Главные вкладки

    Конспект урока обучения грамоте, тема: Буквы О,о.
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Карпова Марина Александровна

    Использованные инновационные технологии:

    технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология развития критического мышления технология создания проблемной ситуации.

     

    Современных технические средства обучения позволяют эффективно повторить изученное и подвести итоги урока.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bukva_o_1.docx19.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока обучения грамоте

    Тема: звук [о]. Буквы О, о.

    Цели и задачи:

    Образовательные: познакомить со звуком[о], учить озвучивать буквы, читать слоги, делить слова на слоги, выделять ударный слог, из слогов вычленять звуки.

    Развивающие: развивать фонематический слух, память ,внимание, работать над развитием речи, её культурой.

    Воспитательные: воспитывать дисциплину, чувство взаимопомощи, терпеливость, уважение к одноклассникам.

    Планируемые результаты

    Предметные УУД

    Знать букву О и звук, который она обозначает, уметь давать характеристику звуку, уметь читать слова и слоги с буквой О.

    Метапредметные УУД

    Познавательные: Умение строить речевое высказывание.

    Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

    Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

    Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

    Личностные УУД

    Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

    Регулятивные: .

    Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

    Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

    Умение быть готовым к преодолению трудностей, формирование основ оптимистического восприятия мира

    Коммуникативные: 

    Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

    Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.Умение строить понятные для партнёра высказывания. Умение задавать вопросы.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    А проверьте-ка ребятки,

    Всё ль готово, всё ль в порядке?

    1. Актуализация знаний

    Речеваая разминка

    Учитель: «Выучите скороговорку».
    Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

    1. Самоопределение к деятельности

    Знакомство со звуком [о]. (По картинке ОБРУЧ.)

    Учитель: - Вам нравится выступление Оли?

                     - Произнесите с восхищением: «О-о-о!»

                     -  Как называется спортивный инвентарь у Оли? (Обруч.)

                     -  Произнесём и потянем голосом самый первый звук в названии спортивного инвентаря, с которым работает Оля: «О-о-о-бруч».

                     -  Какой звук мы слышим в начале слова? ([о].)

                     - Как произносится звук [о]? (Губы вытягиваются трубочкой вперёд, воздух спокойно проходит без препятствий, звук [о] гласный.)

                     - Произнесём это слово по слогам. (В этом слове два слога.)

                     - Назовите звуки в первом слоге и подумайте, будет ли этот слог слогом-слиянием? (Нет. Это отдельные звуки, т. е. обратный слог [об].)

                    - Произнесите ещё раз первый гласный звук в слове и затем, как замочком, закройте его вторым звуком. ([об].)

                   - Произнесите второй слог и послушайте звуки. ([руч].)

                   - Произнесите этот слог ещё раз и подумайте, будет ли этот слог слогом-слиянием. (Да, это слог-слияние [ру].

                   -  К нему примыкает звук [ч].) Произнесём всё слово ещё раз и долго потянем первый гласный звук: «О-о-о-б-р-у-ч».

    Определение темы, постановка целей.

    Учитель:  Сделайте вывод: С каким новым звуком мы познакомимся?

    Учащиеся: - Мы познакомимся со звуком [о].

    Учитель: - Какой это звук?

    Учащиеся: -  Звук [о] гласный.

       4.  Работа по теме

    1. Звуко-буквенный анализ слова и определение слоговой структуры. 
    Учитель : «Составим звуковую схему к слову ОБРУЧ. Произнесите слово по слогам. Произнесите первый слог и составьте его звуковую схему. Произнесите второй слог и составьте его звуковую схему. ([руч] — слог-слияние. К нему примыкает звук [ч].) Произнесите слово полностью и определите ударный слог. Как слышится ударный гласный звук?» (Ударный звук [о] слышится чётко и ясно.)
    Педагог продолжает: «Посмотрите, как Оля работает с обручем. Мы опять восхищаемся: «О-о-о!» Какой звук слышим в возгласе восхищения? (Гласный звук ([о].) Вспомните, как зовут девочку-гимнастку. (Оля.) Для каких видов спорта можно использовать этот спортинвентарь?» (Футбол, бокс.)

    2. Знакомство со звуком [о]. (По картинке МОРЖ.)
    Учитель обращается к детям: «Скажите с удивлением: «О-о-о!» Произнесите название животного, определите количество слогов в слове. (В этом слове один слог.) Какой гласный звук вы слышите в слове? (В середине слова слышим гласный звук [о].) Слышите ли вы в слове МОРЖ слог-слияние? (Да. Это слог-слияние [мо]. К нему примыкают два звука [р] и [ж].) Как слышится согласный звук в слоге-слиянии [мо]? (Согласный звук произносится твёрдо. За ним следует гласный звук [о].)

    3. Звуко-буквенный анализ слова, определение слоговой структуры, составление звуковой схемы.
    Учитель  просит составить звуковую схему к слову МОРЖ.
    Учитель: «Произнесите слово полностью и определите ударный гласный звук. (В слове МОРЖ ударный гласный звук [о].) Как слышится ударный гласный звук?» (Ударный гласный звук всегда слышится чётко и ясно.)
    Учитель: «Составьте звуковые схемы к рисункам: ОБРУЧ, МОРЖ, ФУТБОЛ, БОКС, СЛОН, ОСЛИК».

    Учитель и учащиеся делают вывод: «С каким звуком мы познакомились и что интересного о нём узнали? Мы познакомились с гласным звуком [о]. Гласный звук может образовывать слог. Гласный звук может быть ударным и безударным. Ударный гласный звук слышится чётко и ясно. Согласные буквы в слоге-слиянии с гласными буквами о или а произносятся твёрдо. Если в слове один слог, то ударение не ставится. Звук [о] мы слышим и произносим!»

    5. Пишем буквы О, о.
    Учитель: «Мы с вами уже знаем, что для обозначения звука на письме существуют две буквы. Почему даны две буквы гласного звука [о]? Предложения начинают писать с заглавной буквы, имена людей, клички животных, названия городов, рек, названия журналов тоже пишутся с заглавной буквы. В середине слова и в начале слова, которое стоит внутри предложения, пишутся маленькие буквы. Похожи ли они между собой по внешнему виду?» (Да.)

    6. Работа со схемой предложения.
    Учитель: «Запишите схему предложения: «Вертела Оля обруч!»
    Ответ: _____ ______ ______!

    Учитель: «Вставьте в словах, где это необходимо, буквы гласного звука [о]».
    Ответ: ______ О_____ о______!

    Игра-ребус «Что лишнее?»
    — Хозяйка однажды с базара пришла,
    — Хозяйка с базара домой принесла ...
    Учитель: «Что купила хозяйка? (Продукты питания.) Произносите названия продуктов чётко, ясно. Послушайте звуки. По какому признаку мы будем рассматривать продукты питания? (Есть ли в названии продукта питания новый гласный звук [о].) Какой продукт оказался лишним?» (ЛУК, РЕДИС. В их названии нет гласного звука [о].)

    1Учитель: «Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Укажите предметы, в названии которых вы слышите звук [о]. Что вы видите на картине? (Здесь красивый и уютный домик — бочка.) Что делал гном в огороде? (Гном собирал урожай — бобы.) Куда отправился гном на ослике? (Гном отправился на базар. Там он продаст бобы и купит ... . Кругом много анемонов и роз, а в ящиках рассада огурцов.) Для кого гном сажает анемоны и розы? (Осы любят сладкий сок.) Укажите предметы, в названии которых мы слышим звук [о]».
    2. Учитель просит детей составить самостоятельно рассказ по предложенным сюжетным картинкам. (Дети выполняют.)
    3. Далее учитель предлагает прочитать текст (для читающих детей). В тексте сложные слова разделены на слоги.
    Жил-был гном.
    Он построил себе домик из бочки.
    Дом был очень чистый и уютный.

    Любил гном свой огород.
    Он сажал здесь огурцы, горох и бобы.
    Хорош вырос боб!
    Пора везти урожай в город, продавать.

    Продал гном бобы на базаре.
    Купил он цветы анемоны для ос.
    Огурцы — для Кота Котофеича.
    Себе — новый колпачок.
    Солнышко же согревало и ласкало их всех!

    Учитель: «Придумайте заголовок к тексту. Укажите в тексте буквы, обозначающие гласный звук [о]».

    7. Итог урока

    Учитель и учащиеся делают вывод урока: «Какие буквы мы сегодня узнали? (Буквы О, о.) Какой звук обозначает буква О?» (Звук [о]. Согласные звуки в слоге-слиянии с гласным звуком [о] произносятся твёрдо. Чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим и произносим! Буквы мы видим и пишем".

    8. Фронтальная работа

    Педагог предлагает детям всего класса прочитать текст, а после говорит: «Прочтите выразительно первое предложение. Объясните, когда мы так говорим. Прочтите второе предложение. С какой интонацией вы будете его читать? Почему?»
    Педагог подводит итог урока: «Какая главная радость урока? Мы научились читать! Мы узнали, что буквы 
    О, о обозначают звук [о]. Мы познакомились с гласным звуком [о]. Один гласный звук [о] может образовать целый слог. Гласный звук [о] может быть ударным и безударным. Ударный гласный звук слышится чётко и ясно. В слоге-слиянии согласный звук произносится твёрдо, если за ним следует гласный звук [о] или [а]. Звук мы слышим и произносим! Буквы мы видим и пишем».

    8. Рефлексия.

    Оцените свою работу на уроке при помощи «светофора».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»

    В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....

    Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».

    Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...

    Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

    Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

    Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж

    организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состав...

    КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

    Предметные задачи урока:1.      Добиться запоминания формы буквы с.2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.3.      Научит...

    Конспект урока обучения грамоте. Тема Звук (й), буква Й, й

    Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук (й), буква Й, й...

    КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»

    КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...