Развитие внимания у детей с ЗПР
консультация (3 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлены  некоторые виды упражнений по развитию зрительного внимания у учащихся с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_vnimanie_-zpr.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

Развитие внимания у детей с ЗПР

 Дети с задержкой психического развития имеют личностную незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных и волевых).

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах и явлениях окружающего мира. Внимание является неотъемлемой характеристикой познавательных психических процессов, непременным условием эмоциональной и волевой психической деятельности человека.

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Оно является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.

Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Характеристики внимания:

-устойчивость;

- концентрация;

- переключаемость;

- распределение;

 - объем.

   Устойчивость внимания – это способность долгое время сохранять внимание, на какой – либо деятельности или объекте, не ослабляя его.

   Концентрация внимания - удержание внимания на каком-либо объекте.

   Переключаемость внимания – это способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.

    Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание

на нескольких разнородных объектах сразу.

    Объем внимания – это количество объектов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. Одновременно можно охватить примерно 7 объектов. Объём внимания может быть либо узким, либо широким.

    Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

  • низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;
  • чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;
  • «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;
  • частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);
  • инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
  • повышенная истощаемость произвольного внимания.

     У детей с задержкой психического развития с синдромом гиперактивности  отмечается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это сильно затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале.

 При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности.

При явлениях психофизического инфантилизма — при утрате интереса к данному виду деятельности.

     Рассмотрим некоторые варианты упражнений, которые затрагивают процессы развития зрительного внимания,  что является немаловажным  для детей с ЗПР  в  процессе восприятия учебного материала.

Упражнение «ОБЪЁМ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ»

Инструкция: « Запомни  максимальное количество букв и воспроизведи».

Стимульный материал: таблицы, в которых в беспорядке представлены различные буквы печатного шрифта. В каждой таблице задаётся набор из 3-х букв, во второй – 6 букв, затем 9, 12, 15.

Упражнение « РАСПРЕДЕЛЕНИЕ   ВНИМАНИЯ»

Инструкция: «Одновременно пишешь  числа от 1 до 20 и называешь  их в обратном порядке».

Упражнение «ОТЫСКИВАНИЕ В ТАБЛИЦЕ ОДИНАКОВЫХ КАРТИНОК»

Инструкция: «Внимательно смотри и находи (зачеркивай, обводи) одинаковые картинки в таблице».

Упражнение «НАЙДИ  СЛОВО»

Цель: определение степени избирательности и устойчивости внимания у детей и взрослых.

Инструкция: «Среди напечатанных букв  в  строке отыщи максимальное количество слов».

Стимульный материал: бланк с набором  букв без пробелов, причём некоторые буквы сочетаются в слова.

Упражнение «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»

Цель: зрительное внимание, оптико-пространственное восприятие.

Инструкция: «Проследи ход запутанной линии, найди выход (вход) для героя картинки».

Стимульный материал: картинки с перепутанными линиями.

Упражнение «ЛАБИРИНТ»

Цель: исследование произвольного внимания, зрительно-моторной координации и пространственной ориентации.

Инструкция: «Вам необходимо в кратчайшие сроки найти выход из лабиринта, начав поиск с центральной его части».

Стимульный материал: лабиринты субтеста из детской версии теста Дж.Векслера, предназначенного для оценки общего интеллекта, или любые варианты лабиринтов от простого к сложному.

Упражнение «СОВМЕЩЕНИЕ ПРИЗНАКОВ»

Цель: диагностика основных характеристик произвольного внимания – концентрация, переключаемость, распределяемость, устойчивость.

Инструкция: «Перечитай вслух карточки, откладывая их по одной на стол» → «Красную к красной, синюю к синей и т.д.» → «Эти же карточки пересчитай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме» → «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счёт – пересчитывай карточки».

Стимульный вариант: 49 разноцветных карточек и таблицу совмещения форм. Одна карточка представляет собой квадрат размером 4*4 см, в середине которого располагается одна из семи фигур. Каждая из фигур (единой конфигурации имеет свой цвет: красный, синий, коричневый, зелёный, жёлтый, желтый, голубой, фиолетовый.

Упражнение «ЦВЕТ-СЛОВО»

Цель: оценка возможности концентрации внимания, способности к  выделению основного фактора и игнорированию остальных побочных.

Инструкция: «Читай напечатанные слова по строкам слева направо максимально быстро. Через 40 секунд я тебя остановлю. Если за это время ты успеешь дочитать последнюю строчку, начинай заново с верхней строки».

Стимульный материал: 2 бланка с названиями цветов. На первом из бланков названия цветов написаны чёрным по белому. На втором названия цветов написаны разными цветами, причём название цвета иногда совпадает, а иногда не совпадает с цветом надписи.

Упражнение «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»

Цель: характеристика скорости переключения внимания.

Инструкция: «Попеременно отыскивай чёрные цифры от 1 до 25 и красные цифры от 24 до 1.

Стимульный материал: Таблицы Шульте – Горбова – квадрат из 49 клеток= 25 чёрных + 24 красных чисел.

Усложнение: вместе с поиском цифр, читать буквы алфавита, написанные в клетке.

Упражнение «ШИФРОВКА».

Цель: исследование внимания, психомоторики, памяти, способности к обучению.

Инструкция: «Ты видишь в верхней части бланка ряд цифр с расположенными под ними графическими символами. Это образец. Ниже предлагается несколько рядов случайно подобранных цифр, под каждой из которых необходимо проставить соответствующие образцу символы».

Стимульный материал: Бланк аналогичный  субтесту  в исследовании интеллекта по Д.Векслеру.

Упражнение «СЧЁТ»

Цель: оценка произвольного внимания.

Инструкция: «По моей команде начинай  в первых двух рядах складывать цифры, а во вторых двух вычитать».

Стимульный материал: бланк счета с цифрами в четыре ряда.

      В материале мы привели  далеко не полный перечень упражнений,  влияющих на развитие процесса внимания.  Несомненно, требуется регулярная  совместная работа в данном направлении  взрослого и ребенка.  Дорогу осилит  -  идущий  вперед!

                            УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Развитие внимания у детей и пути его воспитания

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность об...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...

Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...

"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"

В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....