Программа воспитательной работы
рабочая программа (2 класс)

Лобанчук Вера Николаевна

Программа воспитательной работы (цели, задачи, содержание) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty.docx109.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

Классный руководитель

Лобанчук

Вера Николаевна

G:\фото\image.jpg

Образование: высшее

Квалификация: первая категория

Стаж работы – 42 года

Тема самообразования:  «Нравственное воспитание младших школьников»

2018– 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

«Человек обязательно должен быть чьим – то любимым, самым близким, незаменимым. Вот основа устойчивости человека в трудном и пока холодном нашем мире. Люди ничьи страшны, потому что предательство для них - норма существования, безответственность – норма совести. Для них и в самом деле ничего святого нет, даже собственное «Я» не дорого, грош цена себе и жизни тоже. Главное – спасти человека, сохранить в нём человеческое, тогда сохраним всё».

                                                                                                       Л. А. Никитина

 «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»

  В.Г.Белинский

Основные  внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители  - другие учителя  - другие классы) базируются на следующих принципах:  

  • Много знать  - престижно.
  • Помогать друг другу – нормально.
  • Готовить дело по чужому сценарию – невозможно.
  • Жить в неуютной обстановке  - нельзя.

Содержание

  1. 1. Пояснительная записка
  2. 2. Постановка проблемы и условия разработки программы
  3. 3. Цель и задачи  программы
  4. 4. Способы достижения целей.
  5. 5. Подходы к воспитанию.
  6. 6. Принципы построения воспитательной системы.
  7. 7. План поэтапной реализации программы воспитания.
  8. 8. Направления и цели для составления плана работы
  9. 9. Содержание (цель, задачи воспитательной работы в классе,  критерии эффективности воспитательного процесса, показатели эффективности реализации программы)
  10. 10. Планирование.(приложение)

11..Ресурсное обеспечение.

12.Сведения о классе

1.Пояснительная записка

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Появилась необходимость  разработки   программы воспитания, где главной целью станет создание благоприятных социально - психологических условий для разностороннего развития личности.

Основная идея

Основной  идеей программы воспитания и социализации  становится идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся  и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность.

Обоснованием актуальности основной идеи программы считаю:

- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их  развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В дальнейшем буду опираться на следующие определения.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация –  это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы  направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства.

2.Постановка проблемы и условия разработки программы.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:

  • Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
  • Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и   т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
  • Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
  • Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
  • В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это главная  ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.

2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.

3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.

4 класс - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.

3.Цель программы:

Для классного руководителя:

создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса; для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

Для учащихся и родителей:

создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей,  индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.  

Задачи:

  • содействие формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся;
  • организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, деятельности;
  • воспитание гражданско-патриотических качеств через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;
  • совершенствование системы индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;
  • развитие ученического управления в классе через формирование гражданской активности личности.

4. Способы достижения целей:

Участие детей в управлении  классом (организация самоуправления)

 Это предполагает:

  • совместное формулирование и принятие правил жизни  класса;
  • совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни класса и отдельных ее членов;
  • самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
  • гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

  • творчество в процессе обучения (на уроках);
  • творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
  • возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

  • проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

  • проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:

  • учитывать развитие прирожденных задатков;
  • создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
  • предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
  • предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
  • предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
  • слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
  • согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
  • создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
  • включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

5. Подходы к воспитанию

В основе программы воспитания и социализации учащихся и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:

-  аксиологический

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),

Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
  • ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
  • МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
  • СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
  • ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ
  • ЗАБОТА о младших и старших
  •  ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.

-  системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

- развивающий

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

6. Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);

- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

- принцип преемственности, последовательности, систематичности.

 7.  План поэтапной реализации программы воспитания

Программу предполагается реализовать в несколько этапов:

2018 - 2019 – подготовительный – включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:

- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;

- изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;

- совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией.

2019-2021 – запуск программы и этапы реализации:

- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;

- совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;

         - разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;

        - организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.

        2021 -2022 – аналитико-коррекционный этап:

- анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по отношению к дальнейшему развитию.

Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа  может корректироваться с учетом школьных, районных, областных мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Челябинской  области.  

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс 

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс 

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы, района;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс 

  • проявление интеллектуальных способностей на уровне района, области;
  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс 

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • готовность к самоопределению в социуме.
  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

8. Направления и цели для составления плана работы

№ п/п

направление

Цели

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

2

Воспитание социальной ответственности и компетентности

 сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив), определение своего места и роли в этих сообществах;

умение моделировать простые социальные отношения

3

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.

• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

4

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии,

• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

5

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу

• начальный опыт участия в общественно значимых делах;

• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

• ценностное отношение к прекрасному;

• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• представление об искусстве народов России;

• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

9.Содержание программы

Цель и задачи воспитательной работы в классе

Цель: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

Задачи:

  • содействие формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся;
  • организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, деятельности;
  • воспитание гражданско-патриотических качеств через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;
  • совершенствование системы индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;
  • развитие ученического управления в классе через формирование гражданской активности личности.

                                                                             

2 класс «Учись дружить»

На 2019-2020  учебный год (2  класс):

  • Способствовать формированию сплоченного коллектива.
  • Создать  условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
  • Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.

3 класс «Азбука коллективной жизни»

На 2020-2021 учебный год (3  класс):

  • Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
  • Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
  • Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.

4 класс «Вместе мы сила»

На 2021-2022 учебный год (4 класс):

  • Использовать различные формы работы патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин, Я – москвич»; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций своего  города;
  • Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физминуток и индивидуальные беседы с детьми о здоровье;
  • Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
  • Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
  • Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.

Критерии эффективности воспитательного процесса:

- развитость личности -

  • Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
  • Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).  
  • Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях (Методика самооценки из сборника И.В. Лавровской «Изучение личности». - Киров, 1990г.)
  • Обладание способностью к рефлексии (Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск,  2007)
  • Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).

- наличие и  сформированность коллектива учащихся (по классификации А.Н. Лутошкина),

- удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности 

«Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр  «Академия» 2007 г.;

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении;

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».  

     

            Показатели эффективности реализации программы:

  1. Проявление индивидуальности классного коллектива.
  2. Развитие классного самоуправления.
  3. Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе.
  4. Рост познавательного интереса к истории посёлка, области, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры.
  5. Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной  внеучебной деятельности.
  6. Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
  7. Рост  включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
  8. Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
  9. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
  10. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
  11. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
  12. Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.

10. Ресурсное обеспечение.

  1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
  2. «Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр  «Академия» 2007г.;

3.И.В. Лавровская «Изучение личности». - Киров, 1990г.

4. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск,  2007

5. http://standart.edu.ru/

6.  Использование программ  других авторов:

  • Катаева Марина Александровна, учитель начальных классов, МОАУ СОШ с УИОП № 37, г. Киров;
  • Толмачева Жанна Ивановна, учитель начальных классов, «Веселовская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области

11.Сведения о классе

Анализ воспитательной работы за 2018-2019 учебный год

Целью воспитательной работы в прошедшем учебном году  было создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

 

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи воспитательной деятельности:

  • Создание предпосылок для успешной  адаптации учащихся к школьной жизни; ;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • создание предпосылок для активного участия родителей в жизни класса, школы.

В основе всей воспитательной работы  - совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • Воспитание социальной ответственности и компетентности 
  • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания 
  • Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 
  • Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

За прошедший учебный год было проведено много классных мероприятий, которые способствовали сплочению детского коллектива. Несколько раз вместе с родителями посетили  районный Дом престарелых. Большинство учащихся класса принимали активное участие в интернет – олимпиадах. Все учащиеся принимали участие в жизни класса и школы. Дети класса очень активны.

 Кроме этого проводилось много тематических классных часов и тренингов по культуре поведения и речи. Много занятий было посвящено здоровому образу жизни.

Привитие уважительного уважения к труду достигалось через беседы о труде, работе родителей, через совместную работу по организации посильного труда школьников.

Работа по направлениям планировалась очень тщательно. Учитывались индивидуальные возможности детей, желание ребят поучаствовать в том или ином мероприятии.

Многие ребята с удовольствием участвовали в самоуправлении. Большинству детей присущ здоровый дух соперничества, стремление к лидерству. Такие дети с удовольствием участвуют в самоуправлении.

Но говорить о степени сформированности  и уровне сплочённости классного коллектива пока рано.

     Не могу сказать, что решения какой – либо задачи, поставленной в прошлом году, удалось полностью достичь.     Дети ещё не могут контролировать своё поведение, часто обижают друг друга.

Психолого-педагогическая характеристика класса

Общие сведения о классе и история его формирования

2 А  класс – общеобразовательный класс МОУ «Лазурненская  средняя общеобразовательная школа». Обучается в нем 22 человека, из них 8 девочек и 14 мальчиков. В 2019-2020 году в класс прибыл новый ученик – Карабанов Илья.

Характеристика успеваемости

Из 22 учащихся  класса 8 – 9 учащихся  могут учиться на «4» и «5». Часть ребят стремится к хорошим знаниям.  Однако дисциплина и лень пока еще играют не самую последнюю роль в жизни классного коллектива. Есть в классе также группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.

Уровень воспитанности учащихся

Часть учащихся класса имеют неплохой уровень  воспитанности. Есть дети, которым нужно уделить пристальное внимание в плане уровня воспитанности (Апальков  Семён, Кусинбаев Тимур, Ковалёв Виктор).  В целом по школе показатель уровня воспитанности учащихся  не самый высокий, поэтому еще нужно развивать в детях любознательность, прилежание, доброжелательность.

Уровень сплоченности и развития классного коллектива

По результатам проведенной диагностики можно констатировать недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.

Что касается участия в самоуправлении класса, то не все учащиеся вовлечены в данную деятельность коллектива. Уровень самоуправления в классе находится на среднем уровне.

Яркого лидера в классе пока нет.

Социальный паспорт класса

  1. Общее количество учащихся – 22
  • на учёте в ПДН -
  • на педагогическом учёте –

  1. Категория семьи:
  • неполная – одна мать:

Бродарская В.Ф. (Бродарский Евгений)

Ковалёва И. А.(Ковалёв Виктор)

Мудрых А.С. (Кулыгинский Аким)

Кусинбаева Л.И. (Кусинбаев Тимур)

Дитрих А.А. (Микая Арсений)

Протасова Д.И. (Протасов Сергей)

Файзрахманова Э.А. (Файзрахманова Р.)

  • воспитывают бабушка и дедушка:

Бородулина Ксения  – опекун  Бородулина Г.И.

  • оформлено опекунство

Бородулина Ксения  – опекун  Бородулина Г.И.

  • неблагополучные семьи –
  • малообеспеченные семьи:

Бадалбаева Солия  (подтверждено справкой)

Бродарский Евгений  (подтверждено справкой)

Ковалёв Виктор  ( подтверждено справкой)

Ковлюшенко Глеб  (подтверждено справкой)

Кулыгинский Аким  (подтверждено справкой)

Микая Арсений  (подтверждено справкой)

Шмитке Евгения  (подтверждено справкой)

Файзрахманова Рузана  (подтверждено справкой)

Юденков Константин  (подтверждено справкой)

  • детский дом –

  1. Дети до 18 лет:

  • 1 ребёнок в семье

Апальков Семён

Бадалбаева Солия

Бродарский Евгений

Кусинбаев Тимур

Рахимова Маргарита

Файзрахманова Рузана

  • 2 ребёнка

Баннова Камилла (детский сад)

Бибикова Виктория (11 класс)

Галимов Артём (Детский сад)

Ковлюшенко Глеб (детский сад)

Протасов Сергей (6 А класс)

Самохина Дарья (9 Б класс)

Шмитке Евгения (детский сад)

Шукшин Максим (детский сад)

Юденков Константин (дошкольница)

  • 3 – 4   ребёнка

Баль Александр (Сергей – 1 класс, Дмитрий – ЧВАКУШШ)

Бородулина Ксения (8 А класс, 5 Б класс)

Ковалёв Виктор (детский сад, 5 Б класс)

Кулыгинский Аким (детский сад, 3 А класс)

Микая Арсений (детский сад, 5 А класс)

Саятгалеев Ринат (5 А класс, 7 А класс)

Работа с родителями

Задачи работы с родителями:

  • Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
  • Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи.
  • Привлечение к организации досуга детей по интересам.
  • Помощь в налаживании контактов между детьми, родителями и учителями.

Формы работы:

  • Родительские собрания.
  • Открытые уроки.
  • Индивидуальные беседы.
  • Посещение на дому.
  • Совместные экскурсии, праздники.

Состав родительского комитета

Ф.И.О.

Роль в составе родительского комитета

Андерсон Л.Л.

Председатель РК класса, член РК школы

Баль С.С.

Баннова М.Д.

Самохина В.Р.

Темы родительских собраний.

I четверть.

  1. Образовательно–воспитательные задачи обучения во 2 классе.
  2. Выборы родительского комитета.
  3. Подготовка домашних заданий.
  4. Организация питания в 2019 – 2020 учебном году.
  5. Подготовка класса к зиме.

II четверть.

 1. Роль микроклимата в семье и авторитета родителей в процессе  воспитания детей.

 2. Как помочь стать ребёнку внимательным.

III четверть.

1. Общение взрослых и детей.

2. Итоги успеваемости за III четверть.

IV четверть.

 1.Нравственное воспитание школьника.

 2.Летний отдых детей.

 3 Итоги года.

План заседаний родительского комитета.

Сентябрь.

  1. Утверждение плана работы.
  2. Внешний вид учащихся.
  3. Оформление класса.
  4. Подготовка класса к зиме.

  Октябрь.

  1. Итоги работы по выполнению режима дня учащихся.
  2. Сохранность учебников.
  3. Итоги успеваемости за  четверть.

 

Ноябрь.

  1. О воспитанности детей.
  2. Сохранность учебников.

Декабрь.

  1. Итоги успеваемости за  четверть.
  2. Проведение новогоднего праздника.
  3. Организация отдыха детей на каникулах.

 Январь.

  1. Участие родителей в классных и школьных мероприятиях. Питание детей.
  1.  Внешний вид учащихся.

Февраль.

  1. Проведение праздников 23.02, 8.03.
  2. Отношение учащихся к старшим.

   Март.

  1. Итоги  четверти.
  2. Отношения со сверстниками.
  3. Организация отдыха детей на каникулах.

Апрель.

  1. Трудовая дисциплина учащихся.
  2. Выполнение режима дня учащихся.

   Май.

  1. Итоги года.
  2. Летний отдых детей.
  3. Текущий ремонт класса.

Замечания по ведению папки

Дата проверки

Замечания проверяющего

Отметка об устранении замечаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...