Технологическая карта урока по чтению Е.Л.Шварц "Как Маруся дежурила"
план-конспект урока (4 класс)

Смагина Ольга Николаевна

 Технологическая карта урока способствует организации деятельности детей по восприятию и осмыслению текста; формированию умения строить речевое высказывание; воспитанию добросовестного отношения к выполнению работы на примере рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 113 для   обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского  округа Самара»

Е.Л.Шварц

 «Как Маруся дежурила»

                                 

Самара

Технологическая карта урока

Класс: 4 класс

Предмет:     Чтение

Тема урока:   Е.Л.Шварц «Как Маруся дежурила».

Цели урока:   образовательная - организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста;

                       коррекционная  - формировать умение строить речевое высказывание;

                       воспитательная  - воспитывать добросовестное отношение к выполнению работы на примере рассказа.

Задачи урока:  - формировать навык осознанного чтения;

                         - формировать умение делать выбор на основе существенных признаков;

                         - соотносить пословицы с содержанием произведения;

                         - развивать умение находить в отрывках произведения ошибки;

                         - развивать умение находить высказывания соответствующие содержанию текста;

                         - способствовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу.                        

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник по чтению для 4 класса, карточки с темами, ромашка с вопросами, карточки с отрывками из текста, карточки с выражениями, смайлики.

Планируемые результаты: 

1 группа:

-будут воспринимать и осмысливать текст;

-будут демонстрировать нахождение главной мысли текста;

-научатся делать выбор на основе существенных признаков;

-будут стараться строить речевое высказывание;

-будут находить в тексте ошибки;

-научатся использовать знание текста в нахождении верных высказываний;

- будут понимать необходимость добросовестного отношения к труду;

-смогут принимать и сохранять учебную задачу.

2 группа:

-будут обучаться умению воспринимать и осмысливать текст;

-будут иметь представление о нахождении главной мысли текста;

-будут осваивать умение делать выбор на основе существенных признаков;

-будут осваивать умение строить речевое высказывание;

-будут учиться воспринимать текст, с целью нахождения ошибок;

-будут пытаться использовать знание текста в нахождении верных высказываний;

-будут иметь представление о необходимости добросовестного отношения к труду;

- будут обучаться умению принимать и сохранять учебную задачу.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Инструкция

Деятельность ученика

Организацион-ный

момент.

1 мин.

Учитель приветствует обучающихся, читает стихотворение, создает эмоциональный настрой.

(слайд 1)

-Добрый день дорогие ребята и гости нашего урока. Давайте улыбнемся и подарим друг другу улыбки.

-Хочется начать наш урок следующими словами:

( слайд 2)

«Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Надо научиться»

Обучающиеся садятся на свои места.

Эмоционально настраиваются на урок.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Сообщение темы урока

1 мин.

Учитель сообщает тему урока, ставит проблемный вопрос, включает обучающихся в учебную деятельность.

(слайд 3)

- Сегодня мы  с вами будем работать   с  произведением Евгения Львовича Шварца "Как Маруся дежурила"

-Какова идея  этого рассказа (чему учит нас это произведение)?

 -Мы с вами определим, но для этого нужно слушать внимательно, работать старательно.

Обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу.

Первичное восприятие текста

Работа с пословицами

5 мин.

Учитель читает произведение, организует деятельность по восприятию текста.

Учитель

знакомит с пословицами, предлагает выбрать тему каждой пословицы, выбрать пословицу, подходящую к тексту произведения.

Формирует  умение делать выбор на основе существенных признаков, способствует формированию умения соотносить пословицу с содержанием произведения.

(приложение1)

-Сейчас я вам прочитаю произведение Е.Л.Шварца "Как Маруся дежурила". Слушайте внимательно.

(слайд 4)

-Посмотрите на слайд, на нём вы видите три пословицы.

-Давайте, прочитаем пословицы.

1) Было бы здоровье – остальное будет.
2)
Без друга в жизни туго.

3)Кто любит труд, того люди чтут.

- У вас на столе три карточки, на которых написаны темы пословиц (о труде, о здоровье, о дружбе), разложите их на парте.

- Выберите карточку с темой, которая подходит к первой пословице, и поднимите её.

- Выберите карточку с темой, которая подходит ко второй пословице, и поднимите её.

- Выберите карточку с темой, которая подходит к третьей пословице, и поднимите её.

-Подумайте, какая из этих трёх пословиц подходит к прочитанному тексту?

(слайд 5)

-Кто любит труд, того люди чтут.

-Эта пословица подходит к нашему тексту.

-Какая тема этой пословицы?

-Покажите её.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Слушают и понимают речь педагога.

Обучающиеся внимательно случают учителя.

Определяют тему каждой пословицы. 

Делать выбор на основе существенных признаков.

Соотносят пословицу с содержанием произведения.

Артикуляцион-ная гимнастика.

2 мин.

Учитель предлагает выполнить артикуляционную гимнастику, для правильного произношения звуков

- Сейчас мы с вами немного отдохнем.

(слайд 6).

-Давайте проговорим чистоговорку, чётко повторяйте все за мной:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Я письмо тебе пишу.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо

У меня всё хорошо.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

У тебя как напиши.

Обучающиеся произносят за учителем слова чистоговорки.

Стараются правильно произносить звуки.

Вторичное восприятие текста.

3 мин.

Учитель предлагает прочитать произведение по цепочке.

Организует деятельность по повторному восприятию текста.

(слайд 7)

-Сейчас,  ребята, мы с вами ещё раз прочитаем текст. Будем читать  по цепочке.

- Читайте внимательно, вам нужно будет отвечать на вопросы по содержанию этого текста.

Обучающиеся читают произведение по цепочке. Слушают и понимают речь других.

Подготовка к активному и осознанному усвоению материала.

4мин.

Учитель предлагает выбрать у ромашки лепесток, зачитывает выбранные вопросы и предлагает ответить на вопрос.

 Организует работу по пониманию текста через вопросы.

Формирует умение строить речевое высказывание

Создаёт условия для осознанного восприятия текста.

(приложение 2)

-Сейчас, я проверю, как вы внимательно  читали  рассказ. Для этого каждый из вас выберет на  ромашке лепесток и ответит на вопрос, написанный на этом лепестке.

Обучающиеся выбирают на ромашке лепесток,  отвечают на вопрос, прочитанный учителем.

Стараются строить речевое высказывание.

Учатся ориентироваться в своей системе знаний.

 Принимают и сохраняют учебную задачу.

Физкультурная   минутка  

2  мин

Учитель предлагает выполнить физкультминутку, для снятия мышечного напряжения.

- Я вижу, что вы устали, давайте отдохнём и выполним физкультминутку.

(слайд 8)

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Обучающиеся выполняют  упражнения вслед за учителем.

Снимают мышечное напряжение.

Закрепление изученного материала

5 мин.

Учитель зачитывает обучающимся отрывки из произведения,  с разным количеством допущенных ошибок (дифференциация заданий).

Создаёт условия для осознанного восприятия текста.

Закрепляет полученные знания.

(приложение3)

( слайд 9)

-Я вам прочитаю отрывки из произведения, а  вы должны внимательно прослушать их и найти допущенные мною ошибки, количество ошибок будет разное.

Обучающиеся слушают отрывок из произведения и находят допущенные учителем ошибки. Закрепляют знание содержания текста.

Принимают и сохраняют поставленную задачу.

Проверка изученного материала

5 мин.

Учитель раздает обучающимся карточки с высказываниями, предлагает им прочитать и отметить, верны они или нет.

Учитель         организует проверку понимания текста, взаимопроверку (дифференциация заданий).

(приложение 4)

( слайд 10)

- Теперь я предлагаю вам выполнить задание «Верно – не верно».  Я сейчас раздам вам карточки. Вы должны прочитать написанные высказывания и отметить соответствуют они тексту, или нет.

-Если высказывание соответствует тексту, ставим +, если не соответствует -.

- Ребята, давайте проверим друг друга.

Обучающиеся  читают высказывание и отмечают верно, оно(+) или нет (-). Осуществляют взаимопроверку.

Принимают и сохраняют поставленную задачу.

Итог, рефлексия, домашнее задание

2 мин

Учитель задает вопросы, подводит обучающихся к формулированию несложных выводов.

Учитель организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности, предлагает выбрать смайлик, который характеризует его деятельность на уроке.

Учитель сообщает об оценках, полученных на уроке.

Учитель задает домашнее задание (дифференциация заданий).

Учитель заканчивает урок.

( слайд 11)

- Как называется произведение, с которым мы работали на уроке?

-Чему учит нас этот рассказ?

-Выполнять любую работу нужно всегда добросовестно.

- Ребята, перед каждым из вас лежат 3 смайлика. Разложите их на парте.

(слайд 12)

- Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали - тогда выбирайте  этот смайлик.

-Если вам было немного трудно, но вы старались, выберите этот смайлик.

- Если у вас ничего не получилось, вы чувствовали себя неуверенно– то этот смайлик.

-Сегодня на уроке вы все очень хорошо потрудились, все старались, но самыми старательными оказались....Оценки.

- Домашнее задание:

(слайд 13)

1 группа: стр.8-9 пересказ текста

2 группа: стр.8-9 в.№2,3.

(слайд 14)

Молодцы! Спасибо за урок!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. 

Учатся формулировать несложные выводы.

Обучающиеся слушают и выбирают смайлик.

Учатся  осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

Обучающиеся слушают учителя. 

Учатся адекватно воспринимать оценку учителя.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

О ЗДОРОВЬЕ

Приложение 1.

О   ДРУЖБЕ

О    ТРУДЕ

Приложение 2.

Почему учительница похвалила Марусю?

Расскажи, как ты дежуришь по классу?

Кого встретила Маруся по дороге в школе?

Как в рассказе звали девочку-дежурную?

Какие обязанности дежурной выполняла Маруся?

Как ты думаешь, понравилось ли Марусе быть дежурной?

Как относилась Маруся к обязанностям дежурного?

Приложение 3. 

(1 ошибка)

Анна Ивановна оглядывает улицу (класс), кивает головой Марусе:

-Молодец! Всё в полном порядке.

(1 ошибка)

– Куда в такую рань, Маруся? – окликает её дворник.

– Ох, Иван Сергеевич! Я дежурная сегодня! – сообщает мальчик (девочка) и бежит в школу.

(2 ошибки)

Зазвонил телефон (звонок). Входит Анна Ивановна. Прощается (здоровается) с девочками.

(2 ошибки)

Маруся начинает спать (хозяйничать) в классе. Она берёт тряпку, вытирает доску, вытирает стол и танцует (поёт).

( 2 ошибки)

Маруся бежит за чаем (водой) и поливает горшки с зелёными растениями в уголке живой природы. Взобравшись на диван (подоконник), открывает форточку.  

(3 ошибки)

Утро. Ещё очень поздно (рано). Во дворе пусто. Только повар (дворник) подметает двор. Из подъезда выбегает Петя (Маруся). Мчится к воротам.

Приложение 4.

                                                                                                                               да+     нет-

Маруся бежит за водой и поливает горшки с зелёными растениями.

Она берет газету, вытирает доску, вытирает стол и поёт, поёт.

Из подъезда выбегает Маруся.

                                                                                                                               да+     нет-

Куда в такую рань, Маруся? — окликает ее повар.

Маруся начинает хозяйничать в классе.

Зазвонил телефон. Входит Анна Ивановна

                                                                                                                               да+     нет-

Входит Анна Ивановна. Прощается с девочками.

— Молодец! Все в полном порядке.

Нельзя!- кричит Маруся. Вы поднимаете пыль!

Я дежурная сегодня! – сообщает мальчик (девочка) и бежит в кино.

                                                                        и поливает горшки с зелёными растениями.

Маруся бежит за водой

                                                                        и поливает клумбу.

                                                                                            открывает дверь.

Взобравшись на подоконник

                                                                                            открывает форточку.

                                                              Я дежурная сегодня!

Ох, Иван Сергеевич!

                                                              Я ответственная сегодня!

                                             Всё в полном порядке.

Молодец!

                                              Всё хорошо.

                                                                         кивает головой Марусе

Анна Ивановна оглядывает класс,

                                                                         кивает головой Саше

                                                                             в классе.

Маруся начинает хозяйничать

                                                                             в школе.

                                                                                                                                                                             

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мария Вайсман «Шмыгимышь»» (4 класс, УМК: «Перспективная начальная школа»)

Тема урока «Мария Вайсман «Шмыгимышь»»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа Марии ...