Занятие по теме «Радуга на стене»
материал
занятие проведено в рамках бесшовного образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме «Радуга на стене»
Цели:
- Обучающие – познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину ее появления, закрепить цвета спектра и порядком их расположения. Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о трех основных цветов: красный, желтый, синий и их смешение, чтобы получить остальные цвета. Развивать творческую деятельность. Знакомство со словом «превращение»;
- Развивающие – развивать любознательность, память; развивать речь детей, творческое воображение, общую тонкую моторику, координацию речи с движениями, развивать умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов «был – стал». Формирование действия превращения на основе практических действий.
- Воспитательные – формирование навыков сотрудничества, ответственное отношение к выполнению заданий; формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, помочь другим в сложных ситуациях. Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.
Методические приемы: словесные – беседа о ходе выполнения действий, инструкции, использование художественного слова, объяснение, демонстрация, использование наглядных пособий; практические – пластилинография (рисование пластилином), опыт, игровые приемы, использование средств ТСО.
Методы активизации познавательной деятельности: сюрпризный момент, опытная деятельность.
Словарная работа: радуга, радужные переливы, солнечный зайчик, мыльные пузыри, превращение, был – стал.
Оборудование: доски для лепки, пластилин разных цветов, губки, ванночки, тряпочки х/б, баночки мыльных пузырей, баночка с водой, гуашь трех цветов – красный, синий и желтый, кисточки на каждого ребенка; жетоны из семи цветов, детали-заместители из цветного картона: две тучки, две-три капли дождя, солнце, солнечный зайчик из картона, зеркало среднего размера, ½ листа ватмана, фото природной радуги, аудио-запись песенки «Радуга», фрагмент развивающего мультфильма «Лошадка Радуга».
Тема «Радуга»
1. Здравствуйте!
Отгадывайте загадку.
Солнце светит и смеется,
И на землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга (Радуга)
– А где можно увидеть радугу?
Дети: (ответы разные): В мультфильмах, в рисунках, на небе; на улице…
---Хорошо, а вообще, когда на небе появляется радуга?
Дети: Радуга появляется после дождя
Верно, радуга появляется, когда солнечные лучи, проходя через капли дождя, распадаются на разноцветные лучи.
Вот, сейчас мы попробуем увидеть радугу прямо здесь. Для того чтобы, увидеть радугу в нашем классе нам нужно – свет и вода. Вот, свет солнца идет прямо из окна – свет есть; а вода – не простая, а мыльная.
(баночки мыльных пузырей)
- Начинаем пускать мыльные пузыри.
Игра с мыльными пузырями.
(Дети выпускают мыльные пузыри и одновременно наблюдают)
Дети, обратите, пожалуйста, внимание, что вы видите на поверхности мыльного пузыря?
Дети: На поверхности мыльного пузыря мы видим радугу; цвета радуги; красивые цвета.
--Эту радугу (цвета радуги; красивые цвета) на поверхности мыльного пузыря называют «Радужные переливы». Повторите, пожалуйста, вместе со мной.
Дети: Радужные переливы!
-- Где мы видели «Радужные переливы»?
Дети: «Радужные переливы» мы видели на мыльных пузырях.
--Какие цвета вы на них видели?
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Тогда нам удалось увидеть радугу ранней весной?
---Молодцы, все верно. А вы знаете, что цвета радуги идут в определенном порядке?
Дети (ответы разные): Да; нет; не знаю…
--Да, дети. Цвета радуги имеют определенный порядок. А вот сейчас познакомимся с порядком цветов.
(Воспитатель приглашает детей к «Радуге» на мольберте)
А запомнить этот порядок поможет считалка о порядке цветов радуги. Я вам сейчас расскажу, а вы внимательно слушайте:
Семь цветов, как на параде. Как (Красный) Чтобы не забыть их строй, Однажды (Оранжевый) Ты запомни шутки ради, Жук (Желтый) Для себя стишок простой: Звонарь (Зеленый) Городской (Голубой) Сломал (Синий) Фонарь (Фиолетовый) | В каждом слове первым звуком Обозначен каждый цвет. Если верно понял, ну-ка, Назови мне весь букет. /А.Локтев/ |
– Повторим слова считалки о порядке цветов радуги.
(дети повторяют слова вместе с воспитателем и определяют цвета по первым звукам слов)
– Ребята, а сейчас внимательно следите за мной, правильно ли я составляю порядок цветов нашей радуги? Можете мне подсказывать (индивидуально 1-2 вопроса например: «Полина, подскажи, пожалуйста, после красного какой цвет мне нужно брать?»)
(Воспитатель самоклеющимися цветными бумагами
приклеивает по порядку цвета радуги на мольберте. Дети проверяют воспитателя)
Подвижная игра «Радуга»
(Дети разбирают жетоны, соответствующим цветам радуги. Под музыку дети выполняют, несложные танцевальные движения. Во время музыкальной паузы встают в порядке следования цветов радуги. Игроки обмениваются жетонами, игра повторяется)
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. На столах на каждого есть необходимые предметы для лепки, вы будете рисовать радугу пластилином, чтобы каждого порадовала радуга. Чтобы запомнить порядок цветов вам помогут эти необычные цветы, которые есть у всех, и которые сделали вы сами. А я, когда вас не было, добавила еще один лепесток. Рассмотрите их внимательно, уберите лепесток того цвета, которого нет в радуге. Начинаем работать.
– Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
(Дети присаживаются и начинают работать)
Воспитатель: Берем комок пластилина (дети берут, но воспитатель задает проблемный вопрос)
– А мы можем сразу лепить?
Дети: Нет, сразу мы не можем.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что он твердый, холодный.
Воспитатель: Верно, прежде чем работать с пластилином, сначала мы должны холодный, твердый пластилин превращать в теплый, мягкий. А как нам быть?..
Дети: Пластилин согреть, размять…
Воспитатель: Умницы, все верно.
Дети работают, разминая холодный пластилин, убирают лишние лепестки. Звучит музыка
Воспитатель: Полина (Салим), пластилин был какой? (индивидуально1-2 вопроса)
Полина (София): Пластилин был холодный, твердый.
Воспитатель: Арзылан (Ксения, Геля), а стал каким? (индивидуально1-2 вопроса)
Арзылан (Ксения, Геля): Стал пластилин теплый, мягкий.
Воспитатель: Согреваем, разминаем, это значит, твердый, холодный пластилин «превращаем» в мягкий и теплый.
Воспитатель: Ксюша, если согреваем, разминаем, это значит, что мы делаем?
Ксюша (Салим): Холодный, твердый пластилин превращаем в теплый, мягкий
Дети заканчивают работу. Вытирают руки салфетками.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас, проверим порядок цветов радуги (воспитатель рассказывает слова радуги, а дети проверяют порядок). Все верно, умницы.
Воспитатель: Дети, а знаете, мне больше нравится оранжевый цвет, и про него я знаю песню
(с движениями). Пройдемте со мной на ковер и будем вместе петь.
Физкультминутка
Воспитатель: Радугу можно увидеть не только на небе, ее можно увидеть и в красках, смешивая и получая разные цвета. Волшебная радуга хранит множество секретов. Например, в радуге прячутся три основных цвета: желтый, красный, синий. Все остальные цвета можно получить, используя основные. Как вы думаете, какие краски надо смешать, чтобы получился оранжевый (зеленый, фиолетовый) цвет? (каждому цвету по одному вопросу индивидуально. К+Ж=О, Ж+С=З, К+С=Ф).
(дети отвечают на вопросы, затем садятся за столы, по два
человека на каждый новый цвет. Под музыку смешивают краски на палитрах)
Воспитатель: Какие прекрасные цвета вы получили, все замечательно. Ребята, красками этих новых цветов будем рисовать в группе одну большую радугу на ватмане, т.е. на большой бумаге (дети вытирают ручки).
Воспитатель: Дети, вам понравилось занятие? (Да!). Кому здесь было грустно без подруги Радуги.
Дети: Без Радуги было грустно Солнечному Зайчику.
Воспитатель: Нам удалось найти Радугу Солнечному Зайчику?
Дети: Да-а, удалось.
Воспитатель: Тогда даем Солнечному Зайчику Радугу? (Да!). А чтобы было радостно и весело мы еще дарим солнце, облако и капли дождя. Дети, каждый берет понравившуюся картинку, преподнесем к Солнечному Зайчику. Какая радость без цветов? Где наши цветы?
(Дети выбирают картинки, также берут разноцветные цветочки
и прикрепляют к Солнечному Зайчику)
– Солнечный Зайчик очень рад. Почему?
Дети: (варианты ответов) Потому что мы дали ему подругу Радугу; потому что они встретились; потому что мы дали возможность встретиться с ней.
Воспитатель: Молодцы, все верно! Чем мы занимались на занятии? Что мы делали?
Дети: Выпускали мыльные пузыри, мы превращали твердый пластилин в мягкий, составляли цвета радуги из пластилина, смешивали красный, желтый цвет и получили оранжевый цвет,
желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый
Воспитатель: Где мы встречались радугой в нашем зале?
Дети: Радугой встречались на поверхности мыльного пузыря, мы слепили.
Воспитатель: Радугу, на поверхности мыльного пузыря как мы называем?
Дети: Радужные переливы.
Воспитатель: Был холодный, твердый пластилин, как согрели, размяли… (стал мягкий, теплый). Что произошло?
Дети: Произошло превращение (индивидуально).
Воспитатель: О чем мы все время рассказывали?
Воспитатель и дети:
Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А потом совсем пропала.
Что за странная дуга?
Это просто РАДУГА!
Воспитатель: Ребята, наконец-то мы помогли Солнечному Зайчику встретиться с Радугой, и поэтому, в знак благодарности вам дарит вот эти баночки. Чтоб «РАДУГА» на мыльных пузырях всегда вас радовала. Вы довольны?
Дети: Да-а! Мы очень довольны!
Воспитатель: Милые мои, вы прекрасно справились заданиями, вы замечательные дети. Активно занимались, слушали внимательно. Молодцы, дети, спасибо! К сожалению, нам пора прощаться с гостьями.
Дети: До свидания! Дети уходят
Самоанализ занятия
К занятию я поставила следующие цели:
- Обучающие – познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину ее появления, закрепить цвета спектра и порядком их расположения. Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о трех основных цветов: красный, желтый, синий и их смешение, чтобы получить остальные цвета. Развивать творческую деятельность. Знакомство со словом «превращение»;
- Развивающие – развивать любознательность, память; развивать речь детей, творческое воображение, общую тонкую моторику, координацию речи с движениями, развивать умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов «был – стал». Формирование действия превращения на основе практических действий.
- Воспитательные – формирование навыков сотрудничества, ответственное отношение к выполнению заданий; формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, помочь другим в сложных ситуациях. Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.
На занятии использовано достаточно материала. На каждого ребенка – баночки мыльных пузырей, гуашевые краски, цветы с цветами радуги, семь картонных жетонов из цветов радуги, пластилин разных цветов, доски для лепки, х/б салфетки, мокрые губки в контейнерах, гуашевые краски, палитры, кисточки. Дополнительные ассоциации для Солнечного зайчика на каждого ребенка – коллективное оформление (тучка, капли дождя, солнце). Занятие не перегружено наглядным пособием. В течение занятия осуществилась активизация словаря: радуга, радужные переливы, солнечный зайчик, мыльные пузыри, ранняя весна, был, стал, превращение. Использовано методические приемы – беседа о ходе выполнения действий, использование художественного слова, объяснения. Обыгрывание героя, игровые приемы. Методы активизации познавательной деятельности: сюрпризный момент, а главное – опыт. Предварительная работа – беседы, заучивание наизусть считалки о порядке цветов радуги, отгадывание загадок о радуге, просмотр фотографий радуги в природе.
При составлении занятия учитывала способность детей выступать в роли исследователя. Самостоятельно воздействовать на окружающие его предметы и явления с целью более полного сознания. Также учитывалось и то, что некоторые дети испытывают затруднения свободно выразить свои мысли, а опытная деятельность позволяет развивать в ребенке интерес, а, следовательно, они более активны с своей речи. Большинство действий детям должны, известны, как – радуга, цвета радуги, солнечный зайчик. Т.к., природа и жизнь человека тесно связаны друг с другом. Образовательные задачи решались, что хотели увидеть радугу, увидели опытным путем, отражали в речи порядок расположения цветов радуги. Воспитательные задачи мы решали через появление солнечного зайчика, что дети помогли встретиться Солнечному Зайчику с подругой Радугой. Ответственные отношения к выполнению задания мы решили в игровой форме. Доброжелательность – когда мы для Солнечного Зайчика нашли Радугу, также чтоб ему вызвать радость, дали еще солнышко, тучки, капли дождя. А он в знак благодарности детям подарил баночки мыльных пузырей. Т.е. добро ответил добром.
Сама форма экспериментирования предполагает – самостоятельность, опыты они делали сами. Думаю, без труда справились, когда составляли порядок цветов во время игры. Физминутка – способствует развитию координации движения. Считаю, структура занятия, время, место и форма организации рационально. В течение всего занятия с детьми велась непринужденный диалог. Я думаю, на занятии дети не устали, т.к. опытами не нагружались: опыт №1 «Солнечный Зайчик», опыт №2 «Игра с мыльными пузырями», опыт №3 «Смешение красок», творческая деятельность «Рисование пластилином (пластилинография) радуги». По этапам занятия дети не находились на одном месте, а передвигались. Занятие связано с сезоном, проводилось в игровой форме. Использовались методы активизации познавательной деятельности (герой Солнечный
Зайчик, появление радуги весной через опыт №2, рисование радуги, игра «Радуга»). Ведущий вид деятельности – игра, а опыт – поисковая деятельность, как говорил китайский мудрец Конфуций: «Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что делаю – понимаю». Вот эти методы и приемы помогали обеспечить работоспособность и заинтересованность детей.
Дифференцированный подход: 1) слабо усваиваются знания; 2) проявляющие повышенный интерес и желание усваивать знания; 3) основная масса детей.
Самым интересным, на мой взгляд, было появление радужных переливов на мыльных пузырях, поскольку это вызвало у детей положительно-эмоциональный отклик. Для них это было как результат волшебства их деяний. Дети активно занимались на занятии. Отвечали на вопросы, выполняли задания с удовольствием, решали проблему, что нашли Солнечному Зайчику радугу; уровень развития речи хорошее. Я думаю, реализовать задачи занятия нам удалось.
Следующий раз я планирую построить занятие: (рассказать?) (увидеть радугу другим способом. Наполнить ванночку водой и поставить на стол. Опустить зеркало в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя – окажется в воде под углом. Направить свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала. При этом зеркало будет отражать свет. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигать само зеркало. Изменить положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхнуть зеркало. Что появиться? На белой бумаге появятся искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветные лучи, если он проходит сквозь капли воды.
Эксперимент 1. «Что такое радуга» – смешение цветов. Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет, надо смешать красный и желтый цвет, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый.
Эксперимент 2. «Радуга появляется». Материал – зеркало, миска с водой. Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета.
Эксперимент 3. «Радуга в пузырях». Материал – баночка с мыльными пузырями. Выдуваем пузыри, свет падает на мыльные пузыри в них можно увидеть радугу.
Эксперимент 4. «Радуга на диске». Материал – диски.
Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.
Выводы. Радуга бывает летом, осенью, весной. Появляется когда, солнечный свет отражается в капельках воды. Радугу можно увидеть не только на небе, можно увидеть в красках (смешивая и получая разные цвета). Цвета радуги всегда располагаются в порядке. Их всего семь.
Заключение. Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась. Мы узнали, почему появляется такое явление как радуга, провели эксперименты, научились рисовать радугу разными способами.
Литература.
- Большая энциклопедия дошкольника, М.: Махаон, 2004г.
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.
- Самара: учебная литература, 2004г.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование». – М.: Педагогическое общество России, 2003;
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004;
- Ремезова Л.А. «Играем с цветом». – М.: Школьная Пресса, 2004.
- Рабиза Ф.В. Простые опыты: Забавная физика для детей – М.: 199
Дополнительно изучить к следующему занятию
- Она может появляться в любое время года. И днем и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги.
- Чтобы появилась радуга, нужно чтобы солнечный луч прошел через каплю воды. В ней он искривляется и как веер раскладывается на спектр.
- Зимой радуга – к крепкому морозу! (народная примета)
- Практическая часть.
Эксперимент 1. «Что такое радуга» – смешение цветов. Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет, надо смешать красный и желтый цвет, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый.
Эксперимент 2. «Радуга появляется». Материал – зеркало, миска с водой. Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета.
Эксперимент 3. «Радуга в пузырях». Материал – баночка с мыльными пузырями. Выдуваем пузыри, свет падает на мыльные пузыри в них можно увидеть радугу.
Эксперимент 4. «Радуга на диске». Материал – диски.
Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.
Выводы. Радуга бывает летом, осенью, весной. Появляется когда, солнечный свет отражается в капельках воды. Радугу можно увидеть не только на небе, можно увидеть в красках (смешивая и получая разные цвета). Цвета радуги всегда располагаются в порядке. Их всего семь.
Заключение. Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась. Мы узнали, почему появляется такое явление как радуга, провели эксперименты, научились рисовать радугу разными способами.
- Радуга состоит и семи цветов, и все они следует строго друг за другом, каждый «знает свое место». Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. А сейчас подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги сверху вниз (выполняют задание). Какой по счету зеленый цвет? (4й). Синий?
- Первый какой цвет? Шестой ? (просмотр слайдов)
- Я предлагаю провести опыт. Наполните ванночку водой и поставьте на стол, опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя часть окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь? На белой бумаге появляются искрящие разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: «Значение воды для жизни на Земле» в рамках проекта «Экологическая радуга»
Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознаетс...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Конспект занятия Пластилинография №28, тема: «Радуга на небе»
Цель: учить составлять задуманный предмет на плоскости (метод барельеф) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков. Продолжим учить дополнять работу композиционными решениями ( солнце, облака, цве...

Технологическая карта урока английского языка по теме " Картина на стене" Unit 13.Урок 2 к учебнику английского языка "FORWARD" под редакцией М. Вербицкой.
Технологическая карта урока по теме " Картина на стене" разработана с учетом требований ФГОС. Учащиеся знакомятся с краткой биографией художника и его картинами....

Методическая разработка КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РАДУГА ЭМОЦИЙ»
Использование различных арт-терапевтических технологий в настоящее время приобретает все большее значение в сфере коррекционной работы с детьми. Одним из видов таких технологий, который я примен...
Конспект занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Истоки» на тему -Радуга дружбы-
Создание позитивного настроя на общение в группе.Развитие ориентации на доброе отношение друг к другу и окружающим.Социокультурное наполнение категорий «МИР», «ШКОЛА», «С...

