Урок математики 4 класс "Дроби"
план-конспект урока (4 класс)

Урок математики 4класс по теме"Дроби"(урок усвоения новых знаний,цель урока;сформировать предаставление о дроби как о числе,выражающем часть единиц счета или измерения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики – 4 класс

Тема:   Дроби.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока : сформировать представление о дроби как о числе, выражающем часть единиц счета или измерения

Задачи урока:

  • предметные: иметь представление об образовании дроби
  • метапредметные: определять и формировать цель урока, понимать учебную задачу урока, оценивать свои достижения, работать в паре, в группе, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы ,использовать учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • личностные: быть мотивированным к учебной деятельности.

Оборудование: учебник  по  математике  Дорофеев Г.В. – 4 класс; карточки для  работы учащихся в группах и в парах;

Демонстрационный материал: 

1) смайлики;

2) карточка с заданиями для актуализации знаний:

                                    A                                                                         B

3) правила работы в группах

4) понятие дроби:

5) модель отрезка:

А                                                                  В

6) алгоритм нахождения n – ой доли единицы:

7) образец выполнения самостоятельной работы:

а)

б)

 Раздаточный материал:

1)

Образовательные технологии, используемые на уроке:

технология деятельностного метода;

здоровьесберегающие технологии;

ИКТ-технологии;

технологии сотрудничества;

Методы и средства, используемые на уроке:

наглядно-иллюстративный,

логический (анализ, синтез),

словесный (диалог, беседа);

методы обучения «создание ситуации успеха»;

метод контроля и коррекции;

 метод комментированного выполнения задания;

метод  рефлексии деятельности;

метод стимулирующего оценивания результатов;

учитель: Мингазина Н.Г.,МБОУ"СОШ№39"(высшая категория)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Результаты обучения

1Мотивация к учебной деятельности 

Цель:                                     мотивация учащихся к учебной деятельности, включение в деловой ритм урока.  Подготовка к работе.

Девиз урока:            

Я хороший

Я все умею

Я все могу

У меня все получится.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

ЛУУД  (личностные)                                                                       - широкая мотивационная  основа учебной деятельности;      

РУУД  (регулятивные)                                                                                      -принимать и                     сохранять учебную                 задачу;                                   - выполнять учебные действия в громко-              речевой и умственной форме;                                      

ПУУД (познавательные)                                                                    – анализ объектов с выделением существенных  и несущественных         признаков;                                                                                               - строить рассуждения и алгоритмы;                              

КУУД  (коммуникативные)                                                      –  учитывать разные                    мнения;                                                                       - формулировать собственное мнение

Подготовка учащихся к работе, мобилизация их ЗУН на изучение новой темы на протяжении всего урока

2.Актуализация

знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель:                                     повторить изученный материал; выявить уровень знаний, мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению; организовать фиксирование цели и темы урока; организовать выполнение пробного действия  и фиксацию затруднение в учебной деятельности

Составление выражений по тексту задачи:

1)Одну конфету разделили поровну между двумя детьми. Сколько конфет получил каждый?(1:2)

2)Литр сока разлили поровну в 4 стакана. Сколько литров сока в каждом стакане?(1:4)

3)7 кг крупы рассыпали поровну в 3 пакета. Сколько килограммов крупы в каждом пакете?(7:3)

-Что мы сейчас повторили?(оценку величин)

-Какое будет следующее задание? С какой целью я вам предлагаю такое задание?(Для того, чтобы понять, что мы еще не знаем)

А)Задания для пробного действия

-Найдите значения составленных выражений и запишите его с помощью одного числа.

-Проанализируйте задание и скажите, что в нем  нового?( При нахождении частных не получиться целое число, в третьем выражении можно найти результат с остатком, а в первых двух и этого сделать нельзя, а в задании сказано записать с помощью одного числа)  

-Сформулируйте свою цель.(Записать частное с помощью одного числа)

-Это будет новая для вас запись?(да)

-Сформулируйте тему урока(Новая запись частного двух чисел)

-Что будем делать с пробным заданием?(Пробуем его выполнить и предложить свои варианты)

-С какой целью мы будем это делать?(Чтобы понять, каких знаний у нас не хватает для выполнения задания)

-Выполните задание. Время 1 минута.

-Запишем все варианты предложенные учащимися.

-Укажите алгоритм, которым вы пользовались при выполнении задания.(Алгоритма нет)

-Что нам показало выполнение пробного задания?(У нас отсутствуют знания способ записи результатов таких примеров)

Активная учебно-познавательная деятельность учащихся на основе опорных знаний.

Работа в группах.                 

Максимальное использование самостоятельности учащимися в добывании знаний и овладении способами действий.

(Коллективная деятельность с проверкой по эталону)

Работа в парах

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель:

Организовать восстановление выполнения операций и фиксацию места-операции, где возникло затруднение; организовать соотнесение действий с используемым способом и на этой основе организовать выявление и фиксирование причины затруднения

 

-Какое задание мы должны выполнить.(Записать результат деления одним числом, которое выражает часть целого)

-Где возникло затруднение?(При записи ответа одним числом)

-Почему возникло затруднение?(Нет способа записи частных, выражающих часть целого)          

 

Фронтальный опрос.  

ПУУД                                             – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;                                   - обобщать;                                         - строить рассуждения   в форме связи простых суждений об объекте;                         -использовать  алгоритмы;

КУУД                                            – формулировать собственное мнение; -строить монологическое высказывание;                             - контролировать действия партнёра;                        - учитывать разные мнения;

Активные действия учащихся с объектом изучения

4.Построение проекта из затруднения

Цель: 

В коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1.уточнение цели проекта(найти способ записи)

2.определение средств(алгоритм)

3.построение плана достижения цели.

-Сформулируйте цель своей деятельности?(найти способ записи части целого)

-Что вы можете использовать ,чтобы узнать  с помощью, каких чисел можно записать часть целого?(можно использовать учебник)

-как вы будете работать с учебником?(Мы должны прочитать текст и найти объяснение, с помощью каких чисел можно записать часть целого)

Физкультминутка. Игра »Истина-ложь»(истина-хлопаем,ложь-топаем)

Цель:

снятие общего утомления; снятие утомления глаз;

1.Острым называется угол, который больше прямого.(нет)

2.Тупой угол всегда больше прямого(да)

3.Единица измерения углов: килограмм(нет)

4.Два угла можно сравнить с помощью наложения(да)

5.Острый угол меньше прямого(да)

6.Тупой угол меньше прямого угла(нет)

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Выполнение упражнений согласно инструкции.

ЛУУД                                                – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

РУУД                                           - учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действия;

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся.

Выполнение учащимися предложенных учителем заданий.

5.  Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; создание условия для построения учащимися алгоритма нахождения n-ой доли единицы и зафиксировать его в речи, сформировать способность к его практическому использованию

Работа в учебниках

- стр. 3

-По тексту учебника найти числа, с помощью которых можно выполнить пробное задание.(3мин)

(одна группа высказывает свою версию)

На доске появляется понятие дроби(Дроби-это числа, выражающие части единиц счета или измерения)

А                                                                 В

-Согласны вы с тем. что отрезок АВ разделен пополам?(нет, части отрезка не равны)

-Можно сказать, одна часть является половиной отрезка?(нет)

-Какое условие должно выполняться?(части должны быть равными)

Работа в тетрадях.

-Проведите отрезок произвольной длины и разделите на две равные части.

-Как вы это сделали?(измерили длину отрезка, разделили на два и от одного конца отрезка отложили отрезок, получившейся длины)

-Как называют каждую часть?(половина)

-Отметьте половину цветным карандашом.

Задание группам:

-как вы будете находить треть, четверть, пятую долю некоторой мерки?(будем делить мерку на 3,4,5 равных частей и брать одну часть)

-Составьте алгоритм нахождения n-ой доли единицы.

Группы предлагают свои варианты, которые обсуждаются, корректируются, уточняются(вывешивается алгоритм)

Работа в группах (напомнить работу в группах)

Работа в группах(напомнить работу в группах)

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

6. Первичное закрепление и повторение полученных знаний,  включение их в систему общих знаний  Цель:                              организация деятельности по применению новых знаний; проверка умения действовать по алгоритму; осуществление самопроверки, пошагового сравнения с эталоном.

 

-Вы достигли поставленной цели?(да, узнали с помощью каких чисел можно записать часть целого, построили алгоритм)

-Что теперь надо сделать?(потренироваться)

Группам раздаются круги для выполнения задания:

-Раздели круг с помощью перегибания на 4 равные части и закрась одну часть красным карандашом. Какая это часть круга?

-Какую часть круга составляет незакрашенная часть? Какая из частей больше- закрашенная или незакрашенная?

Одна из групп предлагает свои варианты задания, остальные дополняют ответ.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения  задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Работа в группах(напомнить работу в группах)

РУУД                                          – принимать и сохранять учебную задачу;                                          - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;                                                                   -осуществлять контроль итоговый и пошаговый;                           ПУУД                                             – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;                                   - обобщать;                                         - строить рассуждения  в форме связи простых суждений об объекте;                         -использовать  алгоритмы;                                КУУД                                            – формулировать собственное мнение;                  -строить монологическое высказывание;                             - контролировать действия партнёра;                        - учитывать разные мнения;

Выполнение учащимися предложенных заданий, активная деятельность учащихся.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новы способ действий; организовать самооценку детьми правильность выполнения задания.

-Как узнать, правильно ли вы поняли новую тему?(поработать самостоятельно)стр4№ 2,стр5 №1.(4мин)

-Что теперь сделаем?(проверим)

-Посмотрите на образец выполнения, то допустил ошибки при выполнении?

-Как вы думаете, в чем причина? Как можно помочь? У кого все верно, поставьте "+".

Выполнение упражнений согласно инструкции.

ЛУУД                                       – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

КУУД                                                    - формулировать собственное мнение;    -строить монологическое высказывание

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

8.Рефлексия учебной деятельности.

Цель:  

Зафиксировать новое содержание изученное на уроке; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения

- На слайде вы видите незаконченные фразы. Прошу вас обдумать и продолжить их:

1. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ…

2. МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО …

3. Я НАУЧИЛСЯ…

4. БЫЛО ТРУДНО…

5. У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ…

6. МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ …

7. НА УРОКЕ МЕНЯ УДИВИЛО…

Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Используемые источники и литература.

1.Дорофеев Г. В. Математика. (часть 2). 4 класс. – М.:из-во «Просвещение», 2014г.

2. МаксимоваТ.Н.  Поурочные разработки по математике  – М.: из - во «Вако», 2014г.

3.Коновалова Е.И. Нестандартные уроки математики в начальной школе. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2008г.

4. Ресурсы Интернет

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...