Родительское собрание. Эмоции
материал по физкультуре

Алибекова Мадинат Исаевна

Тема: «Эмоциональный мир ребенка. Его значения и пути развития.»

Цели:

1.Формирование эмоций и чувств в жизни человека.

2. Формирование сопереживания и путей его становления у младших школьников.

3.Формирование семейных традиций в воспитании эмоциональности ребенка.

Задачи:

1.Выявление самооценки учеников класса

2.Определение причин преобладания негативных и позитивных эмоций у учащихся.

3.Формирование у родителей понимания необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.

 

Предварительная подготовка: тестирование учащихся, их рисунки; оформление доски.

Форма проведения: семейный совет

Ход собрания:

I.Вступительное слово учителя:

           Уважаемые родители!

           Сегодняшний наш разговор будет о человеческих эмоциях.

В ряде наблюдений за детьми в классе, а также в ходе беседы с классным руководителем, мы пришли к таким выводам (учитель выдает родителям результаты тестирования детей, каждому индивидуально работу своего ребенка). На основании этих результатов мы сделали общий вывод, что 60% учеников класса имеют повышенный уровень тревожности, имеют неадекватно завышенную самооценку. Поэтому, обозначив эту проблему, мы решили провести родительское собрание на тему Эмоциональный мир ребенка.

Ведь каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

           Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Так распорядилась природа. Однако мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и пытаемся внести свои коррективы в существование и развитие ребенка. Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу. Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.

Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

II. Беседа с родителями:

Учитель обращает внимание родителей на доску. На доске развешены рисунки детей на тему Моя семья (тема не указана).

           На одной стороне расположены яркие, светлые рисунки; семья изображена обычно в полном составе. Фигуры людей хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица. Присутствуют различные украшения.

           На другой стороне расположены темные, мрачные рисунки. Линии размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы. Люди изображены в одиночестве, или отделены какими-то барьерами.

Родителям предлагается внимательно рассмотреть эти рисунки, и догадаться на какую тему рисовали дети. Далее выслушав все мнения, учитель говорит, что дети рисовали на тему Моя семья, но каждый передал свое восприятие домашней атмосферы.

            Далее следует беседа с родителями: По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или о неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи может означать, что ребенок избавляется от эмоционально неприемлемых для него людей.

            Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне.

            Если ребенок вообще не рисует себя, значит он не видит своего места в семье.

Темные цвета, также признак негативного эмоционального состояния ребенка.

Учитель дает возможность родителям несколько минут подумать над этой информацией, подойти поближе к рисункам, рассмотреть их.

            Затем педагог объясняет: То, что вы видите, связано, в первую очередь, с эмоциональным дискомфортом ребенка в семье, ведь, как считают специалисты. Рисунок является проекцией его душевного состояния. Учитель предлагает подумать и ответить на вопрос, почему дети именно так изобразили свою семью, и затем подытоживает их ответы.

           Уважаемые родители! Сегодня на собрании мы с вами говорим об эмоциях и их роли в нашей жизни. Как вы знаете, эмоции бывают как положительные, так и отрицательные. Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции её уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок ищет любой способ, чтобы не ходить в школу. Мне бы хотелось обратить ваше внимание именно на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

           Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Этот принцип безусловное принятие ребенка. Безусловно принимать ребенка значит, любить его не за то, что красивый, умный, помощник, а за то, что он просто есть.

Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об условной любви: что-то выполнил хороший, чего-то не сделал плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания сводится к какой-то дрессировке.

           Психологами доказано, что любовь, забота, ласка это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него должно возникать сомнений в расположении родителей. В своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Известный семейный психотерапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания. А для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии - необходимое условие нормального психического развития ребенка. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в вашей семье.

Далее учитель предлагает родителям два теста, в которых надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли работать над собой и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

                                                           Первый тест « Кто я? »

           Надо десять раз задать себе этот вопрос и записать ответы на листочке. Когда работа закончена, учитель предлагает родителям оценить ее результаты: Посмотрите, на каком месте стоит ответ Я мать или Я отец. Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является наиболее важной в жизни. Если же ответ стоит в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка.

                                                   Второй тест  « Какой мой ребенок? »

            Нужно написать десять эпитетов, которые отображают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком + и -, только с точки зрения родителя. Когда работа будет сделана, педагог предлагает подсчитать, сколько получилось плюсов и минусов. Если плюсов не менее 8, то в отношениях с ребенком все в порядке. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и расположением. Слепая любовь не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать сове дитя наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель или недостаточно любящий. Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то о ни каком принятии не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное любовь и искренность ребенка.

                                                         III. Педагогический тренинг

          Учитель предлагает родителям несколько упражнений на отдых и расслабление по теме собрания.

1.Две минуты отдыха

Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула, закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... делайте то, что вам приятно делать... Или ничего не делайте, как хотите... Побудьте там, где вам хорошо, три минуты

Через 2-З минуты группа выходит из упражнения сама.

2.Ритм (взято из системы И. Роджерса).

Целью упражнения является создание гармонии внутреннего мира родителей, ослабление психологической напряженности развитие внутренних психических сил.

Инструкция: это упражнение выполняется в паре и помогает участникам формировать открытость к собеседнику.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один ведущий, второй зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль зеркала пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно думать, что ваш ребенок индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом. Чтобы правильно понять его, необходимо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

3.Модальность.

Инструкция: почувствуйте себя ребенком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит дома? Примерно следующие: Ты должен хорошо учиться! Ты должен думать о будущем! Ты должен уважать старших! Ты должен слушаться старших! Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: Ты можешь..., Ты имеешь право..., Тебе интересно....

А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе, обращаясь к ребенку. А говорите следующее: Я могу тебя наказать..., У меня есть полно право..., Я знаю, что делать..., Я старше и умнее... Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ребенку.

Ребята понимают, что они не могут ничего, для них одни запреты, а взрослые могут все, у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не вытянуть возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся.

Типичная фраза  -  «Как необходимо говорить»

Ты должен хорошо учиться! - «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться»

Ты должен думать о будущем! - «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию ты планируешь выбрать?»

Ты должен уважать старших! - «Ты знаешь: уважение к старшим это элемент общей культуры человека»

Ты должен слушаться учителей и родителей! - «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

 

IV.Подведение итогов собрания.

В конце беседы учитель проводит анкетирование родителей (см. приложение № 1). Листки с ответами родители отдают педагогу, которые он использует при дальнейшей работе, как с родителями, так и с детьми.

Затем учитель выдает памятки рекомендации для родителей, которые он заранее подготовил (см. приложение № 2,3,4).

Чтобы закончить собрание на положительной ноте, учитель предлагает родителям посмотреть презентацию класса, где ребята участвуют в жизни школы и класса.

 

 

 

Приложение № 1.

Анкета для родителей

 

1.Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете?

2.Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.

4. Эмоционален ли ваш ребенок?

5. Умеет ли ваш ребенок радоваться?

6. В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?

7. Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости, удовольствия?

8. Каким образом вы это делаете?

9. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?

10. Как часто негативные эмоции вашего ребенка связаны со школой и учебной деятельностью?

11.Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих учебных неуспехах?

12. Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?

 

 

Приложение № 6

Памятка-рекомендация для родителей

При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:

Я тысячу раз говорил тебе, что

Сколько раз надо повторять

О чем ты только думаешь

Неужели тебе трудно запомнить, что

Ты становишься

Ты такой же, как

Отстань, некогда мне

Почему Лена (Настя, Ваня) такая, а ты - нет

 

При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:

Ты у меня самый умный (красивый)

Как хорошо, что ты у меня есть.

Ты у меня молодец.

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.

Спасибо тебе, я очень тебе благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

 

Правила для родителей при общении с детьми.

Безусловно принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его, сочувствуйте, переживайте.

Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу записки.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

 

 

 

 

Приложение № 7

Программа реабилитации детей с нарушением эмоциональной сферы

Реабилитационная программа опирается на следующие психологические особенности детей:

личностные изменения (неадекватные образ Я и самооценка, низкий уровень развития рефлексии, выраженный эгоцентризм);

состояние отчужденности от культуры и других людей;

повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, наличие страхов, нарушение эмоционального состояния;

неумение общаться и взаимодействовать с другими людьми, бедный опыт позитивных социальных контактов;

низкий уровень развития самостоятельности, самоконтроля, социальной компетенции.

Личностные и поведенческие отклонения детей обуславливают низкую социальную компетенцию, беспомощность, неприспособленность к нормальной жизни, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками и взрослыми, нарушение всех видов деятельности (игра, труд, учеба, общение).

Задачи реабилитационной программы:

1.Развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, сравнение своих хороших качеств).

2.Развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, нахождение способов достижения успеха).

3.Развитие Я- концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого успеха, оценка необходимости себя).

4.Развитие навыков социальной компетенции (понимание другого, умение договориться, цели самосовершенствования).

Преодоление эгоцентризма, установка на партнерство и совместную деятельность.

 

 

Приложение № 8

Игры упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации

Воображение. Игра проводится с воображаемыми предметами.

Взрослый и ребенок имитируют парные движения: переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами.

 

Дружная пара. Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

 

Угадай, что я делаю. Ребенок и взрослый с помощью мимики и пантомимики по очереди изображают действия, например лыжника (катится с горки), дирижера оркестра, скрипача, пловца, канатоходца, художника и т.д. И каждый отгадывает, кого изобразил другой игрок.

 

 

Поиграй с пособием. Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ребенок повторяет те же действия с мячом.

Затем взрослый спрашивает: Что еще может делать наш мяч? Ребенок придумывает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д.), а взрослый повторяет.

Затем оба игрока выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу, бросание мяча и т.д.

 

Мы - петрушки. Взрослый и ребенок сидят на корточках, держась за руки (разговаривают, шутят). По сигналу одновременно подпрыгивают.

Звучит музыка: взрослый и ребенок притопывают ногами, выполняют приставные шаги с приседаниями, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

 

Веселые хлопушки. Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движение повторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

 

 

Непреодоленная детская эгоцентричность может стать одной из серьезных причин неумения человека вступать во взаимодействие с окружающими, налаживать дружеские связи и партнерские взаимоотношения. Человек настолько сосредоточен на себе, что не может адекватно оценить душевное состояние другого, понять реакцию на свои поступки.

Способность точно воспринимать состояние другого человека психологи обозначают термином сензитивность. Развитие сензитивности является важнейшим аспектом педагогической работы. Конечно же, это очень непростая задача развивать в ребенке душевную чуткость. В первую очередь здесь играет роль умение самого педагога проявлять необходимый такт и внимание к состоянию детей.

Но небесполезным окажется в этой работе и знакомство малышей с основными элементами мимической грамоты.

Еще в XIX веке немецкий анатом К.Пидерит сделал рисунки, на которых показал, что выразительность лица достигается изменением положения рта, глаз, бровей, носа. Позже психологи Тайер и Шифт создали модели, на которых душевное состояние человека передается при помощи изменения положения бровей и губ.

Человек высоко поднимает брови, если он не верит тому, что услышал; поднимает наполовину, если удивлен; сохраняет в нормальном положении, если нейтрален; слегка сдвигает брови к переносице, если недоумевает; брови сильно сдвигаются вниз, к переносице, когда человек сердится или охвачен жестокостью. Уголки рта поднимаются вверх, когда человек доволен, и опускаются, если он огорчен.

Если у наших читателей есть опыт использования детьми карточек настроений, ждем писем с описанием их творческих находок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_emotsii.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Эмоциональный мир ребенка. Его значения и пути развития.»

Цели:

1.Формирование эмоций и чувств в жизни человека.

2. Формирование сопереживания и путей его становления у младших школьников.

3.Формирование семейных традиций в воспитании эмоциональности ребенка.

Задачи:

1.Выявление самооценки учеников класса

2.Определение причин преобладания негативных и позитивных эмоций у учащихся.

3.Формирование у родителей понимания необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.

Предварительная подготовка: тестирование учащихся, их рисунки; оформление доски.

Форма проведения: семейный совет

Ход собрания:

I.Вступительное слово учителя:

           Уважаемые родители!

           Сегодняшний наш разговор будет о человеческих эмоциях.

В ряде наблюдений за детьми в классе, а также в ходе беседы с классным руководителем, мы пришли к таким выводам (учитель выдает родителям результаты тестирования детей, каждому индивидуально работу своего ребенка). На основании этих результатов мы сделали общий вывод, что 60% учеников класса имеют повышенный уровень тревожности, имеют неадекватно завышенную самооценку. Поэтому, обозначив эту проблему, мы решили провести родительское собрание на тему Эмоциональный мир ребенка.

Ведь каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

           Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Так распорядилась природа. Однако мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и пытаемся внести свои коррективы в существование и развитие ребенка. Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу. Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.

Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

II. Беседа с родителями:

Учитель обращает внимание родителей на доску. На доске развешены рисунки детей на тему Моя семья (тема не указана).

           На одной стороне расположены яркие, светлые рисунки; семья изображена обычно в полном составе. Фигуры людей хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица. Присутствуют различные украшения.

           На другой стороне расположены темные, мрачные рисунки. Линии размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы. Люди изображены в одиночестве, или отделены какими-то барьерами.

Родителям предлагается внимательно рассмотреть эти рисунки, и догадаться на какую тему рисовали дети. Далее выслушав все мнения, учитель говорит, что дети рисовали на тему Моя семья, но каждый передал свое восприятие домашней атмосферы.

            Далее следует беседа с родителями: По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или о неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи может означать, что ребенок избавляется от эмоционально неприемлемых для него людей.

            Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне.

            Если ребенок вообще не рисует себя, значит он не видит своего места в семье.

Темные цвета, также признак негативного эмоционального состояния ребенка.

Учитель дает возможность родителям несколько минут подумать над этой информацией, подойти поближе к рисункам, рассмотреть их.

            Затем педагог объясняет: То, что вы видите, связано, в первую очередь, с эмоциональным дискомфортом ребенка в семье, ведь, как считают специалисты. Рисунок является проекцией его душевного состояния. Учитель предлагает подумать и ответить на вопрос, почему дети именно так изобразили свою семью, и затем подытоживает их ответы.

           Уважаемые родители! Сегодня на собрании мы с вами говорим об эмоциях и их роли в нашей жизни. Как вы знаете, эмоции бывают как положительные, так и отрицательные. Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции её уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок ищет любой способ, чтобы не ходить в школу. Мне бы хотелось обратить ваше внимание именно на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

           Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Этот принцип безусловное принятие ребенка. Безусловно принимать ребенка значит, любить его не за то, что красивый, умный, помощник, а за то, что он просто есть.

Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об условной любви: что-то выполнил хороший, чего-то не сделал плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания сводится к какой-то дрессировке.

           Психологами доказано, что любовь, забота, ласка это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него должно возникать сомнений в расположении родителей. В своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Известный семейный психотерапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания. А для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии - необходимое условие нормального психического развития ребенка. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в вашей семье.

Далее учитель предлагает родителям два теста, в которых надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли работать над собой и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

                                                           Первый тест « Кто я? »

           Надо десять раз задать себе этот вопрос и записать ответы на листочке. Когда работа закончена, учитель предлагает родителям оценить ее результаты: Посмотрите, на каком месте стоит ответ Я мать или Я отец. Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является наиболее важной в жизни. Если же ответ стоит в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка.

                                                   Второй тест  « Какой мой ребенок? »

            Нужно написать десять эпитетов, которые отображают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком + и -, только с точки зрения родителя. Когда работа будет сделана, педагог предлагает подсчитать, сколько получилось плюсов и минусов. Если плюсов не менее 8, то в отношениях с ребенком все в порядке. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и расположением. Слепая любовь не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать сове дитя наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель или недостаточно любящий. Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то о ни каком принятии не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное любовь и искренность ребенка.

                                                         III. Педагогический тренинг

          Учитель предлагает родителям несколько упражнений на отдых и расслабление по теме собрания.

1.Две минуты отдыха

Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула, закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... делайте то, что вам приятно делать... Или ничего не делайте, как хотите... Побудьте там, где вам хорошо, три минуты

Через 2-З минуты группа выходит из упражнения сама.

2.Ритм (взято из системы И. Роджерса).

Целью упражнения является создание гармонии внутреннего мира родителей, ослабление психологической напряженности развитие внутренних психических сил.

Инструкция: это упражнение выполняется в паре и помогает участникам формировать открытость к собеседнику.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один ведущий, второй зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль зеркала пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно думать, что ваш ребенок индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом. Чтобы правильно понять его, необходимо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

3.Модальность.

Инструкция: почувствуйте себя ребенком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит дома? Примерно следующие: Ты должен хорошо учиться! Ты должен думать о будущем! Ты должен уважать старших! Ты должен слушаться старших! Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: Ты можешь..., Ты имеешь право..., Тебе интересно....

А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе, обращаясь к ребенку. А говорите следующее: Я могу тебя наказать..., У меня есть полно право..., Я знаю, что делать..., Я старше и умнее... Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ребенку.

Ребята понимают, что они не могут ничего, для них одни запреты, а взрослые могут все, у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не вытянуть возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся.

Типичная фраза  -  «Как необходимо говорить»

Ты должен хорошо учиться! - «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться»

Ты должен думать о будущем! - «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию ты планируешь выбрать?»

Ты должен уважать старших! - «Ты знаешь: уважение к старшим это элемент общей культуры человека»

Ты должен слушаться учителей и родителей! - «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

IV.Подведение итогов собрания.

В конце беседы учитель проводит анкетирование родителей (см. приложение № 1). Листки с ответами родители отдают педагогу, которые он использует при дальнейшей работе, как с родителями, так и с детьми.

Затем учитель выдает памятки рекомендации для родителей, которые он заранее подготовил (см. приложение № 2,3,4).

Чтобы закончить собрание на положительной ноте, учитель предлагает родителям посмотреть презентацию класса, где ребята участвуют в жизни школы и класса.

Приложение № 1.

Анкета для родителей

1.Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете?

2.Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.

4. Эмоционален ли ваш ребенок?

5. Умеет ли ваш ребенок радоваться?

6. В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?

7. Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости, удовольствия?

8. Каким образом вы это делаете?

9. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?

10. Как часто негативные эмоции вашего ребенка связаны со школой и учебной деятельностью?

11.Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих учебных неуспехах?

12. Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?

Приложение № 6

Памятка-рекомендация для родителей

При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:

Я тысячу раз говорил тебе, что

Сколько раз надо повторять

О чем ты только думаешь

Неужели тебе трудно запомнить, что

Ты становишься

Ты такой же, как

Отстань, некогда мне

Почему Лена (Настя, Ваня) такая, а ты - нет

При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:

Ты у меня самый умный (красивый)

Как хорошо, что ты у меня есть.

Ты у меня молодец.

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.

Спасибо тебе, я очень тебе благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Правила для родителей при общении с детьми.

Безусловно принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его, сочувствуйте, переживайте.

Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу записки.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

Приложение № 7

Программа реабилитации детей с нарушением эмоциональной сферы

Реабилитационная программа опирается на следующие психологические особенности детей:

личностные изменения (неадекватные образ Я и самооценка, низкий уровень развития рефлексии, выраженный эгоцентризм);

состояние отчужденности от культуры и других людей;

повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, наличие страхов, нарушение эмоционального состояния;

неумение общаться и взаимодействовать с другими людьми, бедный опыт позитивных социальных контактов;

низкий уровень развития самостоятельности, самоконтроля, социальной компетенции.

Личностные и поведенческие отклонения детей обуславливают низкую социальную компетенцию, беспомощность, неприспособленность к нормальной жизни, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками и взрослыми, нарушение всех видов деятельности (игра, труд, учеба, общение).

Задачи реабилитационной программы:

1.Развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, сравнение своих хороших качеств).

2.Развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, нахождение способов достижения успеха).

3.Развитие Я- концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого успеха, оценка необходимости себя).

4.Развитие навыков социальной компетенции (понимание другого, умение договориться, цели самосовершенствования).

Преодоление эгоцентризма, установка на партнерство и совместную деятельность.

Приложение № 8

Игры упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации

Воображение. Игра проводится с воображаемыми предметами.

Взрослый и ребенок имитируют парные движения: переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами.

Дружная пара. Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

Угадай, что я делаю. Ребенок и взрослый с помощью мимики и пантомимики по очереди изображают действия, например лыжника (катится с горки), дирижера оркестра, скрипача, пловца, канатоходца, художника и т.д. И каждый отгадывает, кого изобразил другой игрок.

Поиграй с пособием. Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ребенок повторяет те же действия с мячом.

Затем взрослый спрашивает: Что еще может делать наш мяч? Ребенок придумывает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д.), а взрослый повторяет.

Затем оба игрока выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу, бросание мяча и т.д.

Мы - петрушки. Взрослый и ребенок сидят на корточках, держась за руки (разговаривают, шутят). По сигналу одновременно подпрыгивают.

Звучит музыка: взрослый и ребенок притопывают ногами, выполняют приставные шаги с приседаниями, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

Веселые хлопушки. Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движение повторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

 

Непреодоленная детская эгоцентричность может стать одной из серьезных причин неумения человека вступать во взаимодействие с окружающими, налаживать дружеские связи и партнерские взаимоотношения. Человек настолько сосредоточен на себе, что не может адекватно оценить душевное состояние другого, понять реакцию на свои поступки.

Способность точно воспринимать состояние другого человека психологи обозначают термином сензитивность. Развитие сензитивности является важнейшим аспектом педагогической работы. Конечно же, это очень непростая задача развивать в ребенке душевную чуткость. В первую очередь здесь играет роль умение самого педагога проявлять необходимый такт и внимание к состоянию детей.

Но небесполезным окажется в этой работе и знакомство малышей с основными элементами мимической грамоты.

Еще в XIX веке немецкий анатом К.Пидерит сделал рисунки, на которых показал, что выразительность лица достигается изменением положения рта, глаз, бровей, носа. Позже психологи Тайер и Шифт создали модели, на которых душевное состояние человека передается при помощи изменения положения бровей и губ.

Человек высоко поднимает брови, если он не верит тому, что услышал; поднимает наполовину, если удивлен; сохраняет в нормальном положении, если нейтрален; слегка сдвигает брови к переносице, если недоумевает; брови сильно сдвигаются вниз, к переносице, когда человек сердится или охвачен жестокостью. Уголки рта поднимаются вверх, когда человек доволен, и опускаются, если он огорчен.

Если у наших читателей есть опыт использования детьми карточек настроений, ждем писем с описанием их творческих находок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первом классе "Эмоции положительные и отрицательные"

Родительское собрание в первом классе по теме: "Эмоции положительные и отрицательные" Форма проведения: семейный совет....

Презентация к родительскому собранию на тему "Развитие положительных эмоций у школьников"

Презентация к собранию, которое проводилось с родителями второклассников....

Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"

Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....

Родительское собрание "Эмоции положительные и отрицательные"

Один из вариантов проведения родительского собрания, которое поможет ознакомиться с самооценкой детей и определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся. ...