Почему ребёнок плохо пишет и читает?
консультация (2 класс)
Нарушения письма и чтения приносят много неприятностей, сложностей, разочарований и проблем, тревожат учителей, родителей и детей, так как напрямую влияют на учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
В чём проблема? Давайте разберемся!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_rebyonok_ploho_pishet_i_chitaet.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
В чём проблема? Давайте разберемся!
Нарушения письма и чтения приносят много неприятностей, сложностей, разочарований и проблем, тревожат учителей, родителей и детей, так как напрямую влияют на учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех её компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.
Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.
Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
Ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для родителей и учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.
Дисграфические ошибки и помощь родителей ребенку – дисграфику.
Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.
Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.
Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы. Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).
Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную. Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.
Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.
Несколько упражнений, которые помогут справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5-10 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву "А" зачеркнуть, а букву "О" обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях простым карандашом. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всём протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у ваших ребятишек может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделать это как можно в более щадящей форме.
3. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуко-буквенный анализ слова.
4. Не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Очень важно не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Итак выводы:
1.Прежде всего не бояться и не паниковать!
2. Приготовиться к медленной и размеренной работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого.
3.Не ждите мгновенного результата, но помните: успех обязательно будет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?
1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....
почему ребёнок плохо учится
материал для родительского собрания. цель: сформировать устойчивое понимание таких понятий как отставание и неуспеваемость и распространить опыт преодоления неуспеваемости...
Родительское собрание "Почему ребёнок плохо учится"
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,Гулять и играть должен юный мальчишка,Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –Такая проблема всем взрослым знакома!Как всё же ребёнка заставить учиться,За книж...
Почему ребёнок плохо читает и пишет?
Доклад на тему:"Почему ребёнок плохо читает и пишет" подготовлен для родительского собрания...
Буклет. Ребёнок плохо пишет и читает.
Ваш ребенок вроде бы смышленый и неглупый, а в тетрадках у него ошибка на ошибке. Читает по слогам, как маленький. Про оценки даже говорить не хочется. Что с ним происходит?На самом деле виной всему о...
Почему ребёнок плохо пишет и читает?
Нарушения письма и чтения приносят много неприятностей, сложностей, разочарований и проблем, тревожат учителей, родителей и детей, так как напрямую влияют на учебные успехи. Такие нарушения назы...