Статья Тема «Развитие мелкой моторики детей имеющих ОВЗ используемые в работе коррекционные методы и приемы».
статья (1 класс)

Лешукова Наталья Константиновна

В работе с детьми ОВЗ важно уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики. Я предлагаю несколько вариантов развития моторики рук, которые не требуют специальной подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №8

Пушкинский район г. Санкт-Петербург

Статья

Тема: «Развитие мелкой моторики детей имеющих ОВЗ

используемые в работе коррекционные методы и приемы».

Подготовила и разработала:

Тьютор: Лешукова Н.К.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с                                           ОВЗ. Используемые в работе коррекционные методы и приемы.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Часто наши дети испытывают серьезные трудности при овладении трудовыми навыками и навыками самообслуживании, гигиены. Любая работа, связанная с моторикой предполагает наличие тонких, координированных движений рук обеспечивающих предполагаемый результат. Все это требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

   У детей с ОВЗ нарушена зрительно-пространственная ориентировка, страдает произвольность внимания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и или психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной работы и индивидуального подхода к              каждому ребенку. Очень важно соблюдать интересы с максимальной пользой для него.

-Непрерывность. Принцип непрерывности гарантирует ребёнку непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

-Системность. Принцип системности обеспечивает успешный результат в коррекционной работе.

-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для преодоления трудностей детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Поэтому очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения различными навыками, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

   В   работе с детьми важно уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на коррекцию интеллектуального развития ребенка с ОВЗ, во-вторых, готовят к овладению навыков самообслуживания, что в будущем поможет ребенку   адаптироваться в социуме.  

   Я предлагаю несколько видов развития мелкой моторики рук, которые не требует специальной подготовки, доступны и интересны детям - пальчиковую гимнастику и графические упражнения.

   Пальчиковая гимнастика требуют участия одной, чаще обеих рук, что дает возможность детям с ОВЗ ориентироваться в понятиях «вправо»-«влево», «вверх»-«вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, развивать память.

Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Игра "Не плачь, куколка моя".

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все посушу.

Утюгом туда-сюда

 Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

 (на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)

Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

 Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

 (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)

Графические упражнения:

Задание "Штриховка"

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание "Обведи рисунок"

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Нарисуй фигуры"

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание "Дорисуй картинку"

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка используя технику рука в руке.

  С удовольствием дети занимаются пластилином, чтоб развить ручную умелость разминают пальцами пластилин, глину;

  • нанизывают крупные и мелкие предметы на нитку;
  • перекладывают предметы из одной емкости в другую
  • листают книжки
  •  очень любят рисовать пальчиками обмакивая их в краску
  • играют с конструктором, мозаикой, кубиками; с песком, водой;
  • рисуют различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).

Вся коррекционно-развивающая работа оказывает благоприятное воздействие на физическое и психологическое здоровье наших воспитанников ставит перед ними новые цели и пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Упражнения для развития мелкой моторики детей.

Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»

Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...

Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Презентация "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи

Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области   образования. Уровень развития мелко...