Методическая разработка урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)

Трондина Елена Викторовна

Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.

Класс: 3

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели по содержанию:

обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова;

развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

воспитывающие: воспитывать творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова; соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов с непроизносимой согласной; 

Метапредметные:

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре, группе;

Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

         Личностные: формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8

п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

 имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова

Номинация «Лучшая технологическая карта урока»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Технологическая карта урока русского языка

на тему «Непроизносимые согласные в корне слова»

ФИО (полностью) Трондина Елена Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Программа для начальных классов «Школа России»

Русский язык. Автор: В.П. Канакина

УМК «Школа России»

2021 г


Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.

Класс: 3

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели по содержанию:

обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова;

развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

воспитывающие: воспитывать творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова; соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов с непроизносимой согласной;  

Метапредметные:

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре, группе;

Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

            Личностные: формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии обучения в сотрудничестве.

Информационно-технические ресурсы:

Книгопечатная продукция:

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.

 3 класс. В 2 ч. Часть 1, 2. Изд.: М. Просвещение, 2018 г.

  • Таблица «Непроизносимые согласные в корне слова».
  • Памятка для рефлексии.

Технические средства обучения:

  • Компьютер и медиапроектор
  • Интерактивная доска
  • Нетбуки для обучающихся
  • Презентация с разноуровневыми заданиями
  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 3 класс.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопреде-ления) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Проводит вступительную беседу.

-Здравствуйте ребята!

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Проводит минутку чистописания.

 Учитель диктует написание букв

с    л    в

-Что объединяет эти буквы.

- добавьте гласные, чтобы получилось слово.

– Сегодня на уроке русского языка – мы проведём новое исследование в разделе “Слово”.

-  В какой его части мы продолжаем работать?

Организация игры с обучающимися класса «Рассели слова» с использованием знаний об однокоренных словах (эл. приложение к учебнику «Русский язык»).

Проводит беседу об итогах игры.

Участие в беседе.

Выполнение минутки чистописания.

- В корне.

Участие в игре, классификация слов по родовым признакам, участие в обсуждении итогов игры.

Личностные: мотивация к учению.

Регулятивные:  определять степень успешности выполнения работы

Познавательные:

 выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап актуализации  пробного учебного действия

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организует фронтальную работу в виде беседы о способах проверки парной согласной в корне слова (слайд со словами для анализа орфограммы на экране инт. доски).

-  Сегодня мы на уроке будем говорить о правописании согласных в корне, некоторые орфограммы мы уже знаем. Они спрятаны в  заданиях, которые я предлагаю вам выполнить.

Предлагает обучающимся проговорить алгоритм проверки парных согласных в корне слова.

Отвечают на вопросы.  Проговаривают алгоритм проверки орфограммы в корне слова.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать и аргументировать свое  мнение и позицию;  публично защищать свою позицию.

Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений.

Этап выявления места и причины затруднения

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Создаёт проблемную ситуацию, включив в слова для анализа написания парной согласной в корне, слово с непроверяемой согласной в корне.

 - Какая орфограмма объединяет  слова  задания?

-  Осталась еще одна не раскрытая орфограмма. Какая она?

- Ответить на этот вопрос вы сможете после того, как прослушаете фрагмент радиопередачи «Радионяня».

Трое её ведущих как раз ведут разговор  об этой орфограмме.

- Кто догадался, как называется  эта орфограмма?

Учитель открывает тему урока.

- Прошу назвать тему и цель нашего урока.

Предлагает обучающимся сформулировать цель занятия.

Анализируют проблемную ситуацию, выделяют проблему с помощью учителя.

- Парная согласная в корне слова.

- Непроизносимая согласная в корне слова.

Формулируют цель  занятия.

- Цель нашего урока: Научиться правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне слова.

Регулятивные: определять цель урока

 развивать волевую саморегуляцию.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков,  определение основной и второстепенной информации, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные:  учет разных мнений.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Предлагает для обсуждения план занятия.

Обсуждают план, предложенный учителем.

Регулятивные: выстраивать и проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

Коммуникативные: слушать других, высказывать своё мнение.

 Этап реализации построенного проекта

Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания,

поиск новых знаний

Организует самостоятельное освоение материала в парах на основе текста учебника (стр. 118)

Консультирует обучающихся.

- Какие у вас будут предположения, как правильно написать слова с непроизносимой согласной?

-Давайте обратимся к тексту учебника и проверим ваши предположения.

- Что же вы выяснили о правилах проверки непроизносимой согласной в корне слова? Какое из ваших предположений оказалось верным?

- Работая парами, проговорите друг другу алгоритм проверки этой орфограммы.

- посмотреть в словаре.

- спросить у взрослого.

- подобрать проверочное слово.

Читают правило в учебнике. Составляют   алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными.

Коммуникативные:  планировать  работу учебного сотрудничества.

Познавательные:  анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Организует парную работу по выполнению тренировочных упражнений в учебнике с взаимопроверкой (стр. 118, 119 № 225, 226).

- Пользуясь правилом учебника и алгоритмом проверки (таблица), потренируемся правильно записывать слова с непроизносимой согласной в корне слова. В случае затруднения, можно обратиться за помощью к соседу по парте.

Организует фронтальную проверку.

Проговаривают алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. Выполняют упражнение в учебнике.

Выполняют взаимопроверку.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;  формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре;

Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: осуществлять само и взаимоконтроль.

Физкультминутка 
- Перед тем, как мы перейдём к следующему виду работы, предлагаю немного отдохнуть.

(Презентация физминутки со звуковым сопровождением)

Этап самостоятельной работы с самопровер-кой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает выполнить самостоятельно разноуровневые задания презентация (Приложение 1), работа с нетбуками:

- Предлагаю поработать самостоятельно и выполнить задания с использованием нетбуков. Уровень задания выбираете самостоятельно. После завершения работы, проверьте правильность выполнения по ключу на последнем слайде.

Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (1, 2 уровень), по образцу (3 уровень).

Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль по эталону, оценивать свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Этап включения в систему знаний и повторения

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Организует групповую работу обучающихся по составлению тематического текста с включением слов на изучаемую орфограмму.

- Где может пригодиться новое знание?

- Теперь разделимся на группы. Используя слова, записанные на слайде, прошу вас составить свой текст.

- Запишите свой вариант текста или тот, который понравился вам больше всех остальных в тетрадь.

Работают в группе, составляют (устно) текст. Определяют в тексте слова с непроизносимой согласной в корне слова. Записывают текст в тетрадь. Обсуждают работу группы, оценивают результат.

Личностные: формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения. Коммуникативные: работать в группе, высказывать своё мнение, слушать мнение других.

Регулятивные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат работы группы и свой собственный.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Предлагает домашнее задание по выбору, проводит инструктаж по его выполнению:

- составить 5 предложений, употребив   слова с непроизносимыми согласными в корне слова;

- найти и записать 5 пословиц, в которых употреблены   слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Слушают, обсуждают домашнее задание.

Коммуникативные: умение слушать, задавать уточняющие вопросы.

Личностные: формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Предлагает вспомнить цель занятия. Организует рефлексию (памятка для рефлексии на слайде).

Оценивает работу обучающихся. Предлагает обучающимся прокомментировать свои оценки.

Вспоминают и проговаривают  цель занятия. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор.

Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Регулятивные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Приложение 1.

Разноуровневые задания на слайдах (презентация для нетбуков):

1 уровень (базовый):

К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Найдите слова с непроизносимыми согласными.

унылый                         яростный

огромный                      радостный

печальный                    наездник

знаменитый                  местный

здешний                       известный

всадник                        горестный

умелый                        искусный

веселый                       гигантский

нестерпимый               несносный

гневный                       грустный

2 уровень (повышенный):

Вставьте пропущенные буквы. Укажите проверочные слова.

Человек трудолюбивый – самый (________) счас…ливый. Рукам работа, а душе (_________)праз…ник. Тайна, (________) извес…ная троим, уже не тайна. (______) Со…нце ладонью не закроешь. (________) Поз…но встанешь – мало сделаешь.

3 уровень (высокий):

Пользуясь образцом, составьте со словами словосочетания таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.

Ласковое со…нце, праз…ник, грус…ный, звез…ный, мес…ный, трос…ник.

   Приложение 2.

     Памятка для рефлексии.

  1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?
  2. Было ли тебе интересно?
  3. Сумел ли ты получить новые знания?
  4. Был ли ты активен на уроке?
  5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  6. Сумел ли ты показать свои знания?