Консультация для воспитателей Тема:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ И МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВА СОСТАВЛЕНИЯ СЮЖЕТА ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТФИЛЬМОВ».
консультация

Данилова Ольга Владимировна

Тема консультации освещает одну из важных сфер развития творческой и речевой деятельности детей. Дошкольная практика отмечает, что развитие речевых навыков у дошкольников через любой образовательный вид деятельности, оказывают не только рост в развитии потенциала ребенка, но и закладывает предпосылки к будущей профессии. В статье предложено краткое обоснование темы, а также первые результаты творческой деятельности детей дошкольного возраста по созданию мультфильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rabota_po_sozdaniyu_multfilma_v_d.s.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска

«Новосибирская классическая гимназия № 17»

630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 38,

тел. 353-63-41, e-mail: 17classgim@nios.ru

Консультация для педагогов

Тема статьи:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ И МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВА СОСТАВЛЕНИЯ СЮЖЕТА ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТФИЛЬМОВ».

                                         Подготовила воспитатель:

 Данилова Ольга Владимировна

Новосибирск 2023г.

Аннотация

Тема консультации освещает одну из важных сфер развития творческой и речевой деятельности детей. Дошкольная практика отмечает, что развитие речевых навыков у дошкольников через любой образовательный вид деятельности, оказывают не только рост в развитии потенциала ребенка, но и закладывает предпосылки к будущей профессии. В статье предложено краткое обоснование темы, а также первые результаты творческой деятельности детей дошкольного возраста по созданию мультфильмов.

Включение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования, это одна из задач, которая позволяют наиболее эффективно развивать ребёнка дошкольника в любой творческой, познавательной, речевой деятельности и дает в дальнейшем стремление самостоятельно находить решения в различных ситуациях. На современном этапе одной из инновационных технологий - является внедрение метода инфографики в образовательный процесс дошкольного образования.

По определению понятия инфографики - это метод, который используется для подачи информации в виде визуальных образов, ещё их называют «инфографические иконки».  Инфографика очень хорошо сочетается и дополняет приемы мнемотехники. Эти приемы мнемотехники педагоги используют для более успешного развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что инфографика, как наглядный метод обучения и развитие творческих, речевых навыков детей зарекомендовала себя, как эффективная визуальная передача информации через связанные между собой изображения, схемы, диаграммы, графики, карты и текст. С помощью этого метода педагог может организовать более интересную и увлекательную образовательную деятельность для ребенка, а в дальнейшем повысить интерес детей к самостоятельному выполнению заданий. Использование методов и приемов инфографики и мнемотехники в разных режимных моментах, на занятиях с детьми в детском саду даёт возможность к более быстрому ориентированию в компьютерных заданиях и программах в школьном обучении, так как одна из задач дошкольного образования это подготовка детей к будущему школьному обучению. Ребенок к школе, уже будет знаком с большинством понятий инфографических символов, а дети, которых заинтересует и увлечет инфографика, уже к школьному возрасту смогут придумывать и создавать символы самостоятельно.

В своей работе педагоги довольно часто применяют методы мнемотехники.  Её широко используют на занятиях и свободной деятельности. В эти методы мы попробовали добавить инфографические символы, и использовать их для повседневной работы. Воспитатель заранее ищет в различных интернет – ресурсах выбирает подходящие, а потом в печатном виде предлагает детям картотеку для составления рассказов, либо объяснения информации и т.п. Дети с удовольствием раскладывают, рассматривают, обсуждают друг с другом разные графические, сюжетные картинки, у детей даже возникают споры, о правильности подбора карточек. Все это позволяет помочь детям развивать коммуникативные навыки, что способствует улучшить речевую деятельность наших ребят. По данным В.В. Гербовой [1], к 5 годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне верно употребляют слова, которые являются исключениями из правил. Многие отечественные исследователи называют пятый год жизни периодом наивысшей речевой активности. И мы педагоги, должны приложить все возможности эту речевую активность в детях поддержать.

Поставив перед собой задачи по развитию речи детей дошкольников, во второй половине учебного года, мы активно с детьми начали использовать ИКТ добавляя приемы мнемотехники и инфографики в создании мультфильмов, а также эти методы, использовались и в проектной деятельности. Соглашусь со словами Ажищевой Т.А. [3], «Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я поставила себе цель познакомить детей, их родителей с разнообразием форм работы с компьютером, исключая компьютерные игры. В этом поможет совместное с детьми изготовление мультфильмов.

Инфографические символы для работы, воспитателю необходимо найти заранее. В нашем случае, используется  интернет-сайт https://supa.ru/, [2], на нем выбираются подходящие инфографические иконки, которые в дальнейшем педагог вместе с детьми превращает в рисунки-фоны или фигуры использующиеся в мультфильме. Для того, чтобы работа была более успешной, необходимо ознакомится с опытом других педагогов, работающих с детьми по созданию мультфильмов. Один из многочисленных вариантов, это интересная работа К.Д. Круглова по созданию мультфильмов с детьми дошкольного возраста, его предложенные работы размещены на интернет пространстве [4].

В своей работе по созданию мультфильмов, мы решили применить инновационный подход, снять мультфильм с использованием инфографичеких символов.  При создании мультфильма в группе детского сада, мы почувствовали развитие уникального вида творчества детей.  Дети с самых ранних лет с интересом приобщаются к этому искусству. Ребята почувствовали себя настоящими режиссерами, оформителями, сценаристами и мультипликаторами. Эта работа захватывает их, она им интересна и по силам. В результате создания мультфильмов используя методы мнемотехники с помощью символов инфографики, в игровой форме развиваются у детей дошкольного возраста различные умения и качества такие как:

  1. совершенствуются процесс восприятия информации;
  2. дети начинают объяснять сложную информацию простыми образами или символами;
  3. передают информацию в необычном виде, опираясь на наглядность;
  4. воспитывается усидчивость и такое качество, как понимание необходимости довести начатое дело до конца;
  5. развивается диалогическая речь, повышается общения между сверстниками и взрослыми;

Предпочтение выбору инфографики в работе с детьми помогает упростить для детей, а также заинтересовать процесс образовательной деятельности. Детям более интересней обучаться в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.  С чувством, что они выполняют «взрослую» работу. Универсальность же методов инфографики в том, что их можно использовать во всех образовательных областях.

В познавательном развитии, при ознакомлении детей с окружающим миром, объяснении материала, при отгадывании и загадывании загадок и др. В речевом развитии при описании картин и репродукций, при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы и составлении рассказов. В художественно-эстетическом развитии при изучении алгоритма рисования каких-либо предметов. В физическом развитии при проведении физминуток и физзарядок и т.д., а также при воспитании культурно-гигиенических навыков и воспитания навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности;

        

Работа в нашей группе среднего возраста по созданию мультфильма при помощи современной мнемотехники с использованием инфографики проходит в шесть этапов:

Этапы работы:

Кто эту работу выполняет:

1

Создание сценария по придуманной теме, поиск иконок, сюжетных картин

Воспитатель

2

Составление рассказа или описания

Дети и воспитатель

3

Подготовка оформительских иллюстраций

Дети и воспитатель

4

Снятие мультфильма

Дети и воспитатель

5

Монтаж мультфильма

Воспитатель

6

Просмотр мультфильма

Дети, воспитатель, родители

Для работы в данном направлении у нас в группе имеется:

  1. мультстудия «Я творю мир», оснащенная ширмой и камерой.
  2. учебно-методическое пособие образовательного модуля Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» [5].
  3. картотека мнемокартинок, мнемодорожек, мнемотаблиц для выполнения различных образовательных задач;         
  4. наборы символов мнемотехники и карточек инфоргафических символов;

Подведя итоги выполненной работы в группе по созданию мультфильмов, можно сделать вывод, что создавать мультфильмы в группе с детьми это трудоемкая и довольно сложная работа, требующая внимательности, сосредоточенности как от детей, так и от взрослых, но видя «горящие» глаза детей, после выполненной работы, её хочется повторить снова и снова.

В дальнейшем планируем научить самих детей составлять мнемо-опору из предлагаемых картотек символов самостоятельно. Развить способности детей самостоятельно придумывать и рисовать инфографические иконки и объяснять их назначение.

Для просмотра наших авторских мультфильмов можно использовать QR-код или ссылку:

  1. Мультфильм «Что такое осень?»  
  2. Мультфильм «Лошадка»  https://drive.google.com/file/d/1rdkYu7Sc0-sz5hJ7u9BJFSu4tabkPCE0/view?usp=drivesdk
  3. Мультфильм «Мишка» https://drive.google.com/file/d/1m-2QDA-1tVRGnFV6aSL0dglpGSEik5vv/view?usp=drivesdk
  4. Мультфильм «Мячик» https://drive.google.com/file/d/1luOGwGFAluu15O_h4W97ifeP5QovSaW6/view?usp=drivesdk

 

Литература:

  1. Гербова В.В Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий/ В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80с.
  2. [Электронный ресурс]  https://dashboard.supa.ru/videos 
  3. Ажищева Т. А. Создание мультфильмов с детьми в дошкольной образовательной организации / Т. А. Ажищева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. – Т. 1. – С.38.
  4. [Электронный ресурс]. Круглов, Д. Т. Как создаются мультфильмы? / Д. Т. Круглов, М. В. Бабкина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1155/ (дата обращения: 20.06.2023)
  5. Муродходжаева Н.С. Образовательный модуль «Мультстудия “Я ТВОРЮ МИР”»: учебно-методическое пособие/ Н.С. Муродходжаева, В.Н.Пунчик, И.В. Амочаева, И.И. Казунина, В.Ю.Полякова / Под общ. Ред. Н.С.Муродходжаевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 207, [1] с: ил. – ISBN 978-5-9963-6369-8/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи"

Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языко...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности....

Создание мультфильма по сюжету рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа» при помощи 3D-ручки

Дистанционный муниципальный отборочный этап Всероссийского фестиваля «3D-фишки» "Живая шляпа» Автор: Казакова Ксения, ученица 4а класса, Гимназия 17....

Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников

Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.Основная особенность деятельност...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

Консультация для воспитателей «Создание мини-музеев одна из эффективных форм обогащения воспитательно - образовательного процесса»

В консультации рассмотрены следующие вопросы:- актуальность и новизна работы по созданию мини-музея в группах ДОУ;- трудоёмкость работы по созданию мини-музея в группах ДОУ;- как объяснить ребёнку, чт...