"Воздействие аквааэробики на организм человека"
методическая разработка по физкультуре
В настоящее время особую социальную значимость имеет сохранение и укрепление здоровья, профилактика различного рода заболеваний, в том числе и профессиональных, у населения. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. И мы всё чаще слышим ЗОЖ, здоровье сберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время особую социальную значимость имеет сохранение и укрепление здоровья, профилактика различного рода заболеваний, в том числе и профессиональных, у населения. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. И мы всё чаще слышим ЗОЖ, здоровье сберегающие технологии.
Повышение интереса к вопросам, связанным с содержанием и местом занятий физической культурой в жизни женщин, вызвано ухудшением здоровья, снижением уровня детской рождаемости и показателей физического развития. Это обусловливает поиск новых путей увеличения двигательной активности женщин с целью улучшения их здоровья, повышения культурного и образовательного уровня, раскрытия личностного потенциала (В.М.Выдрин, 1986; Н.И.Пономарев, 1996; Ю.М.Николаев, 1998 и др.).
Водная среда и плавание обладают мощным воздействием на организм занимающихся. Однако их использование в оздоровительных целях требует специально организованного педагогического подхода с учетом специфики водной среды. Обучение населения плаванию представляет собой задачу государственного значения. Оздоровительное, рекреационное плавание имеет большое значение для реализации Федеральной программы развития физической культуры, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации.
В современных экономических условиях для привлечения женщин к занятиям оздоровительным плаванием необходимо применение комплекса мероприятия, включающих традиционные и нетрадиционные средства физической культуры, адекватных состоянию здоровья, уровню подготовленности, потребностям и индивидуальным особенностям занимающихся.
Фитнес - это не только обычные спортивные упражнения, а целая система, которая представляет определенный режим, культуру питания, взгляды на жизнь, отношение к себе и к окружающим.
Аквафитнес – быть в форме, посредством занятий в воде.
Аквааэробика — это вид оздоровительно-рекреационной физической культуры, в которой используется сочетание традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в аэробном режиме нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением для повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья.
Основу комплексов Аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные). Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях используется оборудование (пояса, нудлы, гантели, ботинки, перчатки).
Используя физические свойства воды (плотность, теплопроводность и т.д.), занятия Аква аэробикой позволяют индивидуально дозировать двигательную нагрузку, а так же оптимизировать двигательный режим занимающихся.
Явление гидроневесомости и плотность водной среды оказывает естественное сопротивление движениям в любых направлениях, увеличивая нагрузку на мышцы и снимает часть противопоказаний.
Погружение в воду вызывает изменение в процессах, связанных с регулированием тепла в организме, расходуются дополнительные калории на согревание тела. Это происходит из-за того, что температура воды ниже тела на 6-10 градусов.
В связи с тем, что сопротивление воды значительно превосходит сопротивления воздуха, поэтому требует больших усилий, чем при занятиях на суше. Именно преодоление телом сопротивления воды дает дополнительную нагрузку и создает эффект тренировки с утяжелением, повышает выносливость и улучшает координацию движений.
Гидростатическое давление воды улучшает циркуляцию крови по организму. Это увеличивает объем крови, поступающей во внутренние органы, например, в почки. Следовательно, они начинают функционировать более активно.
Таким образом, эффективность аква аэробики заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую дыхательную и нервную системы и имеет ряд преимуществ перед другими известными видами оздоровления.
В настоящее время в ГБОУ школа № 630 разрабатывается программа «Здоровье педагога», составной частью которой является наш блок «Аква фитнес»
Настоящая Программа предусматривает проведение групповых занятий с женщинами в возрасте от 25 до 65 лет, имеющих начальную плавательную подготовку и медицинский допуск к занятиям Аквааэробикой.
Курс данной программы рассчитан на 36 (72) занятий, которые проводятся 1(2) раза в неделю продолжительностью 45 мин каждое.
Занятия проводятся в закрытом бассейне, длина 25 м., глубина от 160см до 200 см., что позволяет занимающимся находиться в состоянии гидроневесомости и тем самым увеличивать динамическую нагрузку, одновременно снижая нагрузку на опорно-двигательный аппарат максимально снижена.
Занятие строится на сочетании плавательных, общеукрепляющих, профилактических, игровых упражнений и упражнений локального воздействия на различные группы мышц с применением исходных положений: стоя, полусидя, лежа, с предметами и без них и включают в себя физические упражнения, которые подбираются в порядке усложнения. Также используются элементы синхронного плавания.
Цели настоящей программы:
- Внедрение аквааэробики в процесс физического воспитания людей с разными потребностями.
- Улучшение самочувствия занимающихся, повышение двигательной активности во время занятий в воде.
- Формирование положительного отношения к своему телу, путем занятий физическими упражнениями в воде, повышение качества жизни занимающихся.
- Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Задачи программы:
- Выработать у занимающихся мотивационно - целостной установки на качественное выполнение упражнений.
- Сформировать жизненно необходимые двигательные навыки, прививать навык правильной осанки.
- Развивать физические качества: сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.
- Укрепить здоровье путем физических упражнений в воде через улучшение кровообращения.
- Дать необходимые теоретические знания в области гигиены и оздоровительной физической культуры.
- Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества.
Прогнозируемый результат и способы его проверки.
Эффективность проведенных занятий в рамках данной программы проводится путем анкетирования занимающихся на конечном этапе проведения тренировок. Планируется, что в результате проведения занятий по акваэробике у занимающихся будут замечены следующие результаты:
- повышение настроения
- улучшение физических показателей организма
- освоение правил безопасности на воде
- укрепление здоровья
- увеличение мышечной силы, выносливости и общего тонуса мышц
- улучшение циркуляции кровотока, который способствует застою крови и лимфы
- избавление от жировых отложений
- развитие потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в воде.
А вот теперь фильм.
Классификация упражнений аквааэробики, используемых при проведении занятий:
- по своей цели:
- общеразвивающие и профилактические упражнения;
- упражнение локальной направленности (по воздействию на отдельные группы мышц);
- плавательные упражнения;
- игровые упражнения.
Общеразвивающие упражнения повышают физическое развитие, укрепляют опорно-двигательный аппарат, формируют мышечный корсет. Упражнения объединяются в блоки(для мышц рук, плечевого пояса и туловища; упражнения на растягивание, расслабление и дыхания).
Упражнения локального воздействия формируют телосложения женщин, особенно в "проблемных" зонах (талия, ягодицы, бедра). Упражнения делятся на 4 блока:
- упражнения у неподвижной опоры;
- упражнения с плавательными досками;
- упражнения с поддерживающими палками;
- упражнения с поддерживающими поясами.
В каждый из блоков входит по 5 групп упражнений:
- для развития мышц передней поверхности бедра;
- для развития мышц задней поверхности бедра и ягодиц;
- для развития мышц боковой поверхности бедра;
- для развития мышц внутренней поверхности бедра;
- для развития мышц брюшного пресса.
Профилактические упражнения включают:
- гимнастику для профилактики остеохондроза;
- релаксацию с элементами аутотренинга и дыхательные упражнения, самомассаж (гидромассаж).
Дыхательные упражнения можно выполнять на суше и в воде с целью повышения эффективности дыхания. Во время занятий на воде добавляется группа упражнений на координацию дыхания и правильных движений.
Плавательные упражнения обычно используют для совершенствования техники плавания и обучению плаванию с нуля. Подбор упражнений определяется исходя из уровня плавательной подготовки занимающихся.
Игровые упражнения имеют своей целью повысить эмоциональность занятий. Выбор игры зависит от цели занятия, количества занимающихся, их возраста и уровня подготовки и условий проведения урока. Игры рассматриваются как средство активного отдыха.
Структура занятия.
Продолжительность занятий составляет 45 минут и состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.
Все части занятия взаимосвязаны.
Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм человека к работе.
Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.
Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени и направлены на расслабление, восстановления дыхания и создания положительного эмоционального настроя у занимающихся.
Подготовительная часть начинается с разминки, в - основном состоит из упражнений без опоры для мышц рук, плечевого пояса и туловища.
Основная часть включает в себя три блока упражнений:
- упражнения у неподвижной и (или) подвижной опоры, где преимущественно выполняется работа мышцами ног в динамическом режиме (руки работают в статическом режиме);
- упражнения без опоры, прыжковые и в ходьбе (для проработки мышц нижней части туловища и ног) а также для укрепления сердечно-сосудистой системы;
- упражнения с подвижной опорой (для проработки мышц брюшного пресса и косых мышц живота, внутренней поверхности бедер и ягодичных мышц).
Заключительная часть состоит из упражнений, которые выполняются у неподвижной опоры и в безопорном положении, направленных на растяжение и расслабление мышц.
Паузы между блоками заполняются плавательными упражнениями в зависимости от плавательной подготовки. Сопротивление воды используется для регулирования интенсивности движений.
Большая плотность воды принуждает занимающихся выполнять движения значительно медленнее, испытывая при этом значительную нагрузку. Даже небольшое увеличение скорости движения в воде может потребовать больших усилий.
В зависимости от этапа обучения, каждое упражнение с тремя уровнями интенсивности: низкой, средней и высокой.
Этапы обучения
I этап (сентябрь-ноябрь)
Применяются упражнения низкой интенсивности и координационной сложности. Занимающиеся знакомятся со свойствами водной среды, с основными средствами занятий, обучаются навыкам самоконтроля.
II этап (декабрь-февраль)
Занимающиеся выполняют упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность движений, занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды. Увеличивается количество плавательных упражнений.
III этап (март-май)
Увеличивается двигательная активность. Применяются в-основном упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.
АНКЕТА для занимающихся аква аэробикой
Дорогие друзья, просим Вас заполнить следующую анкету для оценки эффективности проводимых нами занятий по АКВААЭРОБИКЕ (анонимно)
- Ваш возраст ?______________
- Вес (по желанию)________________
- Сколько занятий Вы посетили? _____________
- Сколько пропустили и почему? ______________________________________
- Улучшалось ли у Вас настроение после занятия? ______________
- Какие изменения в состоянии здоровья Вы заметили? (Возможно, у Вас пропала одышка, появилось больше энергии, увеличилась подвижность в суставах, перестало что-то болеть и т.п.) _________________________________________________________
- Ощущаете ли Вы потребность в занятиях физическими нагрузками и их регулярности?____________________________________________
- Сможете ли Вы самостоятельно выполнять упражнения в любом другом водоеме (озере, море)?___________________________
- Ваши пожелания и замечания ____________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения___________
Спасибо! Ваши ответы помогут стать нам лучше!
Будьте здоровы и счастливы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .
Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека ....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Человеческий организм. Как устроен организм человека» и мультимедийная презентация) 4 класс
Тема урока: «Человеческий организм. Как устроен организм человека»Цели деятельности учителя: формировать умение распознавать органы человека; дать учащимся самые первые представления о системах органо...

Разработка урока по теме «Табак. Воздействие табака на организм человека»
Задачи:1. формировать у обучающихся представление об отрицательном воздействии курения на организм человека;2. выявить причины, ...

Родительское собрание "Воздействие алкоголя и никотина на организм человека"
Материалы «Воздействие алкоголя и никотина на организм человека» можно использовать на родительских собраниях в классах или родительских лекториях. Материал напр...

Физиологические воздействия фитбола на организм школьников.
Физиологические воздействия фитбола на организм человека. Данный материал содержит информационный и практический характер. Может быть использован для работы инструкторами физической культуры, прподава...

Влияние физических упражнений на организм человека на примере занятий jumping на организм человека.
Актуальность избранной темы. Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в современном мире жизнь человека проходит в ускоренном темпе, и зачастую ему не хватает времени и сил, чтобы под...