Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников.
методическая разработка
Учебно-познавательная компетенция- это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающе элементы логической, методологической,общеудобной деятельности,соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.Сюда входят знания и умения целепологания, планирования, анализа, рефлексии,самооценки учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebno-poznavatelnoy_kompetentsii_mladshih_shkolnikov.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников.
Одна из главных задач на уроках в современной школе это формирование учебно–познавательной компетенции, так как она в большей степени определяет качество результата обучения. (1 слайд)
Программа ФГОС включает в себя формирование следующих универсальных учебных–познавательных действий и компетенций (2 слайд)
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы: (3 слайд)
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для формирования данных компетенций учителю необходимо владеть следующими современными технологиями:
- проблемного обучения – умение выдвигать гипотезу, ставить проблему, осознавать познавательную задачу;
- проектного обучения - умение использовать предметные знания для реализации цели, добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, энциклопедий;
- игровой деятельности:
- деловые и организационно-мыслительные игры - осознавать познавательную задачу, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- творческая игра - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- технологии ТРИЗ - теория решения изобретательских задач;
- технология развития критического мышления;
- групповые технологии - работа в группах;
- технология обучения в глобальном информационном сообществе.
Методы и приёмы работы по формированию данных компетенций:
- Драматизация, театрализация - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- Дискуссия – извлекать информацию, делать логические выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Методы взаимного обучения (групповая и парная работа) - осознавать познавательную задачу;
- Методы активного обучения: «Мозговой штурм»;
- Метод эвристических вопросов - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.
- Прием самостоятельного конструирования - работа с учебными моделями;
- Метод «Оптимус» - поиск и выделение необходимой информации;
- «Фишбоун» - овладение логическими действиями, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Одним из путей формирования познавательных компетенции являются нетрадиционных уроки:
- лекции,
- семинары,
- деловые и ролевые игры,
- пресс – конференции,
- суды над историческими понятиями,
- слёты специалистов.
Владение учебно-познавательной компетентностью учащимися начальной школы предполагает:
- Знание способов и приёмов познания;
- Знание и владение методами познавательной деятельности;
- Умение не только уметь находить решение уже известных познавательных задач, но и самостоятельно находить новые решения в новых нестандартных учебно-познавательных ситуациях;
- Ученик умеет не только творчески учиться, но и хочет учиться, ему интересно учиться, у него проявляются широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие интеллектуальные потребности.
Учебно-познавательная компетенция учащихся, являясь ключевой, актуальна как:
1.Фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности.
2.Фактор, влияющий на возрастание мотивации и познавательной активности.
3.Фактор позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни.
4.Готовность к продуктивной практической деятельности.
Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, комфорт.
Чтобы помочь ученикам начальной школы чувствовать себя комфортно, высвободить имеющиеся у них интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития педагогу необходимо:
- знать особенности индивидуального развития каждого ребёнка, его возможности, потребности и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ними;
- помогать учащимся сформировать необходимые навыки и внутренние психологические механизмы, помогающие успешно обучаться и общаться; способствовать превращению имеющихся у школьников широких побуждений в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, от которой во многом зависит успешное овладение учебной деятельностью в этом возрасте.
Важнейшим условием формирования учебно-познавательной компетенции является потребность общества в свободной и развитой личности, способной творить в постоянно меняющемся мире, самостоятельно добывать знания и применять их в жизни.
Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями знания не сообщаю в готовом виде, а даю задание, которое включает в себя противоречивую ситуацию.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию посмотреть фрагмент урока ОРКСЭ в 4 классе на тему «Честность и искренность» . На уроке применяется парная работа- Обсуждение жизненных ситуаций (метод взаимного обучения), прием «Кластер»(способ графической организации материала), прием –игра «Да-нет», Рефлексия. Игра «Полянка честности»- Все мы знаем, что рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в 21 веке: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Подведя итог, можно сказать, что внедрение в учебный процесс предложенных упражнений, методик и технологий, способствует формированию учебно-познавательные компетенции обучающихся.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".
Ракипова Альфия Нурлыгаяновна,
учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.
Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в это...
Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ. Доклад подготовлен и заслушан на региональной научно-практической конференции
Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, ...
Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»
Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....
Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителяЗадачи мастер-класса: передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последоват...
Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов...
Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального школьного образования.
Выступление на педсовете....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...