Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Б,б"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Яковлева Лилия Валентиновна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_1_klasse_zvuk_i_bukva_bb.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Юледурская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения

в 1 классе по теме

«ЗВУКИ [б], [б’], БУКВЫ Б,б»

Провела учитель начальных классов

Яковлева Л. В. 20 ноября 2023 год

с. Юледур

2023 г

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте)

1 класс

ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [б], [б’], БУКВЫБ,б

Цель урока: создать условия для освоения  учащимися  парных (по твердости-мягкости) согласных звуков [б], [б’] и букв Б, б, обозначающих эти звуки на письме.

Задачи урока: обучающие - познакомить с согласными звуками [б] , [ б’] и буквами  Б, б; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений составлять схему слова; совершенствовать навык правильного, беглого чтения;

развивающие - способствовать развитию фонематического слуха, умению находить и выделять изучаемые звуки в словах, давать им характеристику. развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление;

воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к чтению, доверительные отношения друг к другу, развивать умение работать в паре.

Формирование универсальных учебных действий:

1.      Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2.      Регулятивные УУД

Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

3.      Познавательные УУД

Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений.

4.      Коммуникативные УУД

Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.


5Предметные УУД

Формирование умения вычленять и называть звуки, давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие,не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.

Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2018.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые (весь урок построен в форме игры).

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационной момент.

Представьте, что у вас в руках солнышко. Оно теплое, ласковое, согревает нас. Подбросьте его вверх и поймайте. Поделитесь своим солнышком с соседом – пусть от вашего солнышка всем станет радостнее.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтоб сегодня вы были особенно активными и показали все, чему мы с вами научились за этот месяц.

Проверка готовности к уроку.

2

Актуализация знаний и мотивация

1).Нейрогимнастика

2)Игра «Путаница».

На доске изученные буквы: а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л, е, м, л, п, б

Светит солнышко, появились тучки, пошел дождь.

Буквы должны спрятаться от дождя, иначе они промокнут. Они могут спрятаться в двух домиках: красном и сине-зеленом. Почему домики именно такие?

(Распределение букв на гласные и согласные)

Дети  распутывают  «Путаницу». (Отделяют гласные от согласных).

1)Назовите гласные буквы, теперь согласные.

2)Чем отличаются гласные от согласных?

3)Попробуем пропеть гласные звуки.

4)А то же самое можно сделать с согласными? Почему?

5)Чем гласная буква е отличается от других букв?

6)На какие две группы можно разделить гласные буквы? Назовите.

Дети руками показывают солнышко, тучки, дождь.

Дети отвечают

1.(гласные и согласные)
2. (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
3.(ударные и безударные)

4. сколько в слове гласных столько и слогов.

Воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума.

5. е обозначает два звука

6. две группы: обозначающие твердость и мягкость  согласного звука

3

Постановка цели и задач урока

Какая буква у нас осталась? (Б)

Мы эту букву ещё не изучали, значит тема сегоднящнего урока:

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:

Познакомиться со … звуками [ б ], [ б’]

Учиться отличать … звуки [ б ], [ б’] от других звуков;

Учиться читать … слоги и слова с новой буквой б

- Молодцы, ребята.

Звуки [ б ], [ б’] и буква б, которая их обозначает

Мы познакомимся со звуками [б], [б’],  буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [б], [б’] и букву в от других звуков и букв.

 -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

4

Открытие нового знания

Физкультминутка

  1. Исследование звуков. Подводящий диалог.

       А) Отгадайте загадки:

  1) -У отца был мальчик странный,

Необычный деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный, кто же это?

2) Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

                   Сушит на зиму грибы?

Б) Составление в парах схем слов Буратино, белка

- А с какой звук мы слышим в начале слова Буратино? Белочка?  

Эти звуки мы не видим, только слышим, для того чтобы увидеть этот звук мы обозначим его буквой Б

-Назовите первый звук в слове Буратино. Дадим ему характеристику

-Назовите мне 1 звук в слове Белка и дадим его характеристику

-Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке?

2. Знакомство с буквой Б

(Учитель показывает букву)

-Почему их две?

 - Когда мы используем строчную букву.

3. Запоминание образа буквы

-запоминание стишка:

- Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

-письмо на ладошке, на парте

-конструирование буквы из счетных палочек

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик отыскать-

Надо на носочки встать.

-Садитесь, пожалуйста.

Буратино

Белка

Звуки [ б ], [ б’]

-согласный, звонкий, твердый

- согласный, звонкий, мягкий

Так как при произнесении звука воздух встречает преграду.

- во рту есть преграда –нижняя губа и верхние зубы мешают воздуху двигаться изо рта легко и свободно.

-Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

Одна заглавная, другая строчная

Дети выполняют упражнения.

5.

Первичное закрепление

  1. Чтение слогов с буквой Б
  2. Работа над скороговоркой

Белка булку испекла и бельчатам отдала.

(Чтение с разной интонацией.)

  1. Чтение слов.

А сейчас найдите слова, которые выделены жирным черным шрифтом, поставьте пальчик на первое слово, читаем вместе слова 1 столбика.

- поставьте пальчик на первое слово второго столбика, читаем вместе слова 3 столбика.- Как, одним словом назвать всех? А еще к какой группе их можно отнести?

-Назовите слова, которые употреблены в единственном числе, во множественном числе.

- В каком слове звук б мягкий, почему. Какой звук второй? Почему?

6.

Закрепление

  1. Работа с иллюстрацией.

- Из какой сказки Буратино?

- А в каких сказках есть белка?  Работа с иллюстрацией. 

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 96 и скажите, фрагмент какой сказки изображен на ней?

- Да. Это «Сказка о царе Салтане», написанная А.С. Пушкиным

- Прочитаем, что делает белка.

2. Знакомство с книгой Пушкина

3. Работа с текстом

Чтение связного текста. (с.97)

- Сейчас мы прочитаем   текст.

- О ком говорится в тексте?

-Какие деревья растут в парке?

Кто скакал с ветки на ветку? Где она жила? Что она брала с рук? Что вас удивило в тексте? Доверчива ли она, Когда это происходит?

- Как можно озаглавить текст?

-  Найдите в тексте слова, в которых звук [б] стоит в начале слова.

- Найдите в тексте слова, в которых звук [б] мягкий.

- Какое слово с буквой «б» в тексте самое длинное? Сколько слогов? Как называется слово с тремя слогами?

7

Проверка знаний.

  1. Выделение звука. Игра «Хлопки»

 Все ладошки приготовьте

и дружно хлопайте тогда,

если звук согласный новый

вы услышите в словах.

Кабан, баран, бурундук, сундук, белка, пчела, бычок, паучок, дуб, пуп.

-Кто сможет повторить слова где звук [б] в начале, в середине, в конце слова?

-Какую позицию в словах может занимать звук?

4) Физкультминутка. Игра «Тим, Том»

-Если услышите мягкий звук – встаньте, если твёрдый-сядьте.

Булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.

-

Дети показывают соответствующие сигналы.

8.

9

1. Итог урока.

2.Рефлексия деятельности

Домашнее задание.

С.98-99.

 -Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этих звуков.

- Какое место занимает буква Б на ленте букв?

2.Рефлексия. 

- Что понравилось на уроке?

- В чем испытывали затруднения?

- Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать  букву б  на уроке письма.

- Мы справились с задачами урока. Спасибо за урок!

Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

  • Красный - "Всё получилось. Я - молодец!",
  • Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось".

- Сегодня на уроке вы порадовали меня и белочку. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания.

- Она прощается с нами и говорит: «До новых встреч». Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Конспект урока Обучение грамоте "Заглавная буква М"

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока обучения грамоте "Заглавная буква К"

1. Организационный момент, повторение пройденного.Встали тихо, замолчали,Всё, что нужно, вы достали.Приготовились к уроку,В нём иначе нету проку.Здравствуйте, садитесь,Больше не вертитесь.Мы урок начн...

Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"

Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"...

Конспект урока обучения грамоте, тема: Буквы О,о.

Использованные инновационные технологии:технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология развития критического мышления технология создания проблемной ситуации. Современных те...

Конспект урока "Обучение письму строчной буквы т"

В конспекте урока обучении письму строчной буквы т представлен материал для 1 класса....