Методические рекомендации к теме "Логика"
учебно-методический материал по информатике по теме

В методической рекомендации имеются следующие разделы:

1.      Пояснительная записка. 3

1.1.       В какую содержательную линию входит тема. 3

1.2.       Место темы в учебном плане и порядок изучения темы.. 3

1.3.       Цели изучения темы.. 4

2.      Содержание темы (примерное тематическое планирование). 4

3.      Планируемые  результаты освоения содержания темы. 5

4.      УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы и развитие темы в данном УМК по классам. 7

5.Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК; 8

6.Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК. 9

Список литературы: 10

Приложение 1. План конспект урока. 10

Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме. 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryashova_e.n.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Экзаменационное портфолио

по дисциплине

«Теория и методика преподавания информатики»

на тему:  «Элементы математической логики »

Выполнил: учитель информатики

МБОУ «Шолинская ООШ»

Красночетайского района

Кудряшова Елена Николаевна

Проверил: доцент кафедры математики и информационных технологий

Гурьева Оксана Валериевна

Чебоксары

2013

Содержание:

1.        Пояснительная записка        

1.1.        В какую содержательную линию входит тема        

1.2.        Место темы в учебном плане и порядок изучения темы        

1.3.        Цели изучения темы        

2.        Содержание темы (примерное тематическое планирование)        

3.        Планируемые  результаты освоения содержания темы.        

4.        УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы и развитие темы в данном УМК по классам.        

5.Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК;        

6.Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК        

Список литературы:        

Приложение 1. План конспект урока        

Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.        

  1. Пояснительная записка
  1. В какую содержательную линию входит тема

Тема «Элементы математической логики» входит в линию  Математические основы информатики.

Формирование необходимых качеств современного человека, ключевых компетенций, а также качественное «преобразование» информации в знания невозможно без изучения основ логики.[1]

Изучение логики развивает:

  1. ясность и четкость мышления;
  2. способность предельно уточнять предмет мысли;
  3. внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях;
  4. умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.

Человек, овладевший знанием и навыками логического мышления, всегда понятен в изложении своих мыслей окружающим. Он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в дискуссии, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок, т.е. изучение логики позволяет решить одну из основных задач дидактики: отработка общелогических умений и навыков во всех учебных курсах.[2] Таким образом, изучение этого раздела способствует более качественному овладению знаниями по другим учебным предметам, что подтверждает интегрирующую роль информатики в целом и данного курса в частности.

  1. Место темы в учебном плане и порядок изучения темы

Тема изучается в 9 классе по УМК «Информатика и ИКТ» Босовой Л.Л.

На изучение данной темы отводится 5 уроков ( с 8 по 12 уроков)

Порядок изучения темы:

  1. Высказывание. Логические операции.
  2. Построение таблиц истинности для логических выражений.
  3. Свойства логических операций.
  4. Решение логических задач.
  5. Логические элементы.

  1. Цели изучения темы

Основные цели данной  темы:

  1. Организовать учебный процесс учащихся по изучению понятий:
  2. математическая логика;
  3. логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция);
  4. обозначения и таблиц истинности логических операций;
  5. обозначения высказываний.
  6. способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;
  7. создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умение приводить примеры логических операций;
  8. способствовать развитию познавательного интереса.
  1. Содержание темы (примерное тематическое планирование)

Основное содержание: Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.  Логические элементы.

В таблице №1 представлено примерное тематическое  планирование.

Таблица №1. Примерное тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

ЗУН

1.

Высказывание. Логические операции.

1

Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как объекте, об операциях над высказываниями

2.

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Уметь составлять  таблицу истинности для логического выражения

3.

Свойства логических операций.

1

Знать о свойствах логических операций (законах алгебры логики)

4.

Решение логических задач

1

Уметь составлять и преобразовывать  логические выражения в соответствии с логическими законами

5.

Логические элементы

1

Знать о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах

6.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа.

1

Уметь  записывать и преобразования логических выражений с операциями И, ИЛИ, НЕ.

  1. Планируемые  результаты освоения содержания темы.

Для основной школы  по ГОС 2004

Учащиеся должны знать:

Что такое логические величины, логическое выражение;

что такое логические операции, как они выполняются.

Для основной школы  по ФГОС НОО и ООО.

Цели изучения информатики в основной школе

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Предметные результаты:

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;[3]

  1. Умения, характеризующие достижение результата: понимать смысл понятия «высказывание», логических операций «конъюнкция», «дизъюнкция», «инверсия»;
  2. выделять в сложном (составном) высказывании простые высказывания, записывать сложные высказывания в форме логических выражений – с помощью букв и знаков логических операций;
  3. определять значение логического выражения;
  4. строить таблицы истинности для логического выражения;
  5. решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  6. решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

Выпускник научится:

  1. составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
  2. определять значение логического выражения;
  3. строить таблицы истинности;

Выпускник получит возможность:

  1. научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  2. научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
  1. УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы и развитие темы в данном УМК по классам.                

                Учебники, содержание которых соответствует  федеральному  государственному  образовательному стандарту  основного общего образования.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5кл.[Бином]
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 6 кл.[Бином]
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 кл.[Бином]
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 кл.[Бином]
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 кл.[Бином]

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования:

Информатика и ИКТ

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 9 кл.[Бином]

Издательство: ООО Издательство «Бином. Лаборатория знаний» Каталог издательства: Ч1:Ч2:
         Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. (Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067.) 

Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ.

Основной акцент сделан на реализации общеобразовательного потенциала курса, на формировании фундаментальных представлений за счёт систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющегося у школьников опыта. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)[4]

5.Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК;

Учебно-тематический план представлен в таблице № 2.

Таблица № 2. Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация и информационные процессы

9

6

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

4

3

3

Обработка графической информации

4

2

2

4

Обработка текстовой информации

9

3

6

5

Мультимедиа

4

1

3

6

Математические основы информатики

13

10

3

7

Основы алгоритмизации

10

6

4

8

Начала программирования

10

2

8

9

Моделирование и формализация

9

6

3

10

Алгоритмизация и программирование

8

2

6

11

Обработка числовой информации

6

2

4

12

Коммуникационные технологии

10

6

4

Резерв

6

0

6

Итого:

105

50

55

Также в таблице № 3 описано тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Таблица №3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Тема 6. Математические основы информатики (13часов) ( из них на логику отводится 5 чамов)

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Аналитическая деятельность:

анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

строить таблицы истинности для логических выражений;

вычислять истинностное значение логического выражения.

6.Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК

  • УМК Босова Л.Л.

Тема «Элементы математической логики» по УМК Босовой Л.Л. в пропедевтическом уровне  не изучается и впервые вводится в 8 классе ( 5 часов) основной школы (по ФГОС),а в9 классе не прослеживается.

По ГОСу изучение этой темы начинается с 9 класса

  • УМК Угринович Н.Д.

Тема «Элементы математической логики» по УМК Угриновича Н.Д. в пропедевтическом уровне  не изучается.Основы логики водится с 10 класса, прослеживается и в 11 классе ( по 5 уроков)

  • УМК Семакин И.Г.

Тема «Элементы математической логики» по УМК Семакин И.Г.  в пропедевтическом уровне  не изучается и впервые водится в 8 классе ( 2 часа). Прослеживается изучение темы в 9 (2 часа)  и 11(1 час) классах.

Список литературы:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. [Электронный ресурс].–Режим работы: http://www. metodist.lbz.ru/
  6. Преподавание основ логики в курсе информатики основной школа

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/211504/ . – Загл.  с экрана.

Приложение 1. План конспект урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Элементы математической логики

__________________________________________

(Тема урока)

ФИО:  Кудряшова Елена Николаевна                        

Место работы: МБОУ «Шолинская  ООШ» Красночетайского района  Чувашской Республики

Должность: учитель информатики и ИКТ.

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс         9

Тема и номер урока в теме:         Тема: «Математические основы информатики». Урок № 8. Высказывание. Логические операции.  

Базовый учебник: УМК Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 9 класс.

Цель  урока: Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность, глубокое усвоение основных понятий логики;

Задачи:

  1. Обучающие:  Сформировать у учащихся понятия: формы мышления, логическое высказывание,  логические величины, логические операции. Развивать навыки самостоятельной работы с информацией средствами ИКТ.
  2. Развивающие: Способствовать развитию  логического мышления, быстроты реакции, памяти, внимательности, познавательного интереса, и творческих способностей учащихся.
  3. Воспитательные: Воспитывать ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа

Необходимое техническое оборудование:

1.Компьютер;

2.Проектор;

3.Принтер;

4.Модем ASDL;

5.Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса;

6.Сканер;

7.Web-камера;

8.Локальная вычислительная сеть.  

В таблице  №1 представлены структура и ход урока.      

                 Таблица №1. Структура и ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационное начало урока

Приветствует учеников; дает настрой на урок; проводит инструктаж по ТБ.

Раздает заготовленные таблицы для самостоятельного заполнения и объясняет, когда они пригодятся.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2

2.

Вхождение или погружение в тему

Предлагаю Вам сыграть в игру, которой мы, будучи школьниками, очень увлекались. Правило: ДА и НЕТ, не говорить. Учитель, в быстром темпе  задает добровольцу вопросы (например: тебя зовут Вася?, тебе 16 лет?, ты учишься в 10 классе и т.д.). Обычно, после нескольких вопросов ученики произносят запрещенные слова: ДА или НЕТ. Вместе с учениками делает вывод: без этих слов бывает сложно однозначно судить о том, правдиво Ваше предположение или нет.

Сегодня на уроке вы узнаете, какая наука пользуется только двумя константами: ИСТИНА и ЛОЖЬ, познакомитесь с основными понятиями этой науки и научитесь ими оперировать. А наука эта - ЛОГИКА

Принимают участие в игре сначала с учителем, затем в парах, на быстроту «выведения из строя». Анализируют итоги игры. Вместе с учителем делают вывод. Осознают цель урока.

3

3.

Освоение нового материала

ЭОР №1

ЭОР № 3 Основоположники логики

ЭОР №5 Логические задачи

ЭОР №4

Логические операции и таблицы истинности

ЭОР № 6 Логические задачи

Предлагает учащимся поработать в малых группах (по 2 человека за компьютером). Группы формируются по интересам (как обычно ребята работают в парах и знают свои компьютеры).

В течение 4-х минут Вам необходимо изучить содержание первых двух кадров ЦОР. Знакомит с интерфейсом проигрывателя. По истечение времени учитель задает ученикам вопросы:

1.Кто и когда создал алгебру логики;

2. Какие люди внесли вклад в развитие логики?

3.Что такое высказывание? Простое высказывание?

4. Далее учитель объясняет новый материал с использованием модуля (кадры: логические связки, конъюнкция, дизъюнкция, , отрицание).

В качестве промежуточного контроля предлагает учащимся работу на тренажере, фиксирует работу учащихся, при необходимости поясняет или дополняет ответы.

Рассаживаются за компьютеры (включены заранее).

Работают с ЭОР: первые 2 кадра: Введение и определение высказывания –самостоятельно изучают и выписывают в тетрадь фамилии людей, связанных с логикой и основные понятия: высказывание, простое высказывание.

Отвечают на вопросы учителя.

Разбирают задачу «Брадобрей» Слушают интерактивную лекцию, заполняют таблицы.

Выполняют задания тренажера, докладывают результаты работы группы, слушают ответы одноклассников, анализируют, дополняют при необходимости.

20

4.

Физкультпауза

Предлагает кому-то из учащихся провести физразминку для глаз.

Показывает точечный массаж ушных раковин.

Проводят и выполняют упражнения физразминки.

2

5.

Первичное закрепление изученного материала

Предлагает учащимся запустить ЭОР. Зная способности учеников, выбирает для каждой группы задания (достаточный уровень № 1, 2, 5; средний уровень № 3, 4, 6; высокий уровень № 5, 6, 7, 8)

Контролирует, корректирует, оказывает помощь при необходимости, оказывает моральную поддержку, организовывает проверку. За минуту до окончания выполнения заданий напоминает о времени

Анализируют полученную на уроке информацию и применяют ее для решения поставленных задач. Озвучивают свой выбор перед одноклассниками, комментируют при необходимости, участвуют в обсуждении работы других групп. Проводят самопроверку

13

6.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, объясняет процедуру проведения.

Наблюдает за ходом рефлексии, по расположению человечков делает вывод об успешности урока, о наличии учащихся, которым нужна дополнительная консультация

Анализируют урок, оценивают свою активность и результативность работы в группах.

С помощью маркера рисует фигуру человечка на одной из ступенек «Лестницы успеха» на маркерной доске.

3

7.

Объясняет учащимся домашнее задание

Записывают домашнее задание (можно разрешить ученикам сфотографировать его на мобильные телефоны)

2

Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации[5]

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Проигрыватель для Ос Windovs

http://fcior.edu.ru/player.page

2

Таблица истинности

ЭОР

К-типа

презентация

http://uchim.org/matematika/tablica-istinnosti

3

Основоположники логики

ЭОР

И- типа

иллюстрация

http://dolbinaanna.narod.ru/Bool6.htm

http://chernykh.net/content/view/131/

4

Основа логики. Логические операции и таблицы истинности

ЭОР

К- типа

тест

http://www.webmath.ru/poleznoe/tables_istinnosti.php

5

Логические задачи

ЭОР

П- типа

иллюстрация

http://lprobs.ru/prob158solve.html

6

Тренажер

ЭОР

П- типа

презентация

http://www.uchportal.ru/load/22-1-0-27704

Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.

http://metod-kopilka.ru/page-test.html

Тесты и контрольные работы по информатике

http://somit.ru/informatika_karta.htm

Онлайн-репетитор 2011-2012 по информатике

http://ladlav.narod.ru/i_test8_logika.htm

Тесты по логике

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657640

Онлайн - тест

http://oltest.ru/tests/filosofiya_i_psihologiya/logika/

Онлайн - тест

http://oniq.ru/user/login

Викторина по логике

http://iqrate.ru/tests.php?num=1

Тест на логику и интеллект

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Osnovy-logiki-693/Default.aspx

Онлайн - тест

http://festival.1september.ru/articles/211504/

Преподавание основ логики в курсе информатики основной школы

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/624/%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%9A%D0%90

Философская энциклопедия «Все о логике»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9

Википедия «Логика высказываний»

http://stepanenkoo.ucoz.ru/index/0-10

Сайт- портфолио учителя информатики

Полезные ссылки по теме

1.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

2.http://dolbinaanna.narod.ru/Bool6.htm

3.http://chernykh.net/content/view/131/

4.http://metod-kopilka.ru/page-2-2-10-20.html

5.http://fp.edu.ru/asp/authors.asp?AuthorB=%C1%EE%F1%EE%E2%E0+%C0%2E%DE%2E

6.http://festival.1september.ru/articles/574481/

7.http://informatika.ucoz.ua/index/logicheskie_operacii/0-19

8.http://pedsovet.su/load/15-1-0-835

9.http://infolike.narod.ru/logic.html#top

10.http://nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2007/web-11.pages/belousova/apresov_igor/elements_of_logic/elements_of_logic_3.htm

11. http://moodle.edu.cap.ru/mod/url/view.php?id=1597

12.http://master-test.net/ru/quiz/testing/id/6161

13. http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98665392


[1]Преподавание основ логики в курсе информатики основной школы [Электронный ресурс].–URL: http://festival.1september.ru/articles/211504/ (Дата обращения:18.10.2013).

[2] Преподавание основ логики в курсе информатики основной школы [Электронный ресурс].–URL: http://festival.1september.ru/articles/211504/ (Дата обращения:18.10.2013).

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная программа по информатике [Электронный ресурс].–URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421 (Дата обращения:18.10.2013).

[4]  Умк «Информатика и ИКТ»для 8-9 классов. Босова Л.Л. [Электронный ресурс].–URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

[5] иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...