тематическое планирование - 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

тематическое планирование и рабочие программы для 3-х  классов по УМК Горячев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kl-12.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися
3-го класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачикурса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


Содержание учебного предмета

3 класс

1. Алгоритмы (8 часов).

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Учащиеся должны:

понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

2. Группы (классы) объектов (8 часов).

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Учащиеся должны:

описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;

записывать значения  признаков в виде таблицы;

 описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

3. Логические рассуждения (10 часов).

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Учащиеся должны:

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Учащиеся должны:

находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;  

находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;

располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;  

находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Форма промежуточной и итоговой аттестации –контрольные работы:в 3 классе – 4.

В середине каждой части тетради находятся бланки с заданиями контрольных работ. В первую часть тетради включены задания контрольных работ №1, и №2, во вторую часть – задания работ № 3, и №4. Задания каждой контрольной работы представлены в двух вариантах. Перед началом работы с комплектом рекомендуется вынуть из середины каждой части тетради двойные листы с заданиями контрольных работ и разрезать посередине. В результате на каждом из восьми бланков будут задания одного варианта одной контрольной работы.

         Наименование

изучаемой темы, раздела

Тема  лабораторной, практической работы, контрольной работы, экскурсии

Дата

проведения

1

Алгоритмы

Контрольная работа № 1 «Алгоритмы»

14.11

2

Группы объектов

Контрольная работа № 2 «Группы объектов»

19.12

3

Логические рассуждения

Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения»

27.02

4

Применение моделей для решения задач

Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач »

15.05

Литература

Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. :Баллас, 2006. – 144 с.;

Информатика и ИКТ «Мой инструмент компьютер». 3 класс. Учебник. М.: Баллас, 2010. – 80 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);.

Календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности

Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1.Алгоритмы (10 ч)

Раздел 1

1

ТБ.Введение. Компьютер вокруг нас. Правила поведения в компьютерном классе.

1

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений

Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели;  формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись;  линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; правила поведения в компьютерном классе; что такое компьютерные программы; рабочий стол.

Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем;

Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; включать и выключать компьютер, открывать некоторые компьютерные программы.

самоконтроль

05.09

2

Компьютерные программы. Рабочий стол

1

ПР

С.1-2

12.09

3

Включение и выключение компьютера

1

ПР

С.3-4

19.09

4

Алгоритм.

1

№3-4

26.09

5

Схема алгоритма.

1

ФО

№9(3,4), 10(3)

03.10

6

Ветвление в алгоритме.

1

СР, ФО

№13, 15(раск)

10.10

7

Цикл в алгоритме.

1

ФО

№18

17.10

8

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

СР

№22

24.10

9

Подготовка к контрольной работе.

1

ФО

№26

07.11

10

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

1

КР

№29,30

14.11

2.Группы (классы) объектов (5 ч.)

К главе 2

11

Состав и действия объектов.

1

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

– участие в коллективном обсуждении;

Знать: общие названия и отдельные объекты;  разные объекты с общим названием;  разные общие названия одного отдельного объекта;  состав и действия объектов с одним общим названием;  отличительные признаки;  значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе;  имена объектов;

Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;  находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

 именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;  записывать значения  признаков в виде таблицы;  описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

ФО

№5,6, 9

21.11

12

Группа объектов. Общее название.

1

СР, ФО

№12, 14, 17

28.11

13

Общие свойства объектов группы.Особенные свойства объектов группы.

1

ФО, СР

№ 18, 20, 21, 23,24

05.12

14

Единичное имя объекта.

Отличительные признаки.

1

ФО, СР

№32,34, 37, 39

12.12

15

Контрольная
работа № 2

«Группы объектов».

1

КР

№ 42, 44

№ 45

19.12

3. Логические рассуждения  (10ч)

К главе 3

16

Множество. Число элементов множества.

1

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– анализировать условия учебной задачи;

–  умение оценивать работу в соответствии с критериями;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

Знать: понятия множество, подмножество;  высказывания со словами «все», «не все», «никакие»;  отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);

 истинность высказываний со словом «не»;  истинность высказываний со словами «и», «или»;  графы и их табличное описание;

пути в графах;  деревья;

Уметь: определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству);  определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств);  отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;  строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»;  определять истинность составных высказываний;  выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений.

ФО

№5, 8, 7

(закрасить)

26.12

17

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

1

ФО, СР

№12

16.01

18

Пересечение и объединение множеств.

1

ФО, СР

№16, 17

13.01

19

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не».

1

ФО, СР

№22

30.01

20

Истинность высказываний со словами «И», «Или».

1

ФО, СР

№26

06.02

21

Граф. Вершины и ребра.

1

ФО, СР

№29

13.02

22

Граф с направленными ребрами.

1

ФО, СР

№34, 35

20.02

23

Контрольная работа №3  «Логические рассуждения».

1

КР

№40, 42

27.02

24

Компьютерная графика

1

ПР

С.5-6

06.03

25

Основные операции при рисовании

1

ПР

С. 6-7

13.03

26

Рисование и стирание точек, линий фигур.

1

ПР

С. 7

20.03

27

Заливка цветом

1

ПР

С.8

03.04

4.Применение моделей (схем) для решения задач (8ч.)

К главе 4.

28

Аналогия.

1

– анализ условия учебной задачи;

– оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения

Знать:  понятие аналогии;  понятие закономерности;  аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией.

Уметь:   находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;  находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;

 располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;  находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию

ФО, СР

№1,

10.04

29

Закономерность.

1

ФО, СР

№7, 8, 13, 15

17.04

30

Аналогичная закономерность.

1

ФО, СР

№20, 21 (22), 23

24.04

31

Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».

1

ФО, СР

№26, 28

08.05

32

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

1

КР

№30, 33

15.05

33

Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.

1

самоконтроль

№36, 45

22.05

34

Нахождение выигрышной стратегии.

1

ИЗ

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...