Элементы лечебной гимнастики в работе с детьми младшего школьного возраста
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Иванчина Марина Александровна

В методической разработке описываются комлпексы с включением элементов лечебной гимнастики, направленные на профилактику нарушений осанки и зрительной патологии у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanchina_m.a._kompleksy.docx55.18 КБ

Предварительный просмотр:

Иванчина Марина Александровна
учитель

ГБОУ гимназия при ГРМ Центрального района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург

Элементы лечебной гимнастики в работе с детьми младшего школьного возраста

Профилактика нарушений осанки

В программном содержании 1-4 классов важное место занимают специальные упражнения для формирования правильной осанки. Необходимо помнить, что упражнения не должны быть сопряжены с болью и особенно с ее усилением. Упражнения лечебной гимнастики, направленные на профилактику сколиоза, целесообразно включать в комплексы физкультминуток, проводимых непосредственно за партами.

  1. Исходное положение: сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища. Повернуть голову в крайне правое положение, затем в левое, Повторить 5-10 раз.
  2. Исходное положение: сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища. Опустить голову вниз, стараясь по возможности прижать подбородок к груди. При хорошей подвижности шейных позвонков можно подбородком ощутить грудную выемку. Повторить 5-10 раз.
  3. Исходное положение: сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи насколько это возможно и удержать в таком положении в течение 10 секунд. Расслабиться, опустить плечи и глубоко вдохнуть. Расслабив мышцы шеи и плечевого пояса, почувствовать, как налитые тяжестью руки оттягивают плечи вниз. Оставаться в таком состоянии 10-15 секунд. Повторить упражнение 5-10 раз.
  4. Исходное положение: сидя на стуле. Положить руки на затылок и прогнуться назад так, чтобы позвоночник был прижат к верхнему краю спинки стула, при этом выгибается также и грудной отдел позвоночника, особенно та его часть, которая прижата к спинке стула. Прогнуться назад и наклониться вперед 3-4 раза.
  5. Исходное положение: сидя на прочном основании, ноги при этом держать немного врозь. Выпрямить руки над головой, обхватив левой рукой запястье правой. Наклониться как можно больше влево и немного потянуть правую руку, при этом справа ощущается скованность боковых мышц грудной клетки. Затем поменять положение рук. Наклониться вправо и потянуть левую руку. Повторить упражнение 5-10 раз в каждую сторону
  6. Исходное положение: сидя, одну ногу вытянуть перед собой, другую, согнув в колене, немного отставить в сторону. Наклониться вперед к вытянутой ноге, стараясь достать стопу руками. Если это упражнение делать правильно, можно почувствовать, как ”тянутся” мышцы на задней стороне бедра вытянутой ноги, прикрепляющиеся к костям таза. Повторить 10 раз. Поменять положение ног и повторить 10 раз в новом положении.

Профилактика нарушений зрения

Для профилактики возникновения близорукости и замедления ее прогрессирования следует включать в работу с обучающимися упражнения для глаз. С приходом в школу у детей первого класса глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность, Поэтому на уроках физкультуры в 1-4-х классах для всех школьников на фоне общеразвивающих упражнений рекомендуется включать упражнения для глаз.

Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры должны выполняться вместе с общеразвивающими и корригирующими упражнениями. Для этого нет необходимости включать в урок дополнительные специальные упражнения. Важно понять принцип выполнения упражнений для глаз и обучить этому школьников. Специальные упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем возможным направлениям. При выполнении любого общеразвивающего упражнения, особенно связанного с движением рук, рекомендуется одновременно с ним выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Например, в исходном положении лежа на спине, руки вдоль туловища на счет 1 поднять руки вверх, следить за кончиком большого пальца (мячом, цветной точкой на гимнастической палке и т.д.), на счет 2 руки опустить. Амплитуда движения глаз вверх - вниз максимальная. Повторить 3-4 раза. В урок следует включать 2-3 таких упражнения.

Упражнения для глаз выполняются по следующим направлениям:

  • вверх — вниз,
  • вправо — влево,
  • по диагонали,
  • круговые движения.

Важно строго соблюдать дозировку. В первом полугодии каждое упражнение повторяется 3-4 раза, а во втором — до 6-8 раз. Амплитуда движения глаз максимальная, темп медленный и средний. Эти упражнения выполняются для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.

Кроме уроков физкультуры следует предусмотреть активный отдых для глаз на общеобразовательных уроках. Через 25-30 минут после начала урока школьникам предлагают быстро поморгать глазами в течение 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно одну минуту, откинувшись на спинку стула.

Специальные упражнения для глаз рекомендуется включать в комплексы утренней гимнастики:

  1. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад. Повторить 3-4 раза. Глазами следить за кончиком большого пальца.
  2. Исходное положение: сидя на стуле, руки опущены. Зажмурить глаза и открыть. Выполнять в среднем темпе, повторить 4-5 раз.
  3. Ходьба 30 секунд, глубоко дышать, взгляд переводить вверх-вниз с максимальной амплитудой. Повторить 4-5 раз.
  4. Исходное положение: основная стойка. Одновременное движение рук и ноги в стороны по З раза, взгляд переводить слева направо и наоборот. Следить за дыханием.
  5. Исходное положение: стоя. Спокойно подышать и поморгать глазами 7-8 раз.

Учитывая, что у детей, страдающих близорукостью, чаще наблюдается нарушение осанки, слабость соединительного аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять вперед туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упражнениям. Важную роль играют и дыхательные упражнения, усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения физической нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми младшего школьного возраста

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосозна...

Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.

•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не   расплачива...

ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пути развития ребёнка.Игра-один из важнейших приёмов работы с детьми младшего школьного возраста.Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса.Учить играя....

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...