря, ге-рой)

-В каких случаях согласная Г произносится как твердо?/мягко?

- Теперь второе слово. Нужно записать букву?  (К)- в правом верхнем углу нашли по моей подсказке нужное изображение:

                                        «Про букву К скажу вам смело – на стенку бабочка присела».

.Пишу: И раз - палочка вниз, оторвала руку. И к серединке- два.  И вниз-вправо-   три! Обратите внимание: Крылышки у бабочки одинакового размера, иначе летать невозможно.

 Я- на доске, а вы- руку на локоток, вместе со мной под счёт: И раз И два И три!

-Напишите букву К в слоговой домик слева, в каждое окошечко.

-Прочитаем слоги (по цепочке), по возможности  договаривая до целого слова ( например, камень, кот, кулак, кубик, киса, кегли.

-Что заметили?

Сколько слогов с твёрдым Г написано и прочитано?

Сколько слогов с мягким Кь  написано и прочитано?

Переменка

-Открываем математические тетради с.36 задание 2

-Нашли рамочки с картинками?  Что изображено?  (пчелки,  мёд, торт, тарелки,  конфеты, мороженое, эскимо, палочки.

-Назовите слова с картинок, где  встречаются наши сегодняшние звуки «к-кь», или «г-гь».

-Составим рассказ по картинке с конфетами. (Варианты детей: трюфели, шоколадные, вафельные).

Для чего нам оставили место под картинкой?        Надо сделать запись из трех знаков

-На столе лежали две конфеты прямоугольной формы и две конфеты круглой формы. Сколько всего конфет лежало на столе?  Обведите линией все конфеты.  Сколько их?

                    2 + 2 ( хором ЧЕТЫРЕ)

-Мама купила 4 мороженых , два уже съели. Сколько эскимо осталось?   Закройте пальчиком  съеденные    Сделаем запись под картинкой.

  4  -  2       Осталось? (хором  ДВА)

-        Давайте потренируемся находить части и целое в примерах- вверху страницы задание №2. Нашли?

В записях  пропущены знаки действий. Подумаем, где будет знак сложения - плюс?

Как догадались? ( было мало, стало больше).  Вписываем и прочитываем записи.

Игра  « Подскажи словечко»  При сложении частей получили ______ (целое).

Обведите полученное число кружком - это у нас ЦЕЛОЕ. Остальные числа обозначают части- мы их подчеркнём ( любым цветом)

Записываем и прочитываем остальные примеры.

Из целого вычли часть, получили другую_________( часть).  Целое - из него берем, вычитаем-  кружком обвели. Части подчеркнули.

Мотивационный этап

Наш Колобок катился по ____________  (Рисую на доске отрезки одинаковой длины, но разного цвета).

-Кого Колобок встретил сначала? Отмечаем место встречи с Зайцем

Потом кто повстречался?  Отмечаем место встречи с Волком.

Потом ему навстречу попался Медведь. Отмечаем место встречи

 Кого последним повстречал Колобок?

Первым встретил ___(Нумерую по очереди по порядку), Потом______. Потом ___ И наконец _____

-Колобок прошел длинный путь (показываю весь отрезок,)   Сколько животных он  встретил по пути?

Вывод педагога: Весь путь по прямой, составленный из одинаковых отрезков, называется числовым отрезком.

Опытно-практический этап

Игровая деятельность:  Конструирование числового отрезка из счетных палочек (от края стола, чтобы наращивание шло только в правую сторону) у каждого по одной).

Положили ровненько свою палочку, внизу на стыке- цифру.  

Раздаю заранее заготовленные листочки с нарисованными отрезками.

-Найдите на числовом отрезке число 1

-О чем оно рассказывает? (пройден 1 шаг, отложен 1 отрезок)

-В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? Почему?

-Сколько шагов вправо необходимо сделать, если мы хотим прибавить 1?

-Какое число получили?     (Записываю 1+1=2)          Далее записываю 2+1=

-Как  же по числовому отрезку найти результат сложения +1?

Найдите число, к  которому  прибавляем1? Сделайте по отрезку один шажок вправо. Смотри ответ.

(Провожу на доске, а дети на листочках дугу со стрелкой от числа 2 к числу 3.)

-Сделайте вывод: как с помощью числового отрезка выполнить сложение?

ВЫВОД: по  числовому отрезку прибавить 1, значит надо на отрезке найти  число и от него сделать 1 шаг вправо.

-А как же с помощью числового отрезка выполнить вычитание?

Записываю на доске 4-1=

-Находим на числовом отрезке число 4. В какую сторону будем двигаться? Почему?

-Сколько шагов надо сделать, если мы хотим вычесть/убрать один?

-Какое число получим? Предлагаю детям из 3 вычесть/убрать 1

Дети выполняют с комментариями.

ВЫВОД: для того, чтобы с помощью числового отрезка от числа отнять 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг влево.

Продолжаем работать в математических тетрадях с.35

-Реши, используя числовой отрезок.

Физминутка

Дети выходят в центр, держась за руки, образуют круг.

Правила: когда услышите «прибавить 1», то дети должны сделать шаг вправо и сказать «вправо». Попробовали.

Когда услышите «вычесть 1», то дети должны выполнить шаг влево и сказать «влево».

по моей команде – прибавить 1, вычесть 1, вычесть 1, прибавить 1, прибавить 1, прибавить 1, вычесть 1, прибавить 1, вычесть 1, …

Перспективный этап

С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились? Теперь вы сможете прочитать больше слов с изученными буквами.

Теперь вы сможете по числовому отрезку к любому числу прибавить 1 или вычесть 1?

Какие записи мы сегодня прочитывали?  (Слова  - гуси, колобок, слоги в домиках, примеры на сложение и вычитание. Записи можно прочитывать.

  О чем пришлось догадываться? ( по стишку- узнавать портрет букв, Для чего  под картинкой отмечено место ?  синим или зелёным  покрасить звуковые квадратики?   Какие цифры надо вписать под рисунком?)

Какие записи делали сами?  (Буквы ГиК, изученные числа и действия с ними, отмечали целое и части).

Какое задание показалось самым  простым? А самым сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"...

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....