Фитнес для дошкольников
статья по физкультуре по теме

Ромашкова Ирина Валентиновна

Материал можно использовать на методическом объединении воспитатетелей и для ознакомления с данной темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fitnes_dlya_doshkolnikov.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ФИТНЕС ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ        

1. Теоретические основы понятия фитнес        

2. Инновационные процессы в системе физкультурного образования детей дошкольного возраста и социально-педагогические предпосылки внедрения  фитнеса в систему физкультурного образования ДОУ        

3. Использование занятий фитнес с дошкольниками разных возрастов        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

ПРИЛОЖЕНИЕ        


ВВЕДЕНИЕ

Фитнес — это комплексная программа оздоровительных мероприятий, направленная на укрепление здоровья, увеличение функциональных резервов организма. Слово «фитнес» произошло от английского «fit», что в переводе означает «соответствовать», «быть в хорошей форме».

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влияет на нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, вместо возрастного развития основных физических качеств: быстроты, координации движений, выносливости, гибкости и силы).

Детский фитнес - это нечто среднее между собственно фитнесом, лечебной физкультурой и игровым клубом. Взрослые решают в спортзале "взрослые" задачи: обзаводятся впечатляющей мускулатурой, избавляются от лишнего веса, возвращают в норму сердечно - сосудистую систему, подпорченную алкоголем и никотином. Детям этого не нужно, вдобавок их потребности различаются в зависимости от возраста. Поэтому большинство клубов, включающих детский фитнес в ассортимент своих услуг, выделяют три возрастные группы: babies (3–6 лет), kids (7–11 лет), juniors (12–16 лет).

Кроме того, в ряде заведений существуют специальные группы для малышей от полутора до трех лет, которые могут приобщаться к фитнесу вместе со своими родителями.


1. Теоретические основы понятия фитнес

Фитнес (от англ. to be fit — "быть в форме") - это активный образ жизни, гармонично сочетающий в себе занятия спортом и правильное питание. Он дарит людям прекрасное самочувствие и настроение, улучшает внешний вид и укрепляет здоровье.[1]

Слово "фитнес" английское; первые фитнес-клубы возникли в США. Но сама идея фитнеса отнюдь не нова - она восходит еще к эпохе античности. Интересно проследить развитие представлений о фитнесе с древних времен до наших дней.

В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ атлетизма, здорового и красивого тела. Надлежало следить и за своим духовным состоянием, поскольку считалось, что герою должны быть присущи не только отвага и бодрость, но и собранность, уравновешенность, умение управлять как своими движениями, так и чувствами.

Теорию гармоничного развития духовных и физических качеств разрабатывали многие выдающиеся умы древности: философы Платон и Аристотель, знаменитый врач Гиппократ. Греческие и римские атлеты стремились к сочетанию внутренней и внешней красоты и здоровья. Те, кто посвящал жизнь различным видам спорта (главным образом бегу, плаванию, метанию диска и копья, управлению колесницей), в своем искусстве достигали совершенства. В мирное время атлетика была, как сказали бы сейчас, элитной профессией, уделом избранных. А на время Олимпийских игр даже прекращались войны, что говорит о глубоком почтении греков к спортивным состязаниям. И возрождение Олимпийских игр в 1896 году служило именно этой цели - укреплению дружбы и взаимопонимания во всем мире, повышению интереса к спорту и активной жизни.

И в наше время многие, подобно древним атлетам, посвящают свою жизнь фитнесу, совершенствуются в этой области сами и тренируют других. Немало профессиональных спортсменов, завершив карьеру, продолжают заниматься фитнесом, чтобы оставаться в хорошей форме. Они тренируются в свое удовольствие, без высоких нагрузок, присущих миру большого спорта. В любом случае фитнес "для себя" приносит не меньше пользы и морального удовлетворения, чем соревнования.

Самые первые фитнес - программы были разработаны во время Второй Мировой войны для американских солдат, чтобы они находились в хорошей физической форме. Под руководством профессиональных инструкторов-спортсменов военные качали пресс, выполняли силовые упражнения, подтягивались на перекладине. Впоследствии эти программы были усовершенствованы и составили основу фитнеса.

О фитнесе как об образе жизни в США заговорили несколько позже, в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века, когда тестирование физического состояния, проведенное среди различных слоев населения, выявило довольно безрадостную картину. Выяснилось, что большинство американцев активного возраста страдают одышкой, избыточным весом, сердечно - сосудистыми заболеваниями. Более того, почти все опрошенные курили и могли в перспективе приобрести весь "букет" сопутствующих болезней. Возник странный парадокс: по мере роста материального благополучия людей все хуже становилось их физическое здоровье. [2]

Стало ясно, что спасти здоровье нации может только фитнес. Следовало кардинально изменить образ жизни большинства населения (в сторону увеличения активности) и режим питания (в сторону уменьшения его калорийности). Решением этой проблемы в США занялся Президентский совет по фитнесу. В него вошли политики и самые авторитетные профессионалы в области фитнеса. Деятельность Совета была успешной: удалось сделать фитнес популярным, множество людей записывались в фитнес - клубы, целенаправленно создававшиеся по всей стране. В настоящее время в США около 17 млн. человек являются членами таких клубов, а тех, кто ведет активный образ жизни и следит за своим питанием, становится все больше и больше. За последние десять лет число поклонников фитнеса выросло в четыре раза.

Первые фитнес - клубы в России открылись менее десяти лет назад. Тогда, в начале 90-х годов, казалось, что времена массового увлечения спортом безвозвратно канули в лету, белорусы перестали следить за собой, им некогда было поддерживать спортивную форму и думать о рациональном соотношении в пище белков, жиров, углеводов и витаминов. Предложение записаться в фитнес-клуб, чтобы регулярно тренироваться и разработать для себя индивидуальную диету сначала вызывало у многих деловых людей скептическую усмешку. Вот почему основателям и сотрудникам первых фитнес - клубов пришлось разъяснять потенциальным клиентам смысл фитнеса, раскрывать особенности современных фитнес-программ и здорового питания, учить людей правильно заниматься.

Все существующие фитнес-упражнения можно условно разделить на пять групп (по принципу развития физических качеств).

Кардио программы (развивают аэробную выносливость). К ним относятся ходьба, бег, езда на велосипеде, аэробика, интервальные тренировки, танцы, некоторые виды единоборств и, конечно же, плавание. Эти упражнения рекомендуются для улучшения сердечной деятельности и кровообращения. [3]

Силовые программы - в программу тренировок могут входить разнообразные упражнения, целью которых является укрепление развитие мышц туловища. Упражнения могут выполняться как при помощи отягощения собственного тела, так и с использованием дополнительных весов (свободные веса, механические тренажёры, отягощения и аксессуары зала групповых программ).

Программы, развивающие скоростные и взрывные качества. В данную категорию можно включить все спортивные игры с мячом, плиометрические упражнения. По типу выполнения данные упражнения непродолжительные и одновременно быстрые Тренировка быстрых движений пригодиться не только в танцклассе или на футбольном поле, но и на прогулке по сложному маршруту, на скользкой дороге.

Программы на развитие координации движений, баланса и стабильности.

Программы, направленные на развитие на гибкости.

Как правило, в одной программе мы развиваем качества из нескольких групп. То есть на практике фитнес- программа представляет собой гармоничную комбинацию упражнений из всех названных групп, но каждый из наших клиентов выбирает с помощью специалистов фитнеса именно те программы, которые актуальны именно для него.

Фитнес - это не просто определенные виды физических упражнений, а целая наука, которая занимается проявлениями и формированием механизмов двигательной активности человека и ее влиянием на организм. Базой фитнеса являются   знания из физики, химии, анатомии, физиологии, психологии и мн. др. Все они призваны повысить эффективность фитнеса, улучшив в результате тренировок показатели силы, выносливости и гибкости.

Основной эффект фитнеса - активизация анаболизма, то есть накопление пластических веществ, формирующих ткани организма, и энергетических веществ, для обеспечения жизнедеятельности.

Полноценное осуществление этого процесса благодаря фитнесу и приводит к улучшению здоровья, когда организм человека функционирует так, что обеспечивает полное физическое и психическое благополучие.

Основными видами деятельности фитнеса являются тренировка с   отягощениями, аэробная тренировка, растяжка, и повышение качества питания. [4]

Считается, больше всего похудеть помогают аэробные нагрузки, при которых для расщепления молекул пищи используется кислород. Работа аэробной системы во многом зависит от работы сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей кислородом все клетки организма - именно при его участии и происходит переработка гликогена и жира в энергию.

Наиболее популярные примеры аэробных нагрузок – это ходьба, бег трусцой, езда на велосипеде, плавание, всевозможные виды аэробики и танцы, то есть фитнес упражнения средней интенсивности, которые для сжигания жира должны продолжаться не менее 40 минут и обеспечивать достаточно высокий пульс. Основной минус аэробной нагрузки заключается в том, что она практически не приводит к ускорению обмена веществ.


2. Инновационные процессы в системе физкультурного образования детей дошкольного возраста и социально-педагогические предпосылки внедрения  фитнеса в систему физкультурного образования ДОУ

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя как традиционные, так и инновационные формы работы. Традиционными являются такие как: утренняя гимнастика, подвижные игры, динамическая пауза на занятиях, подвижные игры на прогулке и спортивной площадке, индивидуальная работа над совершенствованием движений.

 Инновационными формами работы являются: [5]

 1. Оздоровительная ходьба на прогулке. В нашем МДОУ разработана методика оздоровительной ходьбы. Ежедневно мы с детьми идем в гости. Заранее воспитатель готовит игрушку (героя) к которой идут дети. Сначала это будут короткие расстояния (10-15 метров), затем они удлинняются до 400 метров, увеличивая и физическую нагрузку детям. Иногда устраиваются походы - сюрпризы: дети угадывают по предметам, которые мы берем с сбой, к кому мы идем. У нас разработан цикл оздоровительной ходьбы, который может изменяться и дополняться. Во время ходьбы дети идут в свободном движении (стайкой, друг за другом, парами, кому как удобно вместе с воспитателем). В это время педагог может разговаривать с детьми о природе, о временах года, петь песни, использовать сюрпризные моменты (найти спрятанную игрушку, игровые приемы, разыгрываются сюжеты игр). Ходьба проводится в обычной сезонной одежде. Дети проходят путь непринужденно и не уставая.

2. Закаливающие процедуры после сна идут в такой последовательности:

Принцип постепенного подъема с небольшими физичексими упражнениями типа потянись, обними себя, легкий бег из спальни в группу и раздевалку с разницей температуры в помещениях, ходьба по ребристой доске, массажным коврикам, умывание водой комнатной температуры (обильное умывание лица, шеи, рук с последующим растиранием полотенцем).

3. Игровой час в спортивном зале (в дошкольном возрасте он называется ЧФН). Проводится во второй половине дня 2-3 раза в неделю. Это время, когда дети могут сами выбрать вид двигательной деятельности, игрушки, спортивный инвентарь, тренажеры. Детям дается возможность почувствовать пространство, стать его хозяином. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, задача взрослого направить активность детей так, чтобы движения были для них полезны. К концу года дети более уверенно чувствуют себя в спортивном зале, хорошо ориентируются, помогают друг другу, становятся самостоятельными и активными.

5. Физкультурно-оздоровительные занятия проводятся 2 раза в неделю по 10 минут. Для повышения интереса детей мы используем образные игровые сюжеты. Все занятия организуются в соответствии с перспективным планом, составленным с обязательным сохранением двигательной нагрузки и учетом интереса, индивидуальных особенностей.

Находясь в неразрывной взаимосвязи с социумом взрослых, ребёнок органично вписан в сложившуюся в нём социокультурную систему. Социокультурная система определяется ситуацией — пространственно-временной характеристикой её функционирования. В любой конкретной ситуации, где есть взаимодействие людей, необходима обязательная взаимосвязь социального и культурного аспектов человеческого поведения. Само понятие «социокультурная система» предполагает многофакторный подход к её изучению и познанию ее отдельных феноменов, к которым, безусловно, относится фитнес.[6]

Поэтому для определения перспектив и общих тенденций развития детского фитнеса, являющегося важной частью системы фитнеса, необходимо осмысление феномена в целом.

Родовым понятием (метасистемой) для фитнеса является физическая культура. К её предметной области он относится, поскольку формирует физическое здоровье, развивает двигательные умения. Необходимо уделять большое внимание развитию двигательной активности уже с самого раннего возраста, так как это оказывает благотворное влияние и на интеллектуальную деятельность.

Каких результатов можно достичь, занимаясь «детским фитнесом»?

 профилактика мышечной недостаточности и нарушений осанки;

 коррекция неправильных двигательных стереотипов;

 профилактика развития плоскостопия;

 профилактика и лечение функциональных нарушений со стороны многих органов и систем (головные боли, дискинезия желчевыводящих путей, частые или хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, вегетоневрозы, ослабление механизмов иммунной защиты, состояния после травм и пр.);

 регуляция психомоторных функций (возможность синхронного повторения движений, быстрота реакции, применение дозированных усилий, и т.д.).

Детский фитнес призван удовлетворить потребность каждого ребёнка в физической активности, повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, приобщить к здоровому образу жизни.

Особого внимания заслуживает тот факт, что сегодня фитнес активно применяется в работе не только практически всех фитнес-клубов, которых в настоящее время только в Москве более 200, но и в различных формах занятий в государственных учреждениях дополнительного образования, детских садах и школах.

Аккультурация детского фитнеса и его понятийного аппарата в привычную среду — не только следствие развития теории, методики и, конечно же, практики самой физической культуры, но имеет и свои социокультурные предпосылки.

Во-первых, это прежде всего смена образовательных парадигм.

На данном этапе развития российского общества в отечественной физической культуре, как и в системе образования в целом, возобладали тенденции общегуманного, гуманитарного, оздоровительного характера, культурно-образовательные, направленные на воспитание гармонично развитой личности, которые присущи и детскому фитнесу.

Во-вторых, это приобщение детей к культурным ценностям общества. Фитнес — значимый феномен современной мировой культуры. Большие возможности для удовлетворения физических, психологических, эстетических и нравственных потребностей самых разных слоев населения делают его популярным и модным.

В-третьих, это изменение политической идеологии.

Сегодня появляется большое количество учебных заведений, реализующих помимо базовых разнообразные вариативные программы. Это даёт возможность свободного выбора родителями и детьми как самого образовательного учреждения, так и дополнительных услуг.

В-четвёртых, детский фитнес предоставляет широкие возможности социализации ребёнка.

Для детей огромное значение имеет установление адекватного, доброжелательно контакта как со сверстниками, так и со взрослыми членами общества.

В-пятых, внешняя привлекательность занятий детским фитнесом.

Посещение фитнес-клубов, учреждений дополнительного образования позволяет ощутить свою причастность к миру взрослых, сильных, здоровых и успешных людей, продемонстрировать значимость перед сверстниками, что весьма немаловажно, особенно для подростков

И наконец, шестой, но весьма существенной причиной развития и популяризации детского фитнеса является неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой.

В целях научно-методического обеспечения детского фитнеса преподавателями кафедры гимнастики РГПУ им. А. И. Герцена подготовлены различные программы по детскому фитнесу (танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», «Лечебно-профилактический танец» и др.), которые предусматривают последовательное решение проблемы освоения фитнес-технологий в практике физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

В частности, предусмотрено создание механизма включения фитнес-технологий в учебные программы для дошкольников и учащейся молодёжи, а также открытие консультативно-методического центра. Запланировано и введение в программу подготовки специалистов по физической культуре новых учебных программ. Помимо этого разработаны программы курсов повышения квалификации и переподготовки кадров по различным направлениям детского фитнеса для дошкольных и школьных учреждений.

Следует расширить пространство физической культуры детей дошкольного и школьного возраста за счёт внедрения фитнес-технологий в традиционно существующие виды двигательной активности, здоровый досуг.

Рассмотрение указанных теоретико-методологических проблем имеет существенное значение в выработке обоснованной социальной политики, в частности при использовании средств фитнеса в процессе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Это позволит эффективно, на современном уровне решать проблему улучшения здоровья подрастающего поколения, а значит, и будущего российского общества в целом.


3. Использование занятий фитнес с дошкольниками разных возрастов

Современные дети, к сожалению, все меньше времени уделяют занятиям спортом. Все чаще ребенка можно увидеть сидящим у телевизора, за компьютером или игровой приставкой. А ведь еще 10-15 лет назад школьника было трудно оторвать от командных игр и других подвижных увлечений с друзьями на улице.

Сегодня дети занимаются спортом или играют в активные игры крайне редко. В связи с этим, целью каждого заботливого родителя должно стать воспитание у ребенка любви к спорту, активному образу жизни и понимания важности фитнеса. Все это в совокупности с правильными диетологическими практиками и станет залогом здоровья маленького человека.[7]

Начинать следует с малого: поощрять в ребенке желание плавать, играть в футбол во дворе с друзьями, ездить на велосипеде, играть в мяч с друзьями. То есть с радостью разрешать ему делать то, к чему так тянется растущий организм. Если же ваш малыш достаточно пассивен, можно просто предложить ему делать 10-минутные перерывы в подготовке домашнего задания. Уже с начальных классов ребенка следует мотивировать к участию в школьных детских спортивных соревнованиях и различных эстафетах.

Но все вышеперечисленные занятия вряд ли будут систематичными, поскольку многие виды спорта зависят от погодных условий и времени года. Поэтому нужно вводить в ежедневный режим детей зарядку. Постоянное выполнение определенных упражнений будут способствовать регулированию массы тела и, в частности, телесного жира. Дети, регулярно занимающиеся спортом, менее подвержены опасности развития ожирения, чем их сверстники. К тому же, систематические занятия спортом укрепляет мышцы и кости ребенка и развивают у него силу воли.

Ежедневная фитнес-зарядка для детей может состоять из следующих частей:[8]

1. Разминка (не менее 5 минут). Она необходима для того, чтобы во время занятия избежать повреждений. Разминка должна включать наклоны, прыжки, растяжку, ходьбу на месте и подъемы колен.

2. Тренировка (от 15 до 40 минут). Тренировка, как правило, включает в себя набор стандартных упражнений. Во время тренировки быструю ходьбу можно сменять бегом, езду на велосипеде чередовать от занятия к занятию с катанием на роликах. Плавание и прыганье со скакалкой - станут отличными упражнениями для поддержания детского организма в тонусе. Также можно предложить ребенку поучаствовать в командных играх на свежем воздухе: зимой – в хоккее, летом и весной – в футболе, волейболе или бейсболе.

3. Восстановление нормального состояния (не менее 5 минут). Как и разминка, этот этап необходим для того, чтобы избежать травм и растяжений. Ребенку после тренировки нужно остыть и вернуться к обычному спокойному состоянию.

Особое внимание во время тренировки следует уделять силовым упражнениям. Эта часть фитнес-режима обязательна, так как способствует наращиванию мышц. Именно работа мышц сжигает больше калорий, чем жира, поэтому увеличение мышечной массы ребенка помогает поддерживать его стабильный оптимальный вес. Силовая тренировка не входит в стандартный фитнес-режим. Ее можно проводить и каждый день после обычной зарядки, и через день.

Ребенка, который занимается спортом, следует приучить выпивать как минимум 1-2 стакана воды перед началом и в процессе зарядки. Это предотвратит обезвоживание детского организма. Что касается соотношения времени физических нагрузок и возраста ребенка, то, например, дошкольники не должны оставаться без занятия в течении 2 часов подряд. Лучший способ регулировать двигательную активность ребенка – это ограничить время, которое ему разрешается сидеть за компьютером или перед телевизором. Также следует четко регламентировать его время за другими сидячими занятиями.

Какие же качества помимо физических навыков и сильного тела появятся у ребенка при регулярных занятиях фитнесом?

Во-первых, ребенок становится более выносливым. Для развития этого качества следует выполнять однообразные аэробные упражнения. Например, ребенку будут интересны езда на велосипеде, ходьба, бег трусцой, детское плавание, игры в  баскетбол или теннис.

Во-вторых, занятия фитнесом наделяют ребенка силой. Для этого в программу ежедневных тренировок нужно включить подтягивания, качание пресса, отжимания от пола. Эти простые упражнения укрепляют мышцы и поддерживают их в тонусе.

И, конечно же, в ребенке важно развить гибкость. Растяжки и всевозможные упражнения на ловкость делают суставы более гибкими, а мышцы упругими. Если присмотреться, то можно заметить, что ваш ребенок выполняет такие упражнения много раз за день. Например, когда наклоняется завязать шнурки или тянется за игрушкой. В детской природе уже заложена тяга к движению, задача родителей – лишь направить энергию малыша на пользу его физического развития.

Занятие состоит из нескольких частей: [9]

разминка для разогревания мышц всего тела (5 минут) под музыку

комплекс игровых упражнений на укрепление разных групп мышц (5 минут) под музыку

комплекс игр и упражнений для укрепления позвоночника и формирования правильной осанки (10 минут)

заключительная игровая часть (5 минут)

Занятия оказывают положительное влияние на организм детей: профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно-необходимых двигательных умений и навыков; улучшение телосложения; выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь; развитие двигательной памяти.

Дошколятам лучше выполнять упражнения в виде игры для детей продолжительностью 15 – 20 минут для четырёхлетних, и 20 – 30 минут – для детей 5 – 7 лет. Во время одного занятия можно включить от 6 до 15 различных упражнений. И каждое повторить 2 – 6 раз.[10]

Очень важно выполнять упражнения от простых к более сложным. Для дошкольника каждое простое упражнение, которое выполняется многократно с разным темпом выполнения уже способствует развитию силы. Кроме того в комплексе должны быть движения, направленные на различные группы мышц. Помимо силовых хорошо переключаться на упражнения, развивающие гибкость, ловкость, координацию движений, быстроту реакции. Чтобы получалась игра, движения могут быть подражательными, а названия упражнений – забавными, сказочными и легко запоминающимися.

Несмотря на общие возрастные особенности двигательные возможности каждого отдельного ребёнка индивидуальны. Это надо обязательно учитывать, особенно на начальном этапе проведения занятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Инструктор детского фитнеса подскажет короткий и верный путь в достижении целей. Необходимо обеспечить потребность ребенка в движении, дать возможность утолить «двигательный дефицит». Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес специализированных занятий, поэтому целесообразно и сознательно создаются занятия, когда дети могут выплеснуть не только свои эмоции и порезвиться, но и приобрести необходимые навыки и умения.

Занятия способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности. Развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила и выносливость. Даже если ваши дети не станут выдающимися спортсменами — не расстраивайтесь! Занимаясь детским фитнесом, они обретут главное в жизни — крепкое здоровье и высокую работоспособность.

Специальное  оборудование для детского фитнеса, которое в системе тренировок влияет на развитие физических качеств, двигательных способностей детей, а также на развитие познавательных процессов и обучения навыкам межличностного общения.

Зал для фитнеса должен быть оснащен самым передовым и профессиональным оборудованием для детей. Яркое модульное оборудование, разноцветные мячи различных размеров, детские фитболы, обручи, скакалки, специализированное оборудование для корригирующих уроков и многое-многое другое.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бекина С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). -  М.: Просвещение, 2004.
  2. Бекина С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 2004.
  3. Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.
  4. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с.
  5. Дети и здоровье. -  (Материалы научно-практической конференциипо проблемам физического воспитания) - Омск, ОГИФК, 2003.
  6. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер.  Утренняя гимнастика под музыку. -  М.: Просвещение, 2006.
  7. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000.
  8. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. -  Мн.: Полымя, 2001.
  9. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
  10. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип. /Л.И. Лубышева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.— 240 с.
  11. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. -  М.: Просвещение, 2001.
  12. Раевская Е. П., Руднева С. Д. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. -  М.: Просвщение, 2001.
  13. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. -   М.: Просвещение,  2000.
  14. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.
  15. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368 с.
  16. Эрбах Б., Польстер У. Гимнастика круглый год. -  Мн.: Полымя, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Планы занятий фитнес с дошкольниками разных возрастов

2-4 года

Строевые упражнения.

Цель: Учить детей  ориентироваться в пространстве и  осваивать различные виды движений: построение, перестроение.  Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.

Виды  упражнений:

-  Построение в шеренгу и в колонну по команде;

-  Повороты переступанием;

-  Передвижение в сцеплении.

-  Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за  педагогом;

-  Построение из одной шеренги в несколько;

-  Построение в шахматном порядке;

-  Бег по кругу и ориентирам («змейкой»);

-  Построение врассыпную, бег врассыпную;

-  Построение в две шеренги напротив друг друга

-  Перестроение из одной шеренги в несколько до ориентира.

Игроритмика.

Цель: Развивать у детей  чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.

Виды упражнений:

-  Хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);

-  Ходьба сидя на стуле;

-  Акцентрированная ходьба;

-  Акцентрированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками;

-  Увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами вперёд к центру;

-  Поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт.

-  Ходьба в полуприседе;

-  Хлопки руками под музыку;

-  Движения руками в различном темпе.

-  Выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками;

-  Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с притопом

-  Удары ногой на каждый счёт и через счёт

-  Шаги на каждый счёт и через счёт (шаг вперёд с левой, держать, шаг вперёд с правой, держать)

Танцевальные шаги.

Цель: Формировать у детей танцевальные движения. Способствовать повышению общей культуры ребёнка.

Виды упражнений:

-  Шаг с носка, на носках, полуприседы на одной ноге, другую вперёд на пятку;

-  Пружинистые полуприседы;

-  Приставной шаг в сторону;

-  Шаг с небольшим подскоком;

-  Комбинации из танцевальных шагов;

- Сочетание шагов с носка и шагов с небольшим подскоком;

-  Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360градусов на шагах;

-  Приставной и скрестный шаг в сторону;

-  Попеременный шаг.

Акробатические упражнения.

Цель:  Развивать  у детей  мышечную силу, равновесие  и гибкость.

Виды упражнений;

-  Группировки;                                               -  Кувырки;

- «Петушок»;                                                   - «Ласточка»;

- «Шпагат»;                                                      - «Берёзка»;

- «Мостик»;                                                      - «Ракета»;

- «Верблюд»;                                                    - «Кольцо».

- «Стрела»;                                                       - «Самолёт»        

Гимнастические этюды.

Цель: Содействовать развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений.

Комплексы:

- «Кик» - ритмический танец;

- «Часики» - ритмический танец;

- Гимнастический этюд с элементами акробатических упражнений;

- «Облака» - аэробическая композиция.

Самомассаж.

Цель:  Формировать у детей сознательное стремление к здоровью. Развивать навык собственного оздоровления.

Задание:

- Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

Дыхательные упражнения.

Цель: Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Упражнения:

- «Волны шипят»

- «Насос»

- «Ныряние»

- «Подуем»

-  Упражнение на осанку в седе «по-турецки»

- «Шарик красный надуваем»

- «Плаваем»

- Дыхательные упражнения с подниманием рук вверх:

  Вдох – поднимаем руки вверх, выдох – опускаем.

Релаксация.

Цель: Учить детей правильно расслабляться.

Упражнения:

- «Спокойный сон»

- «Мы лежим на мягкой травке»

- «Море волнуется»

- «Дует ветерок»

- «Тишина»

5-7 лет

Строевые упражнения.

Цель: Учить детей  ориентироваться в пространстве и  осваивать различные виды движений: построение, перестроение.  Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.

Виды  упражнений:

-  Построение в шеренгу, повороты переступанием и в прыжках;

-  Перестроение в круг;

-  Перестроение в шеренгу и колонну;

-  Бег по кругу и ориентирам («змейкой»);

-  Построение в круг;

-  Построение в шеренгу, сцеплением за руки;

-  Построение врассыпную;

Игроритмика.

Цель: Развивать у детей  чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.

Виды упражнений:

-  Хлопки по счёту;

-  Притопы на каждый счёт;

-  Притопы с хлопками поочерёдно;

-  Поднимание и опускание рук вперёд по счёту под музыкальное  

    сопровождение;

-  Хлопки в ладоши;

-  Произвольные упражнения на воспроизведение музыки;

-  Выполнение простых движений руками в различном темпе (руки в

    сцеплении вверх, вниз);

-  Шаги вперёд, руки в сцеплении  вверху, внизу;

-  Приседания с движениями рук;

-  Подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно;

-  Плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз;

-  Плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз.

Танцевальные шаги.

Цель: Формировать у детей танцевальные движения. Способствовать повышению общей культуры ребёнка.

Виды упражнений:

-  Прыжки с ноги на ногу на месте и с поворотами;

-  Шаг галопа вперёд и в сторону;

-  Шаг с подскоком;

-  Попеременный шаг;

-  Шаг с притопом.

-  Композиция из изученных ранее шагов.

Акробатические упражнения.

Цель:  Развивать  у детей  мышечную силу, равновесие  и гибкость.

Виды упражнений;

-  Группировки;                                               -  Кувырки;

- «Петушок»;                                                   - «Ласточка»;

- «Шпагат»;                                                      - «Берёзка»;

- «Мостик»;                                                      - «Ракета»;

- «Верблюд»;                                                    - «Кольцо»;

- «Стрела»;                                                        - «Самолёт».

Гимнастические этюды.

Цель: Содействовать развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений.

Комплексы:

- «Француа» - ритмический танец;

- «Вару-вару» - гимнастический этюд;

- «Спенк» - ритмический танец;

- Акробатическая композиция с обручами.

Самомассаж.

Цель:  Формировать у детей сознательное стремление к здоровью. Развивать навык собственного оздоровления.

Задание:

- Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

Дыхательные упражнения.

Цель: Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Упражнения:

- «Волны шипят»

- «Насос»

- «Ныряние»

- «Подуем»

-  Упражнение на осанку в седе «по-турецки»

- «Шарик красный надуваем»

- «Плаваем»

- Дыхательные упражнения с подниманием рук вверх:

  Вдох – поднимаем руки вверх, выдох – опускаем.

Релаксация.

Цель: Учить детей правильно расслабляться.

Упражнения:

- «Спокойный сон»

- «Мы лежим на мягкой травке»

- «Море волнуется»

- «Дует ветерок»


[1] Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. -  Мн.: Полымя, 2001

[2] Эрбах Б., Польстер У. Гимнастика круглый год. -  Мн.: Полымя, 2004.

[3] Бекина С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 2004

[4] Бекина С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 2004

[5] Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип. /Л.И. Лубышева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.— 240 с.

[6] Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип. /Л.И. Лубышева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.— 240 с.

[7] Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с

[8] Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утреняя гимнастика под музыку. -  М.: Просвещение, 2004

[9] Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утреняя гимнастика под музыку. -  М.: Просвещение, 2004

[10] Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по фитнесу для детей 6 - 7 лет.

Занятие рассчитано на группу детей из 12 человек....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.

Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....

фитнес для глаз

Фитнес для глаз творит чудеса!Ради хорошего зрения не пожалейте 10 минут в день.Зарядка для глаз творит чудеса, если делать ее регулярно. Из предложенных 10 упражнений можно выбрать пять, но всему ком...

фитнес для глаз

Фитнес для глаз творит чудеса!Ради хорошего зрения не пожалейте 10 минут в день.Зарядка для глаз творит чудеса, если делать ее регулярно. Из предложенных 10 упражнений можно выбрать пять, но всему ком...

Рабочая программа кружка "Фитнес" для 2 класса

На сегодняшний день занятия спортом  являются очень актуальными  в развитии личности и здорового образа жизни. Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия...

ФИТНЕС ДЛЯ ГЛАЗ

Фитнес для глаз творит чудеса!Ради хорошего зрения не пожалейте 10 минут в день.Зарядка для глаз творит чудеса, если делать ее регулярно. Из предложенных 10 упражнений можно выбрать пять, но всему ком...